Вот и минуло уже сто лет со времени великих и ужасных событий 1917 года. Событий, которые потрясли своими последствиями весь мир, изменив его до неузнаваемости, по сравнению с предшествующими временами. Как Великая французская буржуазная революция повлияла на всю последующую историю, так и Великая русская революция оказала решающее влияние на все события века ХХ.
1917 год соединил в себе два великих свершения. Была убита прежняя Россия и началась история новой страны, в которой должна была раствориться Россия без остатка.
С чем безжалостно расправилась великая русская революция?
Трагически оборвалась трёхсотлетняя история дома Романовых. Династия, в лице своих последних представителей, оказалась неспособной к успешному управлению столь огромной страной с разноплемённым населением. Некоторые из русских императоров настолько устали от бремени текущих проблем, что были готовы даже добровольно отказаться от территорий, освоенных когда-то их великими предками. Какими бы причинами ни была вызвана, например, позорная продажа Аляски, она уже показала полную неспособность династии Романовых к управлению державой. Это уникальный случай в истории человечества, когда страна добровольно отказалась от территории такого размера - что ярче может показать недееспособность царизма. И Россия 1917 года безо всякого сожаления покончила с монархией, по-видимому, навсегда.
Закончилось привилегированное существование Русской Православной Церкви как морально-нравственной опоры самодержавия. РПЦ вернула себе патриаршество, но ценой «отделения церкви от государства». Предавая империю и присягая на верность Временному правительству, церковь, вероятно, рассчитывала на дальнейшее своё безбедное и беспечное существование в либеральной России. Воинствующий атеизм большевиков, однако, превратил православие в гонимую церковь новых мучеников. РПЦ тоже, таким образом, оказалась неспособна к осмыслению перемен, происходивших с Россией весь XIX век. Распространение либеральной идеологии среди грамотного населения империи не подвигло церковь, увы, к переосмыслению роли православия в обществе, позволив либеральным ценностям беспрепятственно покорять русские умы.
Прервалась славная почти двухсотлетняя история Российской империи
Славной, однако, история империи была преимущественно первые сто лет. Именно в XVIII столетии Российская империя достигла своего максимального размера, расположившись на трёх континентах. Именно тогда она вошла в клуб великих европейских стран, активно участвуя в формировании европейских границ, прирастая новыми территориями. Именно Россия в этом веке пресекла претензии Швеции, Османской империи, Пруссии на лидерство в Европе. Именно Россия не позволила Англии подавить восстание в её североамериканских колониях. Именно Россия, наконец, сыграла решающую роль в разгроме Первой империи во Франции.
Но восхождение к могуществу России закончилось с восстанием декабристов. Тогда группа молодых русских офицеров поставила перед русским обществом вопрос о том, что страна, победившая Наполеона, недостойна существования - Российскую империю нужно срочно разрушить, а династию истребить. Неизвестно точно, чем был вызван этот призыв к разрушению - неудовлетворёнными юношескими инстинктами или либеральным европейским воспитанием (скорее, и то, и другое вместе) - но родная страна вдруг стала декабристам чуждой, достойной только погибели, потерявшей способность к саморазвитию. Они не захотели служить ей, упорно и настойчиво работая на благо Родины, потому что «прислуживаться тошно», значит, осталось только её сломать.
И что-то стало с тех пор изменяться в настроениях русского общества. Оно постепенно начало отдаляться от интересов российского государства. Если в прошлом веке дворяне «берегли честь смолоду», находясь на службе Отечеству, то нынешние стали предпочитать служить преимущественно ради себя, любимых - просвещённых и прогрессивных. Так постепенно русское высшее общество стало становиться врагом собственного государства. (Очень тонко передал эти изменения Л. Н. Толстой, описывая поведение главных героев в своей вести «Два гусара».)
Дворянский менталитет стал быстро меняться далеко не в лучшую сторону, что и привело Россию во второй половине XIX века к ряду весьма чувствительных потерь. Поражение России в Крымской войне стало началом погибели империи. Она уже не могла распоряжаться даже своими победами: Россия не посмела, например, войти в Константинополь, уступив давлению европейских «друзей России». А закончилось «позорное пятидесятилетие» поражением России в русско-японской войне, после которого уже революция 1905 года могла похоронить империю.
