Есть такое понятие в социальной психологии как позитивное мышление. Под этим понятием подразумевается система взаимоотношений, когда окружающими отмечается и поддерживается в человеке всё лучшее.
В обществе с позитивным мышлением человек неизмеримо увеличивает свои силы и возможности, так как одобрение его действий социумом способствует, во-первых - совершению полезных и разумных действий, во-вторых - сохранению его творческой энергии (неконструктивная критика всегда заставляет тратить лишнюю энергию на преодоление несправедливости и негатива).
Доброе, умное слово и доброе отношение - фундамент процветания человеческого сообщества, фактор, влияющий на умножение творческих способностей и увеличивающий продолжительность жизни любого из нас. По статистике творческие люди, в основном, долгожители. К сожалению, в случае нашей страны, где веками господствует система подавления личности, доброе слово и доброе дело либо не воспринимаются окружающими совсем, либо считаются признаком слабости.
Ребёнок, воспитанный в позитивной системе координат, в нашем социуме просто не выживет. Система подавления личности - замкнутый круг, из которого нет выхода. Поэтому родители, понимающие это, стараются отправить своих детей на учёбу в страны Запада - с прицелом перебраться туда на всю жизнь. То обстоятельство, что на Западе, при всей его рациональности, христианские традиции не прерывались, как в случае с СССР, играет огромную роль в отношениях людей в быту, работе, творчестве.
Но в последнее время, мне кажется, что-то начинает меняться и у нас в лучшую сторону. К таким выводам можно прийти как из наблюдений за жизнью нашего общества в целом, так и на отдельных примерах. Ряд творческих встреч с писателями, проведённых в Тобольске и Тюмени по приглашению председателя президиума общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова, как раз и есть прекрасный пример добрых перемен. Писатели, конечно, не так часто, но всё же встречаются с читателями. Однако происходит это, в основном, на местном уровне либо во время больших празднеств, где писатель лишь дополняет концертную программу.
А здесь в сибирские города прибыли известные писатели Борис Тарасов и Василий Дворцов из Москвы, и Юрий Перминов из Омска.
Во-первых, в гости к сибирякам приехали уважаемые и талантливые русские прозаики, публицисты и поэты. А во-вторых, прибыли они не с туристическими целями или для участия в шоу, как это водится сейчас, а принесли в Сибирь-матушку свое писательское слово, так необходимое в настоящее время человеку, потерявшемуся в дебрях политики. Познакомимся и мы с гостями сибирских литературных встреч.
Тарасов Борис Николаевич. Родился во Владивостоке в 1947 г. Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, в течение двух сроков был ректором Литературного института им. А.М. Горького. Автор книг «Паскаль»(1979,1982,2006), «Чаадаев» (1986, 1990), изданных в серии ЖЗЛ, «В мире человека» (1986), «Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский» (1999), «Мыслящий тростник» (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей) (2004 2009), «Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте» (2006) , «Феномены западной культуры Нового времени в контексте антропологических традиций Возрождения и христианской мысли» (2011), «Тайна человека и тайна истории» (2012), «Достоевский и современный мир» (2013), «Куда движется история?» (2002 , 2013) , четырехтомника избранных трудов (2017). Лауреат премии правительства РФ в области культуры (2013), Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2016) и ряда других. Живет в Москве.
Дворцов Василий Владимирович. Родился в Томске 15 февраля 1960 года. После школы приехал в Новосибирск, в шестнадцать лет поступил в медицинский институт, но окончил художественное училище. Театральным художником поработал в различных городах СССР, оформил более 50 спектаклей - от кукольных до классических балетов. С 1979 года участник зональных и всероссийских выставок. С 1983 года реставратор и художник Русской православной церкви. 400 авторских икон и картин по всей стране и за рубежом, кроме бригадных работ в Кишинёве и Горьком, лично расписал два сибирских храма в Черепаново и Могочино. С 2000 года публикуется в литературных журналах. Книгами стали романы «Аз буки ведал...», «Каиново колено», «Terra Обдория», повести «Тогда, когда случится», «Кругом царила жизнь и радость», «Ангел Ангелина», сборник прозы «Манефа», драматургический, публицистический и поэтические сборники. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. В настоящее время является заместителем председателя Правления Союза писателей России, живёт в Москве.
Перминов Юрий Петрович. Родился 16 мая 1961 году в Омске. Окончил Омский педагогический институт. Работал на заводе, корреспондентом газеты «Омское время», затем её главным редактором. Поэтические сборники: «Первые дороги» (1990), «Потому и живу» (1997), «Пусть город знает» (2007), «Как всякий смертный» (2008), «Свет из маминого окна» (2008) и другие. Лауреат Международной литературной премии «Югра», Международного поэтического конкурса «Золотое перо». Сейчас главный редактор альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Живёт в Омске.
Литературные встречи состоялись в конференц-зале ТРЦ «Жемчужина Сибири» в Тобольске 10 сентября, 11 сентября 2018 года в студии «Тюменская область сегодня» и в тот же день в Центральной городской библиотеке города Тюмени.
