itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мусульмане и алкогольный рынок в Татарстане

Ждать ли появления «халяльного пива» в республике?

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
772
Время на чтение 11 минут

Доклад на Девятых научно-практических чтениях, посвященных казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2018 года, Казань)

Особенностью развития государственно-конфессиональных отношений в Татарстане, которые представляются как пример симфонии традиционных религий и светских властей, заключаются в наличии определенного противоречия с позиционированием региона как «мусульманской республики» и одновременной поддержкой развития рынка алкогольной продукции со стороны местного руководства.

В постсоветский период в Татарстане, как и во всех остальных регионах России, произошел религиозный «ренессанс», сопровождаемый массовым строительством храмов, культовой инфраструктуры, вовлечением широких слоев населения в деятельность религиозных организаций. Выстраивая модель государственно-конфессиональных отношений, власти Татарстана, несмотря на формальную самостоятельность и независимость религиозных организаций от государства, на практике контролируют ситуацию в религиозной сфере, при необходимости активно в нее вмешиваясь.

Наиболее явно подобная черта государственно-конфессиональных отношений проявилась в период организации и проведения I съезда мусульман Татарстана 19 февраля 1998 года, когда светские власти пошли на организационное объединение в единое Духовное управление мусульман Республики Татарстан двух с 1992 года существовавших муфтиятов на территории республики. Раскол, охвативший мусульманскую умму России с начала 1990-х годов, привел к ситуации, когда в одном регионе могло существовать несколько централизованных мусульманских религиозных организаций разной юрисдикции и функционируют сразу несколько муфтиятов. Этот раскол во многих регионах страны не преодолен до сегодняшнего дня, однако в Татарстане в 1998 году светские власти решили эту проблему административным способом, объединив все мусульманские общины в единый муфтият. Поэтому описывая государственно-конфессиональные отношения в Татарстане применительно к исламской среде, их можно охарактеризовать как патерналистские: избрание или переизбрание того или иного кандидата на пост республиканского муфтия осуществляется на практике при полном контроле светских властей. Контроль, впрочем, распространяется и на остальную деятельность ДУМ РТ, что вполне устраивает муфтият, поскольку это сопровождается поддержкой, в особенности финансовой, со стороны местных властей. Надо добавить, что подобная особенность государственно-конфессиональных отношений оправдана, поскольку общество столкнулось с проблемой экстремизма и терроризма на религиозной почве в Татарстане, а потому контроль за религиозной сферой в республике со стороны властей неизбежен и даже необходим.

Между тем, подобная зависимость мусульманского духовенства от светского руководства Татарстана на практике приводит к появлению противоречий между исламским сообществом и политикой местных властей в других направлениях, что особенно заметно стало на примере развития алкогольной промышленности на территории региона. Более того, речь идет не только о реакции мусульманского сообщества Татарстана на государственную поддержку алкогольной индустрии, но и об отношении к рынку сбыта алкогольной продукции и популяризации ее распития.

Первый подобный случай, когда мусульманское сообщество вместе с трезвенническими организациями открыто выступило против насаждения «культуры» распития алкогольных напитков в Татарстане, имел место быть вокруг истории с призывом запретить проведение так называемого «Праздника пива» в 2000-е годы и демонтажем пивного бара «Раки» возле стен Казанского Кремля напротив строящейся тогда соборной мечети «Кул Шариф». Наибольшую активность в этом проявил Союз мусульманских женщин «Муслима» во главе с Альмирой Адиатуллиной. «Праздник пива» был инициирован татарстанской компанией «Красный Восток», которая и сбывала на нем свою продукцию, представляя массовое распитие пива в форме праздничного фестиваля. Власти Татарстана прислушались к этому призыву мусульманских общественников и трезвенников, и в 2005 году пивной бар «Раки» был демонтирован, а «Праздник пива» больше не проводился [1].

Впрочем, нельзя исключать, что то, что этот ежегодный фестиваль массового распития алкогольных напитков был прекращен, связан на самом деле с тем, что к январю 2006 года владельцы компании «Красный Восток» братья Айрат и Илшат Хайруллины, инициаторы «Праздника пива» у стен Казанского Кремля, продали ее турецкому пивному холдингу «Efes Beverage Group», а новым владельцам не пришло в голову (или они для себя посчитали недопустимым) организовывать подобные мероприятия на фоне мечети «Кул Шариф».

Однако развитие алкогольной промышленности и, соответственно, расширение рынка сбыта алкогольной продукции в Татарстане продолжает только наращивать обороты. Невооруженным глазом можно увидеть в каждом спальном районе любого из городов республики на первых этажах жилых домов открытые магазины по продаже алкоголя (сеть «РусАлка», «Алкомаркет», «Разливнович» и др.). Доходит до того, что как только строятся новые жилые комплексы в Казани, так в них одними из первых появляются именно эти магазины алкогольной продукции.

