Может показаться искусственным или даже недопустимым соединение двух, кажется, противоположных явлений: с одной стороны генеральный секретарь богоборческой коммунистической партии, с другой святой старец, инок одного из Псковских монастырей XVI века по имени Филофей - автор православной идеи: Москвы как Третьего Рима. Один внешне исповедует идею социалистической (демократической) государственности другой - государственности православно-монархической. Филофей считает, что Московская Русь (Третий Рим) по промыслу Божию становится источником правды и справедливости на всей земле, а Сталин видит величие России в том, что она первой в мире строит социализм. Но в одном они сходятся вождь и старец - в особой роли и месте России в мире. В ее самоценности и в ее влиянии на судьбы всего человечества, а ни одного только русского православного народа. Русский православный народ поверил в правду старца Филофея и принял ее. Что касается Сталина, то и его правду народ принял и поддержал. Но правда Филофея шла от русского православного святого, а правда Сталина шла от грузина и коммуниста. Значит до принятия его правды требовалось обращение грузина в русского, а коммуниста в человека, верующего в Христа. Савл должен был обратиться в Павла. Мы и ставим перед собой задачу понять как это обращение произошло.
Спаситель Третьего Рима
Двадцатый век стал для России катастрофическим. Трагедия России началась в этом веке с ее поражения в войне с Японией. Затем последовала первая русская революция 1905-19о7гг. В 1914 году Россия вступила в войну с Германией - началась Первая Мировая война, перешедшая для России сначала в Февральскую революцию, а затем в революцию Октябрьскую, социалистическую. Социалистическая революция породила Гражданскую войну, которая стоила России 10-ти миллионов человеческих жизней её граждан, погибших на фронте, умерших в эпидемиях или с голода, а также покинувших свое Отечество, спасая свою жизнь от революционных репрессий. Казалось, что Третий Рим в муках закончил свое существование, ибо спасение его казалось маловероятным. Однако исторический опыт давал надежду на спасение. Русь средневековая сбросила с себя жестокий гнет Золотой Орды, пережила Смутное время, разгромила непобедимую армию Наполеона Бонапарта.
Но главной надеждой была вера наших православных людей в то, что Господь не оставит православную Русь без своей поддержки и защиты, пошлет на помощь истерзанному православному русскому народу настоящего Отца для народа и Хозяина для страны. Этим избранником Божьим оказался Иосиф Виссарионович Сталин. То, что Сталин -
Богоданный вождь и спаситель России и русского народа, Русская Православная Церковь не сомневалась. Митрополит Сергий будучи Местоблюстителем Патриаршего Престола в поздравительной телеграмме И.В.Сталину в связи с
25-летием Советского государства писал: «Сердечно и молитвенно приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя наших воинских и культурных сил, ведущего нас к победе над варварским нашествием, к мирному процветанию нашей сраны и к светлому будущему ее народов».
О Богоданности Сталина России и её народу говорил и, хорошо знавший Сталина, Патриарх Алексий. Их оценку Сталина разделял еще один из известных и почитаемых иерархов РПЦ двадцатого века - митрополит Киевский Николай: «Русские верующие видят в лице Верховного вождя нашей страны (Сталина)Богом ей данного отца своего народа, и горячи их молитвы Господу Богу о его здравии на долгие годы». Причисленный к лику святых РПЦ, архиепископ Крымский Лука разделял эту же точку зрения о Сталине и его роли в спасении России: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину».
