С большим удовлетворением и полным согласием прочитал более чем актуальную для судеб нашего общества статью Максима Калашникова «Вернуть веру в себя» («Завтра», N 35 (1136), сентябрь 2015). Мне даже пришла на память уже давно использованная известным русским литератором метафора «луч света в темном царстве», которая ассоциируется у меня для оценки впечатления, которая производит эта статья М. Калашникова в нашем сумрачном современном политическом и публицистическом мире.
Не хочу специально ни с кем полемизировать, но считаю своим долгом высказать по затронутым уважаемым автором проблемам свое нажитое долгим жизненным опытом мнение. Рассматривайте его как мнение одного из представителей уходящего старшего поколения, которое родилось в 20-е годы прошлого века, которое выросло, воспитывалось и наиболее активно заявило о себе в обществе в Советскую эпоху, трагически закончившуюся в конце 80 - начале 90-х годов прошлого века.
Я видел голод и раскулачивание в начале 30-х годов и горестные кадры кинохроники с похоронами убитого каким-то маньяком С.М. Кирова; глазами восторженного школьника-пионера наблюдал огромные успехи индустриального строительства в те же 30-ые годы и участвовал в чествовании героев-стахановцев, отважных летчиков и полярников. Радовался победам Красной Армии на Халхин-Голе, в Западной Украине и Белоруссии, на Карело-финском перешейке. Подростком трудился в тылу в годы Отечественной войны. Участвовал в послевоенном восстановлении угольного Донбасса, а затем несколько десятков лет работал на руководящих постах в научных учреждениях Москвы в области техники, экономики, экологии.
Естественно, я горжусь моими предками и современниками, создавшими (под руководством И.В. Сталина) великую социалистическую державу и одержавшими историческую победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Итак, начинал я свой жизненный трудовой путь при И. Сталине, а завершаю его пенсионером при В. Путине и Д. Медведеве. Есть большое временное поле для анализа и сравнений.
Какие же проблемы, на мой взгляд, нас наше общество должны беспокоить?
Во-первых Русская Православная цивилизация, в рамках которой мы, русские, жили и живем уже 1100 лет, находится в опасности. Мы потеряли творческий, креативный дух и уже несколько десятилетий и особенно в последние 25 лет, как правильно отметил М. Калашников, не только не идем вперед, как оно подобало бы «народу-богоносцу» и защитнику человечества от всяких ордынцев и авантюристов, претендующих на мировое господство, а топчемся на месте, либо идем назад в порыве саморазрушения и давно осужденного жалкого подражания Западу.
Вирус опасной болезни культурной и научно-технической зависимости от Запада действительно был занесен в ослабленный татаро-монгольским нашествием и продолжительной (инспирированной Западом) Смутой организм Российского государства Петром I. В последующем российские монархи и аристократия не сумели направить влияние западно-европейского Просвещения в легальное и конструктивное русло. Поэтому обычное в любом феодально-буржуазном государстве оппозиционное течение со времен Радищева и дворянских заговорщиков-»декабристов» развивалось в России в форме антимонархической и непримиримо радикальной, вооруженной идеологиями и учениями, заимствованными на том же «просвещенном» Западе.
Если отойти от тех уничижительных и несправедливых характеристик дореволюционной России, которые в течение десятков лет безапелляционно вдалбливала в наши головы большевистская пропаганда, то спокойный и объективный социально-политический и экономический анализ убедительно покажет, что несмотря на все приписываемые этой пропагандой и действительные недостатки Российская Империя в начале XX века была вполне нормальным и, более того, успешно развивающимся капиталистическим государством. Темпы его экономического роста были выше, чем у современного Китая, а уровень жизни населения был сопоставим с тем, что имел место в подпитываемых за счет колоний западных странах. И с «демократией», в западном понимании этого затасканного термина, в Царской России был полный порядок: в Государственной Думе все от крайне левых до крайне правых могли беспрепятственно упражняться в политической демагогии и красноречии, не оставляя участия некоторых думских партий в подпольной террористической деятельности.
Но нашим просвещенным умам и деятелям культуры так понравились появившиеся на Западе легальный и нелегальный марксизм, анархизм и теоретический социализм, что они решили радикально лечить болезни старого общества, уничтожив его полностью и «до основания». Во главе с «малым народом» и примкнувшими к нему партиями большевиков и всякого рода буржуазных социалистов и революционеров, русские люди совершили в начале XX века 3 (три!) революции и способствовали установлению в патриархальной Руси так называемой диктатуры пролетариата. А уж она-то, «диктатура пролетариата», показала тысячелетней Руси «кузькину мать». Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие нашей страны после Октябрьского переворота, если бы в среде большевиков не обнаружился И.В. Сталин, который нашел рациональный выход из кромешного революционного погрома начала XX века и направил мятущиеся силы русской цивилизации с пути саморазрушения и отказа от собственной истории на путь творческого и жертвенного строительства реального социалистического общества и социалистической государственности «в отдельно взятой стране»! Что представляла собой Россия после государственных переворотов и трех революций первой трети XX века?
