Февраль 2018 г.
Постигаю книгу Александра Гениса «Ферзь в кармане: лирическая культурология». Вот что он пишет о западном обществе: «...как только жизнь без лишений стала нормой, а не исключением, европейцы столкнулись с тоской будней. Промышленная эра с её массовым производством требовала коллектива, а теперь общество распадается на мириады особей, каждая из которых культивирует и защищает свою инаковость в интимной среде-у себя дома».
Настало время осознать, что в таком духовно «разобранном виде» - государства на глазах слабеют и теряют способность к развитию. Американский поэт Эзра Паунд много лет назад уже высказывал мысль о том, что беда Запада в отсутствии универсального мифа. Лишить культуру мифа - означает оставить людей без общего языка и обречь их на рознь и войны.
Универсальный - значит приемлемый для всех!
Но это звучит слишком «по-коммунистически». Во всяком случае, для США. Может быть, поэтому на родине писателя стал обсуждаться и реализовываться несколько другой проект. Странно, что Паунд не упомянул о своём современнике - американском учёном Лео Штраусе и его ученике Алане Блуме, которых называли неоконсерваторами.
Они предложили такую идею: обновлённые американские университеты должны создать новую аристократию.
Она и займётся созданием новых ценностей. То есть творить «благородную ложь» или миф для большинства остального населения. «Творческое меньшинство» будет выдумывать «мифы» под себя, для себя и для обеспечения своего господства.
А для остальных граждан необходимо восстановить «христианское благочестие». На этом пути «творческое меньшинство» даже не исключают возможность «доброжелательного принуждения» к вере. А как ещё обеспечить послушание большинства?
Но «большое общество» - это еще не народ, а «сборище черни». Правящий слой западных элит, при всём своём классовом эгоизме, понимал, что с «чернью» процветающей страны не создать! Сначала надо её превратить в организованное общими ценностями, целями и задачами общество. Всё-таки, сначала общий «миф», как мобилизующий идеал, как увлекающая большинство нации борьба за свой духовный тип, за первенство среди других наций. А уж потом - всё остальное.
Но общие идеалы в один день не создашь. Дело это кропотливое, долгое. А научно-технический прогресс приобрел поистине космическое ускорение. Нужны были миллионы рабочих «лошадок» попроще! Бизнес есть бизнес! Целесообразность победила все другие доводы. Почти в те же 70-е годы американский учёный-футуролог Эрвин Тоффлер предложил идею формирования «модульного человека».
Это только в России был выбран «колониальный» вариант - «свободный рынок» без идеологии и веры.
А. Генис, похоже, осуждает такое ошибочное понимание демократии и свободы. Оказывается, для того, чтобы добиться успеха и процветания, надо вернуться к ценностям традиционного общества... Самое важное в таком обществе - сама традиция. Разрыв с ней лишает смысла существования целые племена.
Читая эти рассуждения А. Гениса, невольно хочется тут же задать вопрос автору: вы допускаете, что и русский народ может робко попытаться обрести смысл существования, возрождая свои многовековые традиции? Чем мы хуже?
Но ждать, что «либеральная таможня» даст нам добро не приходится. А. Генис не касается таких болезненных вопросов. Он рассуждает «вообще», о том, что некая традиция даёт «ответы на экзистенциональные вопросы».
Зачем сейчас многочисленным американизированным представителям российского бизнеса и деятелям постмодернистской по своей сути российской культуры эти самые ответы, которые посылают нам далёкие русские предки? Это тогда «по их», по традиционному надо будет думать и жить? Так же воспринимать мир... И писать, опираясь на духовный опыт предков в их летописях и сказаниях?
Российские «элиты» тут попали в идейную «ловушку», которую сами же и устроили! «Разгромили всё наше прошлое», а теперь не на что опереться!
Сегодня «чужаки», близкие к действующей власти, окончательно убедились, что без морального и нравственного сплочения Россия развиваться не сможет! Но «хочется и колется»! Как бы так сплотить, но, чтобы без всякого там открыто декларируемого патриотизма? Как бросить массы соотечественников в экономический прорыв, но без зажигательной романтической идеологии, без книг, фильмов новых песен о новом БАМе?
В каком направлении прорываться-то?!
Чем и как вдохновить российскую молодёжь на трудовые подвиги под заунывную, унижающую критику «Эха Москвы» и «Дождя»?
Март 2018.
Хозяева СМИ! Непрерывной пропагандой про чужое заморское благополучие вы «свернули» обывателю голову «набекрень»! Все телешоу до предела напичканы пропагандой ценностей общества потребления. Все прославляют комфорт и финансовый успех. Издаются книги, подобные той, которую выпустил недавно Московский институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Сборник статей имеет общее название «Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города» (далее-сокращённо «Горожанин»)
Какая невозмутимость и благостное спокойствие царит в головах наших публицистов, дизайнеров и архитекторов, которые причисляют себя к креативной части среднего класса! Они - уже для себя - всё решили, удобно устроились, мысленно под «крылышко» заокеанской сверхдержавы спрятались.
Двести страниц книги «Горожанин» - рассуждения не о реальной страдающей России, а о виртуальной «земле Санникова», где уже обеспечено устойчивое экономическое развитие. При описании городских проблем - ни одного упоминания о бедных, о гигантском грузе аварийного жилья и изношенной коммунальной инфраструктуры - всё, что доморощенные капиталисты эксплуатируют со времён СССР. Вспоминая те времена, авторы называют советских геологов, целинников и строителей ГЭС -колонизаторами!
Неужели с таким «содержимым» в головах в наши дни можно освоить гигантские пустующие российские пространства? «Эмигрантскому» сознанию не присуще чувство хозяина. Оно делит страны и политические режимы в них на малокомфортные и комфортные. Авторы книги «Горожанин» вообще мечтают, что в скором будущем не будет рабочих, а будет сидеть дома некий программист и работать в сфере информационных технологий. Уже сейчас, утверждают они, среднестатистический житель наших городов - это работник сферы торговли или досуга. Российские рудники и шахты, заводы и фермы, тяжёлый физический труд в сельской местности «российский мечтатель» креативной части среднего класса напрочь исключает из своего сознания. Авторы книги даже не уточняют: кто в их «городах солнца» будет плавить сталь, выращивать овощи?
Бизнес-класс, все наши «средние» - привыкли жить сами по себе. От государства им нужны только определённые виды услуг. У них уже давно в голове сдвиг, как у внезапно разбогатевшей старухи из пушкинской сказки, когда она видит золотую рыбку (осчастлививший её народ и государство) у себя слугой - «на посылках»!
(В интернете можно найти рассказ о том, как работают в Израиле по контракту полевые бригады из стран Азии. В летнюю пятидесятиградусную жару они выходят в поле с рассветом и обеспечивают тот отличный урожай сельскохозяйственной продукции.
«Мечтателям» из России грезится что-то подобное и на просторах нашей гигантской страны. Это вредная иллюзия!)
4. Re: В ожидании «Прорыва». В каком направлении прорываться-то?!
3. Re: В ожидании «Прорыва». В каком направлении прорываться-то?!
2. Re: В ожидании «Прорыва». В каком направлении прорываться-то?!
1. Re: В ожидании «Прорыва». В каком направлении прорываться-то?!