Какие выводы следуют для нас, православных людей, потомков Сталина, из этих оценок православными иерархами Сталина и его роли в жизни и делах нашего Отечества? Во-первых, мы не можем игнорировать мнение о Сталине и его роли в судьбах нашего православного народа и нашего Отечества, самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви в ХХ веке. Во-вторых, мы не можем игнорировать и тот очевидный факт, что либерализация и духовное разложение правящего класса и интеллигенции царской России достигло такого состояния, что стало угрожать не только существующему строю, но самому существованию Российской империи. В-третьих, либеральная, революционная зараза проникла даже в духовную опору империи - Русскую Православную Церковь, в ее священноначалие. Под угрозу был поставлен сам факт существования России как Третьего Рима, а это уже не соответствовало ее Божественному Предопределению. Третий Рим надо было спасать от неминуемой гибели. Поэтому появление Сталина в высшем руководстве партии большевиков было явлением не случайным. Не случайной была и ранняя смерть В.И.Ленина. Не было шансов на победу и у троцкистско-зиновьевских-бухаринских оппозиционных группировок, пытающихся отстранить Сталина от власти и уничтожить его. Сталин бился с оппозицией за правду, христианскую любовь и справедливость, а оппозиция противопоставляла ему ложь, вражду, ненависть и мещанское благополучие. Сталин был созидателем, а не разрушителем. Он и оппозицию призывал к переходу от разрушения к созидательной работе. Очевидно, представлять Сталина в качестве Бича Божия для борьбы с оппозицией и враждебными социализму силами, не совсем верно. Не для бичевания он был призван, а для удержания и созидания. Главным методом его работы было не принуждение, а убеждение. Но Сталин оклеветан его врагами и заблудшими, судящими о Сталине лишь по репрессиям 30-х годов, по «Ленинградскому делу» и «Делу врачей». Но это лишь одна(темная) сторона его истории, которая перекрывается величием тех дел, которые он совершил во имя России, православной Церкви, русского народа и всех народов России, во имя восстановления разрушенного враждебными силами, Третьего Рима.Недруги Сталина называют его хитрым и коварным горцем, азиатом, недоученным семинаристом и прочими негативными эпитетами. Сталин же считал себя «русским человеком грузинской национальности». Что касается его образованности, то несомненно, что он стал одним из образованнейших политических деятелей своей эпохи. Сталин искренне любил Россию, высоко ценил и уважал русский народ, что подтверждает его выступление на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года. Он признал, что русский народ является выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза, что он стал «руководящей силой Советского Союза среди всех народов нашей страны», что русский народ имеет ясный ум, стойкий характер и терпение. Сталин считал великой честью для себя быть руководителем такого народа. Сталин любил не только русский народ, но и Россию. Светлана Аллилуева - дочь Сталина утверждала в своих воспоминаниях: «Отец любил Росссию очень сильно и глубоко, на всю жизнь. Я не знаю ни одного грузина, который настолько бы забыл свои национальные черты и настолько полюбил бы все русское. Еще в Сибири (во время ссылки- А.А.Ш.) отец полюбил Россию по- настоящему: полюбил язык и природу. Он вспоминал всегда о годах ссылки как будто это были сплошь рыбная ловля, охота, прогулки по тайге. У него навсегда сохранилась эта любовь к России». Так Сталин становился великим русским человеком грузинской национальности. Но русский человек, утверждал Достоевский, велик тогда, когда он православный. Значит Сталин, как великий русский человек, был по определению п р а в о с л а в н ы м, разделяющим православную идею Москвы как Третьего Рима. Чем может быть подтвержден этот общий вывод о диалектическом единстве идеи инока Филофея и коммунистического вождя Сталина? Естественно аргументами и фактами. О чем же говорят факты и какие аргументы из них следуют?
Верующий Генсек
Существует твердое убеждение, подтвержденное высшим руководством Русской Православной Церкви, в том, что Сталин был православноверующим человеком. Об этом говорят и реальные факты его религиозной политики по сохранению и обновлению РПЦ за годы его правления.
Уже в юношеские годы в сознании Сталина рождается идея «Великой правды» и социальной справедливости, которую он назвал «Божественной мечтой». Эта мечта была «чиста как солнечный луч», как Христианское учение. Но люди «забывшие бога, хранившие в сердце тьму» не могли превратить эту мечту в реальную жизнь. Для ее осуществления нужны новые люди с холодной головой и горячим сердце, писал будущий Сталин в одном из своих юношеских стихотворений.
В двадцатилетнем возрасте, будучи учащимся второго курса Тбилисской Духовной семинарии, он приходит к выводу, что к «людям, забывшим бога, хранящим в сердце тьму» одним словом Христовым не достучаться и правду и справедливость не утвердить. Возможность их утверждения он увидел в нарастающей волне революционной борьбы, конечной целью которой и объявлялось установление такого общественного строя, в котором будут утверждены христианские принципы жизни. Таким обществом должно стать социалистическое общество. С этих пор все его помыслы, все физические и умственные (духовные) силы были поставлены на службу реализации социалистической идеи, его «божественной мечты». Во имя ее Сталин принял марксистский вариант социализма, а потом ленинские уточнения к нему, имея внутри себя убежденность в возможности построения христианского социализма.