В исторической шахматной игре наши «образованцы», воспитанные на «передовых» идеях Запада и при политической и материальной поддержке вековечных врагов России и христианства, казалось бы, сделали непоправимо ошибочный шаг к гибели: разрушили дееспособное государство (Российская Империя) и его армию, и нанесли сокрушительный удар по вековым традициям и цивилизационному фундаменту нации, («отмена» религии и преемственности поколений, уничтожена значительная часть самого креативного человеческого капитала, мораль и вся ментальность населения унижена и «опущена» кровавыми и жестокими явлениями гражданской войны и чудовищного классового террора). Казалось бы, Россия на долгие годы обречена на восстановление и залечивание нанесенных ей травм. Но пришедший к практически самодержавной власти Сталин, вместе со своими соратниками сумел остановить разрушительные и антагонистические процессы в массе запуганного и дезорганизованного населения, воодушевить его перспективой самостоятельного строительства невиданной ранее и обобществленной до мелочей экономики, и строительства самого справедливого в истории человечества социалистического образа жизни, при котором для каждого «трудящегося» открываются реальные возможности неограниченного образовательного, профессионального и карьерного роста, и активного участия в научно-техническом и культурном творчестве.
По мере успешного введения в строй тысяч новых, в том числе крупнейших экономических объектов - заводов, электростанций, совхозов, школ и институтов, дорог и т.п. - материальные условия жизни из года в год медленно, но неуклонно улучшались. После провальных экспериментов по созданию так называемой «пролетарской» культуры, возросли тиражи дореволюционной литературной классики появились и крупные литературные и музыкальные произведения советской эпохи (Шолохов, Маяковский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов). Возросло внимание к народно-фольклорному и новому советскому песенному творчеству. Делу поднятия оптимистического и советско-патриотического духа в обществе активно способствовали и некоторые талантливо созданные советские кинофильмы. На небывалую высоту был поднят авторитет выдающихся тружеников производства (стахановцев, многостаночников, бессребренных перекрывателей порой в десятки раз установленных технических нормативов), а также героев-летчиков, исследователей-полярников, пограничников и т.п.
Становление нового социалистического строя при общем положительном социально-психологическом порыве масс не обходилось и без некоторых негативных моментов: снизилась, но не угасла активность аппарата политических репрессий (доносов и разоблачений, внесудебных и судебных наказаний реальных и еще более вымышленных «врагов народа»). Советская «демократия» не оставляла своим гражданам ни малейшей возможности для критики решений партийно-государственной власти: ни рядовые граждане, ни самые высокие правительственные чины не были гарантированы от обвинения в «антисоветской деятельности» и испытания на себе порядков созданной в пору становления революционной власти системы Гулага.
Тем не менее вера подавляющего большинства населения (и особенно молодежи) в правильность и справедливость сталинского курса, в то, что они действительно являются новыми «хозяевами земли» и строителями самого совершенного и гуманного общества и государства, а также уровень доверия и даже любви к Сталину и его соратникам были чрезвычайно высокими. Именно эта вера в правоту и справедливость социального строя жизни легла в основу патриотизма и героизма советских людей, проявленного на фронте и в тылу развернувшегося сражения первого в мире социалистического государства с фашизмом и его покровителями в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сталин неоднократно заявлял о своей верности партии большевиков и марксистско-ленинскому учению. Однако в годы Отечественной войны он решительно отказался от лозунгов мировой революции и пошел по пути восстановления разрушенной большевиками Русской Православной Церкви.
В послевоенные годы социалистический государственный строй и неослабно энергичное и компетентное руководство Генерального Секретаря партии способствовали скорейшему восстановлению из руин разрушенной (как ни одна страна мира, участвовавшая в антигитлеровской коалиции) советской экономики в западной части страны. Заслугой Сталина является не только руководство форсированным процессом восстановления, но и предпринятые им дальновидные меры по развитию советской науки и техники, по преодолению комплекса преклонения отечественной интеллигенции перед Западом.
Благодаря правильно выбранной государственной стратегии развития СССР в Сталинскую эпоху занимал лидирующие позиции в ряде отраслей науки и техники, а уровень жизни населения неуклонно и постоянно повышался. По всей видимости, Сталин готовил перераспределение власти между партийным и государственными органами в пользу последних. Во внешнем мире сталинская политика была направлена на ликвидацию системы колониального господства Запада социализма и создание союза славянских народов (о чем мечтали в прошлом русские славянофилы) и стран социалистической ориентации.