Иногда ситуация с алкоголизацией в Татарстане принимает порой просто гипертрофированные формы. Особенно примечательно в этой связи история с открытием весной 2018 года в Казани на центральной улице Баумана Музея самогоноварения, который его владельцами как насмешка назван «антиалкогольным». Против открытия этого заведения выступили как мусульманские общественные организации (в частности, Центр исламской культуры «Иман» г. Казани), так и светские трезвеннические организации (Международная независимая ассоциация трезвости), обратившись с соответствующими заявлениями в адрес властей Татарстана с требованием остановить популяризацию пьянства [2]. Однако власти проигнорировали требования общественности, заявив, что данное заведение не может считаться музеем, поскольку формально не включено в «Реестр музеев Республики Татарстан». Ситуация выглядит просто нелепой: владельцы «Музея самогоноварения» свое заведение назвали музеем, функционирует оно как музей с постоянной экспозицией, и, что особенно примечательно, дегустацией самогона, но поскольку оно не включено в Реестр музеев Республики Татарстана, музеем не является. Характерно то, что на открытие этого «музея» пришли тогдашний министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин и экс-премьер-министр республики Ильдар Халиков [3].

Кстати, это не единственный пример того, как идет потворство массовому распитию алкогольной продукции в Татарстане. Ставший уже хрестоматийным случай имел место быть 21 июля 2018 года в Калининграде на заседании Совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, когда президент Татарстана Рустам Минниханов заявил о необходимости поддержать свободную продажу пива во время спортивных мероприятий. Докладывая президенту России Владимиру Путину о том, что за время Всемирного чемпионата по футболу (1 июня - 15 июля 2018 года) в Казани болельщикам было продано пива на сумму 89 млн. рублей, Минниханов заявил: «Никаких эксцессов, никаких проблем [в связи с продажей пива] не было, - заверил президент Татарстана. - Просил бы посмотреть... Во-первых, все-таки мужчина любит пиво, а во-вторых, все-таки продукт... «Мне, конечно, стыдно говорить как мусульманину про пиво, но я забочусь о наших братьях, православных...» [4].

Надо сказать, что эти слова вызвали возмущение не столько у мусульманского, сколько у православного духовенства. Так, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела Московского патриархата по благотворительности Валерий Доронкин отнесся к словам президента Татарстана резко неодобрительно: «Да, у православных нет полного запрета на употребление алкоголя, но мы против пьянства, против употребления алкоголя в общественных местах, против свободной продажи алкоголя. Православный не значит пьяный, пьянство считается страшным грехом» [5]. Еще более жёстче прокомментировал слова Минниханова протоиерей Всеволод Чаплин: «Меня, конечно, удивляет, что человек, который вроде как является мусульманином, поднимает эту тему. Наверное, мусульманское духовенство и общественность мусульманская, если не боятся, должны по этому поводу что-то сказать. Но мне кажется, что любой нормальный православный человек этого странного подарка от одного из наших мусульманских друзей, наверное, не примет» [6].

Однако помимо требований о разрешении продажи пива на стадионах, в Татарстане открыли 19 августа 2018 года при участии руководства республики пивной завод «Белый Кремль» в Чистополе, принадлежащий государственной компании АО «Татспиртпром» [7] (единственным акционером ее является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан). Особенностью этого нового предприятия станет то, что на нем будут производить так называемое «халяльное пиво». Речь идет о безалкогольном пиве, которое будет производиться без стадии брожения.

Понятно, почему производители алкоголя заинтересованы в появлении «халяльного пива» на рынке Татарстана: чем больше покупателей, тем больше доходы, а те мусульмане, которые стараются приобретать именно халяльные продукты, т.е. разрешенные с точки зрения канонов ислама, по логике руководства АО «Татспиртпром» вполне могут быть той аудиторией, на которую рассчитан этот напиток. Тем более, что уже есть пример в России, когда один пивоваренный завод стал выпускать «халяльное пиво»: речь идет о компании «Балтика», которая еще в 2014 году получила сертификат «Халяль» на линейку безалкогольных солодовых напитков «Балтика 0» [8].

Но тут следует учитывать несколько моментов. Во-первых, в России несколько организацией, которые занимаются сертифицированием халяльной продукции. Центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России, который дал согласие признать халяльным безалкогольное пиво «Балтика 0», понес огромные репутационные потери в глазах мусульман, поскольку пиво, даже то, что именуется безалкогольным, воспринимается все равно как «харам» (т.е. находящийся под запретом для мусульман). Во-вторых, в 2018 году мусульманскую умму Татарстана уже охватил скандал с продажей в гастрономах республики так называемой «халяльной свинины», причастным к которому оказался Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. Репутационные потери от выпуска свинины с маркировкой «Халяль» ударили не только по руководству татарстанского муфтията: на это вынужден был обратить внимание и лично президент Татарстана Рустам Минниханов, потребовавший проверить всю мясную продукцию, выпускаемую как халяльную в регионе, на соответствие этому качеству [9]. Эхо скандала с «халяльной свининой» ощущается до сих пор. Соответственно, непонятно, у кого АО «Татспиртпром» в Татарстане получит на свою продукцию сертификат халяльности. Тем более, что мусульмане Татарстана крайне негативно восприняли эту новость [10]. Впрочем, алкогольная промышленность поддерживается в Татарстане на самом высоком уровне, ее интересы даже лоббируются перед федеральным руководством, а сертификат «Халяль» может выдать и какой-нибудь другой муфтият. Исключать подобного развития сценария нельзя.