Партия же, в руководстве которой он оказался, после победы Октябрьской революции, вела политику на уничтожение религии вообще, потому что относилась к ней как к темной реакционной силе, тормозящей общественный прогресс. Начавшаяся после победы борьба революционной власти с религией предполагала ее полное уничтожение. В строго секретном указании Ленина председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому от 1 мая 1919 года говорилось: «В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов.Нар.Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.
Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Указание подписано Председателем В.Ц.И.К. М.И.Калининым и Председателем Сов.Нар.Комиссаров В.И. Лениным.
Это строго секретное указание было неслучайным, одноразовым актом. Оно было показателем неизменной долгосрочной антирелигиозной политики новой власти, что и утверждает другое строго секретное письмо Ленина Молотову для всех членов Политбюро правящей партии. Написанное послание вызвано тем, что в городе Шуя Иваново-Вознесенской губернии 28 февраля 1922 года во время попытки изъятия церковных ценностей из храма на нужды голодающих возник конфликт между верующими прихожанами и членами комиссии по изъятию церковных ценностей, который закончился стрельбой, в результате которой 4 человека из прихожан были убиты солдатами Красной Армии и 10 человек было ранено.
В письме Молотову Ленин обвиняет в случившемся церковнослужителей и требует жестокой расправы над виновниками этой трагедии, в первую очередь он призывает к расправе над священнослужителями. «...Я,- писал Ленин,- прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли это в течении нескольких десятилетий».
Два этих письменных документа раскрывают суть проводимой под руководством Троцкого и Ленина антирелигиозной политики в первые годы Советской власти и говорят о религиозном невежестве этих двух выдающихся умов и откровенном игнорировании того факта, что в России, в русском народе (прежде всего в крестьянстве) сильна и нерушима традиция православной веры. Проводить такими методами борьбу с религией означало пилить сук на котором сидишь. Эта политика была безумной, провокационной и опасной для новой власти. Это подтвердил, прежде всего Кронштадтский мятеж и крестьянское восстание под руководством Антонова в Тамбовской губернии. Но не только эти события говорили о неприемлемости борьбы с религией изуверскими, насильственными методами. Даже ненавистник религии Карл Маркс в одном из интервью заявил, что насильственные методы борьбы с религией бесперспективны и недопустимы. Троцкий и Ленин откровенно проигнорировали эти предупреждения Маркса и совершили непростительную ошибку в решении религиозного вопроса.
Сталин в отличие от Троцкого и Ленина в духовном плане был более образован и лучше понимал безумие ведущейся партией религиозной политики и как-то сумел уклоняться от участия в ней. В случае публичного объявления о своей религиозной позиции он был бы изгнал не только из руководства, но и из партии. Понятно, что он не мог публично выступить против линии партии по борьбе с религией, направленной на ее полное уничтожение. Но у нас есть основания считать, что он своей православной веры, закрепленной в его душе и разуме, сначала вхождения в храм с боголюбивой матерью, потом в Горийской духовной школе с последующим обучением в духовной семинарии, Сталин не отказался в течении всей своей жизни. Это просматривается при внимательном анализе тех партийных и советских документов, которые отражают религиозные вопросы и к которым Сталин лично приложил руку. Начиная с 1923 года, когда Ленин уже тяжело заболел и отошел от дел, а Троцкий стал утрачивать свое былое влияние в партии и государстве, Сталин стал набирать силу. Острота безумной атеистической политики начала давать, не без участия Сталина, сбои. Она стала более разумной и спокойной, но не перестала быть атеистической.
