Свобода и статистика

Бывший СССР 
0
711
Время на чтение 10 минут
«Господь дал, Господь и взял» (Иов.1,21)»

I.

В XIX веке в области социологии произошли события, которые произвели на современников большое впечатление. Речь идет о работах знаменитого бельгийского социолога и статистика Адольфа Кетле. Этот ученый занимался статистическими исследованиями и выявил несколько социологических закономерностей, о которых ранее и не подозревали. Оказалось, что такая величина как число преступлений из года в год (20-е - 30-е годы во Франции) почти не изменяется. И не только - практически не изменяется процент преступлений, совершенных тем или иным орудием. Но для нас, христиан, самое удивительное состоит в том, что ведь преступление - не какой-то фатум, а сугубо личный акт, совершающийся по свободной воле преступника (или, если уточнить - по совместной воле преступника и бесов). Так почему же эта свободная воля не влияет на цифры преступности? Казалось бы, если преступления совершаются по свободной воле, то в статистике должен быть хаос. Но этого не происходит - закономерности четко выявляются. Так что, замечает Кетле, на основании предыдущих наблюдений можно с уверенностью планировать тюремный бюджет на будущий год.

Кетле занимался и многими другими предметными областями: статистикой браков и самоубийств - и везде он находил удивительные закономерности. Оказалось, что такая тонкая материя как брак управляется не личными предпочтениями, а прежде всего возрастами брачующихся - опять-таки закономерности процента браков в каждом возрасте оказывается величиной практически постоянной, причем не только для Франции, но и для Других европейских стран.

Впрочем, имея за плечами большой опыт статистических прецедентов, Кетле утверждал, что указанное постоянство не абсолютно - оно изменяется в соответствии с изменением социальных условий, и в частности - социального строя. Тут Кетле оказался совершенно прав: сама история предоставила пример изменения социального строя в России в 1991 г., и соответствующую статистику преступлений (убийств), И что же мы видим? Число убийств в позднем СССР на 100 тыс. жителей колебалось в интервале 6-10 чел., но в 1994 г подскочило до 32.6 чел., а в «благополучном» 2006 г. - до 20.7 чел. Воистину социальный строй влияет на преступность!

Но большое впечатление, которое на общество оказали результаты Кетле, обуславливалось прежде всего тем, что твердые закономерности были выявлены не в неживой природе, а в человеческом обществе, где каждый одарен свободной волей поступать, как ему заблагорассудится. Почему же эта свободная воля не проявляется? Почему не проявляется уникальный для каждой личности промысел Божий? Все это серьезные вопросы, с которыми нам предстоит разобраться.

II.

Известный священник и философ Сергий Булгаков объясняет этот феномен так:

«дело в том, что свобода, по-христиански, если и дает возможность некоего самоопределения, не безгранична, не абсолютна, а в своей тварности - относительна и ограниченна. Только Божия свобода неограниченна, и она отождествляется с необходимостью. Каждый человек рождается как свободное существо, но с ограниченной свободой и жизнью. Человек не может создать свою жизнь, как хочет, он может лишь осуществить некоторые возможности» [1,818].

Булгаков в своем объяснении предполагает, что есть некий закон постоянства числа преступлений и есть свободные воли людей совершающих преступления. Но эти свободные воли ограниченны - они существуют, но не изменяют основной тенденции. Этим и объясняется стабильность статистики преступлений.

Что ж, мнение крупного мыслителя всегда интересно. Но думается, что эффект невидимости свободных воль в статистических исследованиях может быть объяснен и по-другому: свободные воли, может быть, имеют у каждого человека значительную величину, но поскольку они могут быть у разных людей разнонаправленными, то при большом числе случаев при их сложении они взаимно уничтожаются и поэтому не оказывают влияния на результат. Это как у дедушки Крылова - силы лебедя, рака и щуки оказались разнонаправленными, и потому взаимно нивелированными, и в результате «воз и ныне там». Определяющими же результат являются тенденции, которые преобладают у большинства и при усреднении дают определенную, не равную нулю, величину.