За 37 лет после смерти Сталина страна потеряла темпы развития и креативный дух. Поначалу общество двигалось вперед по инерции. Пришедшие на смену Сталину недалекие генсеки по-прежнему претендовали на абсолютную государственную и партийно-идеологическую власть, но кроме надоедливого повторения марксистско-ленинских догм делали очень мало конструктивного для укрепления и развития нового социалистического строя в своей стране. Непрерывно заявляя о себе как о партии трудящихся, они ухитрились вырыть глубокий ров, разделяющий руководство страны и ее рядовых тружеников: для себя сохранили, установленную еще в годы голода и разрухи закрытую систему материального обеспечения (названную анонимными острословами «номенклатурным корытом»), а остальные граждане были погружены в болото постоянного дефицита потребительских товаров, как будто специально созданного для позорной дискредитации социалистического строя. При этом «разоблачители» советского социализма, по злому умыслу или простому непониманию, игнорировали целый ряд объективных факторов усложняющих успешное развитие новой социально-экономической формации: историческая молодость и беспрецедентность нового типа общества; огромные людские жертвы и материальные потери СССР в военном и послевоенном периодах; искусственный характер некоторых ошибок в государственном строительстве из-за идеолого-теоретической стагнации и кадрового волюнтаризма в аппарате руководящей партии. (Здесь уместно напомнить опыт Китайской Народной Республики, завалившей весь мир китайским ширпотребом).
Запад и внутрироссийская антисоветская пятая колонна, включая предателей из высшего руководства КПСС, воспользовались подходящей внутри- и внешнеполитической обстановкой в СССР и вокруг него, нанесли в 1980-1990-х годах первой стране социализма её народу-победителю и её союзникам сокрушительное поражение, в результате которого: СССР разрушен и разделен на нарезанные творцами Октябрьского переворота 15 национальных псевдо-государств; Варшавский договор (союз) ликвидирован; в СССР и бывших странах Варшавского договора совершен контрреволюционный переворот: вместо системы эффективного планового, руководимого государством, хозяйствования с огромными материальными людскими и морально-политическими потерями создана уродливая система колониального капитализма. Погублены (казалось бы до конца!) результаты многолетних трудов, миллионы человеческих жертв и нелегких военных побед наших предков и современников. Вражеские силы «наших западных партнеров» опять, как и в 1941 году, и даже еще ближе, стоят у границ Центральной России. В ряде бывших Советских республик созданы проамериканские или профашистские режимы. Как говорится: приехали!
В.В. Путин с помощью Китая и других стран Азии и Латинской Америки старается закрыть огромные бреши, пробитые Западом в защитной стене России и бывшего социалистического мира. Но в преддверии прогнозируемой многими политиками и публицистами «горячей» Третьей мировой войны, сумеем ли мы сконцентрировать в руках власти «Новой России» силы, достаточные для защиты от агрессии врага, по-прежнему стремящегося к мировому господству, всемирному ограблению и порабощению человечества?
В руках Сталина и Советского правительства в начале Великой Отечественной была вся без исключений экономика страны, а под началом Советской власти была единая многонациональная страна, сцементированная общей идеей строительства нового и передового социалистического общества. А сейчас у В.В. Путина и Д.А. Медведева и подпирающей власть партии «Единая Россия» экономика олигархов, а вместо искушенных советских наркомов, в совершенстве знающих свое дело, в основном министры-дилетанты, способные только быть сторожами, а то и разрушителями при поставленных под их руководство отраслях экономики и финансов, (а до недавнего времени и обороны). Выросшие в землянках шахтерских поселков-»шанхаев», городских бараках и деревенских избах молодые советские патриоты шли на героические подвиги и даже на смерть, в бою и труде защищая страну под лозунгом «За Родину, за Сталина!» Готова ли наша современная молодежь проявить, в случае необходимости, героизм победителей Великой Отечественной войны?
Правильно заметил М. Калашников, что современная российская действительность и практикуемые власть имущими системы ценностей, воспитания людей и пропаганды направлены на приоритетное материальное и моральное стимулирование и восхваление спорта, театра, примитивной попсы и эстрадных состязаний, череды всякого рода естественных и искусственных праздников и юбилеев, парадных совещаний и съездов. Создается впечатление, что с подачи властей предпринимаются немалые, в том числе и дорогостоящие, меры для поддержания в населении едва ли постоянного духа праздничной эйфории. Создается также впечатление, что тысячи реальных жизненных проблем в центре и на местах находят свое решение только в том случае, если они попадут в поле зрения самого Президента РФ. Для чего же тогда содержится многочисленный и высокооплачиваемый аппарат государственной власти, включая министров центрального Правительства и тысячи чиновников во всех субъектах Федерации?
