Небо проясняется и воздух приятной прохлады, но асфальт влажный после слабого дождя. Омытая зелень, высаженная у кинотеатра им. Маяковского, сочная и сверкающая на солнце. Стремительно двигаются люди, одетые по-летнему просто. Но высокого и стройного священнослужителя я замечаю ещё в окно – из маршрутного транспорта. Он величественный и тёмный, столь необыкновенный в церковном облачении, прямо лилово-смоляной – посреди пёстрого и малоприметного народа. Неторопливо шагает в сторону перехода. У него красивая седая борода и большой крест на груди. Он прекрасен, а взгляд мудр. Я знаю, куда направляется этот служитель, поэтому, выскакивая из маршрутки, бегу вслед за ним.
Нагоняю в людном коридоре перехода.
- Батюшка, попался! – радостно кричу, ласково обнимая священника за спину.
Он медленно оглядывается и слегка удивлённо рассматривает меня. Я хватаю его крепкую и смуглую руку, бурно жму. Во мне бурлит столько радости, что словами и не передать. Я словно нахожу драгоценный камень там, где его никогда не может быть. Он крестит меня, упоминая Бога, дальше мы идём вместе. По-моему, торопимся. Рассказываю, кто я и чем занимаюсь, лепечу обо всём без разбору. Представляете, дорогие, не знаю, что в двух шагах – управляющий Тарской епархией епископ Тарский и Тюкалинский Савватий. Я ведь не совсем грамотный и сведущий по части Православия и служителей христианской веры. Не один я, но всё равно стыдно. Его Преосвященство терпеливо разговаривает со мной, расспрашивает с интересом, я замечаю. Как только делится со мной визитной карточкой, я теряю дар голоса.
– Э-э-э… – глухо выдавливаю из себя, читая данные на визитке во второй и в третий раз. Потом гляжу на Епископа, снова гляжу, но не как пришибленный, с ним по обыкновению так здорово быть рядом, что не волнуешься. Чувствуешь вину, конечно, приносишь извинения, но это состояние благостное. Он добродушен и спокоен, не сердится, смеряет меня тёплым взглядом сверху вниз. Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий очень высокий, как мне кажется от испуга, заслоняет солнце. Но когда он тихо говорит со мной, то забываю о различных неудобствах-недоразумениях и слушаю, не отвлекаясь и поддерживая диалог.
Епископу Тарскому и Тюкалинскому Савватию лет пятьдесят на вид, – это мудрый и деликатный человек. Он прислушивается ко мне и уважает мнение. Я всем своим существом понимаю, какого уровня этот нравственный человек. Не сравниваю ни с кем.
– О-о, это большой сан! – восхищённо говорю.
– Ответственный, – добавляет Владыка.
Общаясь с такими духовно богатыми и высокопоставленными людьми, понимаешь, насколько дороги мгновения. Он запросто просветит и одарит своими знаниями. С ним поучишься и почерпнёшь. Монахи люди немногословные, им не нужны объяснения, если не требует ситуация. Но я почему-то очень хочу, чтобы епископ Тарский и Тюкалинский Савватий говорил со мной. Поддержка столь интересного человека, думаю, необходима не только мне. Врачеватели душ, толкователи веры – люди тонкие и западающие надолго буквально с первых минут общения. С ним я ощущаю невероятную потребность к духовной стороне жизни, испытываю тягу, способную восполнять духовное здоровье. Как рядом с митрополитом Омским и Таврическим Владимиром хочется высказаться немедленно и полностью, так и с епископом Тарским и Тюкалинским Савватием – одолевает желание поделиться, покаяться, я бы сказал. Ничего в этом зазорного нет – только вдохновение… Благосклонность людей может быть подарком, ожидаемым и добрым. Никогда не стоит бояться выразиться – другая возможность выпадет не скоро.
Я вижу, как трепетно просит благословения у Владыки отец Олег Цветков – один из помощников митрополита Омского и Таврического Владимира, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Омской епархии. Благодать ему необходима как воздух. Вопрошая у Владыки, он словно пьёт из чистого родника. Задерживаясь, я тихонько рассказываю отцу Олегу о случившемся, он качает головой и шепчет, мол, что ж я так…
– Простит меня, Его Преосвященство?
Отец кивает и отвечает:
– Он – очень добрый и справедливый. Отчего не простить, Виктор?
Зря, вероятно, забиваю голову? Владыка Савватий приезжает в Омск на серьёзное мероприятие. С Его благословения отец Олег Цветков открывает круглый стол и начинает погружать слушателей в суть дела. Потом берёт слово протоиерей Димитрий Олихов, председатель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, и Светлана Петровна Баранцева – специалист этого отдела.
Разговор об эффективности работы социальной гостиницы, её совершенствовании и обсуждение социальных проблем. Я признаюсь, жду, когда будет снова говорить Владыка, отвечать и комментировать. Дело он знает насквозь. У меня такое чувство, что он пришёл сюда не столько подсказать, направить и уразуметь, а сколько помочь остальным прийти к общему знаменателю. В зале находятся не только специалисты епархии, священнослужители, но и руководители общественных организаций, представители органов власти, представители прессы. Владыка старается говорить так доходчиво, чтобы понял одновременно амбициозный деятель и случайный посетитель.
Какая тема обсуждалась за круглым столом, и какие люди посетили мероприятие – беседа отдельного толка. Будет новый материал и в нём вы также, дорогие читатели, увидите епископа Тарского и Тюкалинского Савватия.
Я бы многое отдал, чтобы регулярно общаться с этими необыкновенными людьми и наблюдать за ними. Возможно, поэтому человек становится семинаристом, желая понять большее. Я хожу в храм и приобщаюсь Святых Тайн, беседую со священнослужителями на разные темы. Они сильны не только в богословии, но и академические науки – также их конёк. Среди них есть люди с учёными степенями. Я читаю православную литературу, которую рекомендуют именно церковные служители и специалисты омской епархии. Это доступные и во многом понятные люди, располагающие ради вас временем и желанием.
Моя встреча с епископом происходит впервые. Это урок. Добрый урок мудрости и, надеюсь, не последний на моём пути!