Сам Кетле (кстати, он был верующим человеком) объяснял открытый им феномен именно в смысле взаимного нивелирования разнонаправленных факторов и выявления средней величины совпадающих факторов. Он писал, что деятельность свободной воли «играет в общественных явлениях роль причины случайной. Отсюда выходит, что если не обращать внимания на личности, а смотреть на вещи с общей точки зрения, то действия всех случайных причин должны парализоваться и взаимно уничтожать друг друга... свободная воля человека сглаживается и остается без видимых последствий, когда наблюдения производятся над большим числом лиц» [2,71].

Итак, мы имеем два мнения: одно (Булгакова), что воля человеческая незначительна и потому на события влияет слабо, и другое (Кетле), что это не так - просто воли человеческие часто разнонаправлены и при суммировании взаимно уничтожаются. Ну а воля Божия?

III.

Всем известно, что человек смертен, а жизнь его ограничена рамками: «дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, oсмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс.89,10). Немного менее тривиален такой (твердо установленный статистикой) факт: средняя продолжительность жизни варьирует как по странам, так и по времени. Так, в Японии средняя продолжительность жизни равна 84.6 года, в США - 79.8 лет, в России - 70.5 лет, Нигерии - 53 года (данные 2012 г.). А по времени средняя продолжительность жизни в России изменяется так: в дореволюционной России - около 30 лет, в РСФСР в 61-89 гг. - 69-70 лет, во времена Ельцина и раннего Путина (1992-2003 гг.) - около 64 лет, в 2016 г . - 71.9 года.

Правда, тут есть одна тонкость: всегда приводится «ожидаемая» продолжительность жизни, т.е. фактически прогноз - сколько в среднем проживут родившиеся сейчас младенцы, если условия проживания не изменятся. Ожидаемая продолжительность жизни вычисляется довольно замысловатым образом по т.н. «таблицам смерти». Но у нее есть одно преимущество: она чутко реагирует на текущие изменения условий жизни.

Но в чем причина таких больших вариаций продолжительности жизни? Нетрудно сообразить, что основных причин две: первая - прогресс человечества в области медицины и здравоохранения, и вторая - характер социально-экономической среды. Но православные часто высказывают свой взгляд на проблему. «Но ведь Господь забирает человека в наивысший момент его жизни» - скажет православный человек - «Как же так?». Заметим, что на среднюю продолжительность жизни влияет детская смертность, в том числе, в момент рождения. Но ясно, что промысел Божий распространяется на всех людей, в том числе и на детей. Неужели же такая сугубо материальная вещь как уровень здравоохранения превозмогает промысел Божий о людях? Ведь кажется, что воля человеческая, выразившаяся в улучшении медицины или изменении социального строя, приносит реальные изменения, которые нивелируют волю Божию? Неужели?

Есть один очень популярный христианский тезис о моменте смерти человека: «Господь забирает человека в наиболее подходящий с точки зрения спасения момент». То есть забирает в мир иной, когда человек находится на духовном пике, или когда Господу ясно, что вся дальнейшая жизнь будет падением.

Тезис очень красивый, оптимистичный и оттеняющий то, что «Господь есть любовь». Но есть одно «но» - ничего подобного этому тезису нельзя найти в Писании. Так в Новом Завете этот тезис не подтверждается ни одним речением. Что же касается описываемых в Евангелии смертей, то смерть в «наиболее подходящий момент» случается далеко не всегда. Так, фрагмент о падении Силоамской башни говорит скорее о внезапности смерти, но никак не о самом благоприятном ее моменте. Смерть безумного богача тоже не укладывается в эту концепцию. Кончины богача и Лазаря также трудно отнести к их высшим духовным пикам. Но есть подтверждающие тезис случаи. Смерть Иоанна Предтечи, хотя и с трудом, можно отнести к такому моменту, поскольку она была завершением исполнения его основного дела. Смерть благоразумного разбойника безусловно совпала с его духовной вершиной жизни.

Указанная мысль, если я не ошибаюсь (иначе - поправьте), не встречается ни у одного древнего христианского автора. Так, Златоуст, у которого можно найти сотни упоминаний о смерти, а также целое произведение «Слово о смерти», много говорит о смерти как сне, о ее временности, о том, насколько бессмысленно в перспективе неминуемой смерти копить богатство. Но мысль о совпадении момента смерти с наивысшей точкой жизни, он не высказывает.

