В предыдущих томах альманаха «Тобольск и вся Сибирь» панорамно и объёмно показана роль многих коренных народов Сибири и русского народа в историческом освоении необъятных просторов, лежащих, как это было принято считать в европейском цивилизованном мире, далеко за Уралом-камнем, где-то на краю ойкумены. Эпопея освоения Сибири - это великий поход на Восток. В этом грандиозном походе огромную роль играет история белорусского народа, который внёс свой незаменимый вклад в дело продвижения человеческой цивилизации в дикую таёжную страну, носящую имя Сибирь.
Первая книга нового тома альманаха «Белорусы и Сибирь» открывается вступительной статьёй Аркадия Елфимова, где говорится об исторически обусловленной многовековой связи между русским и белорусским народами: « [...] множество выходцев из Белоруссии ещё со времён Ивана Грозного немало способствовали тому, что могущество России из века в век прирастало Сибирью. Как свидетельствует один из самых осведомлённых экспертов в этой области, В.А. Ермоленко, выходцы из Белоруссии были «...в числе первых отважных мореплавателей в суровых условиях Северного Ледовитого океана (Прончищев и братья Лаптевы, Зарембо). Белорусы Долгушин и Мосальский основали «златокипящую Мангазею», город Анадырь на Чукотке (Гриневецкий), построили морские порты на всём побережье Ледовитого океана (Ляхницкий, Лукашевич), решили проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (Цытович)». [...] Существуют свидетельства, что в окружении Строгановых, на службе у которых состоял Ермак, были «литвины», прибывшие из белорусских земель. Некоторые из них могли принимать участие в походе Ермака на Сибирское ханство. [...] Новая волна переселения белорусов в Сибирь началась в конце XVIII в. после вхождения белорусских земель в состав Российской империи. В этот период в Сибирь стали отправляться люди, надеявшиеся найти лучшую долю в этом богатом, но суровом краю. После разгрома восстания в Польше 1830-1831 гг. в Сибирь было сослано немало участвовавших в нём представителей белорусской шляхты»
В иллюстрациях к статье есть потрясающая фотография Прокудина-Горского 1910 г, на которой мы видим переселенца. Нехитрый скарб, беспорядочно сваленный в кучу, а на ней в одиночестве сидит немолодой мужчина на дикой таёжной поляне. Глядя на картину, ясно понимаешь, какой неподъёмный труд предстоит этому человеку, чтобы хоть как-то зацепиться за жизнь - хотя бы просто построить крышу над головой, ведь в Сибири, как известно, девять месяцев в году лютует зима. Понимаешь и то, что те, кто вот так с нуля строили жизнь своими руками (ведь ничего другого у них не было!), это люди абсолютно фантастической породы.
В своей публикации Аркадий Елфимов отмечает и тот удивительный факт, что судьба Фёдора Михайловича Достоевского, предки которого имеют белорусские корни, мистическим образом связала судьбы Белоруссии и Сибири. И к этому факту придётся ещё не раз вернуться по мере нашего повествования о двухтомнике «Белорусы и Сибирь».
В исторической ретроспективе прослеживаются несколько волн переселений из Белоруссии в Сибирь - это и начало 20 века, и 20-30-е и предвоенные годы, а также переселения, связанные с военным временем, репрессиями, и с грандиозными планами освоения Сибири в середине 20 века.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко продолжает тему, уделяя особое внимание сотрудничеству и интеграции Белоруссии и России во многих сферах деятельности, в том числе и на региональном уровне: «Важнейшим направлением интеграции Беларуси и России является региональное сотрудничество. В этом мы в очередной раз убедились во время форума в Минске, куда в июне этого года (2016 г. - Ред.) съехались представители регионов двух стран. Именно регионы Российской Федерации спасли вот это братство двух славянских государств».
Идею сотрудничества и интеграции двух государств углубляют и дополняют некоторые материалы этого раздела и современное состояние многогранных взаимоотношений Беларуси и России. Например, в публикации Романа Федорова «Кто мы: «рассейские», «самоходы» или белорусь?» рассказано о формировании устойчивых групп белорусов на территории Сибири и дальнего Востока.