Таким образом, мы видим, что по мере усиления исламского фактора в общественной жизни Татарстана неизбежно будут возникать противоречия между политикой светских региональных властей и мусульманскими религиозными кругами. Причем противоречивость заключается также в определенной степени непоследовательности политики самих светских властей республики. Получается странная ситуация: с одной стороны, элита Татарстана старается позиционировать регион как «мусульманскую республику», для чего ежегодно организует разного рода исламские форумы (самый крупный из них - «KazanSummit»), покровительствует массовому строительству мечетей, развитию исламского образования и исламской инфраструктуры, публично демонстрирует собственную религиозность и причастность к исламскому сообществу, участвуя в коллективных молитвах вместе с рядовыми верующими. С другой стороны, республиканские власти Татарстана не скрывают заинтересованность в развитии региональной алкогольной промышленности, которую всячески опекают и ради защиты интересов которой идут даже на репутационные потери. Поддерживаются даже такие странные проекты как «Музей самогоноварения» с дегустацией самогона для посетителей.

В итоге мы свидетели нелепой диалектики: региональная элита Татарстана поддерживает развитие исламской инфраструктуры в республике и одновременно покровительствует местной алкогольной промышленности, отстаивая ее интересы. Это все может привести к кризису в развитии индустрии халяльной продукции в Татарстане, поскольку бизнес, имея покровительство со стороны местных властей, и одновременное наличие зависимости мусульманского духовенства от последних, может ради увеличения прибыли пойти на производство продукции, запретной по канонам ислама, но имеющей халяльную маркировку. Это уже произошло на примере «халяльной свинины», вызвавшей серьезный скандал в 2018 году. Появление «халяльного пива» в Татарстане, видимо, будет вопросом времени, тем более, что алкогольный рынок в регионе неизбежно толкает бизнес, в развитии которого участвует государство, на его расширение и вовлечение еще больших слоев населения. Единственный способ свести к нулю маркетинговый эффект от подобного «халяльного пива» - полностью проигнорировать мусульманам и всем остальным покупку и употребление подобной продукции.

Примечания:

1. Сулейманов Р.Р. Опыт женских мусульманских организаций Татарстана в борьбе с алкоголизмом в постсоветский период // Пятые традиционные чтения: Материалы научно-практических чтений, посвященных казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2014 года) / Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс» (Казань). - 2014. - №1 (125). - С.65-68.

2. Исламский центр «Иман» и активисты за трезвость выступили против открытия музея самогона в Казани // "Татар-информ", 9 февраля 2018 года. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/02/09/597072/

3. На открытие Музея самогона в Казани пришли министр культуры и бывший премьер // "Вечерняя Казань", 22 марта 2018 года.

4. «Мне, конечно, стыдно говорить как мусульманину про пиво, но я забочусь о православных». Как Рустам Минниханов ратовал перед Владимиром Путиным за то, чтобы вернуть пенный напиток на стадионы страны // «Бизнес Online», 21 июля 2018 года. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/389424

5. В РПЦ не поддержали отмену запрета на употребление пива на стадионах // "РИА Новости", 23 июля 2018 года. URL: https://ria.ru/religion/20180723/1525175519.html

6. Каширин В. Пивная забота Минниханова // "Версия" в Татарстане, 24 июля 2018 года.

7. Рустам Минниханов осмотрел пивоваренный завод «Белый Кремль» в Чистополе // "Республика Татарстан", 19 августа 2018 года. URL: http://rt-online.ru/rustam-minnihanov-osmotrel-pivovarennyj-zavod-belyj-kreml-v-chistopole/

8. Тарлецкая А. Может ли на пенном напитке стоять значок «халяль»? // "Московский комсомолец" (Казань), 13 октября 2016 года. URL: https://kazan.mk.ru/articles/2016/10/13/mozhet-li-na-pennom-napitke-stoyat-znachok-khalyal.html

9. После скандала с «халяльной свининой» Рустам Минниханов поручил проверить всю продукцию под маркой «Халяль» // "Бизнес Online», 23 июня 2018 года. URL: https://www.business-gazeta.ru/news/386492

10. Васильева Н. Сначала «халяльное пиво», потом водка?.. Мусульмане Татарстана не оценили маркетинговый ход Татспиртпрома // "Вечерняя Казань", 21 мая 2018 года.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Сулейманов
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
«Заметное событие в российском религиоведении»
В Казани прошёл IV конгресс Русского религиоведческого общества
26.04.2021
Все статьи Раис Сулейманов
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09