itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Добро идет из сердца...

Об истоках современной благотворительности

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
339
Время на чтение 45 минут

Людская жизнь коротка, быстротечна и нередко заканчивается неожиданно. Подводить её итоги приходится уже не нам, а другим, если,

конечно, есть что подводить. Если годы не были потрачены на суету, удовольствия, развелечения, погоню за успехом, а отданы любимому делу и любви к людям.

А если всё же были потрачены?

Ну, тогда всё ясно! Говорить особо не о чем.

Ещё до своего ухода из дома земного успеваем ли мы оглянуться и подумать: «Что оставим после себя?».

Один мой знакомый горячо утверждал, что такой вопрос каждый должен задавать себе утром и вечером и, разумеется, отвечать на него.

Тогда, может быть, что-то изменится в лучшую сторону у него в сердце и в душевном расположении, а, значит, и в окружающем мире.

Что ж, неплохо, наверное, придерживаться данного правила.

По заведённому обычаю о том, что оставил ушедший, судят по-житейски: какой особняк выстроил; молодец, что приобрел в собственность остров на озере или поле за околицей; оставил детям несколько автомашин и счета в банке. Иными словами, к итогу жизни прикладывают меру благосостояния.

Так ли она важна?

Да, значение земного преуспеяния нелепо отрицать, но и замыкать всё на него - так же нелепо.

Издавна в русском народе бытовала поговорка: «Оставил по себе добрую память».

Добрую - заметьте!

Добро всё же ставилось в России выше бытового преуспеяния.

Я знаю, многие из тех, кто делает добрые поступки, обычно не хотят, чтобы о них говорили и писали.

Это, наверное, правильно.

По большому счету, добро, милосердие не нуждаются в каком-то прославлении или восхвалении.

Они - уже самодостаточные, уже самоценные по тому, что совершены кем-то.

И я бы никогда не взялся за перо.

Но есть очень серьезное обстоятельство, вынуждающее всё же взяться.

В современной России «информационное поле» перенасыщено чернухой, отрицательной энергетикой, откровенной русофобией. Включишь радио или телевизор, откроешь газету - везде одно и то же: убийства, насилия, грабеж, разбой, извращение нравов.

Такое ощущение, что живешь в каком-то зверинице, а не в стране, где уже в IХ веке была создана высочайшая в мире культура.

Куда же всё подевалось?

Нет, господа хорошие, создающие свои убийственные сюжеты на народные деньги, вы не правы.

Вы множество раз не правы!

И я ещё раз докажу, что вы не правы.

***

«Пойми, чего требует Царь Нбесный от твари своей - малой и лёгкой милостыни. Подай же малость и получишь вечное, подай немногое и возвратится тебе в сто раз. Мир этот прейдёт мимо нас, и слава его исчезнет; а придёт Господь с Небесными силами, поставит каждого на суд и каждому воздат по делам его».

Преподобный Иосиф ВОЛОЦКИЙ, святой Русской Православной Церкви

1

Хотя наступило лето, всё же раннее утро дышало прохладой, было похоже больше на осенний рассвет. Серо-пепельные облака, будто кем-то небрежно расыпанные, низко проплывли над головой и так плотно закрыли горизонт, что, казалось, никакой лучик не мог пробиться оттуда на землю. Листья и травы уже набрали густую зелень, и теперь деревья и кусты темнели в переулках и полисадниках, придавая всему посёлку какой-то мрачноватый, но одновременно - и таинственный, в то же время - и не совсем радостный вид.

Или нечаянно ему просто так подумалось? Хмурое утро, может быть, навевало такое собственное настроение, когда он оглядывал безлюдные улицы и отыскивал глазами старый деревянный дом, в который предстояло заглянуть. Это часто бывает, когда природа влияет на нас. А она сильно влияет! Польёт ли дождь - и, гляди, тоска накатит, унынием откуда-то повеет; засияет ли солнышко, одарит ли теплом - и вот почувствуешь силы такие, что захочется горы свернуть; ударит мороз, закружит вьюга - и опять в душе смятение появится.

Нет, чтобы там ни говорили, а мощные стихии окружающего мира не оставляют нас в покое и приобщают к себе.

Наверное, серое утро повлияло на него.

И чувство какой-то угнетённости он ощутил с особой силой, когда, постучав в дверь, вошёл в дом многодетной семьи.

Взгляду предстала картина, напоминающая сюжет знаменитой повести русского писателя Владимира Короленко «Дети подземелья». В ней он описывал тяжелое существование мальчика и его младшей сетрёнки после внезапной смерти матери - они остались с отцом, который не очень благоволил детям. Нищету, жестокость, несправедливость - всё пришлось испытать Васе и Соне, героям этой самой повести.

И здесь, в скромной избе в посёлке, сердце тоже не могло не вздрогнуть от жалости и сострадания.

Ребятишки спали вповалку прямо на полу, без тюфяков, укрытые всяким тряпьём.

Нет, родители у этих ребятишек, в отличие от мамы Васи и Сони - героев повести, не умерли. Они пребывали в полном здравии, и даже работали от случая к случаю, если какое-нибудь дело подворачивалась под руку. Добытых ими средств, к сожалению, хватало лишь на скудное пропитание, деньги тратили, покупая самое необходимое, чтобы просто выжить в наше непростое время.

И вот эта картина выживания открылась тому, кто вошёл сюда, что называется, в натуральном виде.

-Так что, у них даже кроватей нет? - удивлённо воскликнул руководитель.

-Так точно, нет! - докладывал подчиненный. - Какие кровати! Там и обычных тюфяков я не заметил. Да и одеяла были штопанные-перештопанные. Нищета, вообщем-то, нужда. Давайте поддержим многодетную семью всем, чем сможем.

В уютном служебном кабинете странно звучали слова о нищете. Её, эту нищету, отсюда, с площадок благополучного предприятия, трудно было даже вообразить, словно она пребывала в другом измерении, в другом мире.

Но она существовала на самом деле.

-Ясно, надо помочь, - согласился руководитель. - Однозначно - поможем! Только уточните конкретно: сколько, чего требуется, составьте перечень. Не откладывая, сегодня же и подумаем, посмотрим, что у нас есть в наличие, что придётся приобрести.

Помощник перечислял необходимые предметы быта.

- Не забудьте, - вставил руководитель, - прикупить для этой семьи наборы продуктов: крупы, консервы, сахар...

- Это будет для них очень кстати! - кивнул помощник.

Да простит меня читатель, но я сознательно не назвал семью из окраинной избы рабочего посёлка. По той причине, что подобные семьи нередко встретишь в градах и весях, она в определённой мере - типичная. Ивановы, Смирновы, Семёновы - фамилия может быть любая.

В многовековом бытии России неизменно выступали два житейских полюса - излишняя, чрезмерная роскошь, особенно тех, кто стоял у власти, и нужда, граничащая с нищетой в среде простых людей. Совсем не случайно великие русские поэты обращали взор на данный контраст. «Россия, нищая Россия, - писал Александр Блок, - мне избы серые твои, твои мне песни верстовые, как слёзы первые любви».

Фёдор Тютчев, прослуживший на дипломатической работе двадцать два года за границей и приехавший после этого на Родину, увидел её сущность как бы со стороны:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа, -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный,

Исходил, благославляя.

Такой взгляд поэта на русский мир разделяли многие люди. Да, он имел право на существование. Но, конечно, это было задолго до революционных событий начала прошлого века. А те события, в свою очередь, кроме политических требований, отражали социальную направленность в простых лозунгах: «Хлеб - голодным», «Земля - крестьянам», «Фабрики - рабочим».

Иначе говоря, была попытка как-то изменить «житейские полюса», установить раз и навсегда «социальную справедливость».

Хотя подобные попытки предпринимало и Царское правительство в дореволюционной России, когда готовило законы об избирательном праве граждан, о введении всеобщего среднего образования и другие.

Лишь в ХХ-м веке, когда возник, укрепился и быстро развивался Советский Союз, полярное имущественное расслоение среди населения удалось фактически ликвидировать, что изумляло и приводило в восторг людей в разных странах мира.

Кое-кому такое равновесие в обществе было не по нраву, и они, недовольные количеством и качеством материальных благ, придумали миф о всеобщей «уравниловке» в СССР и всячески его культивировали.

Всё же, будем правдивыми и честными: работника в Советском Союзе в большинстве случаев оценивали по уровню мастерства, профессиональным навыкам, знаниям, личным качествам. Вот, скажем, на аивационном заводе отличный токарь мог получать заработную плату больше, чем главный инженер. Такой случай я помню на Южном Урале, в Уфе.

Какая ж тут уравниловка!?

Хотя полностью и нельзя отрицать элементов урваниловки в разных сферах советского общества.

А покажите мне страну, где вообще нет уравниловки?

Думаю, таких стран в мире нет.

В их числе - и Российская Федерация.