Можно предположить, что эта идея возникает в Новое время в связи с теодицеей (это слово придумал Лейбниц в XVIII веке), когда потребовалось оправдание Бога в смерти невинных младенцев, молодых и хороших людей, и в то же время - в, казалось бы, благополучной жизни грешников. В древности у византийцев теодицея была не в почете - все понимали, что Бог волен и дать и взять, не нуждаясь в оправданиях. «Господь дал, Господь и взял» (Иов.1,21)» - говорит Писание.

И, тем не менее, несомненно, что Господь влияет Своей волей на акт смерти человека, пусть мы и не можем понять все Господни соображения на этот счет. Впрочем, людские старания по увеличению продолжительности жизни ничуть не мешают планам Господа забрать человека в том или ином душевно-духовном состоянии - увеличивается лишь временной диапазон, на котором Господь намерен осуществить Свои намерения.

Однако возникает вопрос: почему Воля Господа не выявляется статистическими данными? И вообще, что дает и чего не дает статистика?

IV.

Анализируя оба описанных примера из мира статистики, можно выделить три феномена, которые в совокупности выражают суть статистического метода в социологии. Нашей задачей будет их рассмотрение с точки зрения соотношения между Богом и человеком.

Первый феномен - сокрытие свободных воль при умножении числа опытов. Его мы рассматривали при обсуждении постоянства преступлений. И были выявлены два мнения: Булгакова, что свободные воли столь малы, что не влияют на результат и Кетле - свободные воли может быть и велики, но они взаимно уравновешиваются, поскольку зачастую разнонаправлены. Думается, что мнение Кетле - более глубокое, и мы принимаем именно его. По Кетле все факторы носят случайный характер, но одни при усреднении либо полностью, либо почти полностью взаимоуничтожаются и не влияют на результат; другие же имеют постоянную составляющую и при усреднении дают определенную, не равную нулю величину. Кроме того, случай с продолжительностью жизни показывает, что первые (взаимно уничтожающиеся) воли могут исходить не только от людей, но и от Бога. Бог всячески скрывает Свою деятельность, оставаясь недостижимым для науки.

Впрочем, это не совсем так - отголосок воли Божией все-таки виден. Тут имеется в виду дисперсия (разброс значений). Большая дисперсия означает, что те взаимно уничтожающиеся при суммировании воли, о которых шла речь выше, имеют значительную величину. Именно это и видно при построении кривой количества смертей от возраста. Это намек на то, что воля Господа о каждом человеке не мизерна, а наоборот, весьма велика. Но разобрать по одной дисперсии, какие воли исходят от Господа, а какие носят человеческий (или бесовский) характер, невозможно.

Второй феномен - относительное постоянство результата усреднения. Такой результат обуславливается некими постоянно действующими причинами. Причем сама эта причина идет от Бога. Этому, казалось бы, противоречит первый пример - ведь преступления совершаются людьми, их свободной волей. Но если посмотреть глубже, то за постоянством количества преступлений стоит постоянство уровня падшести человечества. Именно оно и определяет повторяющийся из года в год процент преступников и совершаемых ими преступлений. В случае продолжительности жизни, ее постоянство определяет биологический закон, установленный Господом для падшего человечества. Во всех подобных случаях статистика выявляет некую закономерность, которая, в конце концов, определяется Богом.

И третий феномен - медленное изменение результатов в зависимости от меняющихся постоянных факторов. Собственно, ради этого и существует социальная статистика. Как оказывается, количество преступлений меняется в зависимости от социальных условий, а продолжительность жизни - еще и от достижений медицины. И статистика все эти факторы беспристрастно выявляет. И все это - социальные факторы, которые находятся в ведении человечества.

Что же это означает? Прежде всего то, что Господня воля и воля человеческая сосуществуют вместе. Или по-другому: Промысел Божий, т.е. результирующее действие над человеком, является синтезом воли Божией и воли человеческой. Дав человеку свободу, Господь, творя Свою волю, учитывает проявления человеческой воли.

