Покров - русский новый праздник национального торжества, великой радости принятия Богородицей под Свой омофор Святой Руси. И хотя он был основан на событии, имевшем место в Византии, он устанавливался он как знак именно русского Православия для прославления Заступницы нового Ее удела - Руси Залесской.
Покров Богоматери. Икона из Зверина монастыря, В.Новгород. 1399 г.
Согласно
преданию, Пресвятая Богородица была покровительницей Ее земных уделов - Иверии
и горы Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который
неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов, благодаря
заступничеству Божией Матери. К VIII
- IX векам в храмах Константинополя были собраны все главные святыни, связанные
с Пресвятой Богородицей: первописанные иконы, Ее пояс, риза и мафорий (омофор),
хранящиеся
во Влахернском Успенском храме, Ее посох. Эти святыни, согласно преданию,
несущие на себе благодатную силу, неоднократно спасали столицу Византийской
империи от нападений иноземцев.
Влахернский храм XIX в.
На месте сгоревшего Успенского храма,
где произошло чудо явления Богоматери 1 октября 910 года
В одном из исторических документов тех времен Константинополь именуется «градом
Богородицы». В основу праздника Покрова, установленного на Руси князем Андреем
Боголюбским, легло так называемое «Влахернское чудо» - легендарное событие в
Константинополе, относимое ко времени правления императора Льва VI Мудрого (886
- 912 гг.). Об этом позволяет судить Житие Андрея Юродивого (X в.), где описано
чудесное явление в храме Богородицы. Предание гласит, что столице империи тогда
угрожала опасность со стороны вражеского войска, осадившего город. В один из
дней осады
(1 октября) по Константинополю разнеслась весть о чудесном видении,
ниспосланном почитаемому горожанами юродивому Андрею, славянину по рождению, и
его ученику Епифанию. Находясь во Влахернском храме[1]
во время всенощного бдения, они увидели Божью Матерь, стоявшую на «воздухе»
(облаке) в окружении сонма святых и распростершую свой омофор над христианами.
Ободренные этим знамением греки отогнали врагов от города. (Иконография
праздника, установленного на Руси,
по-видимому, была принята в Константинополе: около 1392 г. русскому паломнику
дьяку Александру показывали во Влахернах икону Богоматери, которую «видел святой Андрей на воздусе за мир молящуся»).
Священная купальня церкви над источником во Влахернах
При священной купальне существовало братство, члены которого помогали больным погружаться в купель. В рукописях Константинопольского Евхология встречаются специальные молитвы, которыми сопровождалось омовение в целебной воде. В 1867 г. землю со св. источником приобрела греческая гильдия и построила над святыней небольшую церковь (тур. Аязма-килисе), сохранившуюся до настоящего времени. Она находится на попечении Константинопольского Патриархата. В 1964 г. была украшена фресками на сюжеты, связанные с историей храма. Справа от алтарной преграды помещены купель чудотворного источника и мраморный фонтан для сбора святой воды.
Восковая икона Влахернской
Богоматери
(предположительно 7 в. н.э.) Музеи Московского Кремля
Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Богомладенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток. «Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», - писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.
В 1164 году войска
Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного
народа были ознаменованы расцветом
литургического творчества в Русской Церкви.
В тот год по почину святого князя Андрея Церковь установила празднование
Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским
народом "медовый Спас"), -
в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы
над болгарами
в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери
1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего
православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров
Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров - русский национальный праздник, не
известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку, он является
литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных
в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.
Храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию и как приношение похвалы Богу за победу над врагами и прославление Богоматери, приявшей под Свой покров Русь Православную.
Храм Покрова на Нерли
Храм поставлен с большим смыслом: путь по Нерли в Клязьму - это ворота земли Владимирской. Храм Покрова встал в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Место для постройки выбрано зодчим не случайно, в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти четыре метра и засыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом цоколе, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь.
Как показали раскопки Н.Н. Воронина, церковь приподнята на искусственном холме, что защитило ее от весеннего половодья - в основании холма заложены фундаменты-субструкции глубиной 5,30 м. Холм был вымощен белокаменными плитами, а здание церкви - окружено открытыми галереями. В стене галереи находилась лестница, ведшая на хоры. (Воронин Н. Н. «Андрей Боголюбский». - М.,2007. - 320 с.).
Реконструкция Храма Покрова на Нерли Н.Н.Воронина
Устанавливая праздник Покрова в 1164 году князь Андрей Боголюбский утверждал идею сохранения русского народа как носителя веры православной в годы татаро-монгольского ига и идею «Третьего Дома Богородицы». Эта идея и путь давали в будущем возможность возрождения Русского государства среди этой смуты. Князь Андрей, при поддержке народа сумел усмирить и смирить всех князей и тем прекратить разорение земли, сумел перенести духовный центр Руси, столицу ее, из разоренного Киева на северо-восток, во Владимиро-Суздальскую Русь, из которой позднее поднялась Русь Московская и Россия. ( Колесов В. В. Повесть о убиении Андрея Боголюбского // СККДР. Вып. 1. С. 365 - 367.) Князь Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список - в пергаменной Псалтири ХIV века. ГИМ, Син. 431), сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), "Слова на Покров" (там же, стлб. 6, 17).
Все остальные народы, вошедшие в состав Золотой орды,
вскоре ассимилировались с монголами и
стали называться татарами. На средневековых картах Европы наши русские земли
называются "Тартария", и все населявшие их - тартарами. Само название
"Русь" и "русские" как бы исчезло. Но Древняя Русь
возродилась и стала Великой Россией, так как князь Андрей прочно заложил духовные
основы Русского государства. Он показал путь собирания Руси московским
князьям: по сути, он был первым русским монархом, собиравшим русские земли.
И потому темные силы жестоко убили его в ночь с 17 на 18 июля, когда был убит и последний Российский Император
Николай Второй.
Князь Андрей сделал очень много: ко дню гибели по всей северо-восточной Руси уже были построены храмы и монастыри, он успел заложить фундамент будущей самодержавной православной Руси. Как отмечал Л.А.Тихомиров, идея святого князя Андрея «продолжала развиваться, только более осторожно, у его преемников».
Это была политика объединения земли и государственной власти в руках великого князя и его семейства вопреки требованиям родовой удельной системы». Владимиро-Суздальское культурное наследие, созданное при князе Андрее Боголюбском стало основой культуры Московского Царства XIV-XV веков, Золотого века Русского Православного Возрождения.
После смерти князя Андрея сбылись его самые заветные
чаяния.
В 1300 году митрополит Владимирский и Всея Руси Максим
перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав
Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным
кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону - ее
главной святыней.
Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита - святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона - первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви.
Наталья Александровна Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа
[1] Влахерны - местность в западной части Константинополя, которая славилась по всему Востоку своими святынями, в том числе Успенской Богородичной церковью, построенной императором Львом I Великим (457 - 474), где в златокованом ковчеге хранились ризы Пресвятой Богородицы, Ее омофор (греч. «мафорий» - головной покров, большое покрывало) и часть пояса.