У нас, к слову, для большинства тех, кто уходит на заслуженный отдых, пенсию назначают одинаковую - никак не связанную с количеством стажа, сложностью работы, климатической зоной.

Типичный образчик уравниловки!

Условия жизни человека напрямую связаны с его занятостью в той или иной сфере общественного бытия.

В Советском Союзе, опять же отмечу, уровень занятости населения был достаточно высоким. Работы хватало практически всем, кто желал трудиться.

Загадочное слово-сокращение: «Бомж» появилось уже где-то в начале 80-х годов прошлого века.

Помню, знакомый, работавший в милиции в Ленинграде, как-то спросил меня:

-Ты знаешь, что такое «Божм»?

- Нет, - ответил я, - не знаю.

- Человек без определённого места жительства, - расшифровал мой знакомый. - Так теперь называют того, у кого нет своего угла, своего дома, обитает он где-нибудь в подвале, в люках теплосети, или даже просто на улице.

С ликвидацией Советского Союза, с демонтажом всей прежней общественной системы, понятие «бомж» настолько вошло в повседневность, что его знают теперь даже маленькие дети.

Бомжи, бродяги, нищие, побирушки, просящие подаяние - все эти лица, прежде просто не знакомые большинству, стали привычными фигурами на улицах не только главной столицы, крупных городов, но и небольших райцентров и посёлков в современной России.

Мы как бы сделали семимильные шаги назад, вернулись в бытиё, разделенное на два «житейских поюса» - избыточное богатство и крайнюю нищету.

Не видеть этого, не понимать этого - значит, закрывать глаза на реальную проблему.

Не пытаться изменить ситуацию хоть как-то, хоть немного в лучшую сторону, если есть возможность, - значит, идти против собственной совести.

Это прекрасно понимал Константин Симаков, за плечами у него сорок с лишним лет работы в газовой отрасли, два срока пребывания в качестве депутата в Вологодском областном парламенте.

Его, так же, как меня, как многих и многих людей, волнует эта жгучая проблема, притягивает, заставляет постоянно возвращаться к ней.

- Вы знаете, я много думал на эту тему, размышлял, - поделился при встрече Константин Павлович. - Искал причины, пытался объяснить хотя бы себе самому то, что произошло. Когда у нас в стране начали менять форму общественного строя, переходить от социализма к рынку или ещё к чему-нибудь, то не произошло самого главного. А оно, главное, заключалось в следующем. Не нашлось людей, которые взяли бы на себя ответственность за страну, за её движение вперёд. У Запада всегда была одна идеология - «советский строй неправильный, советский строй плохой». Эту идеологию нам усердно навязывали, и многие на неё «клюнули». Иначе, чем можно объяснить, что Советский Союз распался, будто карточный домик, так сказать, в одночасье? По большому счету, он оказался не нужным, так называемым, «новым элитам». И я согласен с действущим главой государства, который дал такую оценку распаду Союза - «величайшая геополитическая трагедия».

- Откуда они взялись-то, эти «новые элиты»? - не удержался я.

- Да, согласен, - продолжал собеседник, - откуда? Отсюда же, от нас - ведь никто не привозил их из-за границы. Правильно! Те, кто рвали на себе рубашку во имя партии, во имя Советской власти, оказались на самом деле другими. Им стала не нужна ни партия, ни Советская власть. Они быстро, образно говоря, перекрасились, стали работать на себя и ещё раз на себя. Вот здесь, в этом, на мой взгляд, и заключена одна из главных причин того, что какая-то часть населения испытывала и продолжает испытывать определённые материальные лишения, тяготы, которые иногда бывают и не по силам.

- Нет, я не отрицаю, что у нас были способные талантливые люди, - заключил он. - Хоть их немного было, они вполне могли бы повести за собой народ, но их, к сожалению, не допустили до власти, оттёрли. Пришли другие и во власть, и в бизнес, которые почувствовали, что им дали возможность «развернуться», обогащаться на любом уровне. Знаете, все захотели стать баями - это так раньше называли богачей в Средней Азии. Почему бы не стать!

-Жажда корысти, к сожалению, очень сильная по своей природе, её трудно утолить: пьёт, пьёт человек, и всё не может напиться, - поддержал я беседу. - Пристрастие к деньгам может изменить личность, изменить её в худшую сторону, даже в иных случаях - погубить. Но правда заключена также и в том, что у нас было и есть немало руководителей, просто обычных людей без званий и регалий, которые делали и продолжают делать добрые поступки по отношению к другим.

- Не сомневаюсь, что так! - вокликнул собеседник. - Иначе добро просто иссякло бы!

- Вы сами-то помогли же тогда летом той многодетной семье из рабочего посёлка! - напомнил я Константину Павловичу.

- Да, как же! - подтвердил он.

Когда машина, нагружённая всем необходимым на складах компрессорной станции газовиков, подъехала к дому в посёлке, с крыльца высыпали ребятишки, обступили грузчиков.

Дети поминутно задавали вопросы.

-А вот это что, дяденька? - любопытствовал мальчуган.

- Это вам кровати доставили, - ответил грузчик.

-Дяденька, а вот это длинное, чего такое? - спрашивал уже другой ребёнок.

- Мы привезли вам холодильник, - ответил за грузчика шофёр.

-Дяденька, а что такое холодильник? - не унимался малыш.

Шофер удивлённо посмотрел на него, не зная, чего сказать.

Ну, что удивительного, если ребёнок, действительно, первый раз в жизни увидел холодильник?

Хотя в наше время - в век повсеместного господства разнообразной бытовой техники, её отстутствие в какой-либо семье может показаться странным, даже

архаичным, настолько все мы привыкли к мойкам, холодильникам, стиральным машинам, миксерам и прочим «благам цивилизации».

Но эта многодетная семья жила практически без таких благ.

Поэтому не трудно представить радость и праздничное настроение в многодетной семье в тот вечер.

И, конечно же, родители вместе с детьми испытывали великую благодарность: слава Богу, нашлись люди, которые откликнулись на их нужды, оказали столь существенную поддержку.

А какие чувства испытывали совершившие благое дело?

На этот счёт не грех и поразмышлять немного.

Кому хоть раз довелось побывать на площадке КС-17 Газпрома в Грязовецком районе, которой Константин Павлович Симаков посвятил 34 года своей жизни, сразу обращал внимание на высокую производственную культуру. Выложенные узорной плиткой дорожки, ухоженные газоны, подстриженные деревья, современные здания, чистота, порядок кругом.

Будто попадаешь не на производство, а на какой-нибудь курорт. И не покидает ощущение, что так уютно и опрятно здесь было всегда.

Но это обманчивое ощущение.

Так было не всегда!

Чернолесье, болотистая окраина, непроезжие места, наводящие тоску.

Вот что представляла собой когда-то ныне ухоженная производственная площадка, где работа мощных компрессоров не прекращается ни на секунду круглые сутки.

Сколько надо было пролить пота, натереть мозолей, истоптать сапог, измесить земли, чтобы окрестность обрела божеский вид?

Много, очень много!

И такая «ниточка» проходила через все дела - «забота о людях». В цехах, на участках - комнаты отдыха, душевые, комнаты приёма пищи. За воротами цехов - столовая, магазин, оздоровительный комплекс, теплицы. А ещё - сады, есть яблоневый сад, есть смородиновый сад.

Замечательно!

Наверное, из попечений о людях, которые тебя окружают, и возникает желание проявить милосердие к другим. По крайней мере, когда в доме, либо в хозяйстве, либо на предприятии благополучие, порядок, радость, то можно поделиться этим всем и с тем, кто в том особо нуждается.

Так я предполагал.

Но руководитель обозначил, кроме того, что я предполагал, иной, уже многими забытый мотив благих поступков.

- Мы все - граждане одной страны! - заметил он. - Одной! О том нельзя забывать. Надо всегда помнить о том, что мы граждане одной страны.

Золотые слова!

Ещё тридцать лет назад удивительное чувство - «граждане одной страны», на самом деле, объединяло, сближало, скрепляло большую часть людей в нашей стране, не давало ходу массовой отчуждённости друг от друга. Для любого общества единение - надёжная, необоримая сила. Если общество спаяно единением, то его никогда не одолеют ни внешние, ни внутренние враги.

- Я в какой-то мере националист, - продолжал собеседник. - В хорошем значении данного понятия, никогда не впадаю в крайности. Но я убежден в том, что русские, как нация, испокон веков цементировали страну, были её фундаментом. При всех контрастах и противоречиях, у нас, к примеру, никогда не было такого, что я увидел в Южно-Африканской республике, когда в 2000 году побывал в Африке. Там разделение на богатых и бедных вопиющее, иначе не скажешь. Дом, где мы жили, мало того, что он был огорожен, но ещё и электрический ток пропущен по ограждению. Точно так же был опутан электрическимм проводами и дом известного южно-африканского деятеля Нельсона Манделы. Меня такое весьма удивило. И я тогда с какой-то особой теплотой и любовью подумал о своей Родине. А знаете в чём уникальность России?

