itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русская идея ХХI века

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Русская цивилизация 
0
913
Время на чтение 7 минут

За последние годы наша страна сильно изменилась. Законодательная и исполнительная власть предприняли ряд шагов во внутренней и внешней политике, которые сделали её другой не только по сравнению с «лихими» 90-ми, но и с началом 2000-х. Достаточно назвать закон об иностранных агентах, патриотический «стоп-лист», Крым, Донбасс и, как следствие, базы НАТО, разворачиваемые по всей границе Российской Федерации от Балтики до Черного моря. И это надолго. В таких условиях ещё острее ощущается нужда в государственной идеологии, которая, к сожалению, отсутствует, и которая объединяла бы страну, в настоящее время расколотую на разные идейно-политические блоки. Возможна ли в принципе такая идеология? Вопрос серьёзный.

Белая идея

Идеология - это совокупность духовных и материальных идей/ценностей, реально управляющих страной. Что касается русской идеи, то это наша национальная история, развернутая во времени. Не надо ничего выдумывать, надо её осознать.

Исторически первой большой идеей на пространстве Руси-России была идея православного царства - от Крещения Руси новгородско-киевским князем Владимиром до последнего петербургского императора-мученика Николая Второго. Именно в рамках такой духовно-государственной конструкции Русь из маленького московского княжества превратилась в одну из величайших империй в мировой истории, дошла до Тихого океана и даже перехлестнулась в Америку. История России - русского народа, русской культуры - представляет собой упорную борьбу за сохранение православного ядра нашей цивилизации в условиях вызова со стороны чуждых русскому миру сил. Каждый раз, когда Русь-Россия испытывала очередной (внешний или внутренний) удар этих сил, она находила в себе источник восстановления, причем источник этот неизменно находился в области священного религиозно-языкового ядра русского мира.

Так, например, Петровские реформы начала ХVIII столетия явились настоящей цивилизационной революцией и даже, в определенном смысле, войной с национальной традицией. Парадокс дела Петра Великого заключался в том, что внешние оболочки русской цивилизации -техника, наука, военное дело и т. д. - при нем были радикально укреплены, перейдя на принципиально иной уровень, и если бы этого не было сделано, Россия потерпела бы политическое крушение уже в ХVIII веке. Однако по факту Петр противодействовал именно вертикальной развертке традиционной русской жизни (замена народно-земской монархии европейским абсолютизмом, отмена патриаршества, иноземное просвещение). Вместе с тем в церковном и народном духе император продолжал остаться православным царем. Конечно, часть народа заподозрила в Петре антихриста и затем ушла в «леса» и «на горы», чтобы не участвовать в его делах, но это разговор особый. Что касается «большой» истории России, магистральной линии ее вселенского христианского служения, то нет сомнения в том, что петровские преобразования, основание Петербурга, заимствование западных этикетов, мод и наук лишь модернизировали Россию, но не убили Святую Русь. Духовное ядро православно-русской цивилизации спасло Россию от распада, послав ей в начале в конце начале ХIХ века св. Серафима Саровского и других выдающихся подвижников. На уровне государственности была одержана победа в Отечественной войне 1812 года против коронованной французской революции в лице Бонапарта. Наконец, в области светской модернизированной культуры неопровержимым (и до сих пор не превзойденным) образом возврата к классической ценностной вертикали стало творчество Пушкина, показавшего - в отличие от своих современников Гете и Байрона, - что гений и свобода не обязательно в союзе с Мефистофелем, что они могут быть и на стороне Бога.