По мере наращивания своего политического влияния в партии и государстве Сталин стал иногда позволять себе открытые проявления симпатии к религиозным вопросам. Уже став Генсеком ЦК ВКП(б) через год после жестоких призывов Ленина к уничтожению РПЦ по инициативе Сталина во все партийные организации рассылается секретное Циркулярное письмо №30 от 16.08.1923г. «Об отношении к религиозным организациям». В тексте письма указывается, что партийные организации не исполняют требований программы партии и решений XI съезда о необходимости «заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих» что «издевательство над предметами веры и культа... не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков». В тексте письма приводится масса примеров такого подхода в борьбе с религией. В качестве вывода в письме говорится, что грубыми и бестактными действиями в отношении к верующим, которые составляют громадное большинство населения партийные организации «наносят неисчислимый вред Советской власти». Письмо потребовало: воспретить закрытие церквей и молитвенных помещений; воспретить аресты религиозного характера; помнить, что гонения на верующих и служителей церкви только еще больше укрепляют религиозные предрассудки; не допускать непродуманных действий в отношении к религии; не превращать борьбу против церкви в орудие конфронтации. По тексту письма чувствуется, что он отредактирован человеком, знающим и понимающим важность и актуальность темы. Очевидно этим редактором был Сталин.
Хотя текст письма не отменяет борьбу с религиозными предрассудками, но требует от партийных организаций цивилизованных форм и методов этой борьбы, оно несомненно кардинально отличается от троцкистско-ленинских требований «уничтожения попов». ЦК ВКП(б) под руководством Сталина продолжает держать в поле зрения религиозные вопросы. На мартовском 1930 года Пленуме ЦК ВКП(б) в постановлении по вопросу искривления партлинии в колхозном движении говорится о таком же искривлении в области борьбы с религиозными предрассудками. В частности указывается на факты административного закрытия церквей без согласия подавляющего большинства селян. Пленум потребовал: «Решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке...допускать закрытие церквей лишь в случаях действительного желания подавляющего большинства крестьян и крестьянок не иначе как утверждение постановления сходов областным исполкомом. За издевательские выходки в отношении религиозных чувств крестьян и крестьянок привлекать виновных к строжайшей ответственности»
В двадцатые-тридцатые годы Сталин не мог остановить развернутую с 1918 года под руководством партийных и советских органов борьбы с религией под маркой борьбы с религиозными предрассудками. Идеология, формы и методы этой борьбы были разработаны Троцким и поддержаны Лениным. В них жестко и однозначно проводилась идея: «Социализм и религия несовместимы». Значит выступать открыто в защиту религии было равносильно выступлению против социализма. Сталин же считал, что религия есть один из главных атрибутов социализма, но сказать об этом публично все же он не мог. Такой шаг был бы оценен его собственным окружением как недопустимое отступление от принципов марксизма- ленинизма, как уступка мракобесию. Поэтому, единственное, что он мог сделать, это не допустить полного разгрома Русской Православной Церкви.
Когда его положение окрепло, после принятия новой Конституции 1936 года, разгрома оппозиции и «ленинской гвардии», Сталин смог позволить себе пойти на чрезвычайный шаг- отвержения троцкистско-ленинского враждебно непримиримой установки на отношение с религией. 11 ноября 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает беспрецедентное решение, которое посягнуло на святая святых- ленинские установки по отношению к религии. Политбюро ЦК ВКП(б) прикоснулось к неприкасаемому - ленинскому наследию. Это был сбалансированный вызов враждебному отношению к православию, которое было сформулировано Лениным и Троцким. Политбюро постановило:
«Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследование верующих.
Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года №13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православных верующих о т м е н и т ь.
НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужебной деятельностью. Освободить из под стражи и заменить наказание на несвязанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда Советской власти». Это решение Политбюро запротоколировано и подписано Сталиным.
Во исполнение этого решения из лагерей ГУЛАГа было освобождено 12860 заключенных, из под стражи освобождено 11223 человека, против которых были заведены уголовные дула, связанные с религиозной деятельностью. Это решение Политбюро приняло несомненно по инициативе Сталина, несомненно и то, что не будь 1937 года Сталин бы не смог выйти с таким предложением ибо сомнительно чтобы Политбюро поддержало бы такую инициативу своего генсека.
Созидатель и защитник обновленного Третьего Рима
Сталин, знавший историю России и историю ее главной Церкви, несомненно знал и об идее Третьего Рима и принял ее.