Вскрывшиеся случаи воровства государственных средств в миллиардных размерах в министерстве обороны и губернаторов Сахалина и Республики Коми показывают, что эффективность функционирования «вертикали власти» оставляет желать много лучшего. А если к этому еще добавить юридически законные и «почти законные» триллионные утечки средств типа постоянных изъятий средств (колониальной дани) из бедной России на богатый Запад, то и совсем в пору подумать: когда же этот кошмар кончится? И в то же время политологи говорят о необходимости введения мобилизационной стратегии, ликвидации отставания в образовании, науке, технике, структурной перестройки народного хозяйства и т.п.
Справедливо напоминает Калашников и о том, что ученые и не политики и ранее не раз заявляли: Запад не нужно догонять, нам надо создавать свои прорывные научные и технологические решения, которые сделают нас лидерами мирового научно-технического и экономического прогресса. И силы для этого в нашей стране имеются, только надо создать для них благоприятные и стабильные материальные, организационные и морально-психологические условия.
Но возможно ли это, если мы в России устроили второй раз в XX веке государственный погром и, по наущению зарубежных и доморощенных консультантов и «доброжелателей» (вспомните заклинание известных литературных героев: «Запад нам поможет!») отказались от социалистического образа жизни и повторно погрузились в болото еще 25 лет назад дружно проклинаемой капиталистической «демократии» и капиталистического «изобилия». И вот, потерпев поражение в «холодной войне» с Западом в конце XX века и успокоенные боевой патриотической риторикой наших лидеров, подкрепленной возвращением Крыма, наша цивилизация вынуждена вести очередную историческую партию с вечным противником, играя игру по его, противника, правилам. И это при наличии в РФ олигархической экономики, то есть остатков приватизированного ельцинской властью советского потенциала, при отсутствии в государстве четко сформулированных идеологии и стратегии развития, при непрекращающемся потоке вытекающих из РФ на Запад стратегических материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов, при государственном аппарате, засоренном сторонниками «наших западных партнеров» и т.д. и т.п. Правда, есть и отличие по сравнению с годами горбачевско-ельцинского предательства. Теперь в моде другой обнадеживающий лозунг: «Китай нам поможет!» Мой же жизненный опыт убеждает меня в совершенной другой истине: чтобы у тебя было много искренних и неискренних «помощников» и союзников, надо самому быть сильным, если не физически, материально, то, по крайней мере, обладать сильным духом и бороться за достижение таких целей, которые приближали бы человека к христианским идеалам и были бы интересны и привлекательны не только для данного народа и государства, но и для других жителей Земли, стремящихся к мирному развитию и благополучию, равноправному международному сотрудничеству.
Роль лидера и основателя славной Русской православной цивилизации и содружества многих народов великой России, защитника Православного Христианства и мировой справедливости обязывает ко многому. Прежде всего к способности честного исторического самоанализа. Мы должны откровенно довести до сознания нашей молодежи достоверный факт: великий Русский народ совместно со своими собратьями совершил на своем более чем одна тысяча столетнему пути большие достижения и победы мирового значения и за них спасибо Богу и нашим предкам. Но в последние 100 лет мы - русские и интеллектуальная элита нашего народа совершили и большие исторические ошибки: дважды разрушили единое Российское государство; на государственном (и не только государственном) уровне отвергли Веру своих предков, которая создала наш национальный характер и сцементировала нашу государственность; легкомысленно отказались от социалистического общественного строя, для создания которого было принесено столько жертв, столько человеческих жизней и страданий, столько самоотверженного труда и который, по исправлении, найденных опытным путем, ошибок и недостатков, является единственной надежной и реальной альтернативой изжившему себя капитализму.
Кстати, только христианский социализм (христианская мораль плюс общенародная собственность на средства производства) является тем единственным животворящим эликсиром, который способен объединить и воодушевить все без исключения общество, стимулировать его творческие силы и таланты для открытия и внедрения в жизнь еще невиданных научных и технологических достижений. При умелом управлении социализм - более сильный затор научно-технического прогресса, чем капиталистическая конкуренция и жажда индивидуального обогащения.
Я считаю, что эти совершенные нашим народом и нашей цивилизацией ошибки являются одновременно и нашими коллективными грехами перед Богом и человечеством. Строительство мировой системы сотрудничества и уважительного отношения к воле и культуре других народов и других цивилизаций надо начинать с себя, то есть с нашего народа и нашей страны, с исправления своих грехов-ошибок полностью по возможности исключая революции и гражданские войны, и не повторяя ошибки прошлого. При искреннем раскаянии в ошибках-грехах и искренней вере в Промысел Божий об особой роли России, как о Доме Пресвятой Богородицы, мы вправе рассчитывать на милость и помощь Божию в предстоящих нелегких трудах. А коль Россия будет сильной, то и в мире земном все устроится на пользу всего человечества и к вящей славе христианства.
Анатолий Михайлович Курносов, ветеран Великой отечественной войны, профессор, доктор технических наук
1. Re: Пора браться за ум!