В годы правления Императора Николая II по всей России получают распространение так называемые народные дома, главная цель которых заключалась в организации просвещения широких народных масс. Народные дома сыграли огромную роль в ликвидации неграмотности, особенно среди населения малых городов.
В небольшом уездном городке Ветлуга Костромской губернии в самом начале ХХ столетия возник собственный Народный дом, который был призван стать на долгие годы важным культурно-просветительским центром как города Ветлуги, так и окрестных территорий (Ветлужский уезд Костромской губернии, в советское и постсоветское время – Ветлужский район Горьковской (ныне Нижегородской) области).
Здание Народного дома (впоследствии – кинотеатр «Волна») было расположено между историческим центром города и основным въездом в город со стороны реки Ветлуги, из Уреня, через который в конце 1910-х гг. пролегла железнодорожная линия, соединившая Нижний Новгород и Котельнич. Адрес здания (по данным на начало 2000-х гг.): улица Бахирева, д. 50.
В литературе указываются различные даты основания Народного дома. Согласно официальным документам (в сети Интернет несколько лет назад были опубликованы сведения из базы ГИБДД 1990-х гг. об автомобиле, принадлежавшем кинотеатру «Волна», располагавшемуся в помещении бывшего Народного дома), здание было введено в эксплуатацию 1 января 1900 года. О том, что Народный дом был построен в Ветлуге именно в 1900 г., содержатся сведения и в некоторых других публикациях. Однако в литературе встречаются и иные даты основания Ветлужского народного дома.
Как следует из коллективной монографии о городе Ветлуге, изданной к 230-летию со дня основания города, стараниями Ветлужского земства «был подобран типовой проект Народного дома, который включал зрительный зал, чайную, библиотеку и музей (о зарождении музея в Ветлуге см.:
Ветлужский краеведческий музей. История музея). В 1901 году стараниями земства построен Народный дом в городе Ветлуге, в котором ставили спектакли, устраивали лекции, митинги» (Ветлуга – сиреневый город [Коллективная монография, выпуск которой был приурочен к 230-летию города Ветлуги]. – Нижний Новгород: Книги, 2008. – 215 с. (Часть I. Исторические версты. Земство и крестьяне). – С. 52).
Известный ветлужский публицист, директор местного краеведческого музея П. Г. Скворцов указывает еще более позднюю дату основания Народного дома, а именно 1903 год. Автор брошюры о городе Ветлуге, изданной к 180-летию города, также отмечает, что в этом заведении «силами интеллигенции, главным образом учительства, ставились спектакли, изредка устраивались лекции» (Скворцов П. Г. Городу Ветлуге 180 лет. – Ветлуга: Тип. газ. «
Ленинское знамя», 1958. – 25 с. – С. 9).
Аналогичную дату называет в своей публикации еще один ветлужский автор – З. Ф. Шафранова-Крук. Она пишет, что «в 1903 году был построен Народный дом, где ставились спектакли, концерты и иногда читались лекции» (Шафранова-Крук З. Ф. Город моего отрочества (май 1979 года) // История Ветлужского края. Историко-краеведческое издание. Администрация Ветлужского района Нижегородской области / Технический редактор А. Я. Чадаева. – Урень, 1999. – 221 с. – С. 65).
Наконец, в интернет-публикации под названием «История Ветлужского края», размещенной на городском портале, значится, что Народный дом был построен в 1913 году (
История Ветлужского края).
Нам представляется, что последняя дата маловероятная, и, скорее всего, Народный дом появился в Ветлуге в период между 1900 и 1903 годами. Однако документ из фондов Ветлужского краеведческого музея (отчет Ветлужской уездной управы за 1912 г.) свидетельствует в пользу 1903 года. В отчете отмечается, что на устройство (Выделено мною. – Д. С.) Народного дома в Ветлуге в 1903 году взят управой заем в 1000 рублей с годовым платежом 100 р. Долги выплачивались оборотному капиталу уездного земства.
Подчеркнем, что решающую роль в организации Народного дома сыграло именно Ветлужское земство. Вот что пишет по этому поводу современный исследователь Л. И. Сизинцева, явно восторгаясь идеей создания народных домов: «И типовой проект народных домов – со зрительным залом, чайной, библиотекой и музеями (двумя музеями!) под одной крышей (наши клубы так и не дотянулись до поставленной земством планки). А ведь их предполагалось строить в соответствии с составленной земством сетью, в оптимально выверенных местах» (Сизинцева Л. И. «Одно из лучших в Костромской губернии…»: Земское дело в Ветлужском уезде // Ветлужская сторона: Историко-краеведческий сборник. – Кострома, 1995. – С. 38–47. – С. 47).
Заслуживает особое внимание описание внешнего облика здания Ветлужского народного дома. Деревянное здание типового проекта, оформленное в духе народной русской традиции, расположилось на высоком кирпичном фундаменте в самом центре города, на набережной реки Ветлуги. В те далекие времена, когда на набережной реки еще практически не было деревьев (в отличие от нынешних времен), Народный дом был виден далеко с противоположного берега реки Ветлуги, наряду с важнейшими доминантами города – Троицким и Екатерининским храмами, находясь визуально как раз между ними.
