Народное творчество как нравственный посыл в будущее

О служении заслуженного учителя омской гимназии Н.И.Носковой, преподавателя изобразительного искусства

Русская школа 
1 Александр Федоров 
925
Время на чтение 5 минут

 

 

«...Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи:

Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Д.С. Лихачев

Знаете, я слушаю доклады заслуженного учителя РФ БОУ г. Омска «Гимназия № 43» Натальи Ивановны Носковой восхищённо. Они необыкновенно интересны, а главное - полезны для слушателя. Захожу на секцию IX Международных аксиологических чтений и воодушевляюсь. Есть достойные учителя в наше нелёгкое время научно-технического прогресса и поглощающего время интернета.

Заголовок моего материала - это направление деятельности Натальи Ивановны. К чему стремится известный в Омске учитель изобразительного искусства? Через художественное восприятие и практическую деятельность на уроке привести ученика к осмыслению содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России.

Признаюсь, что эпиграф я беру из её доклада.

- Наталья Ивановна, что такое народная культура? - спрашиваю. - Какая, по вашему мнению, основная задача отечественной педагогики?

- Народная культура - феномен многогранный, многоаспектный, это не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духовность. Основная задача отечественной педагогики искусства сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования.

- Разве ребёнок способен постигнуть это многообразие? Возможно, планка поднята слишком высоко?

- Ничуть, уважаемый Виктор! Уже в детстве ребёнок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено в народном искусстве.  Программа «Изобразительное искусство» в 5 классе под редакцией Б.М. Неменского разделена на темы-блоки: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор - человек, общество, время», «Современное декоративно-прикладное искусство». Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 5 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Здесь теоретическое освоение и практическое применение навыков выступает доступным способом  для освоения видов народной культуры  и декоративно-прикладного искусства. Они в вещной (материализованной) художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, открытость и душевность.

- Как народное декоративно-прикладное искусство связано с фольклором? Как ребята вашей школы его осваивают?

- Связано обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания, а уроки изобразительного искусства этому способствуют. А через художественное восприятие и практическую деятельность ребёнок идёт к пониманию содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России. Что касается детей из нашей гимназии, то наши пятиклассники много лет, осваивая народное искусство, расписывают готовые деревянные формы: досточки в традициях городецкой росписи, ложки, обучаясь приёмам кистевой росписи хохломы, лепят дымковскую и филимоновскую игрушку, создают авторских матрёшек, узнав о загорских, семёновский, полхов-майданских, а также расписывают посудину в традициях гжели, создаём расписное пасхальное яйцо.  Эти изделия мы представляем не только в картинной галерее гимназии (в витрине), но и фото-видео-фильмы об этом есть на страничке каждого класса на образовательном портале «Дневник.ру». Лучшие изделия участвуют в муниципальных и региональных выставках ДПИ.

- Какие черты народа проявляются в декоративно-прикладном искусстве?

- Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, это общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Таким образом, декоративно- прикладное искусство помогает развить не только творческую личность, но и воспитать нравственные качества в детях, любовь к родному краю, к своей стране. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе. Происходит формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

- Наталья Ивановна, каким образом можно сберечь исторические и национальные корни? Много сейчас неясного и ненужного приходит издалека и выдаётся за своё родное.

- Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

- Многое ли зависит от учителя?

- От учителя, как носителя нравственных ориентиров, зависит очень многое. У каждого предмета огромный содержательный ресурс для приобщения к истории, культуре своей Родины, знакомству с традициями и культурой других народов. Стоит сказать, что если в некоторых школах празднуются Хэллоуин, потом католический День Святого Валентина, Китайский новый год, языческие праздники, которые преподносятся, как православные, и, к сожалению, многое с подачи педагога, то чего мы ждём от детей в плане формирования системы нравственных ценностей? У них в головах тогда складывается «полная мешанина».

- Что хотели бы пожелать нашим учителям?

- Учителю пожелаю быть в постоянном режиме самообразования, повышения квалификации для совершенствования своих предметных компетенций. Учитель должен сам разобраться в этом «изобилии», чётко определившись с системой ориентиров, а потом вести по этому пути детей грамотно и методически выверено. Что для этого нужно? Больше читать, посещать семинары, курсы, вебинары - это море возможностей для грамотного пути развития педагога! Учитель в ответе за то, что делает!

Добавить мне как педагогу и журналисту, кстати, нечего - отвечает она исчерпывающе. А вы, дорогие читатели, согласны с Натальей Ивановной Носковой? Если есть вопросы - обращайтесь, могу дать электронную почту этого замечательного и мудрого человека. Наверняка она ответит.

P.S.: Попросил у Натальи Ивановны фотографии, где она на работе и т.д., она прислала поделки своих учеников и попросила не «пиарить» её. Какой сознательный человек!

 

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Власов
Беречь слово как зеницу ока
Кирилло-Мефодиевские чтения в библиотеке им.Пушкина Омска
16.05.2024
Встреча с епископом
Рассказ
15.07.2020
Читать, думать, жить
О Православном букваре, выпущенном Свято-Успенской Почаевской Лаврой
19.06.2020
Управление гневом
Из опыта молодого учителя
11.12.2019
Все статьи Виктор Власов
Русская школа
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Воспитание в духе преемственности поколений
В Калязине продолжается кино-арт марафон «С верой в возрождение!»
14.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12