Тобольская встреча с писателями началась с представления гостей участникам литературного события от Аркадия Елфимова. В конференц-зале - местные поэты, писатели, библиотекари, студенты, преподаватели ВУЗов, школьные учителя, артисты, музыканты, активисты ветеранского движения. Полный зал - свидетельство большого интереса людей самых разных профессий к живому слову писателя.
Знакомство и общение с гостями открылось рассказом Василия Дворцова о том, как он тридцать четыре года собирался в Тобольск. Приехал, посмотрел и заболел городом, ибо Тобольск прекрасен. Далее состоялся разговор об особенностях подхода к творчеству. Поэт объяснил, почему он использует столь разнообразные литературные формы и направления. Причина в том, что каждая тема диктует свою литературную форму, требует индивидуального воплощения в тексте. Артистическое чтение, в буквальном смысле, пение Василием Дворцовым глав из его поэмы «Ермак», произвело на публику неизгладимое впечатление. Слушатели стали свидетелями уникального случая, когда текст, что называется, сам себя поёт:
«...Как я, уже негромкая, до тех краёв мороженных
Сумею, сноровлюся как, в ту ночку докричать:
«Сыночек-Василёчек мой! Не спать! Не спать! Не спать!!
Кромешно воры близятся! Не спать! Не спать!!
Убийцы скрытно тянутся, сыночек-Василёчек мой,
И речка бурно крутится - не надо спать!!»
Сыночек-Василёчек мой...» (Из «Материнской колыбельной»)
Что является главным в эпическом произведении Василия Дворцова? Мы слышим материнский плач-рефрен - не спать! И поэма в целом эмоционально воспринимается так, словно мать призывает древних героев Руси встать на защиту Отечества в годину бедствий. Призывает и всех нас! Поэтому удивительным образом историческая поэма «Ермак» смыкается с днём сегодняшним.
Далее поэтическую эстафету принял Юрий Перминов. Он прочёл стихи, где слышна удаль сибирская, которой, казалось бы, всё нипочём, но за этой внешней удалью слышится далёкий трогательный голос души:
«Мой сосед с утра пустой, как бубен,
от похмелья - тяжко на душе...
Даже он жалеть Ваграма будет,
разорись тот в прах на лаваше!
Мы тут знаем: жизнь - не бакалея,
ну а сахар - даже не еда...
...Никого на свете не жалея,
выжить можно,
но - не навсегда»
«...Никого на свете не жалея, выжить можно, но - не навсегда» - это о том, что «никого на свете не жалея», лично ты выживешь. А вот род твой - вряд ли. Без сочувствия, без жалости к ближнему, без взаимопомощи не бывает того, что мы называем народом! Казалось бы, строки лёгкие, иронические, но сколь глубока мысль, положенная в основу простого, на первый взгляд, стихотворения. И другие стихи, прочтённые Юрием Перминовым, при всей их мастерски выстроенной звукописи и музыкальности, дали слушателям возможность задуматься о самых важных вещах - о том, КТО ты, человек? КАК ты живёшь?
О том же, о двойственной природе русского человека, говорил и Борис Тарасов, подчёркивая те качества, которые определяют «Тайну человека и тайну истории». Как считает писатель, самым подлым веянием современности является смешение низшего с высшим, что нивелирует понятие противозаконности. Помните, то самое - от Ф.М. Достоевского - «...если нет Бога, значит, всё позволено»? Писатель говорил и о том, ЧТО есть свобода? Это не та вседозволенность, которая культивируется в современном мире, настоящая свобода есть свобода от греха. Как считал Достоевский, страсть к довольству - самая рабская черта. И если революция имеет своей целью именно достижение материального довольства, как это было в 1917 году, то на деле после совершения её наблюдается рост тёмной стороны человека, в частности происходит цареубийство как апогей рабской сущности, убившей в себе душу, совесть, сопереживание. Самое неразрушимое, самое долговечное в истории человечества - это нравственное деяние. Почему погибла Советская империя? Потому, что ушла от нравственности и духовности.
Прекрасный жизненный урок получили сибиряки, участники этой литературной встречи. Внимательное, доброе отношение к ближнему, то самое позитивное, христианское мышление, с которого и начался наш рассказ, сделало своё дело - молодые и не очень молодые люди ушли с этой встречи, получив то, что побудит их к размышлениям о жизни и человеке. Это главные вопросы для каждого живущего в нашем сегодняшнем мире. Что бы и как бы ни провозглашали политики, а победа всё равно будет за философами, людьми мыслящими, то есть за здравым смыслом.
По окончании встречи в Тобольске Аркадий Елфимов вручил Василию Дворцову диплом лауреата премии Дунина-Горкавича и прилагающиеся к нему медаль и нагрудный знак.
