Обыкновенно работаешь в общеобразовательной школе, ведёшь свой предмет и не знаешь, что происходит за стенами родного учреждения. Зайдёшь к заместителям директора – они спросят, выполнил ли я одно, сдал ли второе, заполнил третье. И на этом конец: идёшь по школьному коридору, заходишь в кабинет и преподаёшь английский язык, выставляя оценки, а на досуге почитываешь различную литературу – методическую или художественную. И для учителя и ученика школьный период – это самое яркое явление и период в жизни, когда вы открыты к познанию нового и полезного, полны энтузиазма, как никто другой.
– Виктор Витальевич, отличный был у вас материал, где вы написали о нашей площадке в День Победы, оценили работу заместителя директора Светланы Степановны, – обращается заместитель директора Татьяна Владимировна. – Отправляем вас на Кирилло-Мефодиевские чтения в библиотеку имени Пушкина. Вы знаете эту площадку, как свои пять пальцев, все православные священнослужители, курирующие это мероприятие, вам наверняка знакомы.
– Да, спасибо, Виктор Витальевич, очень хорошо обратили внимание на наше мероприятие в День Победы! – обворожительно улыбается Светлана Степановна, работая с журналами по внеурочной деятельности.
Собираясь на просветительское мероприятие, я докладываю по форме и директору нашей школы Ирине Анатольевне. Выясняется, что Ирина Анатольевна знает кураторов данной площадки.
– Знаю, конечно, специалистов Омской епархии: Светлану Петровну Баранцеву и Тамару Викторовну Похитайло и Елену Владимировну Свирскую – руководителя сектора развития системы образования Департамента образования! – соглашается Ирина Анатольевна меня отпустить.
До начала мероприятия я фотографируюсь со Светланой Петровной и Тамарой Викторовной – двумя замечательными организаторами. Надо сказать, что строгая, но добродушная Светлана Петровна по-прежнему готова анализировать предлагаемые работы-презентации хоть на ходу, она сравнивает проекты прошлых лет. Здорово, когда они выполнены основательно, их можно подать и на более крупный конкурс – «За нравственный подвиг учителя». Пока Тамара Викторовна решает организационный вопрос, я жму руку отцу Артемию Ахметшину – настоятелю доменного храма славянской школы им. Кирилла и Мефодия. Это молодой и современный православный священнослужитель, разбирающийся в кинематографе и молодёжной культуре. Общаться с ним – удовольствие: батюшка не только доходчиво изложит суть вопроса, но и приведёт смелые примеры из нашей быстроменяющейся жизни, причём священник не будет загружать вас цитатами из библии, если вы того не спросите.
Идёшь по коридору Пушкинской библиотеки перед началом, только успеваешь здороваться со знакомыми православными священнослужителями и отвечать:
– Воистину Воскрессе!
Я всегда рад посетить мероприятия в Омской государственной областной научной библиотеке А.С. Пушкина – они невероятно познавательны. Я попадаю на Кирилло-Мефодиевские чтения 2024, где держит приветственное слово министр культуры Юрий Викторович Трофимов. Затем о.Димитрий Олихов и епископ Тарский и Тюкалинский Викентий почти в один голос утверждают, что нам необходимо беречь родное слово, как зеницу ока. А также нужно беречь родную историю: нынешние события на Украине – наглядный тому пример! После этих эмоциональных выступлений открывается тема чтений «Святые Кирилл и Мефодий в книжной памяти России».
Выходя за кафедру, Алексей Петрович Сорокин, заместитель директора ОГОНБ имени А.С. Пушкина ведёт речь о реализации совместных проектов по духовному просвещению и пропаганде православной книги библиотекой А.С. Пушкина и Омской митрополией РПЦ. Надо сказать, что я познакомился с этим грамотным человеком на вручении литературной молодёжной премии им. Ф.М. Достоевского. Алексей Петрович так интересно и легко рассказывает об истории родного края, вставляя в свой рассказ остроумные шутки, будто аккуратно вворачивая шурупы. Он всегда поддержит и оценит полезный проект, поможет с организацией презентации книги, недаром он является председателем Омского РО ООГО «Российский фонд культуры».