Кроме того, раз постоянство статистического результата является показателем уровня падшести, то значит его изменение, является индикатором изменения этого уровня. Иными словами, изменение социальных условий оказывает влияние на средний уровень падшести человечества. Так что бороться за улучшение социального строя необходимо - это благородная для христианина задача. По сути дела этим христианин совершает дело любви к ближнему (если, конечно, он не круглый эгоист, думающий только о собственном спасении).

V.

Мы выяснили, что воля человеческая учитывается Господом при определении жизненного пути. Но тут встает «наивный» вопрос: что больше, что «сильнее» - воля Бога или воля человека? Определяется ли жизнь человеческая Богом, а человеку, по слову о. Сергия Булгакова, «дано осуществлять лишь некоторые возможности»? Или Господь держит человека на длинном поводке, давая ему решать основные вопросы самому, но и спрашивать его за принятые решения? В общем, какова мера свободы дана человеку? Статистика на этот вопрос ответить не может. Впрочем, не может ответить и любая другая наука. Бог оставил это тайной, и на этот счет могут существовать только различные богословские мнения.

Думается, что все же мера свободы, данная человеку Богом, очень велика. Хотя в то же время милостивый Господь и корректирует его путь в какие-то узловые, определяющие, но понятные только для Него, моменты (включая смерть). Поэтому выражение «на все воля Божия» означает, не то, что всегда выполняется воля Божия (если бы это было так, то все бы спасались), а то, что на все, на любое действие человека Господь реагирует Своей волей, но не всегда эта Божественная воля превозмогает нашу греховную, человеческую волю. Ибо, только дав человеку реальную, не игрушечную свободу (и соответственно, возможность отвечать за свои поступки), Господь может по справедливости судить человека.

Литература

1. С.Н. Булгаков. Христианская социология. // Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. - М.: Астрель, 2007. - С.813-854.

2. Кетле Адольф. Социальная система и законы, ею управляющие: Пер с фр. Изд. 2-е. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 314 с.

Николай Сомин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 2., Туляк:

Неужто при Брежневе благосостояние людей было хуже и преступность была выше, чем сегодня?

Не знаю насчет благосостояния и преступности, а вот детская смертность в 1980 была выше, чем сейчас, в 3,5 раза. Если верить Росстату.
Сергей Швецов / 01.08.2018, 15:36