- Думаю, много чего можно назвать, - начал я. - Территория - самая большая в мире, запасы природных ресурсов, из-за которых нам и завидуют, и угрожают, многовековая история, достижения культуры и науки, наконец. Ведь не кто-нибудь, не какой-нибудь там американец из числа тех, что сегодня орут, будто они - властелины мира, а именно русский человек - Юрий Гагарин, первым из всех землян полетел в космос.

- Да, всё так! - кивнул он. - Согласен. И всё же её уникальность, на мой взгляд, состоит в другом, хотя я и не сбрасываю со счёта ваши аргументы. У нас никогда не разделяли людей по национальному признаку. Никогда! Кто бы они ни были: русский, татарин, еврей, казах, цыган, башкир, зырянин, чуваш и так далее, но все они - граждане России. Так же и по религиозному принципу у нас тоже никогда не было разделения людей: всякий, если он желал, хранил в душе веру, к которой приобщили родители, которую передали предки. В этих двух принципах и заключена наша уникальность!

- Этого нет нигде в мире! - с жаром утверждал он. - Посмотрите, что происходит в других странах? Возьмем, к слову, Францию: в пригородах Парижа образовались «целые колонии», где живут выходцы с Востока или из Африки. Они не растворились в самой столице, как, например, азиаты у нас в Москве, а поселились отдельно, обособленно, то есть шло и идёт разделение людей по национальному признаку. Такую же картину увидим мы и в Америке, в районах самого крупного города Нью-Йорка: кварталы для китайцев, кварталы для чернокожих аборигенов, кварталы для русских, кварталы для японцев. И везде - в Европе или в странах за океаном - существует, действует на практике принцип разделения людей по национальному признаку, или по

принадлежности к религиозной вере. В России этого нет - вот в чём суть. И прежде не было! И это - хорошо, это - просто замечательно! Вот почему нам не следует забывать, что мы граждане одной страны.

Пожалуй, такое понимание страны и людей, в ней живущих, вполне может побуждать к добрым поступкам.

Я привёл историю с многодетной семьей.

Но ведь подобных историй было очень много!

Все их записать, зафиксировать просто невозможно. Как не представляется реальным рассказать о каждой из них, хотя каждая вполне заслуживает внимания. Заслуживает его хотя бы по той причине, что на «чёрную атмосферу», культивируемую в стране, проливает благотворный свет.

Однажды в управлении КС-17 узнали, что в селе Ростилове, а оно расположено рядом, у ветерана Павла Васильевичча Зайцева вышла из строя газовая плита - отслужила своё. Конечно, он расстроился. Да и пищу готовить не на чем. Купить новую плиту на скудную пенсию сразу не получится - нужно месяц за месяцем откладывать часть пенсии.

Но в один из дней к Павлу Васильевичу нагрянули газовики, занесли в квартиру новую отличную газовую плиту, установили, подключили.

- Низкий поклон! - растрогался ветеран. - Дай Бог вам здоровья!

Павел Васильевич - участник Великой Отечественной войны, а их, живых, на грязовецкой земле осталось немного, по пальцам можно пересчитать.

- В неоплатном долгу мы у ветеранов, - признался руководитель, - особенно - у фронтовиков. Они остояли Родину от фашизма в войну, после подняли страну из руин, обустроили. И мы стараемся, как можем, облегчить их повседневные заботы.

Здесь уместно вспомнить и эпизод, когда работники станции привозили жителям деревень Скородумка и Покровское дрова на зимнее время. А это для деревенских обитателей - большое подспорье.

Продолжая наш разговор, я спросил собеседника:

- Другие руководители в городе и районе делали ли добрые дела?

- Люди, которые вместе со мной занимались благотворительностью, они и сейчас остались, продолжают это делать, а некоторые и не делают. Некоторые делали, когда им приказывали, когда шла «команда сверху», а если команды не было, то и не делали. Соотношение, по моему мнению, такое: 50 на 50. Но, сами поймите, благой поступок, на мой взгляд, совершается не из расчёта на успех, не из каких-то корыстных побуждений, а по внутреннему зову, по велению души. Тогда он досталяет обоюдную пользу: и тому, кто принимает дар, и тому, кто его даёт.

Ну, что же?

Наверное, так оно и есть, если понимать благотворительность не утилитарно: «дал - взял», а попробовать вникнуть в её внутреннюю сущность.

Тогда, может быть, нам откроется и духовное значение этого явления.

2

Чем держится Земля наша? Не пашня, где растим урожай, а Планета?

Всякий взрослый, да и преуспевающий школьник тоже, знает и скажет, что она вращается вокруг своей оси, и одновременно - вокруг Солнца. А удерживает её от схода с орбиты Небесное тяготение.

Если бы, не дай Бог, случился по какой-то причине сход Земли с орбиты, обозначенной для неё раз и навсегда, то для человеческой цивилизации - для всех стран и народов, в мгновение ока последовал бы крах, наступил бы, как именуют некоторые, «конец света».

Но кто-то, очень властный и очень сильный, не позволяет Земле отклониться хоть на какую-нибудь малую меру ни влево, ни вправо. Так она и крутится, одаряя нас теплом или холодом, ясным днём или дождём, изо дня в день, из года в год, из века в век.

Но кто же придумал Небесное тяготение, кто владеет им и крепко держит в своих руках?

Ответить на этот, казалось бы, простой вопрос не смогли лучшие умы человечества на протяжении длительных столетий всеобщей истории.

Лишь в откровениях посланников Неба, выраженных ими в Божественном слове, отчасти приоткрыты человекам некоторые тайны Вседержителя.

А чем держится сообщество людей?

Ну, тут мы услышим, пожалуй, множество самых разных ответов.

Давайте, вместе попробуем осмыслить некоторые из них, наиболее вероятные, наиболее типичные.

Кто-то скажет, что главное в обществе - деньги!

И он, со своей точки зрения, будет прав.

Они, эти самые деньги, ныне очень модны во всех странах мира, в том числе и в современной России. Деньги заменили собой многие другие ценности. Вот, к слову, в Советском Союзе бытовал обычай: «Книга - лучший подарок». И, на самом деле, было так. На день рождения, на юбилей, просто по случаю Нового года или ещё по какому-либо поводу, сплошь и рядом дарили книги - художественные, исторические, детективы, фантастику, сборники стихов, альбомы знаменитых художников, причем, как отечестенных авторов, так и зарубежных.

И человек, получив книгу, был счастлив, благодарен гостю безмерно.

И, разумеется, спешил, не откладывая в долгий ящик, прочитать любимое произведение.

Домашнее чтение было обычной нормой для большинства граждан.

В наши дни мы наблюдаем нечто иное. Книга, чтение художественной литературы, периодических изданий отодвинуты суетой и текучкой на задний план, или вообще исключено из повседневного обихода человека.

Теперь некоторые центральные радиостанции в Москве, а вслед за ними - вещательные станции в областных центрах и районных городах, передают в эфире рекламу, назойливо рекомендуют: «Деньги - лучший подарок!». Тут же диктор охотно начинает разъяснять, почему деньги - лучший подарок, но про книгу даже не упоминает. Подмена книги деньгами говорит весьма о многом, прежде всего - о смене ценностных ориентиров в обществе.

Итак, тебе на день рождения приносят в подарок - деньги.

В духе времени. А как иначе?

Но купишь ли ты них книгу?

Скорее всего - нет, вокруг полно всяких соблазнов, на которые быстрее потратишь «подарок», чем на книгу.

Стремление большинства «иметь больше и больше денег» может ли быть удовлетворено? Вопрос совсем не праздный. Наши правители пытаются дать на него положительный ответ: с каждым годом увеличивают количество олигархов за счет финансовых махинаций и обнищания основной массы населения.

Ныне сверхбогачей, условно говоря, пять тысяч, завтра их будет десять тысяч, или ещё больше.

Ну, и что? Что дальше-то?

Ведь все 140 миллионов людей, живущих в России, не могут стать одномоментно или постепенно олигархами. Всё-таки кому-то надо пахать землю и выращивать хлеб, кому-то водить поезда, кому-то лечить людей, а кому-то учить детей, кому-то строить дома.

Дело даже не встремлении стать олигархом.

Проблема в другом: приносят ли большие деньги счастье и конкретной личности, и обществу в целом?

Чаще всего не приносят!

Более того, в Евангельской истории Господь Иисус Христом прямо сказал о том, что жизнь человека не зависит от «размера его имения», то есть от благосостояния, богатства. Ясно, что само по себе богатство не влияет на существование человека, не способно наполнить его высоким смыслом или дать полноту мироощущения.

Та же Евангельская история приводит притчу, когда хозяин, наготовив всяких земных плодов сверх меры, сказал себе: «Теперь, душа моя, ешь, пей, веселись, гуляй...». Ночью ему во сне явился Бог: «Безумец, - сказал Господь, - завтра же твою душу исторгнут из тела».