Стоит заметить, что на набережной реки Ветлуги в те далекие времена жили представители городской элиты – купцы, промышленники, врачи. До сих пор еще стоят дома, когда-то принадлежавшие известному
врачу-окулисту Н. Н. Успенскому, врачу-терапевту В. И. Сперанскому, другим известным ветлужанам.
Чем же занимались в Народном доме? Как и в других подобных случаях, в нем велась активная работа по просвещению народа. В Народном доме, как уже отмечалось, главным помещением являлся большой зрительный зал, рассчитанный на организацию спектаклей для горожан и гостей города. Помимо зрительного зала, здесь же располагалась чайная, библиотека и ряд других помещений, также выполнявших культурно-просветительскую роль.
В Народном доме регулярно ставились спектакли, давались концерты, читались лекции. Представители городской интеллигенции – учителя, дети помещиков, купцов – организовали несколько актерских трупп.
Но обратимся к воспоминаниям очевидцев тех далеких событий вот уже более чем столетней давности. К счастью, они сохранились. Маем 1979 года датированы мемуары уже упомянутой мною З. Ф. Шафрановой-Крук, которая описывала работу Народного дома в предреволюционные годы следующим образом:
«Интеллигенция города: учителя, дети помещиков, купцов – организовывали несколько актерских трупп: Стюарты (родственники известных ветлужских промышленников Петерсонов. – Д. С.) ставили драмы, оперы; Петерсон (Костя) – комедии, дивертисменты, смешанные с танцами. В концертах участвовали: наш комик, поздней Заслуженный артист РСФСР М. И. Зорин, а в плясках – Лиля Разумова. Особенно запомнился ее коронный номер – танец лапотников. Из учителей участвовали сестры Григорьевы, учитель рисования С. Еф. Мороз, Васкевич, Оля Петрова, В. Батуевы, Андрей Боков, дети управляющего имением Бердникова – Юрий и Борис Петелины и многие другие – дети начальников и старших служащих. Молодежи было весело, ведь спектакли ставились в каждый праздник» (Шафранова-Крук З. Ф. Город моего отрочества (май 1979 года) // История Ветлужского края. – Урень, 1999. – 221 с. – С. 65 – 66).
Как видим, главным родом деятельности Народного дома являлась постановка спектаклей и организация танцев. З. Ф. Шафранова-Крук здесь же отмечает, что функции, по сути дела, первых городских кинотеатров в предреволюционный период выполняли другие здания: предприниматель А. М. Чиркин организовал в доме на Центральной улице (ныне улица Штурмина) «фото-кино» (фотоателье и демонстрацию немых фильмов с помощью керосино-калильного фонаря, в сопровождении «мастерской игры на гармошках»), а другой предприниматель – пароходчик Н. А. Овчинников – основал неподалеку от Народного дома, на набережной, так называемый «электротеатр», где немые картины «шли под игру на рояли и скрипке». Билеты в оба кинотеатра для учащихся стоили 10 копеек, причем для молодежи отводились специальные ряды (Там же. С. 66).
Показы кинофильмов в Ветлуге осуществлялись и в первые послереволюционные годы. В. Леднев в своей публикации цитирует воспоминания известного драматурга Виктора Сергеевича Розова о том, как он в детстве увидел в Ветлуге первый в своей жизни кинофильм (правда, это было не в Народном доме, а в летнем кинотеатре на стадионе): «Ветлуга, год, наверное, двадцать первый, а, может быть, и девятнадцатый. Длинный темный сарай. Только сквозь щели просматривается наступающий вечер. Мы, ребятушки, уселись на лавки и галдели всем своим ребячьим базаром. Говорят, что-то будет. Как называется, никто не знает, что что-то покажут вон на той белой простыне. А нам и так весело, нам не обязательно. Однако смотри-ка! И весь сарай замер. Тишина. Только где-то застрекотало, а на простыне вдали показался поезд. Ну и ну! Поезд ближе и ближе. Эй, что же это он делает, куда это он идет! Ай, летит прямо на нас! С ума сошел! Ай! Караул! Дикий крик – и мы, роняя лавки, выбрасываемся из сарая, будто нас оттуда вычистили метлой…» (Леднев В. Малый город в большой судьбе // История Ветлужского края. Историко-краеведческий сборник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Урень, 2006. – 165 с. – С. 78).
Сохранились сведения о начале актерской карьеры в Ветлуге Заслуженного артиста РСФСР (1956) Михаила Ивановича Зорина. Он учился в местной приходской школе и четырехклассном городском училище. Вот что пишет об участии М. И. Зорина в одном из спектаклей автор публикации о нем С. П. Чуянов: «К окончанию городского училища решено было ставить малоизвестную комедию И. С. Тургенева "Безденежье", в которой Михаил Зорин играл главную роль. С этих "сцен из петербургской жизни молодого дворянина" и началась его театральная биография. Недаром после спектакля учитель русского языка похлопал юношу по плечу и сказал почти по-пророчески: "Ну, быть тебе артистом!"» (Чуянов С. П. Михаил Иванович Зорин // Там же. С. 83).