Выступает Наталия Вячеславовна Макшеева, доцент кафедры литературы и культурологии ФГБОУ ВО «ОмГПУ», кандидат филологических наук. Тема её презентации «Библейское слово стихотворении А.С. Пушкина «Пророк». Все мы знаем данное стихотворение – мы читали его множество раз в школе и в институте, мы его анализировали, однако из уст докладчика слушатели получают дополненное толкование. Нельзя рассматривать это стихотворение отдельно от исторических реалий того времени, когда А.С. Пушкин переживает за судьбу декабристов.
– Казалось бы, что там толковать, а я вижу новый свет этого стихотворения! – соглашается отец Димитрий Олихов.
Мне близко выступление Ларисы Альфредовны Иващенко, учителя русского языка и литературы МБОУ «Красноярская СОШ» Омского муниципального района Омской области. Тема её работы: «Формирование у обучающихся ценностного отношения к русскому языку». Коллега на примере исследовательских проектов с детьми показывает свою работу в этом направлении. Почему Лариса Альфредовна просит обратиться вновь прибывших к ней пятиклассников к своей родословной и почему так важно знать историю своего рода? Любой исторически грамотный человек может назвать родословную Ивана Грозного, а к своей родословной мы почему-то относимся посредственно. Важно ценить и уважать каждого посеявшего доброе семя в своей семье и нашего окружения.
Священнослужители, находящиеся в жюри, по очереди комментируют выступления, а я нахожусь в одном ряду со Светланой Петровной Баранцевой, которая отпускает справедливые замечания, загадочно улыбается Тамара Викторовна Похитайло, Елена Владимировна Свирская молчит, как сэнсэй из аниме, подложив руку под голову. Атмосфера просвещения в зале неповторимая, благодатная. Каждый пришедший сюда впитывает полезную информацию, перерабатывает её, как заводская установка. Аудитория библиотеки полная – среди слушателей здесь педагоги, учёные и деятели культуры, ребята из кадетского корпуса и общеобразовательных школ. И словно сквозь броню какой-то повседневной лени они получают снаряды пользы, которая, быть может, не сегодня и не завтра им пригодится, зато они вспомнят об этом через некоторое время. Ага, такие-то люди выступали и вот этим они поделились – как это лихо отражает наш приобретённый тогда опыт.
Пленарная часть Кирилло-Мефодиевских чтений подходит к концу и скоро должен быть концерт, однако проектор не выключается – выступает заключительный докладчик – руководитель писательской организации СРП Вероника Владимировна Шелленберг. Я знаю, что у неё хорошие стихи, напечатанные в толстых литературных журналах, и наряду с другими писателями она организовывает литературные семинары, где по итогам выпускается омский литературный сборник «Складчина».
– Послушаем, что за «Текстуры Омска – познавательный литературно-краеведческий проект»! – комментирует отец Димитрий Олихов, улыбаясь.
Вероника Владимировна приводит в пример наших омских поэтов, разных возрастов, которые своими стихами, несомненно, делают вклад в литературу родного краеведения: это Олег Клишин, Галина Кудрявская, Игорь Хохлов, Ирина Четвергова и другие. Ценность их поэтических трудов составляют родные места, в которых они были и бывают. Вероника Шелленберг презентует сайт-карту, на которой размещены почти полторы сотни текстов. Из сельчан самыми активными стали участники из Называевского, Омского и Тарского районов. Так же, как в Омске, часто поэтов из области вдохновляет сибирская родная природа, ее реки и озера. На карте есть тексты про озёра Эбейты, Черталы и Данилово, про реки Оша и Туй. Омская поэтесса просит авторов присылать вместе со стихами фотографии тех мест, которые упоминаются в их текстах.
Кирилло-Мефодиевские чтения – значимое мероприятие для всех людей, кто ценит историю, литературу, православную культуру, не только их любит и прославляет своим творчеством, но и трудится на благо родного Прииртышья.