В разделе «Как это было» в материалах историка и этнографа Александра Яркова «Литовские ж люди белорусцы» речь идёт об особой категории служилых людей в Сибири - «литве» (литвины / литовцы / казаки литовского списка), о наименовании которых можно однозначно говорить лишь в связи с указанием места первоначального исхода. О том, что встраивание переселенческих групп в жизнь и быт Сибири происходило весьма драматически, повествует исторический очерк Николая Оглоблина «Заговор Томской «Литвы» в 1634 году».
Одним из самых интересных материалов этого раздела является повествование Павла Саенко «Сибирь, богатством которой могущество России прирастает: белорусский вклад», где говорится о людях, участвовавших в освоении Сибири, Енисейской губернии, Приморской области, Камчатки и Аляски. И в каждой из таких экспедиций участвовали и белорусы, например, Василий Прончищев, уроженец могилёвских шляхтичей. Или Борис Вилькицкий. За успехи в руководстве Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана он был отмечен высокой царской милостью - присвоением звания флигель-адъютанта. А Русское географическое общество присудило ему свою высшую награду - Большую золотую Константиновскую медаль. Продолжают эту тему публикации историков Анны Люцидарской, Марины Бережновой, Василия Ракито, Натальи Александрович, Натальи Бутковской и других авторов.
Многочисленные фотоматериалы очень удачно дополняют раздел. Например, цветная современная фотография «Сибирячка-белоруска» это не просто портрет пожилой женщины возле берёзовой поленницы, но это типаж белоруской женщины, которая вынесла на своих плечах всё - тяготы тяжёлого, невыносимого быта в сибирской тайге, военное лихолетье, заботы о муже, детях, внуках, а также и попечение о том, как бы не забыть о красоте - ведь поленница сложена аккуратно - хоть картину с неё пиши. А фартук у бабушки - цветистый, а глаза у неё улыбаются, несмотря ни на что! То же самое можно сказать и о чёрно-белой фотографии 1917 года женщины за ткацким станком. Те же терпение, смирение и полуулыбка, которые ведут и русских, и белорусов через века и тернии жизни.
Хороша и колоритна фотография «Улица д. Никольск Знаменского района Омской области». Знаменский район - одно из мест поселения белорусов. Фото автора Анны Крих сделано по время этнографической экспедиции ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в 2015 г. В кадре старинный деревянный дом в шесть окон на фасаде, высокие раскидистые сосны, а под ними немудрёные качели, на которых качаются деревенские мальчишки и девчонки. Таким уютом, внутренним светом озарена эта фотография, что всматриваешься в неё, и уходить из этого живого кадра совсем не хочется.
Недавняя эпоха освоения нефтяных богатств Сибири смотрит на нас с фотографии Дмитрия Бальтерманца «Нефтяник», из серии путешествие по сибирской реке Обь, 1971 год. На фото крепкий советский паренёк в рабочей форме, в бушлате - стоит по-хозяйски на трубах нефтепровода, а сзади - силуэты подъёмных кранов. Это очень точный образ советского времени великих надежд и свершений под лозунгом «Даёшь БАМ!»
Всё это свидетельства исторического пути, на котором всегда было главным сотрудничество белорусов и сибиряков.
В разделе «Наследие» в материалах Ларисы Аболиной, Елены Фурсовой, Лилии Дёминой речь идёт о культурных традициях, обычаях, обрядах, о крестьянском мироощущении в фольклоре белорусов, живущих в Сибири. Особенно наполнена многими красочными подробностями и обрядовыми деталями статья Татьяны Тяпковой «Свадьба белорусских переселенцев»: «Свадебный обряд объединяет в своей структуре явления, различные по своей природе: ритуальные действия, элементы материальной культуры, вербальный и музыкальный фольклор (песни, танцы, причитания, приговоры, пожелания и др.). [...] За несколько дней до свадьбы приезжал женихов отец с водкой, со своей закуской «невесту закармливать». Это только своя семья собиралась, никого не приглашали. Посидели, обговорили там, сколько чего на свадьбу надо, кого за гармониста брать, сколько гостей будет от одних и от других, свадьбу ж и у молодой и у молодого гуляют. А в субботу крёстная мать с кем-нибудь из близких родственниц пекли каравай. На каравай раньше разные песни пели».