Революционное лихолетье наложило свой заметный отпечаток на дальнейшую судьбу Народного дома. Видимо, в силу того, что здание располагало просторным зрительным залом, именно оно было избрано для организации съездов, с которыми связано установление советской власти в Ветлуге и Ветлужском уезде. Как пишет П. Г. Скворцов, «по воспоминаниям очевидцев, Ветлужский горсовет был избран на митинге в Народном доме в январе 1918 г. В трудовой книжке одного из первых работников горсовета имеется запись "с 18-го января 1918 года – зам[еститель] пред[седателя] Горсовета"» (Скворцов П. Г. Указ. соч. С. 10).
Известный ветлужский краевед Л. В. Рыжов, в свою очередь, отмечает, что «советская власть в Ветлужском уезде была установлена Вторым съездом крестьянских депутатов», который прошел в январе 1918 г. (Рыжов Л. В. Установление Советской власти в Ветлуге и Ветлужском уезде // История Ветлужского края. – Урень, 1999. – С. 102).
В «Советской газете» – органе Костромского Губернского Совета – об этом событии сказано следующее: «12–13 января 1918 года в г. Ветлуге проходило заседание съезда. Съезд принял резолюцию о признании Советской власти и избрал новый состав уездного исполкома. Правые эсеры, пытавшиеся сорвать съезд, получили такой отпор, что не смогли и пикнуть» (Советская газета. – 1918. – 26 февраля. – № 34).
18 марта 1918 г. в здании Народного дома состоялся III Съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На здании бывшего Народного дома, впоследствии кинотеатра «Волна», еще долго красовалась мемориальная доска, повествовавшая об этом событии.
Съезд решал актуальные для того времени вопросы: «о распределении помещичьей земли, инвентаря; о расширении посевных площадей; об охране лесов. В марте Совет проводит налог на буржуазию, в апреле – национализацию пароходов и некоторых домов ветлужских купцов» (Рыжов Л. В. Установление Советской власти в Ветлуге и Ветлужском уезде // История Ветлужского края. – Урень, 1999. – С. 102).
Кроме того, в краеведческой литературе традиционно обращается внимание на то, что на этом же съезде в состав Совета были избраны молодые партийные и советские работники, как Н. В. Алешков, В. Д. Штурмин, Н. А. Уколов, В. И. Цыганов, С. А. Куликов и другие. Алешков, Штурмин и Куликов впоследствии были расстреляны белогвардейцами у трубы ликеро-водочного завода, Цыганов и Уколов погибли на улицах города (Уколов был тяжело ранен и умер в больнице). Борцы за советскую власть были похоронены в центре города на Братской площади (Ветлуга – сиреневый город. – Нижний Новгород, 2008. – С. 78–79 (Часть I. Исторические версты. Земство и крестьяне)).
Тем не менее, несмотря на это, и в первые послереволюционные годы Народный дом продолжал выполнять свои традиционные функции. Как пишет П. Г. Скворцов, «к самодеятельности в Народном доме привлекаются широкие слои трудящихся». Кроме того, в это же время в Ветлуге был организован «Социалистический клуб» с многочисленными секциями, а также Красноармейский клуб (Скворцов П. Г. Указ. соч. С. 15).
В предвоенные годы здание бывшего Народного дома стало выполнять функции кинотеатра. Правда, к сожалению, мне не известно, когда именно это произошло.
Имеются сведения о том, что племянник знаменитого оперного певца Ф. И. Шаляпина Игорь Васильевич Шаляпин, уроженец г. Ветлуги, до своего ареста в 1937 г. работал пианистом в Ветлужском кинотеатре. В книге «Вятский Шаляпин» приводится свидетельство о его работе (скорее всего, полулегендарного характера): «…в кинотеатре идет революционный кинофильм. Фильмы в те годы были немые и сопровождались игрой на пианино. Игорь Васильевич работал музыкантом в кинотеатре и во время сеанса кино играл на пианино. Причем, когда на экране гибли люди, он играл веселый фокстрот, когда революционеры праздновали победу – он играл траурный марш» (
Садырин Б. В. Вятский Шаляпин. Киров: Кировская областная типография, 1998 г. 256 с.).
Выходит, что Ветлужский кинотеатр функционировал, по крайней мере, уже перед 1937 годом.
Некоторые сведения о работе кинотеатра в Ветлуге можно найти, в частности, в дневниковых записях обучавшейся в первой половине 1941 г. в фельдшерско-акушерской школе города Ветлуги Екатерины Михайловны Ходиной (в замужестве Овчинниковой). К примеру, из дневника известно, что 25 января 1941 г. Екатерина Ходина пошла с подругами в кинотеатр на фильм «Музыкальная история». Они купили билеты, пришли в кино, но его не было, а с 11 вечера начался танцевальный вечер ([Овчинникова (Ходина) Е. М.] Счастливая девушка. Дневники 1940–1944 годов. – Шарья: Свято-Никольский храм, 2010. – 268 с. – С. 40). А вот ее дневниковая запись от 21 февраля 1941 г.: «В кино пошло много наших, со мной ходила Зина. Кино "Аринка" очень интересное. Мы пришли и не спали до 3 часов, все рассуждали о Васе и Аринке» (Там же. С. 46).
