Дарит мне Митрополит Омский и Таврический Владимир три полных пакета книг, дарит том числе и свои крупные изданные произведения – выхожу из его кабинета «загруженный» под завязку. Владимир Александрович Масленников, его помощник и модератор сайта Омской епархии, осведомляется, мол, не на машине ли я. Книг много, а я один, так сказать. Но я показываю ему свой мощный бицепс и говорю, что книги я готов носить, а не возить. Впрочем, до автобуса донёс и от КДЦ «Маяковский» добрался домой в целости и сохранности. Не устал – подкачал мышцы не раз. Вспоминаю этот поход с радостью!
А потом был конкурс, связанный с образованием и православием, и мне подарили книгу «Значение мыслей в жизни человека», автор – схиархимандрит Иоанн (Маслов)». В качестве подарка книгу предложила специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева. Честно говоря, радует, когда дарят книги. И за победу в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» подарили «электронную книгу» – это также здорово! Закачал в неё рассказы Митрополита Тихона (Шевкунова), читаю с удовольствием до сих пор.
Перечитываю книги православной направленности, когда на всенощном бдении Митрополит Омский и Таврический Владимир даёт целовать крест. Тогда он кладёт руку на мой лоб и шепчет:
– Эх, не надо так!
Хочу сказать, что Владыка человек интересный. Каждое его действие и фраза –способны преподнести такую сильную пищу для размышления, что никогда не пожалеешь. Книги он дарит полезные, говорит ясно, как учёный и педагог, шутит остроумно. Порой мне не хватает общения с ним. Я понимаю, что «разорваться» или клонироваться он не в состоянии, поэтому, читая подаренные им книги, иногда думаю и молюсь о его здравии. Сколько он ещё напишет трудов – одному Богу известно.
– Тебе знакомо чувство, когда ты написал вещь, а потом через некоторое время – пишешь продолжение? – спрашивает он меня в своём кабинете. – Ты радуешься и думаешь, что живёшь ради момента, когда сможешь принести кому-то пользу!
– Да, – соглашаюсь. – Героям даю вторую жизнь. Как Джон Стейнбек – в романе «Благостный четверг». Как люди из рассказов протоиерея Андрея Ткачёва получают вторую жизнь в образе героев прозы.
Не хватает хороших книг, не хватает примеров благочестия, как рассказывает протоиерей Олег Цветков на проповеди – настоятель Собора в честь Воздвижения Креста Господня. Нужно научиться управлять гневом, больше применять добро в общении. Книги нам помогают, стараются помочь учителя, Господь помогает, «окуная» в ситуации. Многое другое помогает, что заставляет нас думать над своими поступками.
Я учитель школы, помните? С гневом часто не в ладах. И мысли играют решающую роль в работе педагога. Благо, что гнев не доводит до крайности пока что. Благо, что нахожусь в здравии, слушаю совесть и родных. Ну как не сердиться на школьников, милые мои? Они вытворяют, выводя вас, потешаются, ожидая реакции. А я – их же «оружием». Ловкостью ума, эрудированностью, просвещением. Беру листок и быстро записываю тех, кто плохо отвечает. «Блэк энд вайт лист» или «Шварц унт вайс папир»! Белый и чёрный список… Пугаю их бумагой, попадая в которую, можно лишиться надежды на добрую оценку. Получить «неудовлетворительно»!
– Двоечники, троечники… – кричу иногда.
– Виктор Витальевич, у вас что – настроение плохое? – вдруг спрашивают дети тихо.
– Достали меня просто, – отвечаю по-русски, сердясь.
Начальная школа до сих пор думает, что я не умею ругаться, кричать, грозить «гусями» в журнале.
Гнев «разбрасывает» руки человека, ноги, мысли. Себя не помнишь. Главное – остановиться вовремя. Не навредить – это золотое правило в педагогике. Помните умного карлика из сериала «Игра престолов» – он любил отвечать так, чтобы собеседник был уязвлён до последнего, почти был убит словами. Предупреждал, что вся жизнь его – борьба словами с теми, кто над ним потешается и не достоин собственного окружения. Где хорош гнев ещё? В анимэ «Берсерк», где в одной из сцен генерал Гатс побеждает сотню противников. Гнев нужен в бою…
– Нет, – качает головой заслуженный тренер армейского рукопашного боя Олег Михайлович Маковеев. – Гнев разрушает сознание, если вы не готовы победить. Отключает мышление. Любое единоборство – это сознание, это мысли вместе с движениями, доведёнными до автоматизма.
Я рад, что ученики школы, где я работаю, занимаются в секции у Олега Михайловича. Тренируясь в спортивном зале «Фитнес Арена», наблюдаю сцену, когда ученики задают вопросы Олегу Михайловичу, связанные с литературой и кинематографом. Хорош ли был Брюс Ли? Достоин ли звания «бойца» Джеки Чан или Чак Норрис. А русский богатырь Пересвет?.. Вот кто достоин памяти поколений!