Исторгнут! И всё - конец!

И не помогут огромные деньги или великие запасы зерна.

Значит, не деньги - главное в пребывании людей на земле, а существует нечто иное, более значительное, более важное, чем они.

Значит, деньги не могут быть в обществе тем стержнем, на котором оно держится.

Кое-кто, отвечая на вопрос, чем держится сообщество людей, уверен, что оно незыблемо стоит на потреблении материальных благ и ещё раз на потреблении.

И он будет прав со своей колокольни!

Действительно, огнянитесь вокруг. За какой-то короткий исторический отрезок времени жители России превратились в отменных потребителей. Повсюду - в больших и малых городах, в посёлках возведены величественные торговые центры, всевозможные магазины и торговые лавки, сервисные услуги процветают от частных гаражей автолюбителей до государственных контор и медицинских клиник.

Никто не спорит: само по себе это неплохо, поскольку способствует удовлетворению всяких житейских потребностей человека, облегчает ему земное существование.

Но порой возникает ощущение, что уже давно в России мало кто чего производит, а большинство, в основном, торгуют. Причем, торгуют тем, что привезёно из-за границы. Внушительный список предлагаемых иностранных товаров: от нижнего белья и носков до импортных стройматерилов и электронной и бытовой техники, промышленных технологий, промышленного оборудования.

Видно уже и невооружённым глазом, как потребление всё больше и больше берёт верх над отечественным производством товаров широко спроса, загоняет его в тупик. Состояние только одной текстильной отрасли чего стоит! Разрушены и уничтожены десятки фабрик и комбинатов, которые прежде производили ткани, имевшие популярность не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

Ну, и самое главное.

Стал ли человек более счастливым, располагая новыми возможностями потребления?

Уместно в нашем разговоре привести мнение действующего Предстоятеля Русской православной церкви.

«А как же внешние факторы, ведь для некоторых внешнее благополучие является непременным условием счастья? Зарплата, машина, квартира - деньги, деньги, деньги... Да, материальный фактор имеет отношение к полноте человеческой жизни, - отмечал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, - и было бы большим искушением, соблазном и неправдой утверждать иное.

Некоторые, к сожалению, очень ригорически и негативно оценивают роль материального фактора. Однако не следует его так оценивать: материальный фактор - важная составляющая человеческого благополучия.

Но что происходит, когда он становится основной составляющей? А происходит вот что: человек стал хорошо жить, купил одно, другое, третье; обзавёлся машиной, домом, а потом осмотрелся - и оказывается, что коллеги живут лучше - и дом лучше, и машина лучше, а у руководителя - собственный самолёт, да ещё не один дом за границей!

И вдруг тот самый дом, который был таким желанным, первая машина, которая казалась пределом счастья, становятся вовсе не такими желанными...

И если нет внутреннего нравственного регулятора этого процесса, он бесконечен.

Потребление может быть бесконечным, и тогда оно перестаёт приносить удовлетворение.

Я однажды спросил очень богатого человека, у которого есть всё, включая и машины, и самолёты, и яхты, и дома за границей: «А Вы бываете счастливы, довольны, когда что-то приобретаете?».

Он так снисходительно улыбнулся и сказал: «Да, в тот момент, когда чек подписываю».

Нет радости - всё человек имеет, а радости от этого внешнего фактора уже не испытывает.

И ещё пример. Не буду называть имя этого всемирно известного человека, я тоже был с ним знаком. Это один из самых богатых людей на нашей планете, он жил в одной из европейских стран, состояние его измерялось десятками миллиардов долларов - этот человек мог позволить себе всё.

У него был сын - молодой, красивый, наследник всей этой колоссальной империи, у которого было всё, о чём мечтают простые люди.

Этот молодой человек, будучи психически здоровым, покончил жизнь самоубийством.

Я спрашиваю самого себя: дед, просидевший значительную часть жизни в тюрьмах и лагерях, не желая предать Господа, и этот наследник великой финансовой империи - кто из них был более счастлив?

А ведь эти примеры можно продолжать - в жизни каждого человека есть нечто, что поможет ему понять, что означает быть счастливым». 1/

Наблюдения Первосвятителя наводят на определённые размышления.

Из произведений русской классической литературы мы знаем множество примеров, когда «огромное имение» не приносило герою счастья, а скорее служило причиной бедствий и нравственных мук. Вспомним хотя бы Пьера Безухова из эпического романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Все его несчастья происходили от полученного наследства, от огоромных денег, пока не смену им не пришло большое чувство - любовь к Наташе Ростовой, чувство, которое вернуло ему вкус к жизни и ощущение её полноты.

________________________________________

1/Патриарх Кирилл. «Родник Духовный», Данилов монастырь, 2011, с.513-519.

Думаю, приведённых доводов уже достаточно, чтобы возобладало мнение: деньги, потребление материальных благ не могут быть стержнями, на которых держится сообщество людей; они скорее - средство, а не самоцель для земного существования человека.

Наконец, полагаю, кое-то вполне серьезно заявит, что истинным фундаментом людского сообщества являются всевозможные законы, нормы поведения, различные ограничения, выраженные в сборе штрафов и налогов, запретов, других форм табуирования. Они держат общество «в связке», не дают ему распадаться, обеспечивают общее благо и благо каждого гражданина в отдельности.

На первый взгляд, такое суждение ближе всего к истине.

Но именно только на первый взгляд!

При более глубоком и тщательном рассмотрении мы обнаружим следующее.

Какими бы ни были хорошими, справедливыми законы, сами по себе они не обеспечивают счастливое благоденствие человека, не исключают социального неравенства, не искореняют тяжелейшие пороки современного общества - преступность, наркоманию, алкоголизм, коррупцию, унижение человека, манипулирование его сознанием.

Это хорошо видно по внутренней обстановке в странах Европы, в странах Американского континента, особенно - в США, чья модель законодательного устройства насильно навязывается всему миру.

Это хорошо видно и на ситуации в России.

За годы существования парламента - Государственной Думы и Федерального собрания - приняты тысячи и тысячи всевозможных законов, начиная от запрета продажи табака в газетных киосках и заканчивая присоединением полуострова Крым к Российской Федерации. А если прибавить к федеральным законам законодательные акты субъектов Федерации, то мы получим просто огромное количество законов, действие которых распространяется едва ли не на всякий случай жизни.

Хорошо это или плохо?

Давать однозначные оценки, конечно, нелепо.

Действие каких-то законов приносит пользу, какие-то законы бездействуют, а какие-то вообще не нужны, хотя они и приняты.

Стремление зарегламентировать с помощью законов все сферы бытия приводит чаще всего не к движению общества вперед, а к стогнации, то есть топтанию на одном месте.

Но, опять же, зададимся вопросом: приносит ли обилие законов счастье людям? Делает ли оно т их жизнь радостной, полноценной?

Вряд ли! По крайней мере, не приходилось встречаться с таким человеком, которому закон помог бы обрести счастье.

Иначе говоря, и законы сами по себе не могут быть тем исключительным фактором, который удерживает сообщество в определённом покое и равновесии

в современном, раздираемом противоречии, бытие человечества.

Так что же всё-таки держит его и не даёт исчезнуть с лица Земли?

Кроме вещей, предметов и событий, окружающих нас, существует мир невидимый для обычного зрения, но ощущаемый постоянно всеми людьми.

Это - мир духовных энергий!

Обычно духовный мир выражает себя в светлых чувствах, которые мы обозначаем кратко - совесть, любовь, правда, сострадание, жалость, милосердие. Так же отражает он себя и противоположных темных чувствах: вражде, ненавсти, лже, клевете, зависти, злобе.

Совокупность тех и других чувств образует внутрений мир, а состояние его напрямую зависит от отношения человека к Богу, от того, насколько личность способна воспринять в своё сердце Слово и Благодать, исходящие от Вседержителя.

Вот это-то, на мой взгляд, и есть тот нетленный, мощный стержень, который ужерживает сообщество людей от краха.

В духовном мире так же, как и в физическом, действуют свои непреложные законы.

Один из главных законов духовного мира - милосердие Божие!

Как Земля удерживается на своей орбите Небесным тяготением, так сообщество людей удерживается милосердием Божьим.

Милосердием, которое в своей сущности беспредельное.

И если милосердие - установление Божие, то и мы, люди, должны чтить и соблюдать этот духовный и нравственный закон.

В истории России, как церковной, так и гражданской, обилие примеров такого почитания.

3.

В утренних молитвах, а их православные верующие читают в храмах по всему миру, непременно присутствует Милосердие.

«К Тебе, ВладыкоЧеловеколюбче, от сна востав прибегаю, - гласит утренняя молитва преподобного Макария Великого, 3-я, - и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим и молюся Тебе: помози мне на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и дьявольского поспешения...».

Что несут в себе слова молитвы: «Подвизаюся милосердием Твоим»?

Это означает, что молящейся существует, действует, самоотверженно работает в той области, которая ему дана божьим Промыслом, но действует именно благодаря Милосердию.

