В Январе 2016 года в Новоспасском монастыре некоторое время пребывали Мощи Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира. Тогда руководитель пресс-службы монастыря взял интервью у Владимира Евгеньевича Ларионова - историка, члена Союза писателей России, автора многочисленных книг, новая из которых - «Александр Невский и Даниил Галицкий. Рождение Третьего Рима». Беседа была посвящена Равноапостольному Князю и христианизации Руси.
- Владимир Евгеньевич, какие места нашего Отечества (в том числе и на Украине) связаны с жизнью и деяниями Равноапостольного Князя Владимира?
- Рождение Князя, как рассказывают предания земли Псковской, имело место в селе Будник, при впадении реки Кемь в реку Череху, в нескольких километрах от Псковского Крома-Кремля. Сейчас это место фактически находится в черте города.
Еще один город - Полоцк - был взят Князем Владимиром. Здесь была насильно «примучена» стать его женой Рогнеда, дочь убитого Полоцкого Князя Рогволода. Потомки Князя Владимира по матери, Рогнеде, - не только Рюриковичи, но и Рогволодовичи, в том числе, Великий Князь Ярослав Мудрый и, соответственно, вся Царственная ветвь Рюриковичей.
Затем, необходимо отметить основание Владимиром стольного града всей Северной Руси - Владимира-на-Клязьме.
Города на Украине - это Киев, Владимир Волынский и город Василев, который, как пишет Нестор, Владимир любил. Существовало предание, что он там и крестился. Наконец в Крыму - Херсонес - место истинного Крещения Князя Владимира.
- Как способствовала христианизация Руси формированию русской государственности? Эти процессы взаимосвязаны?
- Русская государственность сложилась за столетие до Крещения. Однозначно можно говорить, что Крещение способствовало формированию новой исторической общности - единого христианского русского народа, с единым самосознанием, духовной и политической культурой.
- Можно ли на примере Равноапостольного Князя Владимира говорить о роли личности в истории? Как ход истории можно изменить?
- Как Апостолы изменили весь ход мировой истории, так и Равноапостольный Князь Владимир предопределил нашу историческую судьбу. Пытаясь ее изменить, наш народ положил столько сил и пролил столько крови, увы, отчасти совершенно напрасной, - если не считать полученного жесточайшего урока. Урок этот состоит в том, что наша историческая обусловленность предопределена выбором Князя Владимира и актом Крещения в водах Днепра всей Руси, со всеми ее государственными и иными социальными институтами того времени.
- Какую перспективу жизни Святой Князь определяет для нас сегодня?
- Перспективу безусловного возвращения на тот исторический путь, который был освещен и освящен для нас нашими предками в момент добровольного принятия веры Христовой.
- Что же было главной причиной избрания Равноапостольным Князем Владимиром именно Православия? Только лишь красота Богослужения, или условия женитьбы, или политическая ситуация? Опять же путь «из варяг в греки» - не куда-то еще...
- Знакомство Князя Владимира с христианством через свою Бабку - Святую Княгиню Ольгу, через дружинников, которые наследственно исповедовали Христа со времен первых Киевских Князей Аскольда и Дира, через вполне возможное личное знакомство с будущим первым на Руси Мучеником за веру варягом Феодором и его сыном отроком Иоанном (их дом был возле Великокняжеского Дворца. - ред.) - сделали выбор Православия актом не только политической целесообразности или эстетических предпочтений, но и актом сугубо духовным, в первую очередь личностным, и, конечно, глубоко продуманным в связи с вышеупомянутыми аспектами выбора.
- Что для Вас главное в личности Святого Князя Владимира? Ведь он ваш Небесный Покровитель? Как часто вы обращаетесь к нему и в каких ситуациях?
- Святой Князь Владимир принадлежит всей Руси. В этой связи его трудно воспринимать как личного Святого Покровителя, небесного «патрона». Масштабность его личности не может не потрясать и сегодня. И спустя тысячелетие чувствуется какая-то «огненность» его фигуры, само приближение к которой без должного благоговения вызывает чувство тревоги, даже опасности. Может быть, и современники Князя чувствовали тоже самое в сыне яростного Святослава, сумевшего в своей жизни непостижимо сочетать воинский нрав отца и священный трепет перед Святыней христианской веры, доставшийся в наследие от Бабки - Святой Ольги.
Автор «Слова о полку Игореве» воспринимал образ Князя Владимира как животворящий полюс, незыблемый смыслообразующий стержень государственности, центральную ось всех аспектов русской жизни, политических, бытовых, духовных. Именно это восприятие Князя для нас сейчас более чем актуально.