Но, разрушив прежний миропорядок, русская революция потому и стала великой, что создала на обломках погибшей империи новое, потенциально более успешное и могущественное, «государство рабочих и крестьян», ставшее продолжением истории русской государственности.
В результате революции 1917 года на месте Российской империи возникла новая, коммунистическая империя - тип государства, ранее никогда не существовавшего на земле. Государства тотального атеизма, основанного на идеях всеобщего равенства, справедливости и братства народов.
И с 1917 года все народы мира стали свидетелями дерзкого эксперимента, осуществлявшегося в СССР. Впервые в истории человечества люди отказались от стихии рынка, поставив рациональные методы управления во главе успешного развития страны. Впервые в истории государство стало служить всем членам общества. Впервые люди в Стране Советов, избавившись от капиталистической эксплуатации, стали самыми свободными на земле, получив от государства всевозможные права и всестороннюю социальную поддержку. Советские люди были освобождены от необходимости платить за образование, здравоохранение, культурное развитие. Ценности мировой культуры стали действительно достоянием всех и каждого.
Индустриализация с рекордными темпами развития и беспрецедентная по своим результатам культурная революция стали самыми ощутимыми достижениями Страны Советов, поставившими её в один ряд с великими мировыми державами того времени.
И ведь мало кто верил в Европе и в мире, что большевикам под руководством Ленина-Сталина удастся справиться с тем грузом проблем, в которые была погружена страна после Первой мировой и гражданской войн. Россия действительно лежала во мгле! И вдруг за какие-то 20-30 лет произошло поистине чудо - страна за несколько лет прошла путь, который другие страны проходили в течение многих десятилетий, и выдержала самое суровое испытание своим успехам в строительстве социализма, победив нацизм во Второй мировой войне.
Самим фактом своего существования Союз Советских Социалистических Республик заставлял все страны мира проводить свою внутреннюю и внешнюю политику с оглядкой на социальные и экономические достижения советского народа. Грандиозное воскресение России из мглы, в которую её погрузило полугодовое правление либералов Временного правительства, превратило её в мировую военно-промышленную державу.
Что же случилось с нашей страной в 1917 году? Почему российский народ разделился на враждующие партии, принявшиеся с усердием истреблять друг друга в гражданской войне? Что разделило так непримиримо людей?
Почему до сих пор нет единства и примирения между потомками «палачей» и «жертв террора»? Почему мы до сих пор спорим о значении тех событий и не можем договориться? И есть ли вообще такая возможность?
Россия, позаимствовав со времени Петра Великого у Европы её научно-технические достижения, получила довеском и идеологию либерализма. Первыми жертвами этой идеологии в России стали представители высшего сословия, коих и отправлял Пётр на выучку за границу. Русское дворянство быстро переняло не только европейские наряды, но и европейские представления о собственной «жалкой, отсталой и дикой» стране с «рабскими порядками».
Уже через сто лет после смерти царя Петра Российская империя, созданная его трудами, могла быть уничтожена воспитанными европейским Просвещением и возжаждавшими свободы молодыми дворянами. И неважно, был ли простой народ России готов к принятию европейской свободы или нет. Разрушить государство до основания, пойти на цареубийство, даже на убийство всей царской семьи (!) - как это по либеральному верно, по коммунистически! Уже декабристы замышляли вырезать всё царское семейство во главе с Николаем Павловичем, а мы почему-то ругаем только большевиков, и Ленина в частности, за убийство Николая Александровича с его семьёй в Екатеринбурге. Либералы в любом обличии - будь то якобинцы, дворяне или разночинцы - готовы проливать кровь ради осуществления своих представлений о свободе.
Самим ходом истории Россия была приуготовлена попасть в ловушку либерализма.
Русское образованное (дворянское) общество более двухсот лет заражалось еврофильскими настроениями - со времён Петра Великого в России было принято во всём «заглядывать в рот» Европе. Недаром некоторые дворяне лучше говорили по-французски, нежели по-русски. Малолеток дворянских учили европейские «дядьки», а затем юноши отправлялись получать образование в европейские университеты. Естественно, в Европе русская молодёжь получала европейское образование и европейский (либеральный) взгляд на действительность. И естественно, что этот взгляд разделял все нации и народы на цивилизованных европейцев и на отсталых варваров. Европа и её порядки всячески восхвалялись, а всё неевропейское принижалось и осмеивалось. В том числе и Российская империя критиковалась за «дикость, отсталость и варварство». Европа критиковала Россию за всё, начиная с государственного устройства и заканчивая религией.