Обновленный вариант Третьего Рима представлялся Сталину п р а в о с л а в н ы м с о ц и а л и з м о м. Последующий анализ поставленной проблемы может убедить нас в реальности нашего утверждения. Хотя Сталин официально и провозглашал себя не более, чем верным учеником Ленина, на самом деле, когда какая-то ленинская догма явно выходила за пределы реальности, тогда он отдавал предпочтение не догме, а реальности. Так и произошло с одним из основополагающим догматов марксизма - ленинизма -учения о «диктатуре пролетариата», идущего от Маркса. В «Критике Готской программы» он писал: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как р е в о л ю ц и о н н о й д и к т а т у р о й п р о л е т а р и а т а». Этот «переходный период» получил в марксизме имя - «социализм». В своей знаменитой работе «Государство и революция» Ленин согласился с Марксом в оценке социализма как переходного периода от капитализма к социализму и подтвердил, что государственная власть в этом периоде осуществляется в форме «диктатуры пролетариата». Ленин дополнил Маркса тем, что эта диктатура будет ограничивать ряд свобод бывших угнетателей, а их сопротивление будет подавляться силой, что приведет к некоторой ущербности демократии.
В оценке Сталина было свое видение роли и места диктатуры пролетариата в процессе строительства социалистического общества. Уже в первой половине 20-х годов он обнаружил очень опасную тенденцию в том, что партийная верхушка начинает превращать диктатуру пролетариата в свою собственную диктатуру, то есть диктатура класса подменяется диктатурой партии, которая провозглашается руководящей и направляющей силой всего общества, всех, происходящих в нем процессов. Он понимал, что оппозиция и партбюрократия используют диктатуру пролетариата как ширму для защиты своих позиций и своей власти. В ходе подготовки к принятию новой Конституции Сталин решил дать решительный бой сторонникам и защитникам диктатуры пролетариата. По его мнению в СССР нет пролетариата, а есть советский рабочий класс и есть его союзник в лице трудового крестьянства. Выступая с докладом о принятии новой Конституции и формулируя свою позицию в отношении к диктатуре пролетариата он сказал: «Наш рабочий класс часто называют, по старой памяти, пролетариатом. Но наш рабочий класс не только не лишен (как в капиталистических странах - А.Ш.) орудий и средств производства, а, наоборот, он ими владеет вместе со всем народом. Можно ли после этого назвать наш рабочий класс пролетариатом? Ясно, что нельзя». Поэтому Сталин настаивал на том, чтобы закрепить в первой главе Конституции положения о том, что Советский Союз есть государство рабочих и крестьян и подчеркнул, что ни о какой диктатуре не может быть и речи. Новый Третий Рим не нуждался ни в какой диктатуре.
Что касается партии, то она, по мысли Сталина, утверждает московский историк Ю.Н. Жуков, «создавалась до революции с двумя целями: захват и удержание власти. Эти цели достигнуты: власть захвачена и удержана. Ее функции, цели и задачи, ее предназначение в общественной жизни кардинально изменились, поэтому должна измениться и ее роль, ее статус. Она уже не нужна обществу как «руководящая и направляющая сила». Пропаганда и агитация, подбор и расстановка кадров - вот задачи, которые должна решать партия в современном социалистическом обществе. Все главные сферы жизни общества должны управляться органами советской власти, главными среди которых является Верховный Совет СССР и Советское Правительство, назначенное Верховным Советом. Партийная номенклатура, которую Сталин называл «кастой проклятой», хорошо понимала, что такая сталинская политика в отношении места и роли партии в обществе ведет утрате ею главного - власти. Сталин бился за расширение и укрепление демократии, партократия - за укрепление своей власти и льгот. Именно поэтому партократия саботировала новую Конституцию в 1936году, а в 1937году инициировала репрессии. Сомневающимся в правильности нашего заявления, рекомендуем обратиться к материалам Восьмого чрезвычайного съезда Советов и материалам февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937года. Приписывать Сталину неуемную жажду власти, кровожадность и тиранию, которые якобы подтолкнули его к репрессиям,- значит клеветать на него или по бессильной злобе или по невежеству.