Премия им. А.А. Дунина-Горкавича учреждена общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» в 1994 г. За время работы конкурсной комиссии лауреатами этой премии стали более четырёх десятков деятелей литературы, театра, культуры, меценатов и других мастеров творческих профессий. Только за последние два года премия вручена: архитектору Алексею Белоусову; члену попечительского совета фонда «Возрождение Тобольска» Игорю Иванову; кандидату биологических наук, старшему научному сотруднику Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН Анатолию Каракулову; члену попечительского совета фонда «Возрождение Тобольска» Анатолию Коту; главному художнику литературно-художественного, историко-культурологического альманаха «Тобольск и вся Сибирь», художнику книги Ивану Лукьянову, Валерию Архипчуку, Сергею Заплавному, Ольге Самосюк, Лидии Шмаль, Сергею Сергееву.
Завершилась тобольская встреча с писателями раздачей автографов и живым общением участников литературного события.
На следующий день, 11 сентября 2018 года, состоялись творческие встречи с гостями в студии «Тюменская область сегодня» и в Центральной городской библиотеке Тюмени.
Содержание и направленность тюменских встреч несколько отличались от разговора в Тобольске. В частности, был сделан упор на философский вопрос о том, что являет собой наша современная реальность - величие прогресса или одну из стадий апокалипсиса? И что делать сейчас современному человеческому сообществу?
Борис Тарасов при ответе на этот вопрос подчеркнул, что вопрошание всей русской литературы «Что делать? И кто виноват?» не имеет смысла до тех пор, пока понимание и делание жизни исходит из «тёмной стороны» человека. Пока в нём нет сил добра и света, нет исцеления. Какая сила действует в нынешней цивилизации? Вспомним Ф.М. Достоевского. Напротив слов «Вавилонская блудница» в библии он написал: «Цивилизация». Вот это и есть состояние нынешней цивилизации, которую Борис Тарасов назвал, используя термин А. А. Зиновьева, человейником.
Василий Дворцов во время тюменских встреч с читателями говорил о состоянии современной литературы в сравнении с эпохой не столь далёкого прошлого, когда литература играла огромную роль в жизни общества. Но и тогда мыслители от литературы не были услышаны. Писатель сообщил о том, что сейчас идёт большая работа с молодыми литераторами. Создан и активно действует Совет молодых литераторов при СП России. Они сами ведут отбор талантливых авторов, мыслящих в православном ключе. И сейчас литературный процесс связан с формированием их самосознания, потому что литература, ставящая в основу православное мышление, погружает и писателя и читателя внутрь человека, в святая святых - душу и совесть.
Писатель рассказал, как трудно приходится молодым, избравшим для себя духовную стезю в литературе. На них идёт вал грязи, обвинений во всём и вся, угроз и клеветы. Некоторые из старшего поколения писателей считают, что молодые погибли.
Много слов было сказано Василием Дворцовым и о том, что сейчас в литературе господствует маленький человек - Акакий Акакиевич, вышедший из гоголевской «Шинели». А также о том, что в поэзии сегодняшнего дня преобладают женские голоса. Причина в том, что устоявшиеся формы современной поэзии не претерпевают развития. А женщины-поэтессы занимаются лишь содержательным заполнением этих форм. Но новые, новаторские формы в литературе можно ожидать лишь от мужчин. Но пока этого не происходит.
Мне кажется, вышеприведённые утверждения спорны, но доля истины в них присутствует.
Борис Тарасов в течение встречи ответил на вопрос молодого литератора - можно ли выучиться на писателя? Мэтр в своём ответе подчеркнул, что учиться, конечно, можно и нужно, но если у тебя нет «лампы от Бога», то есть таланта, страстного желания явить этот талант людям, то обучение ничего, кроме образованности не даст.
А талант ДОЛЖЕН учиться, чтобы не замкнуться в своём тесном мирке, а постоянно быть на связи с миром. Только при таких условиях литература становится интересной другим людям, обществу. Современные же писатели не только не учатся, но даже и не читают. Как известно, существует высказывание о том, что люди сначала мудрость променяли на образование, а образование променяли на информацию. Поэтому сейчас творческий конкурс на приём в Литинститут им. А. М. Горького не совмещается с теми знаниями и умениями, что школьники получают в системе ЕГЕ. Здесь экзаменатору нужно уметь отличить человека-однодневку от человека, устремлённого к небу.
В заключение литературного разговора Василий Дворцов отметил, что многие современные писатели ориентируются на признательность и успех у публики. Но этот критерий - есть дьявольская ловушка, ибо публика всегда склонна к упрощенческому восприятию, и писатель, ориентирующийся на публику, становится лишь винтиком в системе превращения книги в коммерческий товар, в предмет потребления.
Мудрое слово писателя, ушедшее в народ - есть лучший инструмент на пути сохранения культуры, народной истории, взращивания человеческого в человеке, а значит укрепления нашего Отечества. Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» в очередной раз плодотворно вложил свои усилия в дело просвещения и строительства Сибири как культурного пространства, которое должно стать местом притяжения, местом обитания будущих поколений.
По материалам фонда «Возрождение Тобольска» Людмила Козлова
Бийск. Алтай