Либеральная идея

Петербургу суждено было впустить католическо-протестантско-масонский Запад в себя. Если Москва победила Восток на Куликовом поле и державно оформила русское православное царство, то Петербургу пришлось сразиться с иным противником - буржуазной Европой, которая, в отличие от монголов, стремилась изменить сам исторический код России. Главным социальным, экономическим и политическим противником петербургской монархии стал мировой капитал («желтый дьявол»), с которым она не справилась. Острие февральской революции 1917 года было нацелено прямо в центр русской цивилизации - в её духовное ядро. Восставшие против царя думские политики-либералы (и прочие «фармацевты, как обозвал их Александр Блок) задумали перевернуть Русь с «головы на ноги», превратив её в буржуазную республику англо-французского типа, то есть взять реванш за поражение 1905 года. Кстати, революцию 1905 года, так озаботившую авторов знаменитых «Вех», не дал довести до конца простой русский народ, благословленный на это св. Иоанном Кронштадтским. В то же время «прогрессивное общество» рукоплескало террористам, посылало поздравления с победой в войне японскому императору, а думский лидер тогдашних либералов, англоман П. Милюков до конца эмигрантской жизни гордился тем, что своей речью в Думе в ноябре 1916 года («глупость или измена?») подал воюющей стране «революционный сигнал». Между прочим, до победы над Германией в Первой мировой войне оставалось совсем немного.

Власти либералов с розовыми бантами хватило едва на 9 месяцев. Армия стала убивать своих офицеров и дезертировала, началась всеобщая смута. Государство развалилась. Власть валялась в пыли, и нужен был кто-то решительный, чтобы эту власть взять.

Красная идея

Решительные нашлись среди большевиков. Октябрь 1917 года был типичным столичным переворотом, однако за последующие 5 лет красные победили генералов-»демократов» и собрали разделившуюся Россию почти в границах империи. Подлинным создателем СССР был, конечно, Сталин, построивший за три пятилетки новую сверхдержаву, взявшую в 1945 году Берлин, овладевшую термоядерным оружием и первой вышедшую в космос. И патриаршество в русской Церкви после ленинско-троцкистского погрома было восстановлено именно при нем. Причем у него не было колоний и волшебных источников нефти, все приходилось делать на энтузиазме, страхе и рабском труде. Капитал стал атрибутом государства. Да, это было страшно, и не дай Бог нам увидеть что-то вроде раскулачивания, ГУЛАГа и воронков по ночам, но если бы этого не произошло, сейчас уже не было бы не только русского народа, но и многих других, примкнувших к нему лет 200 назад племен. Это история, не имеющая сослагательного наклонения. Третий Рим в 1917 году оказался третьим Интернационалом, но к 1945 году - после искупительной войны и Победы - во многом снова стал Россией.

Неолиберальная идея

В 1991 году ориентированные на золото либералы (переродившиеся коммунисты) под демократическими лозунгами вернулись к власти в Москве. Это была новейшая (уже третья за ХХ век) либеральная революция, осуществленная большевистскими методами: партноменклатура конвертировала политическую власть в экономику. Очередные либерал-революционеры полагали, что всё решит невидимая рука рынка - и получили страну в границах ХVII века, где конфликтовали все со всеми, и где только ленивый не проектировал дальнейшего распада страны на «уральскую республику», «дальневосточную республику» и пр.

Конечно, существуют замечательные «Либеральные манифесты» 1947 и 1997 годов о свободе, ответственности и справедливости как главных ценностях либерализма. Либерализм предлагает человеку: «Делай, что хочешь, ты сам себе хозяин! Но при этом ты сам отвечаешь за себя, твой дом - твоя крепость, всё остальное - Бог, государство, родина - суть только части тебя». В наше время этот «свободный собственник» целиком стал рабом рынка и интернета, который кормит его контркультурой, а улицы его города оказываются во власти многообразных «меньшинств». На языке культурологии это называется постмодерном (ПМ), свидетельствующем о завершении фаустовского (модернистского-авангардистского) этапа европейской истории и переходе её в предсмертную гедонистически-игровую потребительскую фазу.