Краткая, многим людям известная «Молитва мытаря» отсылает нас опять же к Милосердию: «Боже, милостив буди мне грешному».

«Милосердие, благость, великие щедроты, великая милость» - эти и другие слова наполняют многие молитвы-прошения, молитвы-покаяния. Они обращены и к Богу, и к Богородице: «Милосердия двери отверзи нам, Благословеная Богородице, надеяшиеся на Тебя да не погибнем...»

Если мы обратимся к Евангельским книгам Нового Завета, к трудам святых отцов, в том числе и тех, кто созидал и укреплял Святую Русь, то увидим, что мысли о Милосердии рассыпани везде, как драгоценный бисер.

Древнейшая русская литературная повесть «Слово о Законе и Благодати» была написана митрополитом Иларионом (между 1037-1050 гг.) в Киевской Руси. В ней автор отмечал два существенных момента: «Посетило нас человеколюбие Божие» и «Милость превозносится над судом и милостыня человека - как печать у Него».

Столь высоко оценивалось Милосердие уже тогда, на ранней зорьке Русского Православия!

«Слово» митрополита Илариона воздаёт похвалу и «князю нашему Владимиру, которым мы крещены были».

Ученик Христа, апостол Лука, описывая милосердные деяния Господа, прямо призывал всех человеков: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (6.36). «Добрый человек, - продолжал Евангелист, - из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое: ибо от избытка сердца говорят уста его». (6.45).

Наконец, в Священном писании мы находим прямые призывы поступать по закону Милосердия: «Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенную, нагнетённую и переполненную отсыплют вам в лоно ваше лоно, ибо какою мерою меряете, такою же отмерится и вам» («Евангелие от Луки», 6.38).

Вместе с тем Господь через Апостола предупредил всех людей: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру». («Евангелие от Матфея», 23.23).

Священным писанием Милость возведена в важнейший элемент Божьего Закона.

Какой же вывод можно сделать из приведённых выше свидетельств?

Из Милосердия естественным образом проистекает то, что мы на современном языке и называем благотворительностью.

В прежние времена на Руси это именовали «жертвою», отсюда берёт исток и слово пожертвовать.

История Русской Православной церкви хранит множество примеров «милости» и «жертвы», которые совершали люди, независимо от чинов и званий, по велению души.

Понятно дело, история, благодаря летописцам-монахам, сберегла

самые яркие факты милосердного подвижничества.

А сколько было их в реальности?

Об этом никто не знает, об этом можно лишь догадываться.

Все подвижники, все святые, все настоятели монастырей и храмов, все представители духовенства, большинство простых богомольцев несли в себе главную черту - милосердие.

То самое Милосердие, которое «связывало» общество и не давало ему распадаться.

Приведём хотя бы некоторые опыты Милосердия на Руси.

Образец его показывал сам князь Владимир, когда уже познал истинного Бога.

«Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир -христианин сделался образцом кротости и любви к ближнему; он не хотел наказывать даже преступников, - писал о нём историк Русской Церкви. - Епископы представили ему, что злодейства умножились и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости.

Бедным и нуждающимся отворён был вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги; покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленникам возвращал свободу.

Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мёд.

В праздничные дни всегда были у него три трапезы: первая для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая для нищих; тертья для самого князя с боярами. Такова была христианская жизнь принопамятного крестителя земли Русской!» 1/.

Столь же дивный пример показывал и один из основателей монашества на Руси - преподобный Феодосий Печерский. «Он был заступником притесняемых и обиженных. Особенно же любил он бедных. Для них построил он при монастыре особый двор и отделял им десятую часть монастырских доходов. Каждую субботу отсылал он воз хлебов в темницы». 2/

Обычай добровольной жертвы постепенно перешёл из монашеских келий и церковных врат в мирскую, или светскую жизнь.

Этот же историк приводит потрясающий рассказ о народных бедствиях, постигших Русь в 1601-1602 годах.

Весной и летом 10 недель шли дожди беспрестанно, так что люди в селах и деревнях пришли в ужас: ни сеять, ни косить, ни жать было нельзя. А уже 15 августа ударил жестокий мороз, всё вымерзло. В стране, которой в это время уп-

____________________________________

1/ М.В.Толстой. «История Русской Церкви», Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991 г.

2/ там же.

равлял царь Борис Годунов, начался жуткий голод. За ломоть хлеба убивали, а

убитых разделывали, словно поросят, и пожирали. Мясо человеческое

продавалось в пирогах на рынках. Злодеев жгли на кострах, казнили, топили в реках, но злодейские преступления не уменьшались.

И вот в ту страшную пору, когда многие, имевшие хлеб впрок, пытались нажиться на народном бедствии, жительница г. Мурома Иулиания Осоргина, вдова помещика, распродала скот, недвижимость. Она купила по большой цене хлеб, и кормила им не только челядь свою, то есть тех, кто жил при барском доме, но и всех нищих, заходивших к ней на двор, и всех, просящих милостыню.

Такова была её жертва!

Таких подвижников, как Иулиания Осоргина, было немало на Русской земле в разных местах, в разные эпохи.

Они заслужили и добрую память о себе, и доброе слово.

С рапространением Православия, утверждением и укреплением на Руси централизованного государства, практика добровольной жертвы, милости,

благотворительности приобретала всё больший размах. В эпоху императрицы Екатерины II по её инициативе даже разработали и приняли целое законадательство, регулирующее на государственном уровне деятельность тех, кто занимался благотворительностью. Им давали послабления в налогах, они имели преимущество в государственных заказах, их успехи на поприще добровольной жертвы отмечались наградами императрицы.

В данном случае я не ставлю целью глубоко вникать в историю благотворительности в России во всех её проявлениях, это - самостоятельная большая тема.

Но на отдельные моменты всё же хотел бы обратить внимание читателя.

В начале ХХ-го века Фёдор Иванович Шаляпин, знаменитый наш певец, говорил о том, что он объездил едва ли не весь мир, но в домах богатейших европейцев или американцев не встречал такой благотворительности, как в России. «Я думаю, - воскликнул певец, - что и представить себе этот размах европейцы не могут...».

И певец был прав!

Тогда только в одной Москве действовало благотворительных организаций больше, чем в Париже, Берлине и Вене вместе взятых.

Добровольные жертвы во имя «ближнего своего» приносили люди, принадлежавшие к разным слоям тогдашнего русского общества, а именно - купцы, промышленники, банкиры, мещане, ученые, художники, писатели, государственные деятели, актёры, богатые крестьяне.

Что же получила наша страна в итоге их деятельности?

Очень и очень многое!

Всё то, что было по инициативе благотворителей возведено, организовано, построено, учреждено, открыто и т.д., перечислить просто невозможно.

Напомню, что на Урале и в Сибири, в частности, в Нижнем Тагиле, в Тобольске, Томске, Иркутске большинство социально значимых учреждений - больниц, школ, библиотек, театров было построено на пожертвования. То же самое происходило и в центре России. Купцы Симоновы, братья Павел и Петр, проживавшие в Петербурге, завещали родному городу Кириллову средства, которые в десять раз превышали бюджет уездного городка. На эти деньги, выполняя волю земляков, городское общественное управление построило реальное училище, ремесленную школу и знаменитый Гостинный Двор, называемый в обиходе «Народным домом», который служит Кириллову до сих пор.

Кроме вот таких, если можно выразиться, точечных объектов приложения усилий благотворителей, существовали и национальные проекты в масштабах всей России.

К ним, вне всякого сомнения, можно отнести деятельность великого русского мецената, уроженца Вологды, Личного Почетного гражданина, купца Христофора Семёновича Леденцова (1842-1907 гг.). Он был создателем первого в России ломбарда, организатором первого в России Музея содействия Труду, откуда вышли профсоюзы, создателем известного во всём мире «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений», с которым сотрудничали самые знаменитые русские учёные.

Лауреат Нобелевской премии, всемирно известный физиолог Иван Петрович Павлов говорил, что поступок купца Христофора Леденцова, пожертвовавшего на развитие русской науки более двух миллионов рублей золотом, не имел равных за всю историю человечества ни в одной стране мира.

И это, действиельно, так!

Я подробно исследовал деятельность Христофора Семёновича Леденцова в повести «Аршином общим не измерить...», изданной в 2012 году в Вологде.

Часто, соприкаясь с чем-либо в своей жизни, мы даже не подозреваем, что за предметами, явлениями, событиями скрывается чьё-то милосердие, чья-то добровольная жертва.

Все знают в Москве клиническую больницу имени Сергея Петровича Боткина, профессора, учёного-медика, в обиходе её называют «Боткинкой». Но мало кто вспомнит о том, что её настоящим создателем был потомственный выходец из Тверской губернии Козьма Солдатенков, купец, предприниматель, издатель, меценат, благотворитель. В 1866 году он построил богадельню на сто мест для жителей Москвы и заезжих всех сословий, давал средства на постройку богадельны в Яузе. Позже в зданиях богаделен была организована больница, носившая имя Солдатенкова, но в 1920 году её переименовали в Боткинскую.