5. некоторые цифры

О здоровье народного организма и качестве власти говорит уровень преступности. Чем возвышеннее и яснее политический курс страны, честнее и профессиональнее государственный аппарат, тем нравственнее народ, выше правовая культура, твёрже и устойчивее общественный порядок. И наоборот. Так, при правительственном курсе царя Николая II, который отличался противоречивостью и непоследовательностью и был отмечен провалами и поражениями, что подрывало веру в легитимность существующей власти, расшатывало общественный уклад и вело к росту криминального поведения населения, преступность возросла на 55 %. Минимальный уровень зарегистрированных правонарушений в России наблюдался в конце царствования Николая I, когда он был на 13 % ниже, чем в начале XIX в., а максимальный уровень – накануне Первой мировой войны в 1913 г. Правда, в 1914-1916 гг. преступность в целом по стране снизилась по сравнению с 1911-1913 гг. примерно на 28-29 % (ибо большинство здоровых мужчин служило в армии, оставшиеся в тылу получили возможность найти работу, был принят «сухой закон». – А. В.), но с 1916 г. вновь обнаружилась тенденция к её повышению (в связи с деградацией власти, разрухой, безработицей, голодом, ростом цен, обесцениванием денег. – А. В.). Например, в 1899-1900 гг. было совершено 1477 тыс. преступлений, в 1911-1913 гг. – 2888 тыс. (рост в 2 раза. – А. В.), а на 100 тыс. населения – соответственно 1221 и 1719 (рост в 1,4 раза. – А. В.). При этом обращает на себя внимание значительное увеличение крупных преступлений: в 1901-1910 гг. (за 10 лет) – 577 тыс., в 1911-1913 гг. (за 3 года) – 968 тыс. В 1909-1913 гг. полиция зафиксировала (в среднем за год) 450,1 тыс. наиболее опасных преступлений, из них против общественного и государственного порядка – 55,4 тыс., против частных лиц – 394,7 тыс., убийств – 32,6 тыс. Осуждено: в 1899-1900 гг. 863 тыс. чел., в 1911-1913 гг. 1484 тыс. чел.; на 100 тыс. чел. – соответственно 713 и 883 чел. . Е. Н. Тарновский, заведующий статистическим отделением Министерства юстиции в дореволюционной России, а также в первые годы Советской власти, показывал более высокие цифры: осуждённых за все уголовные преступления и проступки в 1899 г. насчитывалось 964746 чел., в 1900 г. – 1006601, в 1905 г. – 839868, в 1906 г. – 818254, в 1908 г. – 1109256. При этом рост наиболее тяжких уголовных преступлений был исключительно высоким. Снижение приговорённых к разным срокам заключения в 1905-1906 гг. объясняется тем обстоятельством, что «высочайшим манифестом от 11 августа 1904 г.» значительное число подсудимых были освобождены от суда и следствия. Известное влияние здесь оказала русско-японская война, когда большое количество мужчин было призвано в армию. Важно иметь в виду, что вследствие введения военного положения во многих губерниях и положения усиленной и чрезвычайной охраны многие уголовные преступления наиболее тяжкого характера (убийства, грабежи и пр.) были изъяты из общей судебной системы и переданы военно-полевым судам. Кроме того, в 43 губерниях вместо «либеральных» мировых судей была введена «крепкая власть» земских начальников, и число осужденных последними так же, как и волостными судами, вообще не указывалось в статистических отчётах. О том, что криминальная ситуация в России начала XX в. усугублялась, можно судить и по динамике осужденных несовершеннолетних: в 1901 г. – 119764 чел., в 1909 г. – 164718 (увеличение в 1,4 раза. – А. В.). Буржуазное общество, разоряя и эксплуатируя трудящиеся массы народа, ставит в особо нестерпимые жизненные условия детей и подростков «низших классов». Сотни тысяч бездомных «огольцов», обитателей ночлежек и притонов, лишенные родителей, ученики вроде чеховского Ваньки Жукова, бросившие постылый каторжный труд, почти всегда голодные, раздетые и разутые, формировали постоянно растущую армию малолетних преступников. По отчётам Главного тюремного управления за 1911-1915 гг., 55 % всех подростков до 17 лет, поступивших в исправительные колонии и тюрьмы, были сиротами, полусиротами или внебрачными детьми . Теперь рассмотрим состояние преступности в СССР и Российской Федерации. Абсолютное число зарегистрированных преступлений: в РСФСР в 1961 г. – 534866, в 1965 г. – 483550, в 1970 г. – 693552, в 1977 г. – 824243, в 1982 г. – 1128558, в 1985 г. – 1416935, в 1989 г. – 1619181; в СССР в 1981 г. – 1609470. Во время «перестройки» и после ликвидации СССР, социализма и реставрации капитализма произошёл резкий всплеск уровня правонарушений: в РСФСР в 1991 г. – 2167964 случаев, в РФ в 1992 г. – 2760652, в 1993 г. – 2799614, в 2001 г. – 2968255 (за 24 года в 3,6 раза. – А. В.); в СССР в 1990 г. – 2786605 (рост за 9 лет в 1,7 раза. – А. В.). В результате преступлений в 1991 г. погибло 44365 чел., в 1992 г. – 213590 (рост в 4,8 раза. – А. В.). Общее число потерпевших в 2004 г. – 2222201 чел. (фактически почти каждый шестой житель РФ пострадал от преступных элементов. – А. В.). Если в 1956 г. в СССР регистрировалось 292,6 преступления на 100 тыс. всего населения, то в 1990 г. – 968,8, а в РФ в 1996 г. – 1862,7 (при огромной латентной преступности). Скачок в 6,4 раза, а с учётом латентной преступности – в 20-25 раз. Число преступлений несовершеннолетних лиц в 1999 г. зарегистрировано 208313; на 100 тыс. лиц в возрасте 14-17 лет – 2183,2, что выше чем среди взрослых. Количество зарегистрированных фактов умышленного убийства с покушениями: в СССР в 1960 г. – 14258, в 1990 г. – 24875; в Советской России в 1982 г. – 14009, в РФ в 1992 г. – 23006, в 1995 г. – 31703, в 2000 г. – 31829, в 2004 г. – 31553 (рост за 22 года в 2,3 раза. – А. В.). Данные цифры отражают только часть фактически совершившихся убийств. Следует иметь в виду значительное количество как пропавших без вести и не найденных лиц, так и трупов людей с неустановленной причиной смерти. Например, общее число погибших в результате всех преступлений, по данным уголовной статистики, составило в 1997 г. 62598 лиц, в 1998 г. – 29551. Увеличилось число тех граждан, пропавших без вести, в отношении которых на конец года розыск не был прекращён: соответственно 25867 и 29968. Общее количество трупов, подвергшихся судебно-медицинскому исследованию, в 1997 г. составило 432924, в 1998 г. – 441526. Было осуждено за совершённые преступления в России: в 1921 г. – 874829 чел., в 1930 г. – 1208309, в 1935 г. – 871929, в 1962 г. – 489647, в 1965 г. – 360034, в 1970 г. – 554589, в 1977 г. – 525984, в 1982 г. – 747865, в 1985 г. – 837310, в 1989 г. – 436988, в 1991 г. – 593823, в 1992 г. – 661392, в 1994 г. – 924574, в 1999 г. – 1223290, в 2001 г. – 1233669 (приведённые данные за 1991-2001 гг. не включают сведения из уголовных дел, которые расследовались органами ФСБ); в СССР: в 1925 г. – 1153600, в 1936 г. – 1023852, в 1937 г. – 927979, в 1938 г. – 915553, в 1939 г. – 957066, в 1940 г. – 1191084, в 1960 г. – 516091, в 1965 г. – 571542, в 1970 г. – 853616, в 1977 г. – 816467, в 1982 г. – 1148591, в 1984 г. – 1288462, в 1987 г. – 907049, в 1989 г. – 684070, в 1991 г. – 920000. Число зарегистрированных преступлений в расчёте на 100 тыс. населения в России: в 1961 г. – 440, в 1966 г. – 457, в 1971 г. – 536, в 1982 г. – 804, в 1986 г. – 930, в 2001 г. – 2436, в 2004 г. – 2338. Коэффициент судимости на 100 тыс. населения в РСФСР в 1921 г. равнялся 2610,0, в 1922 г. – 2508,2, в 1934 г. – 1168,9; в СССР в 1923 г. – 860,2, в 1926 г. – 1390,0, в 1929 г. – 1111,9. В связи с введением частной собственности и стихийным внедрением рыночных отношений значительно усилилась корыстная мотивация правонарушений. Если в 1960-е гг. их удельный вес составлял 40-45 %, то в 1990-е гг. – уже более 80 %. До 1992 г. включительно в рамках сопоставимого массива преступлений корыстная преступность увеличивалась темпами, примерно в 2-2,5 раза превышавшими темп прироста иных деяний. Так, абсолютное число сопоставимых корыстных преступлений в 1986 г. равнялось 520547, а в 1993 г. – 2013418 (рост почти в 4 раза). Возросла вооружённость преступного мира. В 1989-1993 гг. в 6,2 раза увеличилось число преступлений с применением огнестрельного оружия (с 3550 до 22116), в 2,5 раза больше зарегистрировано фактов хищений огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ (соответственно 594 и 1496); в 2,8 раза больше стало выявленных фактов хранения, приобретения, изготовления, сбыта всего этого, а также иного оружия, не являющегося огнестрельным (20477 и 58318). В 1995 г. эту тенденцию удалось несколько переломить, однако в конце 1990-х гг. вновь отмечалось увеличение числа зарегистрированных фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (1997 г. – 52914, 1998 г. – 59825, 1999 г. – 66536). В 1999 г. на 30 % возросло число фактов хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. На вооружении у преступников всё чаще оказывалось суперсовременное оружие, в том числе находившееся на вооружении только специальных подразделений, в том числе за рубежом. Отмечался высокий прирост числа зарегистрированных организованных преступлений с заранее обдуманным умыслом, в том числе фактов терроризма, организации и участия в незаконных вооружённых формированиях, преступных сообществах (преступных организациях). Стала чаще фиксироваться сложная системная организованная преступная деятельность, всё менее полно отражающаяся в расследованных уголовных делах. Разрослась коррупция, открытая преступность политической и правящей элиты . Численность заключённых в исправительно-трудовых лагерях, колониях НКВД-МВД СССР в 1930 г. составляла 179000 чел., в 1932 г. – 268700, в 1936 г. – 839406, в 1937 г. – 820881, в 1940 г. – 1996317, в 1941 г. – 2034400, в 1942 г. – 1618300, в 1943 г. – 1393312, в 1945 г. – 1516254, в 1946 г. – 1486595, в 1950 г. – 2406667, в 1952 г. – 2271688, в 1953 г. – 2401266 . Теперь сопоставим уровень правонарушений с зарубежными странами. Так, в 1960 г. абсолютный показатель преступности в США равнялся 2014600, во Франции – 687766, в ФРГ – 1590515, в Англии и Уэльсе – 743713, в Японии – 1495888, в СССР – 877549 (1961 г.), а коэффициент преступности на 100 тыс. населения – соответственно 1123, 1505, 2871, 1606, 1601, 307 . Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 1980 г. составил в СССР 576, в НРБ – 282, в ПНР – 950, в ВНР – 1218, в ЧССР – 1272, в ГДР – 772, в ФРГ – 6198, во Франции – 4876, в Англии и Уэльсе – 5459, в Японии – 1160 . Как видно из приведённых цифр, в странах социалистической ориентации уровень преступности был значительно ниже, нежели в капиталистических.