Размеренную мирную жизнь вскоре нарушила начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война, трагические события которой отразились и на облике, казалось бы, отдаленного от линии фронта города Ветлуги. С осени 1941 г. в Ветлуге было дислоцировано Второе Горьковское танковое училище. Пригодных помещений не хватало, и в итоге училище разместилось в 23-х зданиях, разбросанных по всему городу (Воспоминанием-рассказ генерал-майора танковых войск в отставке Раевского Федора Николаевича // История Ветлужского края. Историко-краеведческий сборник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Урень, 2006. С. 119). Одним из зданий, в которых разместилось училище, по некоторым сведениям, стало помещение кинотеатра (Чистяков С. Второе Горьковское танковое училище в городе Ветлуге // История Ветлужского края. – Урень, 1999. – С. 137). Впрочем, никаких подтверждений этой информации в моем распоряжении не имеется. К тому же, у училища был свой клуб, который занимал второй этаж деревянного здания перед сквером (ул. Ленина, д. 7, ул. Штурмина, д. 87).
Так или иначе, стоит отметить, что в училище много внимания уделялось проведению культурно-массовой работы. Вот что пишет в этой связи С. Чистяков: «Созданный при клубе кружок быстро завоевал популярность, превратившись в коллектив художественной самодеятельности. Работой руководила проживающая тогда в г. Ветлуге Цыликовская Л. А. За успехи в работе она была награждена медалью "За трудовую доблесть". Много сделал для развития художественной самодеятельности проходивший в то время службу в числе курсантов артист Михаил Пуговкин» (Там же. С. 140).
Отметим, что на самом деле М. Пуговкин курсантом училища не являлся, а заведовал художественной частью училища, прожил в Ветлуге менее года.
О судьбе Ветлужского кинотеатра в первые послевоенные годы рассказывает ряд документов из фондов Ветлужского краеведческого музея. Так, в «Решении Исполкома Ветлужского райсовета депутатов трудящихся от 6 июля 1945 года об открытии в г. Ветлуга дома культуры (докл[адчики] Т. Шиншин, Орлов, тов. Матюшин)» констатировалось, что «культурно-просветительская работа в городе стоит на низком уровне, имеющийся кинотеатр не в состоянии обеспечить возросшие разносторонние культурные запросы городского и сельского населения».
Далее в документе говорилось:
«Придавая исключительно важное значение работы дома культуры как центра методического руководства всеми культурно-просветительными учреждениями города и села и дальнейшего обеспечения возросших культурных запросов городского населения, исполком Райсовета решил:
1). Открыть дом культуры в г. Ветлуге на базе ныне действующего кинотеатра, приспособив основной зал для демонстрирования фильмов, проведения лекций, докладов и постановок спектаклей и вечеров самодеятельности.
2). Предложить зав. культпросветотделом тов. Шиншину подобрать штат дома культуры и предоставить на утверждение исполкома Райсовета к 15 августа 1945 года.
3). В связи с открытием в г. Ветлуге дома культуры обязать Горсовет расторгнуть арендный договор с областным управлением кинофикации и помещение, ныне занятое кинотеатром, передать в пользование дома культуры. Обязать пред[седателя] Горсовета тов. Орлова до 1-го сентября 1945 года произвести ремонт потолка и побелку первого зала, привлекая к работе предприятия города.
4). Обязать пред[седателя] артели "Лесоруб" тов. Зайцева выполнить заказ дома культуры по изготовлению 23 шт[ук] скамеек, 4 шт[ук] столов и 10 штук стульев.
5). Обязать зав[едующего] Райфо тов. Марюхова ассигновать на ремонт и оборудование дома культуры 2 тыс. рублей, из 9 тысяч отпущенных дому культуры на 1945 год, и из сметы кинотеатра средства, предусмотренные на ремонт и заготовку дров.
6). Просить областное управление кинофикации планировать посылку кинокартин с учетом особенностей домов культуры и придерживаясь заявок директора дома культуры».
Логическим продолжением этого документа явилось принятое несколько позже «Решение Исполкома Ветлужского райсовета депутатов трудящихся от 7 сентября 1945 года», в котором говорится о том, что в связи с реорганизацией Ветлужского кинотеатра в Дом культуры директор кинотеатра Анна Ивановна Шиханова освобождается от занимаемой должности, а директором Дома культуры назначается Федор Иванович Аввакумов.
Стоит отметить, что решение о создании Дома культуры в Ветлуге фактически означало реализацию в новых условиях старой дореволюционной традиции создания и развития народных домов в провинциальных городах для культурного просвещения народа. Это решение логически вписывается в целый ряд многочисленных мероприятий тогдашнего советского руководства, направленных на возрождение некоторых традиций дореволюционной России (власти вновь вспомнили славное прошлое, в том числе имена русских героев – Димитрия Донского, Суворова, Нахимова, Кутузова; в армии вновь были введены погоны; изменилось отношение руководства страной к Православной Церкви и т. д.).
На протяжении некоторого времени и кинотеатр, и Дом культуры фактически соседствовали друг с другом, находясь в одном и том же помещении бывшего Народного дома.
Видимо, к этому периоду времени относится свидетельство моего отца, Игоря Ивановича Стогова, который вспоминает, как в детстве посещал один из концертов, проходивших в здании бывшего Народного дома. Выступали приезжие артисты: два аккордеониста, фокусники, акробаты (в зале был протянут канат) и т. д.
Однако соседство кинотеатра с Домом культуры вызывало массу неудобств. Поэтому уже 4 марта 1946 г. выходит Решение № 107 Исполкома Ветлужского райсовета депутатов трудящихся «Об освоении здания бывшего гарнизонного клуба танкового училища (под дом культуры). (Докл[адчик] т. Шиншин – зав[едующий] отделом к[ультурно]-п[росветительской] работы)».
В этом документе отмечалось, что «при существующем помещении совместная работа дома культуры и кинотеатра не возможна. Кинотеатр занимает здание кинопостановками 27–29 дней в месяц, тем самым создает срыв в проведении массовых мероприятий дому культуры, а комнаты для развертывания кружковой работы не имеется». Поэтому Исполком Райсовета отмечал, что, «имея в городе 5 средних учебных заведений и большое количество молодежи, стремящейся к работе в самодеятельных кружках, есть необходимость дому культуры иметь собственное здание и штат работников».
Исходя из этого, Исполком Райсовета решил:
«1). Признать целесообразным перевод дома культуры в здание бывшего гарнизонного клуба танкового училища, принадлежащего военведу.
Просить Облисполком поддержать наше ходатайство в передаче здания под дом культуры, имея в виду, что Райвоенкомат не возражает передать здание на договорных началах.
2). Одобрить инициативу руководителей предприятий и учреждений города, желающих принять активное участие рабочей силой и материалами для освоения здания под дом культуры.
3). Начать освоение здания с 10-го марта 1946 года с тем, чтобы 1-го мая 1946 г. открыть дом культуры.
Ответственным за организацию строительства и ходом стройки утвердить тов. Шиншина Василия Алексеевича (зав[едующего] культпросветотделом), которому вменить в обязанность привлечь к участию в ремонте и оборудовании здания, предприятия, учреждения и общественные организации города, а также обеспечить изыскание дополнительных средств путем постановок спектаклей и концертов силами драм[атического] коллектива дома культуры и коллективов учебных заведений города».
Кроме того, это же Решение Исполкома обязало «председателя горсовета тов. Орлова выделить для ремонта здания бригаду печников из 4-х человек, 2-х стекольщиков, двух маляров, а также обеспечить необходимым строительным материалом», а артель «Лесоруб» во главе с ее председателем «тов. Зайцевым» должна была «изготовить 50 штук театральных скамеек и мебели для оборудования комнаты отдыха, а также выделить на ремонт дома культуры 5 кубометров тесу».
Таким образом, уже с 1946 года кинотеатр вновь зажил самостоятельной жизнью в старом помещении бывшего Народного дома.
В послевоенные годы кинотеатр в городе Ветлуге активно продолжал свою работу. Так, согласно статистическим данным, «в Ветлужском кинотеатре в 1957 году было поставлено 1268 киносеансов. На них побывало 163060 зрителей» (Скворцов П. Г. Указ. соч. С. 19).
Стоит отметить, что известный ветлужский художник, член Союза художников
СССР Василий Николаевич Куранов (1924–1999) начинал свою трудовую деятельность в стенах этого кинотеатра, где он работал киномехаником и художником-оформителем (Он умел остановить мгновение. По материалам Ветлужского краеведческого музея // История Ветлужского края. Историко-краеведческий сборник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Урень, 2006. – С. 82).
Старинное здание кинотеатра, показ фильмов оставили неизгладимые воспоминания у современников. Хотелось бы процитировать в этой связи строчки из стихотворения Александры Румянцевой:
Помню твой кинотеатр «Волна»,
Где, сбежав с занятий, мы сидели.
Затаив дыхание, в слезах
Фильмы «До 16...» смотрели.
В марте 2014 г. в районной газете «Земля Ветлужская» были опубликованы воспоминания жителя г. Мурома, уроженца г. Ветлуги, Н. Веселова, посвященные кинотеатру. Будучи мальчиком, он неоднократно посещал кинотеатр (который в то время еще не назывался «Волна») в 1950-е годы. Денег на билет в кино, как правило, не было, и мальчишкам приходилось либо попрошайничать, либо прорываться гуськом через контролера, либо прятаться в тумбах для динамиков, либо просить контролера пропустить их на сеанс. Когда автор воспоминаний стал взрослее, то он с товарищами начал подрабатывать – скидывал снег с крыш ветлужских домов, ездил за керосином и т. д.
Процитирую отдельные фрагменты этих воспоминаний, на мой взгляд, наиболее примечательные:
«Если нужная сумма не набиралась, выход был в одном – прорываться. Мальчишки выстраивались гуськом, а парни постарше (не по своей же воле!) проталкивали их мимо контролера. Та мобилизовала добровольцев, даже кассира, и нас быстро определяли в курительной комнате и удаляли из кинотеатра. Тогда мы стали забираться в тумбы для динамиков, они стояли на сцене. Работница кинотеатра подбегала к тумбам с кочергой в руках и начинала "выковыривать" нас оттуда. Но если мы сидели там вдвоем, то хватались за эту кочергу, и не было риска даже быть измазанными сажей!..
