На недавнем Санкт-Петербургском юридическом форуме речь зашла о декабристах – в частности, об иноземных корнях их идеологии. Разумеется, они были представителями европейской философии прогресса, и вместе с тем пламенными патриотами России, за которую не пожалели жизни.
Философия антихристианского прогресса пришла на православную Русь вместе с цивилизационной революцией Петра Великого, сначала в виде деизма и атеизма Просвещения, затем в виде масонских идеалов «свободы, равенства и братства», и позднее, в виде немецкой диалектики, где абсолютная идея и идея прогресса суть одно и то же, а история грешного мира превращается в «историю самого Бога». И то, и другое, и третье – следствия фактического отказа Европы от христианства, и замены его антропоцентризмом (человекобожием) во всех возможных вариантах, начиная с гностиков и обожествления папы, и кончая совершенно логичным в таком плане выводом, что «бог умер». К сожалению, декабристы в 1825 году не смогли предвидеть, куда заведёт такой прогресс святую Русь – не к конституционной «демократии помещиков» и «капитализму свободных крестьян», а к борьбе за христианскую монархию вплоть до февраля 1917 года.
Дело в том, что вплоть до февраля 1917 года Россия оставалась последним Православным Царством на земле. С этой точки зрения, декабрьский мятеж был, конечно, ложным актом, и не случайно, наверное, собравшемуся в Петербург Пушкину заяц, по его воспоминаниям, перебежал дорогу, и поэт-друг декабристов повернул свои сани обратно. Позже зрелый Пушкин станет убеждённым монархистом, понимая, что именно царство наиболее соответствует вере и характеру нашего народа («Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю»).
С другой стороны, восстание декабристов с очевидностью показало, что святая Русь в глубине своей соборной души не поддается европейским соблазнам свободы без Бога и братства капиталов (см. в этой связи отзывы Пушкина о «полупросвещении» Радищева и «комфортабельной» Америке).
Рыночное гедонистическое общество как идеал жизни столь же чуждо России, как и формальная демократия – недаром большевистская революция произошла у нас всего через 9 месяцев после торжества февралистов-капиталистов-масонов. Декабристы закономерно разбудили Герцена (кстати, после эмиграции быстро разочаровавшегося в европейском цивилизованном «раю»), который, в свою очередь, разбудил народников, а те – большевиков.
Власть на Руси – как, впрочем, и всё остальное – происходит от Бога, и, если она падает из рук традиционной наследственной монархии (и предавшей её аристократии, генералитета, думцев и даже ряда представителей Церкви), её забирает себе народная монархия – в октябре 1917 года в лице большевиков. Речь, конечно, не о марксистской оболочке их правления – речь о глубинном, большей частью подсознательном стремлении народа к духовной правде, сила которой, к несчастью, была утеряна в начале ХХ века царствующим домом Романовых, вопреки личной вере и мученичеству последнего Царя. Правда – это и есть то место, где живет русский Бог, тайная русская Империя, русский Катехон. Превращенного и жестокого, коммунистического извода этой правды (любимое слово декабриста Пестеля) хватило на семьдесят лет, после чего СССР как сверхдержава угас как бы сам по себе, передав через катастрофический «неофеврализм» 1990-х годов драгоценную ношу святой Руси правителю новой России. Будем надеяться, что происходящая ныне борьба за Малороссию-Украину против навязанного ей евронацизма окажется вместе с тем и борьбой за истинное самосознание Руси – христианское понимание смысла истории как движения к Последнему Царству.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств
11. Ответ на 9, Александр Казин:
Свобода, равенство и братство не являются в православном миропонимании самоцелью.
Выражение «русский Бог» означает образ Божий в восприятии, переживании и действии русского человека и народа. Это и есть правда, определяющая историю Святой Руси как в истинных, так и в превращенных её формах.
В современном постхристианском мире именно Россия сохраняет в себе возможность Православного Царства, то есть является Удерживающим, Катехоном. Гибель России сулит гибель христианской цивилизации на земле.
Уважаемый Александр Леонидович!
Прт. Владимир Зеньковский ставил задачу создания христианской (православной) филсофии, но эта задача до сих пор не не решена. Вы же пишете так, как будто дело решенное и факт налицо.
Живой Бог - это не "образ в восприятии, переживании и действии", а это Сам Бог. И русские церковные люди ходят перед Самим Богом и молятся Самому Богу, а не некому "образу". Они знают действие Промысла Божиего на себе и на своем Отечестве. Они живут в реальном общением с Богом в благодатной Русской Церкви, и молитвенно не общаются с "образом Бога" в своем сознании. И наиболее чуткие из них, кстати, видят, что сейчас Сам Бог воюет на русский народ, так же как во времена пророка Иезекииля Бог воевал на народ еврейский.
"Истинные" и "превращенные формы" - почтенные гегелевские и марксовские понятия, но что есть истиная форма истории? Для верующего человека это - Промысел Божий. А Промысел - это либо действие Бога, пекущегося о народе и отдельном человеке, либо оставление народа и человека, попущение совершаться чему-то безбожному. Промысел никак не может быть той "правдой" которая есть "образ" в "восприятии и переживании".