К тому же Козьма Терентьевич был известным собирателем русской живописи; в его собрании картин находились полотна признанных мастеров

кисти - В.А.Тропинина, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.И.Левитана, которые позже перешли в состав Третьяковской галереи.

4

- Ну, когда всё это было? - иронически заметил один мой знакомый. - Теперь бескорыстрных поступков днём с огнём не найдёшь! Увы, к большому сожалению. Теперь, если не заплатишь кому, тот и пальцем не пошевелит! Все и всё измеряют долларом, опять же долларом, а иногда - и рублём.

Не буду оспаривать собеседника, потому что он, в основном, прав.

Но и соглашаться с ним полностью не буду.

Всё-таки, как бы продолжая внутренний спор с ним, расскажу одну недавнюю историю, в которой сам поступок проступает ярче всяких красивых слов.

В тот день я был в командировке в Шекснинском районе Вологодской области и услышал от руководителя крупного предприяти Станислава Березина об удивительной новости.

- Какие у нас люди! - воскликнул он. - Престарелая пенсионерка пожертвовала всю свою пенсию на сооружение воинского мемориала в деревне.

После нашего разговора я связался с главой деревенской администрации под Шексной.

- Да, это правда, - подтвердил Александр Лужинский. - Мария Мартемьяновна Борисюк передала для стройки сумму в 10 000 рублей, мы все было в шоке. Вы же знаете, как скоромно живут наши пенсионеры, и вдург такой дар. Мы пришли к ней домой, поблагодарили, подарили конфеты к чаю.

Лужинский не ошибся, употребив слово «шок».

Хотя это слово я очень не люблю, как и всю заимствованную иностранщину, которой в наши дни перегружена русская разговорная речь.

Но, действительно, посмотрите телевизор, почитайте газеты, послушайте радио. Сплошным потоком идёт «чернуха»: там убили, там сожгли, там износиловали, там отравили и т.д.

Огромная страна превращена большей частью СМИ, которыми управляет «пятая колонная» или что-то подобное ей, в помойку, в скопище звероподобных существ, уже как бы и не способных на что-то светлое, доброе, хорошее.

Разве это так?

Невольно я вспомнил то, что сказала перед казнью Зоя Космодемьянская палачам-фашистам, которые её мучали: «Всех не перевешаете, нас миллионы!

Они отомстят за меня!».

Так примерно и здесь.

Всех русских людей растлить «пятой колонне» не удалось и не удастся.

Пример из Шексны - тому свидетельство.

В деревне Прогресс, что недалеко от Шексны, и жила когда-то сельская семья, в которой родилась и выросла Мария Мартемьяновна.

Её отец - Мартемьян Васильевич Серебров был в сельской коммуне, работал конюхом, на сенокосе, на жатке, возил воду на скотные дворы. А когда из двух деревень Прогресс и Поповка организовали колхоз «Культура», то Мартемьяна назначили бригадиром, он пропадал на работе от зари до зари. В 1939 году в числе передовиков сельского хозяйства в составе делегации Вологодской области Серебров был на выставке в Москве. На другой год его премировали за хорошую работу - на колхозные средства для семьи построили новый дом в деревне Прогресс.

- Скромный был, не курил, не пил, - вспоминала об отце Мария. - Очень был трудолюбивый и ответственный. Только пожить ему в новом доме довелось не долго.

Осенью 1942 года Мартемьяна Сереброва, ему было тогда 39 лет, призвали на фронт. Вскоре пришло печальное известие: в тяжелых боях за деревню Костино Витебского района М.В.Серебров погиб, похоронен на воинском кладбище в Белоруссии.

Из этой и окрестных деревень не вернулись домой около одной тысячи мужчин, взятых на войну. Отдавая им дань уважения, односельчане поставили обелиск. Но не все имена уместились на памятнике.

Поэтому, готовясь к 70-летию Победы, сельская администрация приняла решение установить «с нуля» ещё один памятник.

Именно на его строительство и пожертвовала свои скромные сбережения Мария Мартемьяновна.

На обелиске будет обозначена и фамилия её погибшего отца.

А всего там увековечили 319 фамилий односельчан.

Не знаю, как вы, но я очень уж душевно порадовался поступку Марии Мартемьяновны.

Когда какой-нибудь олигарх, пресытившейся всякими благами, отстёгивает деньги на создание русофбоского фильма, это кроме презрения ничего не вызывает.

А тут поступок - от чистого сердца!

Да, как бы мы там ни рассуждали, какие бы речи ни произносили, но поступок всегда ярче слов.

И на такие поступки, слава Богу, ещё способны многие и многие в нашей стране.

Этим мы, наверное, и выживаем.

Станислав Березин, начальник находящегося в Шексне управления магистральных газопроводов «Газпром трансгаз Ухта» расскалаз о такой акции.

Из Ухты поступило предложение - перечислить однодневный заработок на нужды ветеранов Великой Отечечественной войны и подготовку к 70-летию Победы.

Но только - добровольно!

Никакой принудиловки!

-Я даже не вмешивался, - поделился руководитель. - 736 человек сами написали заявления, некоторые, совсем немногие, правда, отказались. Заработок составил 1 миллион 51 тысячу рублей, мы передали средства на нужды трех районов - Бабаевского, Шекснинского и Череповецкого.

-Да, и я тоже хорошо помню эту акцию, - отметил в нашей беседе Константин Павлович Симаков. - У нас в Грязовце также работники перечислили свой однодневный заработок в фонд юбилея Победы. В честь праздника, кроме этой, были и другие благотворительные акции.

Вот, к слову, на Поклонной Горе в Москве накануне 70-летия Победы в зале «Славы» Центрального музея Великой Отечественной войны прошло памятное событие - торжественное открытие бюста дважды Героя Советского Союза, лечтика-испытателя Александра Фёдоровича Клубова, земляка вологжан.

В годы войны он совершил 457 боевых вылетов и сбил 31 самолёт фашистов.

Подвиг, достойный изумления!

И опять же: большую часть средств на изготовление памятника Герою составили добровольные пожертвования и предприятий Вологодской области, и частных лиц.

Потому, что Победа - наша, общая!

И об этом мы всегда должны помнить.

К делу благотворительности, конечно же, не стоит применять какую-то оценочную количественную меру. Кто-то пожерствовал для детского дома сто рублей, а кто-то - миллион; суть не в количестве, а в самом факте милосердия.

По этому поводу на память пришёл такой эпизод.

Однажды работники КС-17 по какой-то надобности оказались в центральной районной больнице Грязовца. Заглянули в два отделения - хирургическое и терапевтическое - и удивлись: какой старой посудой пользовались пациенты. Не откладывая долгий ящик, нашли средства, купили и подарили больнице новую посуду, ещё вдобавок - несколько электробогревателей для больничных палат. А в филиал лечебницы, расположенный в посёлке Вохтога, передали комплекты «Сумка работника скорой помощи» и компьютер.

Вроде бы мелочь - ложки, вилки, чашки.

Но, известно, из мелочей и состоит повседневный быт людей.

Вот, к примеру, как прожить на селе без воды?

А никак! Просто не выжить: ни животных напоить, ни себе приготовить пищу. Такая ситуация возникла в одной из деревень Хожаевского сельсовета,

что в Междуреченском районе Вологодской области.

Жительница деревни Татьяна Субботина обратилась к Симакову, написала о том, что у них вышла из строя водонапорная башня - с водой просто беда, и просила помочь. Газовики быстро откликнулись на её просьбу. Изыскали средства и в короткие сроки провели капитальный ремонт водонапорной башни, она снова заработала. Та же бригада в соседнем селе Спас-Ямщики произвела замену глубинного насоса на такой же водонапорной башне.

И если уже дальше продолжать «водную тему», то надо упомянуть и ещё некоторые благие дела. В деревне Наместово газовики отремонтировали водопровод, который идёт от дома к дому, и который местами уже начал выходить из строя. Исполняя пожелания жителей, в нескольких деревнях они привели в порядок заброшенные колодцы, так что жители опять стали ими пользоваться и были очень благодарны за это.

Кто-то может мне и возразить: «Почему вот это всё, что должна исполнять местная власть, перекладывают на плечи «доброго дяди»?

Да, вопрос резонный.

Действительно, по большей части - это обязанности действующей власти в деревнях и селах. И она, вообщем-то, не отказывается от них. Но финансовая база органов местного самоуправления в большинстве районов настолько скудная, что средств не хватает на что-то элементарное, самое необходимое. Поэтому в подобных случаях люди уповают на благотворителей.

А почему база такая скудная - проблема большая, затрагивающая систему государственного устройства в современной России. В двух словах её не объяснишь.