Сталин видел впереди не умытую кровью Россию Троцкого, а Россию мирную, свободную и процветающую. Он не рвался, как Хрущев, в иллюзорное коммунистическое завтра, он думал о том как укреплять и совершенствовать социализм на основе не либеральных, а христианских ценностей. Он возрождал Россию, как Третий Рим, на православно- социалистических началах, а не создавал интернационалистическую Красную империю. Он не мог объявить об этих целях публично, но настойчиво и последовательно шел к реализации своих целей, реализуя их по мере возможностей и по мере роста своего авторитета в партии и обществе. Он возвращал Россию в русло ее исторического течения. Венцом его усилий по возрождению России как Третьего Рима стала его встреча с руководством Русской Православной Церкви 4 сентября 1943 года.
Этой встрече предшествовало создание при Правительтве СССР Совета по делам Русской Православной Церкви. Сталин распорядился подобрать достойную кандидатуру на пост главы этого Совета. Этой кандидатурой оказался полковник госбезопасности Г.Г.Карпов - в прошлом выпускник духовной семинарии. Уже этот выбор и создание Совета подчеркивали то, что государственная власть намерена серьезно изменить характер отношений между государством и Православной Церковью. Наставления, высказанные Сталиным во время инструктивной беседы Сталина с Карповым подтвердили позитивную значимость этих намерений. Фактически в этих наставлениях Сталин изложил программу развития церковно - государственных отношений в СССР на длительную перспективу. О чем же шла речь во время этой беседы? Сталин дал Карпову следующие рекомендации:
1.Совет будет осуществлять свою деятельность под непосредственным руководством Правительства СССР.
2.Не превращать Совет в бывшего обер - прокурора царского времени. Не вмешиваться в административную, каноническую и догматическую жизнь Церкви, подчеркивая в своей деятельности ее самостоятельность.
3. В отношениях Совета с Патриархом не давать ему поводов рассматривать председателя Совета как обер - прокурора. Обеспечить соответствующие встречи, приемы, формы обращения с Патриархом.
4. Не смотреть в карман Церкви и духовенства, так как это испортит отношения между Советом и церковным центром и другими руководящими деятелями Церкви.
5. Не делать «булавочных уколов» группам верующих и при рассмотрении вопросов об открытии церкви, хотя и регулировать, но не зажимать.
6. Совету обеспечить, чтобы епископат являлся полновластным хозяином епархии, и право архиерея распоряжаться церковными суммами.
7. Не чинить препятствий к организации семинарий, свечных заводов тому подобного.
Начатая работа по нормализации отношений между церковью и государством свидетельствовала во-первых, о том, что победа Красной Армии на Курской дуге летом 1943 года сделала очевидным факт неизбежного поражения фашистской Германии в войне с СССР. Во-вторых, эта победа подняла авторитет Верховного Главнокомандующего Советского Союза И.В. Сталина как в стране, таки за рубежом на недосягаемую высоту. В этих условиях у Сталина появилась реальная возможность приоткрыть свои планы относительно РПЦ, ее места и роли в послевоенном СССР. Своей встречей с руководством Православной Церкви он дал понять о возвращении России и русского народа в русло традиционной духовности, в основе которой лежала христианская вера. Встреча Сталина с руководством РПЦ состоялась на исходе 4 сентября 1943года на ближней даче Сталина в Кунцево. Во встрече приняли участие со стороны государственной власти: Сталин, Маленков и Берия; со стороны церкви: Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий, митрополит Ленинградский Алексий и митрополит Киевский Николай. Встреча проходила в исключительно тёплой, миролюбивой обстановке. Один из участников встречи митрополит Николай вспоминал: «Мы были поражены сердечной теплотой приема и самой личности главы правительства; но под этой внешней обаятельной простотой - в его словах, в его общении с людьми - мы видели истинное величие вождя, которого вся страна по праву зовет великим Сталиным. Взволнованные и потрясенные радостью встречи с Иосифом Виссарионовичем, мы были до глубины души тронуты не только его вниманием к нуждам Церкви, но и теплой его заботой о бытовых нуждах каждого из нас».
Есть основания предположить, что и Сталин испытывал радость общения с руководителями Церкви. Перед ним сидели три митрополита - интеллектуальный и духовный цвет РПЦ на тот период - пережившие время церковных расколов и гонений на Церковь. Он хорошо знал их, а митрополита Сергия знал еще в дореволюционное время и в ходе бесседы сообщил ему об этом. Сталин относился к сидящим перед ним митрополитам с уважением и доверием. Он знал, что эти люди его не подведут, интриги вокруг его плести не будут, а внесут достойный вклад в дело возрождения Церкви и строительство новых церковно-государственных отношений, которое он намерен был осуществить с их помощью. В этом окружении Сталин чувствовал себя теплее и надежнее, чем в окружении своих светских соратников. Он чувствовал духовную близость с ними. Все это и придавало встрече теплый, дружественный характер, сознание того, что их встреча имеет судьбоносный характер для настоящего и будущего страны и народа.