Идея постмодерна

Сегодня в странах, пораженных вирусом ПМ, уже нет религии, философии, искусства, науки, нравственности в собственном смысле слова; есть подделка (симулякр) под них. 26 июня 2015 года Белый дом в США расцветился радужными тонами ЛГБТ - это местные гомосексуалисты праздновали решение верховного суда США о полной легализации их «браков». Ещё ранее Обама разрешил работу со стволовыми клетками эмбрионов (фактическое их убийство), а в Англии испытали первый образец машины для чтения мыслей - увлекательная перспектива, не правда ли? Существует проект т.н. «мирового правительства», предполагающий «электронный концлагерь» и новейшую помесь феодализма с рабовладением - на мой взгляд, выход не лучший. Постмодерн - это философия и политика глобализации ХХI века. Настоящая защита от него - а, значит, и от саморазрушения человечества - это вера в абсолютную реальность и ценность жизни, даруемой Богом. И продолжается она до тех пор, пока мы Его радуем.

Идея православного социализма

Совершенно очевидно, что русская идея христианской справедливости/правды и постмодернистский закат Европы идейно несовместимы. Последние события вроде самоопределения Крыма, героической обороны Новороссии и антироссийских экономических и военных санкций только подчеркивают это обстоятельство. Президент В. В. Путин и его команда предотвратили в начале ХХI века распад России, сохранив основы российской государственности (символизируемые царским гербом, советским гимном и демократическим флагом) и покончив с диктатом экономического тоталитаризма. «Семибанкирщине» дали понять, что она не всё может. Путинские действия соответствовали народной воле, и народ поддержал их. Я уже не говорю о полном провале либерально-западнических партий, списать который на пресловутый «административный ресурс» при всем желании не удается. Если бы правительству Путина-Медведева удалось построить соответствующую мировому значению России национальную (а не компрадорскую) экономику - и прежде всего начать продавать русскую нефть и газ за рубли хтя бы в рамках БРИКС, покончив тем самым с политической монополией доллара - православно-русская цивилизация была бы материально обеспечена, во всяком случае в обозримом будущем.

Формула «православного социализма» не предполагает соединения христианства с безбожным марксизмом-ленинизмом и возвращения в СССР. Понятие социализма в данном случае означает первичность народа и государства по отношению к рынку, противоположную почти полной зависимости страны от держателей мировых денег, как это обстоит в ныне на Западе. Частная собственность на малом и среднем уровне вполне может вписаться в православный социализм - но ключевые высоты государства и экономики должны находиться в руках патриотического «служилого класса», а не тех владельцев долларовых миллионов с российскими паспортами, которые по факту давно уже швейцарцы, англичане или американцы. Приведу лишь одну цифру: объем промышленного ВВП в Российской Федерации в 2013 году был примерно на 25 % ниже советского 1990 года, тогда как соседняя Белоруссия, сохранившая многое от социалистического уклада и при централизованном руководстве, увеличила свой ВВП почти в 2 (!) раза. И это при отсутствии нефти и газа! Гайдаровский капитализм потерпел в России фиаско. Это понимают почти все, и Путин тоже. Только некоторые делают вид, что всё идет нормально.

Человеку нужен хлеб, но не хлебом единым жив человек. Обществу нужны деньги, но нет ничего опаснее для России, чем власть денег. Мыслимое будущее для России заключается в выработке такого государственно-общественного и культурного устройства, которое сохраняла бы в человеке образ Божий. Надо дать России возможность быть самой собой. Нельзя угасить её веру. Если это случится, никакие заморские рецепты не спасут страну от гибели, а вместе с ней рухнет весь мир.

Александр Казин, доктор философ ских наук, профессор

Первая публикация - Санкт-Петербургские ведомости, 5.9.2015.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. Re: Русская идея ХХI века

" Не бойся, малое стадо ! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ". Лк.12.32 ОПЕРАЦИЯ "СЕПАРАЦИЯ" ТЫ - МОЙ БОГ, И НЕТ ДРУГИХ БОГОВ, ТЫ - НАЧАЛЬНИК,Я ЖЕ - ТВОЙ РАБОЧИЙ, ТЫ - ОТЕЦ, И НЕТ ДРУГИХ ОТЦОВ, У НЕВЕРНЫХ - ВСКОРЕ БУДЕТ ОТЧИМ, БУДЕТ ТАКЖЕ МАЧЕХА У НИХ, ВМЕСТО НАШЕЙ МАТУШКИ - ЦАРИЦЫ, НУ А САТАНА - ЕЁ ЖЕНИХ, ПОРОДИТ ИСЧАДЬЕ ОТ БЛУДНИЦЫ ГРЯНЕТ ЗОВ ОТ НАШЕГО ОТЦА, ЧТОБ СОШЛИСЬ К НЕМУ НАРОДЫ - ДЕТИ, ЧТОБ СТОЯЛА С ПАСТЫРЕМ ОВЦА, И ЕЁ ЗЛОЙ ОТЧИМ НЕ ПОМЕТИЛ СТАНЕТ СИЛОЙ ОТЧИМ ВЫРЫВАТЬ У ОТЦА ОВЕЦ СЛОВЕСНЫХ СТАДО, ЧТОБ ВЗАМЕН КРЕСТОНОШЕНЬЯ ДАТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ РАЙСКУЮ НАГРАДУ... СОБЛАЗНИТСЯ ЭТИМ ОБЕЩАНЬЕМ ПАДШЕЕ ОВЕЧЬЕ ЕСТЕСТВО, УВОДЯСЬ НА ВЕЧНОЕ ЗАКЛАНЬЕ, ЧТОБЫ ЗДЕСЬ ИМ БЫЛО "НИЧЕВО", И ЗАБЛЕЮТ В ТРЕПЕТНОМ ВОЛНЕНЬИ ОТ ВОЗМОЖНЫХ В ЭТОЙ ЖИЗНИ БЛАГ, ДОБРОВОЛЬНО ВЫБРАВ ОТЛУЧЕНЬЕ, НЕ ПОНЯВ,ЧТО ОТЧИМ - БОГУ ВРАГ ! ...БУДЕТ СЫТА И САМОДОВОЛЬНА В ЦАРСТВЕ БРЕННОМ - ЛОГОВЕ ВОЛКОВ, НАСЛАЖДАЯСЬ ЖИЗНИЮ ПРИВОЛЬНОЙ, И НЕ ВИДЯ ОТЧИМА КЛЫКОВ, ОБМАНУВШИСЬ ЛОЖНЫМ УПОВАНЬЕМ, ЧТО НАСТАЛ ВОВЕК ЖЕЛАННЫЙ МИР, ГДЕ ОВЕЦ С ВОЛКАМИ ПИРОВАНЬЕ, И ОДИН У ВСЕХ У НИХ КУМИР... НО ПРИДЁТ ГОСПОДЕНЬ ДЕНЬ НЕЖДАННО, СЛОВНО СЕТЬ,НА ПАДШИЙ ЭТОТ МИР, И НАВЕКИ БОГ САМОДЕРЖАВНО ИСТРЕБИТ СЕЙ ОТЧИМА КУМИР ! СЛАВА,ГОСПОДИ,КРЕСТУ ТВОЕМУ ЧЕСТНОМУ ! АМИНЬ.
yazva / 27.09.2015 16:42

19. Ответ на 18., Андрей Карпов:

Традиционный человек - это человек, которому его традиция предписывает определённое место в мироздании, для чего ему даны определённые свойства и отношения с другими людьми. Идеал постклассического человека -это человек, который создаёт себя сам, начиная с создания смысла своего существования, включая свой социальный статус и заканчивая ныне своим внешним видом и полом, а в будущем трансгуманистическими технологиями.