Иногда просто начинали просить: "Тетя, пропусти", и если зал был неполный, контролер, устав от нашего нытья, махала рукой: "Заходите", и несколько счастливчиков проскальзывали в зал.
О, счастье! Если бы еще не рвалась лента, а она рвалась два-три раза за сеанс.
Попасть на "Бродягу" мы и не мечтали. Где там, если даже взрослые, набившись в кассовый зал, выдавили запертую доселе вторую дверь, сорвали с петли. Зато мы посмотрели фильмы "Тринадцать" и "Джульбарс", и не по одному разу.
После того, как мы вываливались из ставшего душным зрительного зала, шли налево, где художник писал очередную афишу (Я и сам хорошо помню эти рукотворные афиши, многие из которых были своего рода произведениями искусства. – Д. С.), и потом с чувством превосходства спрашивали одноклассников: "В субботу "Два капитана". Пойдем?"» […]
Когда у нас появлялись деньги, мы чинно шли мимо работницы, которая проверяла билеты. Так же чинно сидели на деревянных креслах, которые стояли возле окон, рассматривали картину на противоположной стене. Там был изображен молодой Владимир Ульянов, идущий по речному откосу. Автором картины называли Юрия Маврина. Я ни разу это не проверял, не знаю, Маврин или еще кто. Если кто знает, пусть дополнит меня.
Подходили и к буфету, покупали печенье и ириски, шуршали до половины сеанса обертками от них, пока нам не делали последнее предупреждение…
Конечно, любили кинотеатр и взрослые.
Ветлужане, в основном так называемые интеллигенты, приходили за билетами заранее, купив их, шли гулять по берегу, доходили до тогдашнего краеведческого музея» (Веселов Н. Кинотеатр. Желанное слово // Земля Ветлужская. 2014. 27 марта. № 34 (12447). С. 3).
А вот мемуарное свидетельство Г. Г. Захаровой, опубликованное в том же номере районной газеты, но относящееся, судя по всему, к несколько более позднему времени:
«Кинотеатр стоял, во-первых, у красивейших мест нашего города, откуда открывается чудный вид на заветлужские дали. Об историческом прошлом, насколько было ценно это здание с оригинальной архитектурой, мы знаем по публикациям. А мне вспоминаются школьные годы в интернате, когда мы с нетерпением ждали очередной поход в кинотеатр с длинными рядами кресел, с белым полотном экрана, который виден с любой точки зала. В уютном фойе на стендах висели портреты любимых киноактеров, картины местных художников. Справа от входа – буфет с пирожками, лимонадом и мороженым. Позже, будучи взрослой, приезжала погостить к сестре, побывала на встрече с известным артистом кино Петром Сергеевичем Вельяминовым, который с семьей отдыхал в Спасском. Это мероприятие организовал для зрителей Борис Михайлович Руин (Директор киносети, уделявший большое внимание встречам зрителей с актерами. – Д. С.), друг актера. В фойе "Волны" собирались любители поэзии, и наши местные поэты из "Энергии" представляли на суд слушателей свои новые стихи.
Здесь же, когда я работала учителем в школе, мы со старшеклассниками проводили новогодние праздники» (Захарова Г. Г. Поможем идеями // Там же. С. 3).
Ну и, конечно, я не могу не удержаться от соблазна поделиться с читателем собственными воспоминаниями детства, связанными с посещением кинотеатра «Волна».
Это было в августе далекого теперь уже 1982 года. Мне было тогда пять лет, и я по традиции гостил летом у бабушки. Полагаю, что меня и ранее водили в ветлужский кинотеатр, но именно этот поход мне запомнился, видимо, потому, что ко мне уже тогда пришло сознание важности его посещения, важности приобщения к культуре. Поход в кинотеатр был всегда праздником для всех зрителей. И я помню, как меня, пятилетнего мальчика, одетого по этому торжественному случаю во все чистое и новое, моя мама повела смотреть фильм «Золушка» (тот самый, «Ленфильмовский», 1947 года выпуска!). Помню довольно большой зрительный зал, сцену с огромным экраном, сравнительно большое количество зрителей. Помню, как мы в фойе купили билеты, которые стоили в те времена очень дешево (государство заботилось о повышении культурного уровня своих граждан!), помню, как внезапно в зале погас и без того довольно тусклый свет… И вот волнение у маленького зрителя достигает предела… Фильм смотрится на одном дыхании. И позже, уже в более сознательном возрасте, я неоднократно, навещая практически каждое лето свою бабушку, жившую в Ветлуге, посещал этот кинотеатр, своего рода очаг культуры в маленьком провинциальном городке.
Отмечу также, что кинотеатр «Волна» решением Горьковского облисполкома от 3 ноября 1983 г. был признан памятником истории местного значения (Селезнева А. Красный петух настиг «Волну» // Земля Ветлужская. 2014. 30 января. № 10 (12423). С. 1).
