«Любите друга - в этом весь Закон и все пророки» - говорил апостол Иоанн Богослов.
Он прожил более ста с лишним лет, и умер своей смертью. Однако, как у всех учеников Спасителя, его жизнь постоянно висела на волоске.
Все апостолы страха ради иудейского, разбежались, когда Учителя схватили в Гефсиманском саду и повели на суд к первосвященникам. Апостол Петр, не понаслышке зная жестокость иудеев, трижды отрекся от Христа. Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью был на Голгофе и слышал обращенные к Богородице слова Господа: "Жено, се сын Твой" и обращенные к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26, 27). Как любящий сын, апостол Иоанн заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Богородице до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Божией Матери апостол Иоанн вместе со своим учеником Прохором отправился в Ефес. Корабль, на котором они плыли, стал во время сильной бури тонуть. Путешественников выбросило на сушу, и только апостол Иоанн остался в бушующем море. Убитый горем Прохор пошел в Ефес один и на четырнадцатый день его пути - случилось чудо. Прохор шел вдоль берега моря и вдруг увидел, что волна выбросила на берег человека. Это был Иоанн Богослов, жизнь которого среди бушующей стихии оберегал Господь.
По всей Римской империи начались жестокие гонения на христиан. Из Ефеса, где проповедовал и совершал чудеса апостол Иоанн, его под конвоем отправили в Рим, и там приговорили к смерти. Палачи заставили апостола выпить чашу со смертельным яд ом: он же остался жив. Его бросили в котел с кипящим маслом, и опять - он выжил. Господь хранил своего избранника для великих подвигов.
Потом была ссылка на остров Патмос, куда ссылались со всей Римской империи самые опасные преступники. Здесь он прожил много лет. Горячая проповедь Иоанна Богослова привлекла к нему всех жителей острова. Он изгонял бесов из идольских капищ, исцелял больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями пытались препятствовать апостольскому служению. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати разрушил все бесовские ухищрения.
Апостол любви, как именует Иоанна Богослова церковь, был и апостолом Апокалипсиса.
Пустынная гора, где Иоанн-Богослов молился с Прохором, вдруг заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге Господь раскрыл тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где около 95 года и написал свое Евангелие от Иоанна. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга, убеждал, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, который сбился с пути истинного и стал главарем банды, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, предводитель шайки попытался скрыться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он собрал своих учеников и повелел приготовить в земле крестообразную могилу. Святой старец лег в эту могилу и сказал ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление.
Ужасен, как сказано в Апокалипсисе, будет приход Антихриста, но претерпевший до конца спасется. Все претерпеть же ему поможет любовь к Богу и к ближним, ибо как сказано в Первом Соборном послании от Иоанна - « БОГ есть любовь»!
И еще говорил апостол Иоанн: - «Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда,- он ненавидит». (1 Ин. 4, 20). Поэтому и мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Не возлюбивший же ближнего, не возлюбит и Бога. Возлюбим же Господа и своего ближнего!
Священник Николай Аксенов, клирик Угличской и Переславской епархии
1. Поправка к моей статье.