Раздел «Святая Русь» в альманахе традиционно связан с историей церкви и жизни её служителей, и открывается отрывками из путевых заметок архиепископа Нила (Николая Исааковича), родившегося 9 декабря 1796 (1798, 1799) г. в селе Орехи Оршанского уезда Могилёвской губернии Российской империи, белоруса по происхождению. Статья называется «От Тюмени до Иркутска». Заметки, написаны прекрасным художественным слогом и позволяют в буквальном смысле воскресить образы людей того времени - начала 18 века: «Кстати о станции. Здесь хозяйничала благословенная чета, давно отпраздновавшая золотую свою свадьбу. Муж - великан, седой как лунь; жена - дородная и слепая. Старушка, заслышав разговор мой с мужем её, вышла из конуры своей, вздохнула и начала витиеватую речь о худом своём житье-бытье. Речь лилась рекою, чувство воспламенялось и всё показывало, что для пифии нашей и летний день короток. Хозяин пощадил моё терпение и прервал беседу подруги своей. Тут начался другой акт. Оскорблённая вмешательством разразилась укорами мужу; муж взял слепую за плечи и указывал ей, как смог и умел, путь к двери». Неправда ли, весьма колоритно, буквально в нескольких словах выписаны портреты и характеры этой четы?
А вот что пишет архиепископ Нил о Тобольске: «Не знаю почему, но только жаждал я видеть эту старинную столицу Сибири. Мне казалось, что в окрестностях её встретятся те самые орды, которые так славно поражал витязь наш Ермак Тимофеевич; что я увижу останки твердынь, низпроверженных русским героем. [...] Со въезда от Москвы, город имеет величественный вид. Этому способствует возвышенная местность, которую занимают все лучшие в городе здания, за исключением вновь выстроенных на подоле».
Но сам город архиепископу не понравился, хотя описал он его в своих путевых заметках довольно подробно и точно. Жаль, что время - штука быстротекущая и коварная, и архиепископу Нилу никогда не дано будет взглянуть даже и одним глазком на современный преобразившийся до неузнаваемости прекрасный город Тобольск, который великий Семён Ремезов уподобил мирному ангелу.
В разделе «Судьбы и характеры» следовало бы по значимости материалов выделить два очерка. Первый - историка Александра Лосунова, посвящённый Петру Михайловичу Капцевичу, первому генерал-губернатору Западной Сибири, выходцу из белорусского шляхетского рода. Вот как о нём отзывались его современники: «Период управления Западной Сибирью Петра Михайловича Капцевича составляет самую блестящую страницу в исторической хронике Омска. И.Я. Словцов».
Вторая публикация Маргариты и Екатерины Юниных посвящена выдающемуся учёному-краеведу Александру Александровичу Дунину-Горкавичу, выходцу из Белоруссии: «А.А. Дунин-Горкавич - третий сын в семье губернского секретаря обедневшего польского дворянина Александра Иосифовича Горкавича, родился в Слонимском уезде Гродненской губернии 10 (22) апреля 1854 г. Крестили мальчика в римско-католическом костёле местечка Рожаны (совр. Ружаны) и нарекли именем отца. Александр получил двойную фамилию Дунин-Горкавич. Учился он в Гродненской гимназии, а затем поступил в Лисинское лесное училище, располагавшееся в посёлке Лисино-Корпус под Санкт-Петербургом. По окончании училища Александр получил специальность техника-лесовода и звание лесного кондуктора. В 1875 г. Дунин-Горкавич призывается на военную службу и зачисляется в лейб-гвардию гренадерского полка имени его Императорского Величества царя Александра II. Во время воинской службы ему довелось участвовать в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., сражаясь за освобождение балканских народов от турецкого ига. Александр провёл на фронте более полугода, с начала сентября 1877 г. до марта 1878 г. За смелость и находчивость, проявленные на поле боя, он был награждён тёмно-бронзовой медалью «В память русско-турецкой войны 1877-1878 гг.» и произведён в унтер-офицеры».
Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» учреждена в 1994 году Премия им. А.А. Дунина-Горкавича - символ тесного векового сотрудничества двух народов - русского сибирского и белорусского - на ниве науки и культуры. За время работы конкурсной комиссии лауреатами этой премии стали более четырёх десятков деятелей науки, литературы, театра, культуры, меценатов и других мастеров творческих профессий.
В разделе «Родословие» следует особо отметить материалы, посвящённые исследованию родовых корней Ф.М. Достоевского, в частности, публикацию кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы БГУ Дмитрия Башкирова «Предки Ф.М. Достоевского в XIV-XVI вв», где автор пишет: «Пристальный интерес к творчеству великого писателя, попытка отыскать новое, современное, актуальное в строках хорошо знакомых романов побуждают ещё раз «узреть корень», вспомнить о том, что связывает нас с Достоевским. Поэтому мы предлагаем поговорить о связи Ф.М. Достоевского с белорусской землёй, которая видится нам не только кровной, но и духовной».
И тут мы ещё раз обращаемся к начальному напутственному слову Аркадия Елфимова, в котором отмечен тот удивительный факт, что судьба Фёдора Михайловича Достоевского, предки которого имеют белорусские корни, мистическим образом связала судьбы Белоруссии и Сибири. Так что имя великого писателя освящает одновременно духовное небо двух народов.
Вторая книга альманаха «Белорусы и Сибирь» открывается разделом «Памятное», в котором представлены материалы о жизни, быте, истории купеческих, крестьянских белорусских родов, белорусских деревень в Сибири. Особо следует отметить публикацию кандидата философских наук Романа Фёдорова «Павлик Морозов: от мифов к покаянию», посвящённую тому самому Павлику Морозову, которого долгое время считали примером патриота, а после его образ использовался как символ предателя. Может быть, впервые в этой публикации так подробно обнародована история семьи Павлика Морозова, которая имела белорусские корни: «Деревня Герасимовка, в которой родился Павлик Морозов, была основана в 1908 г. крестьянами из Белоруссии, переселившимися сюда в результате аграрной реформы П.А. Столыпина из Витебской и Минской губерний. На территории большинства районов Сибири, в которые осуществлялись массовые крестьянские переселения во второй половине XIX - начале ХХ в., уже успела сложиться прослойка русского старожильческого населения, значительная часть предков которого поселилась на этих землях в течение XVII- XVIII вв. Таких людей, как правило, называли чалдонами. В противовес этому крестьян, прибывавших в Сибирь со второй половины XIX в. из западных губерний, часто называли самоходами».
Независимо от фактов и оценок образа этого героя, каждому читателю стоит прочесть опубликованный в альманахе редкий материал.
В разделе «Учёный Совет» читатель найдёт интереснейшие исследования на тему «Русские воеводы Сибири и выходцы из великого княжества Литовского в первой трети XVII в» доцента кафедры БГТУ Ивана Соколовского, «Выходцы из белорусских земель на службе в Сибири в XVII в» историка Ивана Каменецкого и «Выходцы из Белоруссии и Литвы в Тобольске XVII в» кандидата исторических наук Николая Никитина. А также много материалов о современной жизни и деятельности белорусских диаспор в Сибири.
Альманах продолжает раздел «Письма. Дневники. Путевые заметки». Здесь следует обратить внимание на потрясающие Письма из сибирской ссылки «Тоска по родине сильнее смерти...» белорусского писателя Б.М. Микулича: «Жизненный путь белорусского писателя Бориса Михайловича Микулича (1912-1954) завершился вдали от родины, в таёжном сибирском посёлке Машуковка Мотыгинского района Красноярского края. Не по своей воле провёл он долгие годы в Сибири... Борис Михайлович Микулич родился 19 (6) августа 1912 г. в г. Бобруйске в семье земских медиков. [...] После смерти родителей Борис вместе с младшей сестрой жили на попечении двоюродной сестры. Начал писать он рано - когда учился во втором классе. Первый его рассказ «Міроніхін курган» газета «Звязда» раскритиковала. Молодой автор вырезал эту рецензию и на ней написал: «А всё-таки я буду писателем» [...] 26 ноября 1936 г. Борис Михайлович был арестован. На прощание он бросил сестре, с которой вместе жил: «Не переживай, это явное недоразумение. Я скоро вернусь!» Верховный суд БССР осудил его на десять лет лишения свободы за то, что Б.М. Микулич, работая в издательстве, «содействовал изданию художественной контрреволюционной литературы». В 1937 г. писатель был переведён в Мариинск Новосибирской области, в 1938 г. - в Решёты Красноярского края. Тюрьмы, этапы, лагеря, нечеловеческие условия, тяжёлая работа на лесозаготовках, строительстве железной дороги, земляных работах, голод, холод подорвали здоровье, но не отбили желание писать. Находясь в ссылке, Борис Михайлович продолжал заниматься творческой деятельностью. [...] В апреле 1949 г. Борис Микулич был повторно арестован. Приговор: «На вечное поселение в Красноярский край».
Писатель умер 17 июня 1954 года. Его письма из «глубины сибирских руд», опубликованные в альманахе и адресованные друзьям и родным, невозможно читать без душевного трепета.
Раздел «Трибуна» представлен удивительными по вере в великое будущее нерушимого союза Белоруссии и Сибири статьями Чеслава Кервеля и Открытым письмом Верховному Совету республики Беларусь от 1992 года Академиков Российской академии наук Коптюга Валентина Афанасьевича, Трофимука Андрея Алексеевича и Пармон Валенина Николаевича, которые ратовали за необходимость государственного двуязычия в Белоруссии.
Великолепен и традиционный раздел альманаха «Сибирский изборник», где читатель найдёт неповторимые стихи поэтов белорусского происхождения: Ивана Кондратьева «По диким степям Забайкалья», Алеся Гаруна «Осень холодная чёрною думою», Сергея Дорожного «Зима теперь и снега по колено», Ядвиги Баганской «Мне снова снится отчий дом», Андрея Александровича «Когда мне очень тяжко станет, Когда я мрачен и угрюм», Галины Шпак «Электричка стонет голубем», Ивана Ласкова «Стихи к тунгусской девушке», Валентины Ерофеевой-Тверской «В белорусском полесье кукушка слышна».
Поэзия белорусских поэтов всегда отличалась напевностью, музыкальностью, глубокими проявлениями душевных переживаний, любовью к Отечеству.
В разделе «Малый эпос» читатель познакомится с великолепной по своей выразительности прозой Андрея Алданова-Семёнова, посвящённой жизни и судьбе исследователя Сибири, геолога, геоморфолога, географа, палеонтолога академика И.Д. Черского, а также исторические художественные произведения известных белорусских писателей Николая Телешова (рассказ «Самоходы» 1894 г), Геннадия Лугового (рассказ «Свадьба в Малиновке»), Яна Скрыгана (отрывок из повести «Круги», опубликованной после реабилитации писателя в 1954 г) .
В целом, двухтомник «Белорусы и Сибирь» оставляет впечатление грандиозной панорамы исторической, духовной, культурной связи двух великих народов, которая определена даже не на Земле, а словно бы высоким повелением небес. И действительно, уникальное издание «Евангелие Ф.М. Достоевского», осуществлённое в Тобольске в 2017 году, невидимыми и реальными нитями скрепляет дружбу Беларуси и Сибири, ведь теперь эта небесная книга находится в Национальной библиотеке Беларуси и в Народном школьном литературно-краеведческом музее им. Ф.М. Достоевского, неподалёку от которого ведутся поисковые работы, связанные с восстановлением родовой усадьбы великого писателя в имении Достоево.
Двухтомник «Белорусы и Сибирь» - новая веха в масштабных просветительских, научных и культурных проектах Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», который вот уже четверть века работает на преумножение славных достижений народов Сибири и России.
Бийск, Алтай