– Не психуй в бою, Вить, – советует Олег Михайлович. – В лучшем случае, не почувствуешь, как что-нибудь сломают. Гнев отключает боль также. Поединок – это, прежде всего, координация, а не урон стороне. Поединок – это смысл. Как бой Челубея с Пересветом… Один выход – вечная и лучшая память!
Тяжело принять, когда издеваются. Хочется немедленно наказать обидчика, отомстить, поставить врага на колени, добить, унизить, расщепить, как это делал персонаж из фильма «Мстители» злодей Танос – с помощью «Перчатки бесконечности». Но бывает ситуация, когда ты отступаешь, чтобы победить. Успокаиваешься, чтобы потом напомнить человеку, кто здесь главный и что ему следует ожидать.
– Обижают меня, – жалуется на класс Анна Павловна Мильденбергер, учитель ИЗО и черчения. Это дети из её класса смастерили пластилиновый мультфильм по мотивам моей повести о любви ниндзя «Красный лотос». Группа из пяти ребят работала полгода, чтобы порадовать меня несколько лет назад. У них получилось, кстати. Об этом написали омский журналисты и московский глянцевый журнал «Наша молодёжь», ссылка с «Ютюба»: https://www.youtube.com/watch?v=mhId_KkxQ7g
Ребята подходят к Анне Павловне и признаются, что не хотели вести себя плохо, не желали компрометировать мудрого учителя.
– Обижаем, Анна Павловна, вы простите! – просят они. – Недооцениваем вас!
Человек Анна Павловна невероятно добрый – черпает, наверное, милое расположение духа из какого-то бездонного кармана своей души. Благодать с ней пребывает постоянно. Зайдёшь в кабинет, начнёшь общаться с ней – чувствуешь. Я никогда не видел, чтобы она на кого-то громко ругалась.
Меня интересует оценка со стороны, конечно. Волнует управление гневом и моё эмоциональное состояние. Человек я публичный, живу выступлениями перед людьми и на уроках, что одинаково по своей сути и целям. Мне важно, как я выгляжу в глазах детей и посторонних наблюдателей. Иногда дети умудряются меня сфотографировать и не все фотографии мне нравятся – я бываю не в лучшем расположении духа, особенно когда сержусь…
– Виктор Витальевич, сердиться педагог может лишь на себя! – говорит директор школы Валерий Владимирович Черняков. – Ни на кого другого мы сердиться не должны! Нет смысла в том, чтобы из-за гнева получить выговор, совершить нелепость! Все мы под Богом, никто не застрахован от ошибки, но стараться нужно. Быть в сознании! Лишние эмоции нам помешают.
В детях, я замечаю, гнева крайне мало. Намного меньше, чем рождается во взрослых. Пусть сегодня мы ругаемся на них, а завтра – хвалим, улыбаясь.
Я хожу на домашнее обучение к одному не совсем усидчивому ученику. На домашнем обучении парень недавно – получил травму, и доктор запретил появляться в школе до нового года. Пятиклассник волнуется: как там ребята без него. Успокаиваю ребёнка, мол, интересуются им товарищи обязательно. Так вот, признаюсь, дома Эдуард человек другой. Серьёзный и спокойный, находчивый и добрый. Делает упражнения быстро и учителя его хвалят. Отец им доволен.
– Выпейте кофе! – предлагает он мне.
– С удовольствием! Молоко есть?
– Хо-хо! Полно!
После урока я провожу время за столом с общительным человеком. Отец Эдуарда – человек озадаченный образованием ребёнка. Между отдыхом он рассказывает о себе и сыне. Я пью кофе с молоком, кушаю зефир, а высокий мужчина лет пятидесяти делится своими знаниями. Так вот придёшь на домашнее обучение, а тебя угостят, доброе слово скажут и поделятся интересным.
– Смотрите, Виктор Витальевич, – оживлённый Эдуард показывает маленький, но мощный квадрокоптер. Он запускает устройство прямо на кухне.
Парнишка выходит на улицу вместе со мной, запускает разноцветный пенопластовый самолёт, а я смотрю и радуюсь. Возвращаюсь домой в отличном настроении. Напеваю песню из детства… «Я знаю, есть у ветра любимая игра, на крыше, на крыше он крутит флюгера!». Эдуард похож на маленьких героев советского фантастического фильма «Тайна железной двери» – он так же старается, чтобы его заметили, и похвали вовремя. Зло, ненависть, мщение – не про него. Это какие-то инопланетные «понятия», которых на Земле будто не существует.
Настрой перед работой или хобби, сопутствующие делу мысли – дают многое. Недаром существуют молитвы и тренинги, не просто так издаётся душеполезная литература, а коучеры приглашают на свои мастер-классы. Человек обладает массой качеств, которые при желании можно развить. А гнев – та же субстанция, её может быть в организме больше или меньше. Нельзя забывать о самоконтроле.
Знакомьтесь с произведениями омского учителя и писателя В. В. Власова в «Клубе молодого писателя»: https://vk.com/moy_nakama
Группа «Вконтакте» В. В. Власова «Православное Прииртышье»: https://vk.com/pravirtish