Между тем и сами руководители государства уже начинают осознавать, что обществу трудно существовать без такого поспорья, как благотворительность. Об этом осенью 2015 года говорил Президент на заседании в Кремле в Москве, посвящённом развитию гражданского общества. «Благотворительность, мы с вами понимаем, это особый вид деятельности, - отметил он, - она не ищет и не ждёт наград. И в целом это высокое и достойное дело является частью наших национальных традиций, неотъемлимой чертой любого цивилизованнного общества. Однако оказание безвозмездной помощи ближнему, сами институты волонтёрства и меценатства должны получать не только широкое общественное признание, но и заслуженную оценку со стороны государства, равно как и усилия, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина, на укрепление и развитие институтов гражданского общества.

С каждый годом всё больше наших граждан становятся участниками благотворительных, социально значимых проектов. « 1/

______________________________________________________________

1/ Владимир Путин. Сайт «Русская Народная линия», С-Петербуг, 02.10.2015 г.

5

Если мы утверждаем, что мир держится милосердием Божьим, то естественно предположить, что это Милосердие изначально было присуще высшему созданию Бога - человеку.

Было заложено Богом в нём!

Оно содержится в наследственной и генной памяти человека, в его душе, связанной с целым Космосом и самим Богом.

А если это так, то стремление к милосердию, к добровольной жертве есть, по существу, природное качество внутренних свойств человека, живущее в нём независимо от политического устройства или общественнного строя в стране на текущий момент.

Встав на такую точку зрения, мы вправе поискать ответ на вопрос: имела ли место быть благотворительность в Советском Союзе?

Нет, не праздное любопытство мною руководит, а попытка найти преемственность национальной традиции, живую взаимосвязь в ней.

Важно это ещё и потому, что в последнее время в Российской Федерации на разных уровнях власти, на разных уровнях общественного сознания определенные лица, облечённые полномочиями, предпринимают активные действия по очернению всего, что существовало в Советском Союзе: быта, культуры, достижений в науке и технике и.д.

Молодёжи старательно вбивают в головы постулат: «В Советском Союзе всё было плохо и очень плохо!». Такой «пропагандой» занимаются телевидение, печать, радио. Видимо, они делают это с целью «подчеркнуть» преимущества демократии, её достижения, её плоды. Ведь деятели либерального толка до сих пор «держат бразды правления» в РФ - занимают ключевые посты в Правительстве, Центральном банке, ведущих министерствах и ведомствах.

Они с восторгом говорят об изестных 90-х годах, и с изрядной долей ненависти - об эпохе СССР.

Нечто подобное уже происходило в истории России.

В 1917-1918 годах, когда революционеры свергли царя и взяли власть, они усиленно стали везде трубить о том, что «Россия - отсталая страна», «Россия - тюрьма народов» и т.д. Однако по статистике, а её опровергнуть сложно, в 1913 году Россиийская Империя по уровню развитию входила в число трех ведущих экономик мира, а по ряду показателей превосходила Англию и Америку. Я уже не говорю о том, что ежегодный прирост населения в Империи составлял 2,6 миллона человек.

Думаю, характеризуя состояние общества в РФ, тоже не лишне будет привести некоторую статистику.

В октябре- ноябре 2015 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос жителей в 46 областях, краях, республиках о том, как они оценивают 90-е годы, которые принято именовать «лихими».

«Итоги его впечатляющие.

Их можно, и, по всей видимости, нужно, рассматривать как начавшееся пробуждение общественного сознания русского народа, - отмечал известный русский историк, доктор исторических наук, профессор из Санкт-Петербурга Игорь Фроянов, - похожее на тяжёлое похмелье после бесшабашного разгула - к людям приходит, наконец, истинное понимание того, что произошло с ними и страной, а также, кто в этом виноват. Поэтому более половины опрошенных (53%) негативно оценивают 1990-е годы. Причем эти годы ассациируются у них с криминалом (50%), распадом (39%), бедностью (34%), коррупцией (30%). Добавим к этому ощущение «новой жизни» (2%),

«смену власти» (2%), «демократию» (7%), «торжество свободы» (5%).

Перед нами, что называется, «картина маслом», как говаривал один киногерой». 1/

Приведённые данные подтверждают ситуацию, когда очень многие люди не хотят, чтобы у нас в стране шло повальное «очернение» Советского Союза.

И далее уважаемый профессор продолжал:

«Среди отрицательных событий во времена 90-х опрошенные назвали в первую очередь развал СССР (24%). Именно развал, но не распад или разложение и гибель.

Деталь существенная, поскольку в слове развал, связанном с деятельностью политиков, заключён смысл преднамеренного действия.

Нынче только предвзятость, слепота и непроходимая глупость сомневаются в умышленном разрушении Советского Союза.

Вот почему я затрудняюсь подвести под благопристойное определение слова Ельцины: «Берегите Россию!». Нам напоминают о том, что эти слова знает вся страна. Верно, не спорю. Но вся страна знает и другое - она знает, что Ельцин со своим русофобским окружением уничтожил историческую Россию, каковой являлся СССР. И никакие «исповедальные слова, никакие покаяния не снимут с него вину и ответственность за чудовищное действо, равного которому русская история не знает.

И последнее. Результаты опроса ВЦИОМ я склонен рассматривать, помимо прочего, как ответ российского народа на установку памятника Ельцину в Екатеринбурге, на строительство и открытие в конце прошлого месяца там же Президентского центра». 2/

____________________________________________

1/ И.Я.Фроянов. «Начавшееся пробуждение сознания русского народа», С.Петербург,

«Русская народная линия», 12.12. 2015 г.

2/ Там же.

К позиции уважаемого профессора я добавлю ещё краткую информацию.

Вскоре после того, как Горбачёв заявил о перестройке, и это его заявление с восторгом приняли на Западе, в Советский Союз из Америки приехал экономист-практик, ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской премии Василий Васильевич Леонтьев. Именно его разработки, его экономическая модель позволили Америке, пребывавшей в системном кризисе в 20-е годы прошлого века, выбраться из глубокой ямы стогнации.

Василий Васильевич Леонтьев - русский, он родился в Петербурге, но волею судеб после революции оказался за океаном. Как патриот, любящий свою историческую Родину, Леонтьев предложил добровольную помощь Советскому Союзу. Он оценил состояние советской экономики как нормальное. Вместе с коллективом научного института, который он возглавлял, Василий Васильевич готов был разработать модель развития Советского Союза с учётом элементов рынка и мировой практики. Причем, сделать это бесплатно. В течение двух лет, по словам ученого, прирост национального дохода оставался бы на одном уровне (переходный период), а потом начался бы стабильный его рост.

Для осуществления «леонтьевской модели» на практике не потребовалось бы ломать и сжигать заводы, разгонять и уничтожать колхозы и совхозы, сводить в могилу миллионы работоспособных людей.

«Лучший немец», как именовали Горбачева в Европе, и его русофобское окружение отказались от идей и предложений Нобелевского лауреата В.В.Леонтьева. Через некоторое время Василий Васильевич ушёл из жизни.

Это я рассказал для того, чтобы ещё раз подтвердить: советская экономика не была «мертвецом», «трупом», как теперь выражаются некоторые отпетые либералы, пытаясь всячески унизить нашу страну.

Значит, и благотворительность имела место в тогдашнем обществе.

- Безусловно, она была, в том нет никаких сомнений, - согласился со мной Константин Павлович Симаков. - Но она была в другом виде, в других формах, отличных от тех, которые мы называем традиционными, и от тех, которые мы теперь пытаемся утвердить как бы заново. Ведь тогда практически не было богатых или особо богатых людей. Мы не употребляли такие понятия, как «благотворитель», «спонсор», «меценат». Но всё же помощь, по своей сути, благотворительная, существовала. Например, человек, попав в какую-то трудную житейскую ситуацию, просил оказать ему материальную помощь. И такую помощь ему оказывали. Или у человека случилось какое-то горе - его тоже не оставляли в один на один с бедой. Помогали и взрослым, и детям.

- В подтверждение ваших слов могу привести курьезный эпизод, - поддержал я разговор. - Я помню, когда учился в Ленинграде в универистете,

мой приятель на старшем курсе женился. Он увлекался поэзией, сам писал. Однажды, встретив его на факультетской лестнице, я спросил: «Юра, какие новые стихи написал?». Он мне вполне серьезно ответил: «После того, как я

женился, я теперь владею только одним жанром: пишу заявления на материальную помощь...».

- Наверное, - усмехнулся собеседник, - и такое бывало!

- Всё же тогда, - продолжал он, - чаще всего в роли благотоврителя выступало либо государство, либо предприятие, опять же государственное, либо профсоюзы - по тому времени серьезная и богатая общественная организация. Я сам это почувствовал на себе, когда стал руководителем.

Уместно кратко рассказать о том, как это произошло.