Человек не может "создавать себя сам" в том смысле, что он член семьи, рода, общества в конце концов. И в то же время, человек рождается с определённым набором этногенетических свойств и качеств. Окружающие воспитывают его в традиции своего этно-социального сообщества. Но по большому счёту человек всегда создаёт себя сам в этно-социальных координатах окружающей его среды. Разве не так?
Абазинский / 10.09.2015 11:54

18. Ответ на 17., /Абазинский:

Вы о какой "классике" человека?! И возможно ли это?Я - о традиционном человеке или человеке Традиции.Очередное горе от ума? Есть человек с его физикой, психикой, интеллектом, духовным подвигом. А также энергетической активностью в течение жизни, предполагающей продление рода, социально-экономическую деятельность и духовное возрастание. Вот он, человек разумный, традиционный. Куда бы мы ни кинулись, везде и всюду одинаков. Будь русский, европеец, беженец с Ближнего Востока, китаец или индиец. Есть что-то, вернее кто-то другой?

Традиционный человек - это человек, которому его традиция предписывает определённое место в мироздании, для чего ему даны определённые свойства и отношения с другими людьми. Идеал постклассического человека -это человек, который создаёт себя сам, начиная с создания смысла своего существования, включая свой социальный статус и заканчивая ныне своим внешним видом и полом, а в будущем трансгуманистическими технологиями.
Андрей Карпов / 10.09.2015 11:11

17. Ответ на 10., Андрей Карпов:

Вы о какой "классике" человека?! И возможно ли это?Я - о традиционном человеке или человеке Традиции.

Очередное горе от ума? Есть человек с его физикой, психикой, интеллектом, духовным подвигом. А также энергетической активностью в течение жизни, предполагающей продление рода, социально-экономическую деятельность и духовное возрастание. Вот он, человек разумный, традиционный. Куда бы мы ни кинулись, везде и всюду одинаков. Будь русский, европеец, беженец с Ближнего Востока, китаец или индиец. Есть что-то, вернее кто-то другой?
Абазинский / 10.09.2015 09:22

16. Re: Русская идея ХХI века

Вот советская идея и не могла проникнуть глубже, чем сама Природа, - в Дух. Но советский период раскрыл перед нами все "механику феноменологии духа". Эта механика и лежит перед нами в своем развернутом виде до сих пор. Дух отдельно и Природа отдельно. И все это подано в панораме России, в развернутом виде. Задача Путина (Власти) - снять это полотно, эту панораму, эту механику феноменологии духа. Снять - значит, через отрицание отрицания осмыслить. Проникнуть через глубину Природы в Дух. Советское - это деизм Духа и Природы. Но это - неполнота знания. Полное знание - абсолютный дух, в котором природа - его специфическое. Деизм Природы и Духа ярче всего представлен Германией. Вообще, Германия - это страна со статусом для-себя-бытие. А Россия - в-себе-бытие. Это с одной стороны - сон. А с другой (в третей фазе) - абсолютный дух. Поэтому США будут работать с миром через работу с Германией, которая работает с Россией, которая работает с миром вместе с США (и др). Это самые короткие пути , самые прямые...
Бондарев Игорь / 10.09.2015 05:37

15. Ответ на 4., Андрей Карпов:

Идея России проста - это идея классического человека в противовес человеку постклассическому. Но сегодняшняя власть не артикулирует её в полной мере.

Прекрасно сказано. Почему иногда изменяете себе?

14. Игорь Бондарев

В преамбуле любого закона говорится об основынх понятиях. Мы о понятих не договорились и потому будем говорить на разных языках. Это и хорошо. Благодать - похвала Бога. Мера похвалы - степень благодатности и наоборот. Это Господь на троне сердца. Либо есть - либо нет. Чуть-чуть не бывает. Победа - похвала Бога, что есть прощение, разрешение от всех грехов и награждение. Другое дело, что кое-кто награды прячет... и говорит всякую ЛОЖЬ, выглядывая из-за алтаря.
РодЕлена / 09.09.2015 22:23

