Культура Владимирской Руси проявилась в расцвете духовности в новом пространственно - временном измерении. Эту культуру по праву называют «золотым веком» в истории домонгольской Руси.
Ростово-Суздальская и Залеская Русь - это в древности обширные земли от Оки и Волги до Белого Озера. Эти земли стали вторым после Киева очагом русской государственности и культуры. В самом центре Руси на протяжении трех веков, с X по XIII вв., возникли города Ростов Великий, Муром, Суздаль, Владимир, Белозерск, Углич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Москва. Рост городов на Залеской земле сопровождался замечательным белокаменным строительством, расцветом искусства и культуры. Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси впервые была начата борьба за объединение Руси под главенством князей владимирской династии. В 1238 орды Батыя разгромили княжество, опустошили и сожгли его города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить высоких культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были и сохранены, восприняты и развиты в процессе собирания Руси Москвой.
Северо-Восточная Русь в XII-XV вв.
История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства.
«Хощу бо сей град обновити митропольею, да будеть сей град великое княжение и глава всем». Эту прямую речь князя Андрея, обращенную к боярству, сохранила Никоновская летопись под 6668 (1160) годом, когда собор был окончен (ПСРЛ. Т. IX. СПб., 1862. С. 222.)
«Успенский собор во Владимире строился как главный городской собор, которого Владимир не видел со времен его основателя Владимира Мономаха. Особенность расположения здания на холме, высоко над городом, лежащим в низине, придавала храму необычные оттенки выразительности. Кажется, собор реет над городом, «привитая» на небесах, вызывая ассоциации с Небесным Иерусалимом, с видением парящего над городом и его людьми чудесного олицетворения Богоматери, Ее Покрова». (Г.С. Колпакова «Искусство Древней Руси», СПБ, 2007 г., с.311).
Владимирский Успенский собор. XII в.
Владимиро-Суздальская земля становится самостоятельным государственным
образованием, очагом политического центра всей русской нации при выдающемся политике домонгольской
Руси св. князе Андрее Боголюбском. Долгие годы он был надёжной опорой
своему отцу Юрию Долгорукому, одному из сильнейших и могущественных государей
Европы. Андрей покидает отца в момент его триумфа, отказывается от своей доли в
Киеве и уходит в Суздальскую землю, где у него были владения. В 1157 году
Андрея Юрьевича на соборе избирают князем Ростово-Суздальской земли. Это
событие исключительно важное в истории
Руси - впервые местные феодалы
выбрали себе князя. Князь Андрей Боголюбский решил начать строительство нового
сильного государства, чтобы не погибла Русь, понимая, что для свершения такой
великой задачи необходима святыня, которая поможет новому государству стать
духовным центром возрождающейся Руси. Князь Андрей
Боголюбский разворачивает грандиозное строительство во Владимире.
Город превратился в огромную крепость, окружённую валами длиной 7 км, превзойдя
в этом отношении и Киев (4 км.), и Новгород
(6 км.). Золотые Ворота (1158 - 1164 гг.) были построены по аналогии
с главными воротами Киева и Константинополя, имевшими такое же название. Во
время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел
семь входных ворот (кроме Золотых,
это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и
Волжские).
Золотые ворота во Владимире. XII в.
Летопись сохранила слова князя Андрея: «Хочу создати церковь таку же, ака же ворота си Золота; да будет память всему Отечеству моему» (ПСРЛ. Т. II. Стлб. 593).
До наших дней дошли лишь Золотые ворота. Это были самые парадные ворота города в XII - XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. «Золотые ворота с храмом Положения Ризы Богоматери, возведенные князем Андреем, явно намекают на Константинополь, охраняемый чудотворящим мафорием Богоматери и пользующийся Ее защитой и покровительством», - отмечает Г.С.Колпакова («Искусство Древней Руси», Г.С.Колпакова, СПБ.,2007г, с.310).
Реконструкция Золотых ворот во Владимире
Реконструкция Владимира времени правления князя Андрея Боголюбского
Рядом с Золотыми Воротами вырос новый княжеский двор Андрея Боголюбского с белокаменной церковью Спаса (1164 г.) и Святого апостола Андрея Первозванного. Храмы были построены из белого камня, привозимого по воде из Волжской Болгарии и выгружаемого на берегу реки Нерль при впадении её в Клязьму, где одновременно сооружалась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (храм Покрова на Нерли).
Далее летописец поясняет причину столь быстрого построения храма: "по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави... Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое" (ПСРЛ. Т. I. Стб. 351).
Андрей Боголюбский, посвятив храм Ризе Богородицы, таким образом поручил Владимир покровительству Богоматери и строительством храмов: Успенского, Покрова - воспроизвел топографию Богородичных церквей во Влахернах. Влахернский храм, как известно, был с VII века одним из центров почитания Пресвятой Богородицы как покровительницы столицы и всей Византийской империи.
Владимирский собор стал прообразом Успенского собора Московского Кремля. Летописи русские и польские сообщают, что стены храма снаружи были обложены мрамором, глава была вызолочена, а кровля поверх медных листов была обита листами кованого серебра.
Так сейчас выглядят Золотые ворота, через которые императоры Византии торжественно въезжали в Константинополь.
Н.А.Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа