Сегодня, 21 октября, в Вологодском областном театре для детей и молодежи открываются II-е Всероссийские Беловские чтения под девизом: «БЕЛОВ. ВОЛОГДА. РОССИЯ».
Перебирая в памяти встречи с замечательным человеком и прекрасным писателем, я остановился на одной из последних, где разговор у нас шёл о значении в жизни России русского языка.
Думаю, размышления Василия Ивановича БЕЛОВА по этому поводу не потеряли актуальности и теперь.
***
Живя в России, надо носить в кармане словарь иностранных слов.
Да и он, увы, не всегда поможет!
Как понять, к примеру, автора, который в солидном издании утверждал, что в Европе «движения более секулярные», чем в России.
Что сие означает?
Я понять не мог!
Или вот диктор-красавица, открыла рот, чтобы рассказывать новости, и потекли с экрана выражения из тюремного жаргона; ведущая телеканала по своей речи не отличалась от уголовника.
С такими размышлениями я шёл к известному русскому писателю Василию Ивановичу Белову.
Каждая встреча с ним оставляла в душе радость от прикосновения к корневой русской культуре.
Что лежит в основе культуры?
Слово, язык нашего общения!
С этих понятий и началась наша беседа.
-Василий Иванович, вы ежедневно работаете со словом. Как вы оцениваете состояние современного русского языка?
-Оцениваю как неудовлетворительное, - ответил писатель, - если не сказать больше. К сожалению, мы совершенно не хотим учитывать уроки собственной истории.
Я напомню, что когда-то правящий класс России сильно увлекался французским языком - на нём писали письма, общались на приёмах и светских балах, даже сочиняли на французском, перенимали заграничные манеры.
Родной русский язык считался языком черни!
И только война с Наполеоном приостановила это повальное увлечение.
Не будем забывать известную библейскую истину: «В начале было Слово!».
Древнеславянский язык, кровный родитель русского, мы получили от Бога, и нельзя обращаться с ним кое-как.
Родное слово в полноте своей выражает всё духовное и эмоциональное состояние человека. С позиций защиты первооснов языка и необходимо вести борьбу против повсеместного распространения иностранной лексики.
На мой взгляд, нужно спасать кириллицу, потому что её вытесняет латинский шрифт.
-Но ведь, Василий Иванович, официально вроде бы никто не заставляет людей так поступать. Видимо, всё зависит от общей, в том числе и внутренней культуры, каждого?
-Да, состояние языка связано с уровнем общей культуры, народной нравственности в целом. Но это - одна сторона медали. Есть и другая - планомерное уничтожение языка, о чём можно говорить долго. Достаточно посмотреть на наши словари. Вроде какое-то ограничение существует на них.
В словаре Владимира Даля содержится 220 тысяч слов, но в нём отражена отнюдь не вся русская лексика. А возьмите самый распространённый словарь Сергея Ожегова - там всего 80 тысяч слов.
Да и половина из них с пометками «устарелое», «просторечное», «областное» или ещё какое-нибудь.
Так вот и прививали нам недоверие к собственному языку.
В последнее же десятилетие ХХ века шло разрушение русской культуры, языка, музыки, на мой взгляд, по задуманной кем-то схеме. Как если бы кто решил, что мы должны быть порабощённым народом, а порабощение начинается с отвержения родного языка.
С раздвоенности культуры!
К слову, примерно по времена Александра Сергеевича Пушкина наша культуры и духовность пошли по двум направлениям - светская культура и чисто духовная, православная культура. Один - чаадаевский, или декабристский, путь, другой - наших священнослужителей.
Это было трагическое и, как мне кажется, искусственное разделение.
Нельзя же национальную культуру делить на культуру Александра Пушкина и культуру Святителя Игнатия Брянчанинова. Когда я сейчас читаю «Аскетические опыты» Святителя Игнатия, то я восхищаюсь чистейшим русским языком - за век с лишним с ним ничего не сделалось!
Зато в ныне существующем языке за это время произошли огромные изменения не только в лексике, но и в синтаксисе, пунктуации. И здесь наблюдаем явное обеднение по количеству слов, по интонации; русский язык в значительной мере утратил ритмичность и тональность. Уж не говорю об индивидуальном пользовании языком, включая почерк.
-Да, существует поверье, что по почерку можно определить характер, хотя, может, и не всегда. У нашего известного поэта Николая Рубцова, его рукописи я видел в архиве, почерк был классически правильным. Но характер у Николая Михайловича был, как говорят, далеко не сахар.
- С каллиграфии, то есть умения правильно писать буквы и слова, испокон веку и начиналась русская школа. Настоящий учитель учил детей писать в строгой последовательности: сначала обычные палочки, потом палочки с закруглением внизу, затем у палочек появлялись и верхние закругления. тетради всегда были графленые.
Таким же путём школьники осваивали написание римских и арабских цифр. Всё это напрямую влияло на формирование внутренней культуры ребёнка. Теперь в большинстве школ об этом и не вспоминают.
Взрослых, конечно, не переучишь.
Но задуматься о том, как учить детей, прежде всего - русскому языку, наверное, стоит.
Нынешние реформаторы в образовании, на мой взгляд, ведут к упрощению в своём стремлении облегчить усвоение предмета. Стоит упразднить хотя бы одно грамматическое правило - ошибок в диктантах будет меньше и учить лентяев будет легче.
Но на пользу ли пойдут такие реформы русскому языку?
-Василий Иванович, я полностью разделяю вашу тревогу и озабоченность. Но есть некоторые учёные, которые утверждают, что ничего страшного с русским языком не происходит.
-К сожалению, такие учёные есть!
«Не надо паники - язык сам себя очистит от пены!» - на весь мир шумит профессор-филолог. Собираясь в очередной раз реформировать русскую орфографию, он решил успокоить общественность.
Не верьте доктору филологии!
Не верьте ни единому его слову!
Этот «доктор наук» такой же, как и все либеральные реформаторы, как, например, Заславская или Гайдар. Лучше бы их, таких реформаторов, совсем не было. В руках у них буквально всё: академии, телеканалы, газеты, еженедельники всякие.
Силища неимоверная!
«Ничего особенно страшного в нашей рекламе не вижу, - нахально твердит филолог. - Путь экспериментируют, шутливая реклама ведь более действенна».
Пусть экспериментируют? Нет, не пусть!
-Слово связано с душой, самосознанием человека, поэтому эксперименты могут иметь плохие последствия?
- Конечно, так!
Тихой сапой проникли в наш быт и более опасные вещи. Людей приучают думать и чувствовать по-новому, то есть не по-христиански и не по-русски, а по-демократически.
Это скрытый цинизм, тайная похабщина!
Сохраним язык - сохраним всё!
Наши враги навалились именно на русский язык. Они губят его по нескольким направлениям. Главное из них - упрощенческое сокращение. Другое - намеренное засорение разными способами, в частности, внедрение чужих, несвойственных нашему духу, слов, способов правописания, интонаций.
(Беседа состоялась в 2005 году, опубликована в книге лирических миниатюр «БЕРЕСТИНКИ», изданной в 2014 г.)
ВОЛОГДА, 20 октября 2015 г.