В конце 1980-х гг., на заре «перестройки», деятельность кинотеатра «Волна» оставалась обширной и многогранной. Об этом, в частности, свидетельствует опубликованная в ветлужской районной газете «Ленинское знамя» от 27 августа 1987 г. небольшая заметка директора кинотеатра Н. Походяевой под названием «Киноклубы – в действии». Анализируя содержание этой публикации, неизбежно приходишь к выводу, что в то время, в эпоху социализма, фактически речь шла о частичном возрождении традиций Народного дома, конечно, в тогдашних особых идеологических условиях.
В заметке отмечается, что в течение всего учебного года при кинотеатре работали детские и подростковые киноклубы для учащихся школ и средних специальных учебных заведений. Воспитанники детских садов и школьники младших классов активно посещали киноклуб «Солнечный зайчик», в котором демонстрировались мультфильмы и детские фильмы.
Также существовал киноклуб «Подросток и закон», в нем через соответствующие кинофильмы осуществлялось знакомство учащихся с законодательством. Клуб посещали учащиеся местного СПТУ № 87 и средней школы им. А. М. Горького. Также работал киноклуб политической направленности «Борющийся экран» для учащихся СПТУ. Учащиеся Ветлужского медицинского училища ходили в киноклуб «Атеист». При кинотеатре также существовал киноклуб «Будущий воин», который охотно посещали не только юноши, но и девушки. Автор заметки отмечает, что перед ребятами выступали «работники правоохранительных органов – суда, прокуратуры, райотдела милиции, а также военком, ветераны войны, общественность». Затем здесь же демонстрировались хроникально-документальный фильм по теме и художественный фильм. Также при кинотеатре работал кинолекторий «Дорога. Транспорт. Пешеход», в нем выступали работники ГАИ, демонстрировались документальные фильмы.
Кинотеатр организовал инсценированный смотр-конкурс патриотической песни, сеанс-митинг «Нам мир завещано беречь» со школьниками, киновечер с молодежью «О моде и вкусах не спорят», районный смотр книголюбов, посвященный 70-летию Октябрьской революции с концертом и кинофильмом, вечера поэзии. Эти мероприятия проводились администрацией кинотеатра совместно с райкомом ВЛКСМ, со школами и библиотеками. Библиотекари оформляли к киновечерам книжные полки, выставки. В заметке приводятся и некоторые их названия, весьма характерные для того времени, – «Революция, изменившая мир», «Добрыми будут услуги»...
Кинотеатром велась и активная работа с ветеранами Великой Отечественной войны. В частности, состоялся кинопоказ «Для вас, ветераны», было обслужено более пятисот ветеранов. Ветеранам систематически рассылались приглашения посмотреть новый фильм. Перед показом фильмов их приветствовали воспитанники детских садов и школьники. В заключение заметки Н. Походяева выражала уверенность, что «работа с ними по обслуживанию кино» будет продолжена.
Увы, прошло всего лишь несколько лет, и рухнула создававшаяся веками Историческая Россия, радикальным образом начал меняться жизненный уклад народа. Однако Ветлуга, находящаяся в глубинке, на отшибе от цивилизации, всегда славилась своим консервативным началом. Ветер перемен дул здесь явно не столь сильно, как где-нибудь в
Москве или в Петербурге, и первоначально казалось, что облик старинного городка мало меняется. Стоило приехать в Ветлугу, и ты как будто бы попадал на «островок социализма». И кинотеатру «Волна» удавалось еще довольно длительное время держаться на плаву. Правда, уже на заре «перестройки» было утрачено находившееся по соседству со зданием кинотеатра помещение летнего кафе (кафе «Луга»). Здесь же располагались гаражи, принадлежавшие кинотеатру (существовала разветвленная киносеть для сел Ветлужского района, во главе которой стоял отдельный директор киносети). Кинотеатр продолжал работать, несмотря ни на что. Еще сравнительно недавно, 27 июля 2009 года, я в своем дневнике констатировал:
«Прошелся я по набережной; обратил внимание на то, что в кинотеатре, как в былые времена, показывают старые фильмы: завтра "Афоню", через несколько дней будут показывать "Джентльмены удачи"».
Но прошел еще год, и старый кинотеатр не выдержал конкуренции современным развлечениям. Он прекратил свое существование. Уже на следующий год, 27 июля 2010 года, я с печалью констатировал, что кинотеатр больше не подает никаких признаков жизни.
Говорили, что здание находится в аварийном состоянии, а средств на его ремонт у местных властей нет…
И вот ночью 29 января 2014 года случилась трагедия, которая, впрочем, явилась абсолютно закономерным итогом, продолжением той «мерзости запустения», в которой волею судьбы оказалось ввергнутым старинное здание Ветлужского народного дома.
В электронных средствах массовой информации было растиражировано сообщение МЧС о пожаре, в результате которого старинное здание полностью сгорело:
«Вчера ночью в неэксплуатируемом здании кинотеатра на улице Урицкого в городе Ветлуга Нижегородской области произошло возгорание. Об этом сообщается на официальном сайте ГУ МЧС России по Нижегородской области.
В результате пожара, площадь которого составила 550 м², сгорело здание кинотеатра. Причиной возгорания стало нарушение правил монтажа электрооборудования. В результате пожара погибших и пострадавших нет.