В начале встречи Сталин объявил, что Правительство приняло решение об оказании помощи РПЦ в возрождении ее полноценной внутренней и внешней жизни. Поэтому мы пригласили руководство Церкви для того, чтобы выслушать ваши предложения и ваше видение путей решения по активизации и возрождению религиозной жизни православной Церкви.
Первым предложением Местоблюстителя Патриаршего престола было предложение о необходимости избрания Патриарха - главы Русской Православной Церкви. Сталин отнесся к этому предложению позитивно, но заметил, что идет война и собрать Поместный Собор затруднительно, поэтому предложил избрать Патриарха на Архиерейском Соборе, но в ближайшее время. Это предложение митрополитами было принято. Затем были обсуждены предложения митрополитов, которые требуют своего решения в процессе возрождения и активизации внутрицерковной жизни. Митрополиты были поражены доброжелательностью Сталина. Он принял все их вопросы и предложения и дал на них положительные ответы. Он даже поинтересовался в каких условиях они живут и как питаются и предложил свою помощь в решении их бытовых вопросов.
После окончания встречи, Сталин даже дружески взял митрополита Сергия под руку и помог ему спуститься по лестнице на выходе, а на прощание сказал ему многозначащую фразу: «Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для Вас сделать». Эта фраза говорила о том, что Сталин сожалеет об ограниченности тех мер, которые будут приняты для возрождения полноценной жизни РПЦ, но сделать большего для неё не может. Он дал понять, что его окружение вкупе со всей партократией, заряжено марксистско - ленинской враждебностью к религии и не мыслит ни о какой терпимости по отношению к ней. Чтобы не быть голословными приведем такой факт. В ноябре 1943 один из ближайших соратников Сталина В.М. Молотов от имени Правительства дает указания председателю Совета по делам православной церкви Г.Г. Карпову указание следующего содержания : «Пока не давать никаких разрешений на открытие, закрытых ранее, церквей... В последующем по вопросу открытия входить за санкцией в правительство и только после этого спускать указания облисполкомы. Открытие церквей в некоторых местах придется произвести, но нужно будет сдерживать решение этого вопроса». Обратим внимание на то, что это указание Молотова противоречит духу встречи 4 сентября и сделано через два месяца после него. Похоже, что Молотов предпочитал выполнять не указания Сталина по изменению отношений с религией , а советы своей жены Полины - подруги Голды Мейер, будущего премьера Израиля.
Именно эти силы мешали Сталину восстановить Третий Рим в форме православного социализма построенного на принципах социальной справедливости, правды, христианской веры и любви к человеку.
Заключение
Через десять лет Сталин завершит свой земной путь. Противостоящие силы не позволили ему в полной мере осуществить свою «Божественную мечту» во всей полноте. Встреча 4 сентября 1943 года обозначила пределы его возможностей. Но эта встреча спасла православную Церковь от неминуемой гибели, что подтвердила хрущевская «оттепель». Не будь этой встречи , Хрущев «увидел бы по телевизору последнего попа». Но восстановленная Сталиным православная Церковь выстояла, пережила хрущевские гонения. К концу жизни Сталина в стране насчитывалось 13 786 действующих храмов, 62 монастыря, 12 254 священника и диакона. Проведены 3 Поместных собора Церковь продолжала выполнять функцию духовного наставника русского народа и не теряла надежду на восстановление Третьего Рима. Не теряет и сегодня.
9. Ответ на 7., Lucia:
8. правда Сталина шла от грузина и коммуниста
7. Ответ на 6., Бондарев Игорь:
6. Re: Сталин и Третий Рим
5. Re: Сталин и Третий Рим
4. Re: Сталин и Третий Рим
3. Re: Сталин и Третий Рим
2. Ответ на 1., Русский Сталинист:
1. Re: Сталин и Третий Рим