13. Re: Русская идея ХХI века

По Гегелю, истина бытия - это сущность. Следовательно, мера духа - глубина бытия. Всякое наше духовное развитие связано через нашу глубину, где количество и есть углубление. Работа на собой - углубление в себя. Труд приносит качество мастерства только тогда, когда перед этим возьмет "дань" частью души. И наоборот, избыток бытия данный даром есть мера провала духа. Потому, что то, как было в Раю - одно. А то, как стало в Природе - совсем другое. Совсем другое: отрицание. Потому, что между Раем и Природой лежит Потоп мира. Поэтому избыток райский - одно. А избыток Природы - зло. Потому, что сама природа обладателя этим незаслуженным избытком ,приняв его, станет использовать все свои силы и способности, чтобы отрицать этот принятый дар. При этом сознание не успевает понять происходящее, и становится заложником хода законов Природы. Однако Идеал - в Раю. Поэтому Природное и Идеальное - разное(хотя и одно и то же). Принятие избытка пищи приводит к противоречию, когда организм будет стараться отрицать этот избыток, потому, что законом Природы есть сущность бытия - глубина отрицания отрицания. Суть СПАСЕНИЕ. Спасение от Потопа - код Природы. В этом отличаются Рай и Природа. В раю все - на умножение, таков закон. В Природе все - суть отрицание отрицания в котором и раскрывается качества духа. Природа обладает равновесием. И не надо его нарушать. Тогда и отрицание отрицания не будет доставлять дискомфорт. В такой же мере, как и возможность для спокойного и уединенного отдыха - нормально. Или нормально, когда человек -личность.Индивидуальность. Это не недостаток общества а - норма. Избыток общества - олигархия. От нее , даже вписанной во Власть, природа общества будет стремиться освободиться. И это - противоречие, подобное излишнему приему количества пищи. С одной стороны - природа и источник сил для организма, с другой стороны сама природа и силы организма будут стараться отрицать этот избыток пищи, так как он не является равновесным для организма. Природа сама обладает (вложено Богом как залог Спасения из вод Потопа, в Завете Радуги) равновесием отрицания отрицания. Этот баланс сил вписан в организм как норма между крайностями. Индивидуальность и личность человека - норма общества. Баланс между целым и единицей. И этот баланс должен быть во Власти. И это - идеальное общество по Природе, и поэтому и по Идеалу . Хотя сам Идеал конечно же нечто другое, чем сущность бытия. Потому, что сущность бытия - Природа, а Идеал находится до Природы - в Раю. Но Идеал и Природа должны быть не только как в-себе, и для-себя, но и как в-себе-и-для-себя. Идеализация природы - в-себе. Видение разницы Идеала и Природы - для-себя. А то и то вместе - понимание Природы в Духе. Такое овладение сущностью бытия и глубиной природой (в знаниях) рождает плод качества духа, когда становится нормой соблюдение баланса природы понимаемого вместе с Идеалом и не подчиняя Дух Природе. Советское общество подчиняло Дух Природе.Поэтому там не было индивидуальности: коллектив подчинялся идеалу материализма и подчинял личность массе, весу коллективного авторитета. При этом сам коллектив был избыточным для природы , как избыточный прием пищи или вина. И организм общества старался отрицать его, вызывая противоречия в балансе общественной природы, сам питаясь этой пищей (коллективом) и черпая в ней силы для общества. Мы должны достичь глубины общества в индивидуальности как основной форме общественного устройства. Но при этом мы не должны нарушать баланса природы общества. Как в СССР, когда личность была все-таки подчинена коллективу; или как в капиталистических странах, когда личность подчинена олигархам, миллиардерам. В русской общественной природе личность должна быть подчинена Духу. А знание о Духе должно знать о Природе, что она есть его специфическое...
Бондарев Игорь / 09.09.2015 20:41

12. Ответ на 7., РодЕлена:

Ну как же нет меры духа - мера духа - благодать. Блаженны жаждущие...