И когда такой выпускник возвращался в Россию и сталкивался с русской действительностью, она, естественно, была ему непонятна и противна. Молодые люди зачастую не могли найти себя в российских реалиях, совершенно не понимая родную страну. Проблема «лишнего человека», озвученная классиками русской литературы, есть проблема европеизации высшего российского сословия, когда лучшие люди России готовили себя к служению Европе, а не родной стране. Всё европейское воспринималось как наилучшее, на которое надо ровняться России. И когда такой европеизированный молодой человек видел «всемерную убогость русской действительности», у него пропадало всякое желание служить Родине - уже не хотелось чистить российские «авгиевы конюшни», приближая её к Европе.
Трагедия русского дворянства в том, что оно было оторвано от родной земли европейским образованием. Так в России произошёл раскол народа по мировосприятию на две части: европеизированное дворянское меньшинство, мечтающее о Париже, и подавляющее большинство народа с православными духовно-нравственными корнями.
Именно эта православная часть русского общества и спасала Россию во всех войнах и смутах. Русский православный воин прославил Россию! И когда ещё не всё русское дворянство было развращено европейским либерализмом (в первые сто лет со времён Петра), успехи России были грандиозными. Но в XIX веке дворянство перестало быть русским, и со второй половины века Россия скатывается в неудачи - русское дворянское офицерство «уже не то».
Если граф Суворов-Рымникский мог искренне воскликнуть о счастье быть русским, то вряд ли европейски образованный русский офицер сто лет спустя так радовался этому факту. И если адмирал Ушаков был искренне православным человеком, твёрдым в вере, то через сто лет русское дворянство было уже по-европейски индифферентно к религии, и особенно критично к православию.
И когда в самой Европе капитализм уже стал восприниматься критически, в России русские поклонники Европы продолжали им восхищаться и желать скорейшего вступления страны в буржуазный мир. Если на Западе капитализм уже проявил свою звериную сущность, что побудило молодых европейских либералов заняться поиском теории освобождения всех людей, то русские буржуазные либералы спали и видели «европеизацию России» - слом империи, чтобы она стала, наконец, «нормальной европейской капиталистической страной».
Однако, другие русские поклонники Европы познакомились с марксистской критикой капитализма и стали горячими сторонниками пролетарской революции, «несущей свободу всему человечеству». Эти пролетарские либералы вообще не озадачивали себя судьбой России, считая её крайне отсталой страной, по европейским меркам. Но именно это «слабое звено», по мысли В. И. Ленина, можно было вырвать из цепи капиталистических стран и заставить служить великой цели коммунизма.
Так русское образованное общество, сверху донизу пронизанное раболепием перед Европой, оказалось проводником либеральных идей в России. Страна неизбежно скатывалась в либерализм либо посредством либералов буржуазных, либо посредством либералов «красных», коммунистических. И это окончательное падение в либерализм и произошло с Россией в 1917 году.
Русское либеральное дворянство уже за сто лет до 1917 года было готово избавиться от «царского режима». А воспитанные в европейском духе, русские либералы преклонялись перед капиталистическими порядками Европы. И молодой русский капитализм также считал Европу образцом политического устройства.
Но было что-то иррациональное в желании думских либералов совершить государственный переворот в 1917 году. Ведь Российская империя и так шла по буржуазному пути развития. Ведь прав был П. А. Столыпин, полагая быстрое развитие страны в ближайшие двадцать лет (без войны). И ведь царский режим не был этому серьёзной помехой! Ничуть не мешала династия ни капитализму в России, ни либерализму. Зачем же буржуазным либералам понадобилась ликвидация империи?
Дело в том, что скудоумие думских либералов не желало мириться с тем, что «отжило свой век». В погоне за республиканской формой пожертвовали буржуазным содержанием монархии - правые либералы «подрубили сук, на котором сидели». Или, вернее, подрубили дерево российской государственности. Но, погубив Российскую империю, буржуазные либералы приговорили и себя к погибели.
Точно так же, кстати, действуют и нынешние российские либералы. Современная капиталистическая Россия благополучно развивается в соответствие с идеологией буржуазного либерализма. Потерпите десяток лет, и у нас, глядишь, появятся однополые браки и пройдут гей парады. Так ведь нет! Подавай свободу осмеивать и уничтожать народные святыни немедленно, здесь и сейчас! Типа, развалим Россию - избавим её от коррупции! И не важно, против чего или за что выступают русские либералы, при поддержке либералов «свободного мира». Против царизма они выступают или против коммунизма, против коррупции борются или за экологию, за свободу и демократию - речь всегда идёт о разрушении России.
Российское общество до сих пор продолжает быть внутренне разделённым. Идейные потомки русского европеизированного дворянства позапрошлого века продолжают упорно отказывать России в праве быть самостоятельной цивилизацией. Современные либералы, как и либералы прошлого, опять тянут «отсталую Россию» в европейский дом, не понимая, что никому в Европе «единая и неделимая» Россия не нужна. И опять, как и сто лет назад, либеральная зараза представляет для нашей страны реальную угрозу. А либеральная идеология продолжает отравлять сознание людей лживыми античеловеческими ценностями.
Либералы первого призыва - потомственные русские дворяне - вышли в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга с целью разрушить Российскую империю ради её «освобождения от деспотизма».
Либералы второго призыва - сторонники буржуазии - разрушили-таки Российскую империю «ради целей свободы и демократии» в феврале 1917 года и сделали всё, чтобы развалить и Россию.
Либералы третьего призыва - «передовой отряд рабочего класса» - восстановили Российскую империю в виде СССР, но не ради неё самой, а ради «освобождения всего человечества от ига капитала».
Так в России сработала либеральная программа по освобождению человека, заложенная деятелями эпохи Возрождения и развитая мыслителями Просвещения.
Великая русская либеральная революция 1917 года, по существу, завершала процесс освобождения человечества, начатый в эпоху Возрождения, подключив к нему широкие народные массы всего мира. Если на первом этапе освобождения человека и человечества свобода совести была только привилегией феодалов. На втором этапе освобождения человека от всех и всяческих условностей, начиная с религии, свобода стала достоянием буржуазии. То социалистический переворот в России подключал к процессу освобождения человека (во-первых, от Бога) народы всех стран мира, открывая человечеству путь в «царство свободы» (по Марксу).
Эпоха либерализма, начавшись с отказа от Бога во времена эпохи Возрождения, заканчивается ныне всеобщим системным мировым кризисом, поражающим человечество во всех сферах, начиная с духовной деградации и заканчивая глобальным потеплением.
Либерализм буржуазный непримиримо разделяет народы в конкурентной борьбе, приводящей к чрезмерной эксплуатации природы и человека. Он не может существовать без лжи, насилия и войн, которые приобретают всё более разрушающий характер, грозящий мировыми конфликтами. Рано или поздно эти конфликты могут закончиться только термоядерной катастрофой, уничтожающей человечество.
Либерализм коммунистический, как показал опыт истории «социалистического лагеря», не может объединить народы на основе «материального изобилия» и неизбежно ведёт к моральной деградации общества, начиная с правящей коммунистической элиты. Рано или поздно общество «развитого социализма» гибнет по внутренним причинам, связанным с девальвацией коммунистических духовно-нравственных ценностей.
Великая русская либеральная революция показала неизбежность победы либерализма в России, поскольку русская интеллектуальная элита XIX века так и не смогла выработать идеологию развития страны, констатировав своё бессилие сентенцией «умом Россию не понять».
Мало было талантливо критиковать европейский либерализм, европейские порядки, католичество и протестантизм. Надо было сформулировать собственно русскую национальную идеологию, на основе которой тысячу лет строилось успешное русское многонациональное православное государство. Такая альтернативная европейскому либерализму идеология, доказав россиянам преимущества православной цивилизации, защитила бы страну от всех попыток европейцев её разрушить, дала бы возможность сохранить Российскую империю. Более того, такая идеология могла бы стать основой для успешного мирного развития всего человечества.
И самое главное, такая идеология крайне необходима миру сегодня, когда растущая техническая мощь человечества может уничтожить самого человека на планете.
3. Re: Неизбежность либерализма
2. Re: Неизбежность либерализма
1. Re: Неизбежность либерализма