Если что-то сохраняет в себе возможность (потенциально), то оно не является (актуально). Если православное царство возможно, то оно еще не есть актуально. А как может быть "Катехоном" то, что не есть актуально?
И кто сказал, что "Катехон" это государство? Или страна (потому что Россия - это страна, и Вы как бы не различаете между страной и государством)? Свт. Иоанн Златоуст, например, оставлял возможной альтернативу - Катехон это или римское государство, или Святой Дух в Церкви.
Уважаемый Александр Леонидович! Я "придираюсь" потому, что размытые смыслы расслабляют, а строгая мысль - сильна. Нам в нашей кризисной ситуации нужны не утешительные размытые смыслы, а точная, пусть и безпощадная, мысль.
10.
А. Л. Казин:
«…Превращенного и жестокого, коммунистического извода этой правды (любимое слово декабриста Пестеля) хватило на семьдесят лет, после чего СССР как сверхдержава угас как бы сам по себе, передав через катастрофический «неофеврализм» 1990-х годов драгоценную ношу святой Руси…»
//////////////////////////
Здесь бы, конечно, не повредило бы обнародование Акта приема-передачи, отражающего, что же конкретно было передано и, главное – принято?
9. Ответ на 6, kuzanez
Свобода, равенство и братство не являются в православном миропонимании самоцелью.
Выражение «русский Бог» означает образ Божий в восприятии, переживании и действии русского человека и народа. Это и есть правда, определяющая историю Святой Руси как в истинных, так и в превращенных её формах.
В современном постхристианском мире именно Россия сохраняет в себе возможность Православного Царства, то есть является Удерживающим, Катехоном. Гибель России сулит гибель христианской цивилизации на земле.
8. Ответ на 5, kuzanez:
Чего я лично ни в коем случае автору поста не желаю, ибо страшно это место свидания.
Нет. Я все время подчеркиваю, что ни Ленин, ни СССР - себя не поняли. И до сих пор Россия себя не понимает в Истории. ВООБЩЕ - нет истинного понимания Истории. Вот поэтому. Вот поэтому это понимание и требуется создавать сегодня. А возможность понимания есть. Время само нас к этому привело. Круг уже замкнулся в Истории, замыкается...
Единственное что печалит - это то, что Традиция отвергает себя в СССР. Но это - поправимо. В конце концов, на многие вопросы - один ответ - дайте эту Историю. И все. Покажите ее хоть один раз, хоть одним глазком - какая она? Вот в чем дело. А так... вопросов очень много и без возможности их решить.
В целом, выбора нет. Или - даете Историю. Или все как есть, а значит будет хуже. Или Победа, или поражение. Третьего не дано.
7. Ответ на 6, kuzanez:
"
Как ее понять? Почему Бог с большой буквы - то есть Пресвятая Троица, Творец вселенной - "русский"? что за приватизация такая?? Почему Правда - одно из имен Божиих, Его энергий ("Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче". (Пс. 84:11)) - это какая-то "русская Империя"??? Почему Катехон (Удерживающий) опять приватизирован и назван "русским"? И отождествлен с "Империей",и с неким "местом жизни" и с Правдой? Как это плетение словес понять? Это же все - просто безсмыслица! Но имеющая вид "высокой мысли". Зачем все это?
Ленин бы одобрил (((.
6. Да не искусится никто из вас философиею
"Правда – это и есть то место, где живет русский Бог, тайная русская Империя, русский Катехон."
Как ее понять? Почему Бог с большой буквы - то есть Пресвятая Троица, Творец вселенной - "русский"? что за приватизация такая?? Почему Правда - одно из имен Божиих, Его энергий ("Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче". (Пс. 84:11)) - это какая-то "русская Империя"??? Почему Катехон (Удерживающий) опять приватизирован и назван "русским"? И отождествлен с "Империей",и с неким "местом жизни" и с Правдой? Как это плетение словес понять? Это же все - просто безсмыслица! Но имеющая вид "высокой мысли". Зачем все это?
5. Ответ на 1, Игорь Бондарев:
Чего я лично ни в коем случае автору поста не желаю, ибо страшно это место свидания.
4.
Есть философское объяснение того, почему царская Россия не сделала этого, но ее дух сделал это в СССР. Царская Россия - это конец всеобщего Истории. Проще говоря - конец Истории как Всеобщей. С СССР начинается особенное Истории. А единичное - Творение, сотворение мира.
Но для понимания этого в историческом объяснении требуется переосмыслить писаную Историю, которую дает нам Запад.
То, что Фукуяма назвал концом Истории - лишь показывает то, насколько западное понимание (на самом деле - непонимание, при достоверном изложении фактов и их фактическом объединении) другое, чем наше.
3.
То есть, в этот период - История (от начала Творения) поворачивается вспять. И начинается этот оборот-наоборот - с СССР, с момента почти-поражения. Разумеется, есть точный день и час и минута и мгновение этого оборота-наоборот Истории. Есть и ситуации этого, в войне. Но суть простая и Великая - История начала обратный отсчет.
Обратный отсчет всеобщего и единичного Истории. Время Истории повернуло вспять, чтобы соединиться в круг целого. И мы это должны увидеть, понять. Это - наше время. Сегодня.
2. 2
Это где в Священном Писании отрицается свобода, равенство и братство ?