4. Ответ на 2., Туляк:

А что Росстат имеет ввиду, под "внешними причинами"?

от случайных отравлений алкоголем; от всех видов транспортных несчастных случаев; от самоубийств; от убийств; от повреждений с неопределенными намерениями; от случайных падений; от случайных утоплений; от случайных несчастных случаев, вызванных воздействием дыма, огня и пламени.
Сергей Швецов / 01.08.2018, 12:26

3. Автору.: И читателям

До революции в Киеве совершилось преступление ,после которого вся Россия сокрушалась,как же это так можно. Уголовники залезли к еврею-ростовщику в дом обокрасть его.Но он оказался дома.Пришлось убить его.Ок.что и члены семьи дома.Пришлось и их.Их-то за что?Как же это? Что же это делается?Шумиха была.... Прошло не так много времени...И "Поставь мне в ряд сто ребятишков,баб,и скажи- Для революции надо- всех из пулемета порежу." Макар Нагульнов ."Поднята целина". Не дословно. Человек человеку брат только в колхозе социализма?
Влад.Атласов / 01.08.2018, 07:24

2. Ответ на 1., Сергей Швецов:

Росстат дает статистику, в соответствии с которой т.н. смертность от внешних причин в РСФСР в 1980 была выше, чем сейчас.

А что Росстат имеет ввиду, под "внешними причинами"? Неужто при Брежневе благосостояние людей было хуже и преступность была выше, чем сегодня?)))) Я где то читал, что как раз на годы правления Брежнева, пришлась "демографическая яма", вызванная потерями во время ВОВ. А сегодня, мы переживаем "демографическую яму" (пик её придётся, примерно на 2024 год) вызванную либеральным погромом "лихих 90-х".
Туляк / 01.08.2018, 05:39

1. Re: Свобода и статистика

+Число убийств в позднем СССР на 100 тыс. жителей колебалось в интервале 6-10 чел., но в 1994 г подскочило до 32.6 чел., а в «благополучном» 2006 г. - до 20.7 чел.+ Откуда цифры, НВ? Росстат дает статистику, в соответствии с которой т.н. смертность от внешних причин в РСФСР в 1980 была выше, чем сейчас. Допустим, Росстат врет. Кто же не врет?
Сергей Швецов / 31.07.2018, 17:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи Николай Сомин
Бывший СССР
День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06