Нет, благодать - качество.Вера, терпение, кротость - духовные качества. А мера, - это когда количество снимается в качество. По этому поводу можно привести слова Апостола Павла, когда он говорит о том, что если все дары веры будут приобретены,но без любви, то все это - звук медного кимвала... Кстати, любовь - то же качество духа. С одной стороны нельзя найти количества для Духа Святого, Который посылает благодать. С другой стороны, говорить, что этого количества нет - неверно.Так как Царство Небесное усилием берется. Трудом, терпением и другим количеством. Следовательно, мера Духа есть. Значит есть и порядок и дисциплина количественного приобретения меры, по которой Дух будет всегда исполнять закон качества. Например, учить плавать и бегать... учить образованию среднему и высшему - можно. Есть мера. Найдена. А воспитывать общество в Духе - нельзя. Почему? А где учение о мере качества духа? Тем не менее, к каждому из нас качество духа приходит через определенное количество, меру. Но ученого слова об этом нет. Потому, что в мире, вообще, царит, до сих пор, материализм... или тот вид идеализма, благодаря которому (и вопреки) питается материализм. Хотя Победа 1945 обязывает нас ЗНАТЬ меру духа, знать количество и качество духа. Победа обязывает нас победить умом материализм. А мы до сих пор в нем, как в галоше...
Бондарев Игорь / 09.09.2015 15:46

11. Re: Русская идея ХХI века

Ещё можно обозначить русскую идею 21 века тремя словами Митрофорного протоиерея Николая Гурьянова: "Молиться, трудиться и не пьянствовать". Последнее -- это аскеза, коренная добродетель воздержания.
Борис В. / 09.09.2015 11:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Казин
Семинар «К 100-летию “Философского
парохода”. Культура и революция»
14.10.2022
У нас с Европой ничего общего
Как говаривал Александр Сергеевич, тут нужна другая мысль, другая формула
21.07.2022
Империя правды
О русской идеологии
02.06.2022
О русской идеологии
Русская идея есть осуществлённая и осуществляемая отечественная история
18.04.2022
Мир и война. «Иваново детство» Андрея Тарковского
К 90-летию русского режиссера
04.04.2022
Все статьи Александр Казин
Бывший СССР
Соборно-советское народовластие
Единственно надежный на пути к самодержавно-соборной монархии способ построения гражданского общества
08.12.2022
День памяти священномученика Иоанна Владимирского
Также сегодня мы вспоминаем священника Павла Флоренского, академиков В.Н. Челомея, А.П. Ершова
08.12.2022
Подвижники духа
О книге Лидии Довыденко «Дарить России. Мои встречи с Н.Д. Лобановым-Ростовским»
07.12.2022
День памяти священника-героя Василия Васильковского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора И.С.Богомолова, академика Н.Н.Аничкова, писателя А.А.Ананьева
07.12.2022
День памяти Патриарха Алексия II
Сегодня мы также вспоминаем святого Великого князя Михаила Ярославича Тверского, сщмч. епископа Иоасафа (Жевахова) и маршала А.М.Василевского
05.12.2022
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2022
День памяти Императрицы Марии Фёдоровны
Сегодня мы также вспоминаем графа Ф.И.Толстого и чтим память павших при освобождении Киева в 1943 году
06.11.2022
День памяти святого преподобномученика Галактиона Вологодского
Сегодня мы также вспоминаем поэта и критика А.А.Григорьева, министра гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинова и поэта С.С.Орлова
07.10.2022
День памяти святителя Киприана Московского
Сегодня мы также вспоминаем героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского, книгоиздателя А.Ф.Смирдина, религиозного философа, математика В.Н.Тростникова и чтим память павших во время штурма турецкой крепости Бендеры
29.09.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Light9
07.12.2022 20:12
Про «культуру»
Новый комментарий от Дмитриев
07.12.2022 18:40
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Константин В.
07.12.2022 18:05
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Виктор
07.12.2022 17:50
Шаг на пути сближения государства и традиционных сил общества
Новый комментарий от охтенский оxpaнитель
07.12.2022 15:29
Сохраним семью – сохраним Россию!
Новый комментарий от александрович
07.12.2022 15:18
Беззаконник раскольнику – друг, товарищ и брат
Новый комментарий от Алексей+
07.12.2022 11:41