Вскоре после трагедии, 30 января, районная газета «Земля Ветлужская» сообщила некоторые подробности этого происшествия:
«Глубокой ночью (в 0.41) 29 января на пульт 105-ПЧ поступил тревожный звонок. Горел любимый многими ветлужанами кинотеатр "Волна".
На тушение пожара выехали две автоцистерны 105-ПЧ, муниципальные пожарные команды из Пустоши, Маркуши, Белышева и Новоуспенского.
В тридцатиградусный мороз и при ветре огонь быстро перемещался по всему старинному двухэтажному особняку. Здание со всех сторон было охвачено огнем. Создавалась реальная угроза загорания соседних домов. Близлежащий к кинотеатру дом пожарные периодически обливали водой, защищая от возгорания.
Хорошо, что ветер дул в сторону реки. Страшно предположить, что могло бы произойти, смени он направление. Работать огнеборцам пришлось в экстремальных условиях. Из-за мороза в пожарных рукавах замерзала вода, обледенела техника.
В 1.40 пожар был локализован, но огнеборцы возвратились в пожарную часть только в 8.29. За местом происшествия несколько суток будет вестись наблюдение. По факту пожара проводится расследование. Предварительная причина возгорания – аварийный режим работы электропроводки в здании» (Селезнева А. Красный петух настиг «Волну» // Земля Ветлужская. 2014. 30 января. № 10 (12423). С. 1).
Очевидцам удалось даже заснять на видео процесс тушения пожара, в результате которого сгорело старинное здание Народного дома. Видеозапись доступна, в частности, по этой
ссылке.
Районная газета «Земля Ветлужская» в марте 2014 г. отмечала, что все ветлужане «единодушно восприняли беду как некто глубоко личное: «Очень жаль! Жаль – недоглядели. Обидно, что этот бесценный культурный памятник остался бесхозным, не первый год пустовал без применения». […] А теперь этого уютного, приветливого здания нет. Пепелище, щемящее чувство боли… Очень жаль! Оборвались нити памяти» (Захарова Г. Г. Поможем идеями // Земля Ветлужская. 2014. 27 марта. № 34 (12447). С. 3).
Уже упомянутый нами Н. Веселов с горечью констатировал: «Кинотеатр жаль до слез. Теперь, выходит, до самого Уреня глазу не во что упереться» (Веселов Н. Кинотеатр. Желанное слово // Земля Ветлужская. 2014. 27 марта. № 34 (12447). С. 3).
Через несколько месяцев после трагедии, 29 апреля 2014 года, «активисты Молодой гвардии Ветлужского местного отделения Партии "Единая Россия" оказали содействие ООО "Наш город" в субботнике по уборке мусора и спиленных деревьев на месте сгоревшего кинотеатра "Волна" на набережной реки Ветлуга» (
Партийцы провели субботник на набережной реки Ветлуга).
Так бесславно и трагически завершилась история созданного более века назад Ветлужского народного дома, на протяжении многих десятилетий исправно выполнявшего культурно-просветительские функции, приобщавшего не одно поколение ветлужан к миру прекрасного…
Остается также с горечью отметить, что упомянутый мною дом купца Н. А. Овчинникова, в котором располагался «электротеатр», а впоследствии Ветлужский краеведческий музей, тоже на рубеже 2013 и 2014 годов оказался утраченным, а земельный участок, некогда муниципальная собственность, в 2015 году выставлен на торги…
…В августе 2014 года мне удалось побывать на месте, где некогда стоял Ветлужский народный дом. Если смотреть издали, со стороны расположенной перпендикулярно набережной (то есть улицы Бахирева) улицы Урицкого, то вместо великолепного здания, являвшегося доминантой улицы, – непривычная зияющая пустота. Прочный старинный кирпичный фундамент, однако, выдержал пожар и практически полностью сохранился. Хотя кое-где и его уже начали разбирать предприимчивые граждане на кирпич. Вся территория вокруг скамеек неподалеку от сгоревшего здания загажена пивными бутылками и банками, обертками от фисташек и чипсов и прочей гадостью.
Каждый из нас должен помнить: с утратой частичек нашей истории мы утрачиваем связь поколений, становимся бездушными потребителями материальных благ, и в духовном смысле все это самым негативным образом сказывается и еще скажется на самом бытии, самом существовании нашей многострадальной России…
Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат исторических наук
P. S. Автор выражает искреннюю благодарность ученому секретарю Ветлужского краеведческого музея Антонине Николаевне Щегловой за помощь и консультации при подготовке статьи.
Ветлуга. 1914 г. Справа - Народный дом. Фотограф Г. П. Цветков.
Народный дом, фото Д. И. Стогова, 2009 г.
Мемориальная доска на фасаде Народного дома, фото 2000-х гг.
Фасад Народного дома, фото Д. И. Стогова, 2009 г.
Место, где некогда находился Народный дом, фото Д. И. Стогова, 2014 г.
Фундамент сгоревшего Народного дома, фото Д. И. Стогова, 2014 г.
4. Ответ на 3., Дмитрий Стогов:
3. Ответ на 2., рудовский:
2. Re: Ветлужский народный дом
1. О Ветлужском народном доме