Константин Павлович родился на Южном Урале, в большом городе Челябинске и прожил там 21 год. Окончил Челябинский индустриальный техникум, тогда он относился в Мингазпрому и поставлял кадры для Газстроя. После техникума Симакова направили на Северный Урал, в Ухту, в Севергазпром. А уже из Ухты - на конкретное производство: в село Погорелово Вологодской области, где по соседству с селом строили газоперекачивающую станицю КС-16.

По правилам, заведённым в Советском Союзе, молодой специалист проходил все ступени производства. Не избежал этого и Симаков: начинал рядовым электромонтёром, мастером, инженером, руководителем службы - начальник энерговодоснабжения. Отработав семь лет в посёлке газовиков Юбилейном, он решил вернуться на малую Родину, в Челябинск, и ему уже пришло разрешение на перевод из Москвы на работу в Уралтрансгаз. Но генеральный директор «Севергазпрома» Борис Иванович Василенко, узнал об этом, возразил: «Мы тебя вырастили, воспитали, а ты хочешь уйти? Как так?».

И не отпустил, предложил новое место с повышением в должности - либо Грязовец, либо Синдор, это на севере, в Коми. Он выбрал первый вариант, и в 1981 года прибыл главным инженером Грязовецкого ЛПУ, а через шесть лет стал руководителем большого коллектива. На КС-17 он проработал 34 года - целая эпоха в жизни предприятия, города, района. Летом 2015 года он ушел на пенсию.

- В советскую эпоху благотворительность была своеобразной государственной политикой, - продолжал Константин Павлович. - Так, за нашим коллективом в приказном порядке закрепили хозяйсво - мы были шефами совхоза «Плоский» Грязовецкого района. Полагаю, в принципе это всё было правильно, но не до конца продумано. Мы, шефы, в субботу и воскресенье едем лен убирать в «Плоское», а жители деревень отдыхают - поехали на рынок в Грязовец или Вологду. Или вот мы убирали картофель, овощи, а хороших хранилищ не было, половина урожая погибала. Увы, та благотворительность вообще не поддавалась никакому учету: тонну убрали или две - нигде не показывалось. Или сколько нужно было платить за помощь шефам? Совхоз был нищим, мы ничего с него не брали. Тогда мы больше подчинялись партийно-советской власти на местах, чем производственной власти.

С изменнеием строя в стране изменилась и практика государственной благотворительности. Продолжая национальную традицию, Газпром стремился вполне официально утвердить благотворительность. На осуществление конкртеных проектов в спорте, культуре, образовании стали централизованно выделять средства, в том числе - и на восстановление и строительство новых православных храмов. Смета этих средств утверждалась руководством «Севергазпрома» в Ухте.

-Ну, а как же? Нельзя без этого! Многие обыватели, не зная сути дела, считали, что газовики жируют, получают большие деньги на фоне скудной жизни большинства людей в том же Грязовце или Вологде. Это, конечно, ложное представление. Наши работники не жировали, да, они получали зарплату, может, чуть выше среднего по области. Но премимущество было в том, что они получали зарплату регулярно. Регулярно! Хотя в тот период на многих производствах её не выплачивали месяцами.

Может, кто-то из высшего руководства Газпрома и жировал, но никак не рядовые работники и руководители основных производств.

Это понятие - жировать, скорее следует отнести к народившемуся в России за годы демократии, так называемому, «классу олигархов». Многие из них поражают воображение обывателя покупкой островов далеко за гарницей, созданием суперподлодки, предназначенной для «личных утех», возможностью купить здания в центре Москвы или даже сам Кремль, а также зданий в Лондоне за умопомрачительную цену.

В печати недавно промелькнула заметка о том, что российский миллиардер Ю.Мильн захотел потратить 100 миллионов долларов на поиски жизни во Вселенной. Ряд ученых с мировыми именами согласились с его идеей и предложили свои услуги - осуществить её с помощью «сверхмощных телескопов».

А нельзя ли из Вселенной опуститься на родную землю, в Россию?

Один читатель, возмущенный поведением олигарха, высказался в том духе, что это «просто издевательство над русскими людьми».

Популярное электронное издание «Русская Народная Линия» попросило прокомментировать эту ситуацию известного в Москве священнослужителя, протоиерея Александра Шаргунова:

«Всё это похоже на старую мрачную шутку: «Есть ли жизнь на Марсе - науке неизвестно. Но есть ли жизнь на Земле?». То, что происходит на нашиших глазах, заствляет в этом усомниться, - отметил он. - Неизвестно как (вернее, известно как) фантастически разбогатевшим новым господам уже недостаточно покупать футбольные клубы, острова и старинные дворцы. Жизнь невозможно заполнить этим, и от скуки они начинают искать что-то более экстравагантное. Да, вы правы, это издевательство над миллионами ограбленных ими людьми, над здравым смыслом, над самой жизнью. Есть ли жизнь на Земле в более

значительном её проявлении - нравственном и духовном - такого вопроса они, разумеется, не ставят, и их это мало волнует». 1/

В отличие от подобных «благотворителей от скуки», газовики никогда не отрывались от земли, причем не в каком-нибудь пересносном смысле, а в самом прямом.

В пору безвременья, хаоса и беззакония они подставили плечо многострадальной русской деревне, изыскали серьезные средства и вложили в аграрный сектор Вологодской области. В совхозе «Погореловский» и колхозе имени Ленина Тотемского района, в хозяйстве Минкино Грязовецкого района и другиех местах были реконструированы фермы, увеличено поголовье скота, созданы собственные переработывающие цеха. Познее, на и основе этих предприятий, возникла и эффективно действовала фирма «Северагрогаз», её продукция быстро завоевала признание покупателей.

Знакомый грязовчанин однажды спросил директора крупного мясокомбината: «Какую колбасу из тех, что выпускате, вы лично покупаете?»

«Никакую, - ответил руководитель, - я покупаю колбасу в Грязовце, газпромовскую».

Что тут ещё скажешь!

Такую поддержку села вполне можно рассматривать в качестве актов благотворительности. Но не безотчетной и сиюминтной, как бывало в прежние годы, а уже целенаправленной, расчитанной на отдачу, на конечный результат.

Я уж не говорю о поддержке культуры, писателей, художников, музыкантов, творческих народных коллективов, самородкой от пера и кисти - обо всём этом большой разговор впереди.

- Всё же, несмотря на похвальное желание наших руководителей сотворить добро, - поделился К.П.Симаков, - важную роль играет личный контакт. Милосердие должно идти от каждого из нас, изнутри. Вот я вспоминаю приезд в область Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он вызвал у меня глубокое уважение, я проникся к нему доверием. И уже как-то иначе, более глубоко что ли, я посмотрел на нашу помощь Православию. Когда у двух людей, облечённых властью, совпадают мировоззрение, духовность, это обязательно даст толчок чему-то большому и хорошему. Так получилось с архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом: его светлый облик, спокойная рассудительная речь, и мы начали строить храм. Будь вместо него кто-то другой, возможно, никакого храма и не было бы. Когда встречаются двое, но искры Божьей меж ними нет, тогда ничего путного уже не жди.

___________________________________________________

1/ Протоиерей Александр Шаргунов. Русская Народная линия, С-Петербуг, 24.07. 2015: Сто миллионов долларов на поиски жизни во Вселенной

ВОЛОГДА, сентябрь-декабрь 2015 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Сазонов
«Чужая рубашка» ближе к телу…
А.С. Пушкин развенчивал «влияния чужеземного идеологизма», пагубного для нашего Отечества. К годовщине гибели поэта
10.02.2024
На страже Русского слова
Две «пятилетки» журнала «Берега». Беседа с гл.редактором
19.12.2023
Подвиг во имя Родины
О новой книге вологодского прозаика Натальи Мелёхиной
07.12.2023
История нашумевшей повести «Привычное дело»
К дню памяти классика русской литературы Василия Ивановича Белова (1932-2012)
03.12.2023
Библиотечный сад «зацвёл»
В Вологде открылся новый культурный комплекс
16.11.2023
Все статьи Геннадий Сазонов
Бывший СССР
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
День памяти первого русского генералиссимуса А.С. Шеина
Сегодня мы также вспоминаем математика Н.И.Лобачевского, композитора А.С.Аренского и историка И.Ф.Масанова
25.02.2024
«Истощённую корову надо было немного подкормить, а потом доить»
«План Дауэса» предполагал восстановление экономики Германии в той мере, которая необходима для того, чтобы она могла выполнять свои репарационные обязательства
24.02.2024
День памяти святого благоверного князя Всеволода (Гавриила) Псковского
Сегодня мы также вспоминаем генерала кн. В.В.Долгорукова, государственного деятеля М.М.Сперанского, писательницу М.А.Корсини, поэта и публициста Ф.Н.Глинку, ученого-артиллериста Н.В.Маиевского и генерала В.Ф.Сергацкова
24.02.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Новые люди и мировой товновперлид
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:59
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:55
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от С. Югов
25.02.2024 22:54
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:48
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от С. Югов
25.02.2024 17:54
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
25.02.2024 12:39
Немного о Сталине
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.02.2024 10:52