«...Что это было? Падение метеорита? Посещение обитателей космической бездны? Так или иначе, в нашей маленькой стране возникло чудо из чудес - ЗОНА. Мы сразу же послали туда войска. Они не вернулись. Тогда мы окружили ЗОНУ полицейскими кордонами... И, наверное, правильно сделали... Впрочем, не знаю, не знаю...» (из интервью лауреата Нобелевской премии профессора Уоллеса корреспонденту RAI)».
Современник, захлебывающийся в информационном водовороте, видоизменившемся до неузнаваемости в информационную бойню, может принять ЗОНУ за ту самую - на юго-востоке Украины, где в «ЗОНЕ военных действий» проходит вот уже больше года т.н. АТО - привычно из советского прошлого скрывающаяся под аббревиатурой антитеррористическая операция.
Увы, словами о некой ЗОНЕ начинается художественный фильм - картина из тех самых советских времен, ставшая классикой и, потому, желаем или нет, но мы вынуждены считаться с тем, «про что» это кино повествует, уважая его не только ленинский статус «важнейшего из искусств». В своё время картина провалялась на полке, в качестве немассового «интеллектуального продукта», покуда её не отметили на престижном кинофоруме. Молва гласит, что, якобы, её сторонникам пришлось чуть ли не «дергать за рукав» каждого члена высочайшей комиссии, обращаясь с вопросом: «неужели вы хотите третьей мировой войны?» Это было в далекие 80-е годы. Уже выросло почти что два новых поколения, которые приведенную нами цитату не угадают, а по описанию около-кино фестивальных интриг картины не признают. И вот, наступили времена, когда происходящее в вымышленной картине стало едва ли не реальностью... в нашей маленькой стране.
Герой: - Я скоро вернусь.
Его жена: - В тюрьму ты вернешься!.. Только теперь тебе дадут не 5 лет, а 10.
Герой: - Господи! Да мне везде тюрьма.
Не так давно можно было бы ассоциировать диалог Сталкера - это «кличка» героя одноименной картины - и его супруги, со временами террора в рухнувшей советской империи. Но сейчас, когда отовсюду раздаются голоса украинских пацифистов, предпочитающих тюремное заключение принудительной мобилизации в ту самую ЗОНУ, где вовсе не утихла, как в «Сталкере», скорее наоборот, - антитеррористическая операция, - мы с готовностью воспримем ЗОНУ как несогласный с проевропейским государственным мятежом Донбасс...
Что же побуждало героев, нет, не «сотни небесной», а кинокартины, идти в ЗОНУ? Их, киногероев желающих, было всего-то двое (три человека за 1 день не могут всё в ЗОНЕ испоганить): Писатель и Профессор. Те, чьим призванием является отражать чаянья людей, некогда, по видимому, ЗОНУ населявших, а впоследствии её покинувших.
Писатель, словно фомулируя мысли этих людей, сознаётся, что не за вдохновеньем он туда идёт: «Откуда мне знать, как назвать то, чего я хочу? И откуда мне знать, что на самом деле я не хочу того, чего я хочу? Или, что я действительно не хочу того, чего я не хочу.» Далее следует обобщающая мысль о неуловимости вещей, которые, стоит их назвать, сразу исчезают, тают, растворяются, как медуза на солнце. «Сознание моё хочет победы вегетарианства во всём мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса,» - не был бы Писатель писателем, не сумев облечь в выразительную формулу беспрестанно ускользающую мысль.
Чем же так поразительно сходны ЗОНА та, кинематографическая, и эта наша, реальная? Не только колючей проволокой со шлагбаумами на блокпостах, не только вооруженной охраной и витающей в воздухе темой озабочености нехваткой драгоценной электроэнергии... Не только обстрелами мирных жителей, пытающихся въехать либо покинуть ЗОНУ... Не только взрывами «шальных», не пуль, как в прежнюю -Отечественную -войну, а уже снарядов, то и дело угрожающих нежданными взрывами посетителям ЗОНЫ. Не только «кличками» её обитателей...
- А они нас не догонят? - интересуется кинематографический «Писатель».
- Они её боятся, как огня! - резюмирует «Сталкер».
- Кого? - словно недоумевает Писатель...
И этот диалог с легкостью проецируется на ЗОНУ АТО, куда представители власти не ходят и не садятся за стол переговоров с теми, кто с ними не согласен... Потому, оружием защищается от действий правительства пока еще населенная людьми ЗОНА. И, в отличие от Сталкера - проводника в ЗОНУ, правители нашей маленькой страны, если и посещают её изредка, то совсем с иной целью. А если и сопоставлять их со «сталкерами», то, скорее, с Дикобразом, который вытоптал в ЗОНЕ цветник. Вытоптал, потому что возненавидел ЗОНУ. А ведь прежде Дикобраз был Учителем!.. Потом взял и вытоптал цветник. И сделал это, потому, что был наказан.
В кинематографической ЗОНЕ находилось некое мистическое место, где исполнялись желания. Когда-то там будто упал метеорит, который искали, но не нашли. Потому решили, что метеорит - не совсем метеорит... В разгар реальных военных действий в Донбасской ЗОНЕ, к нашей планете приблизился метеорит, на котором даже высадился робот (!), летевший к тому метеориту со времен создания кинофильма «Сталкер», руководимый из Дармштадтской лаборатории!
В той мистической киноЗОНЕ находилась комната, где исполнялись желания. Только не все, а лишь сокровенные. Именно те, которые ускользают от человека и проявляются самым неожиданным образом. Мало ли у кого какие желания есть?.. Вот, как, к примеру, и случилось с проводником в ЗОНУ по кличке «Учитель», ставшим «Дикобразом»: один раз он вернулся из ЗОНЫ и разбогател немыслимо! А через неделю повесился... Или, как случается с желаниями наших правителей-»сталкеров»: хотят мира, а выходит совсем наоборот... Братоубийственная война. И каково после этого их «послание человечеству» о котором они заявляют с высоких международных трибун? Оно беспрестанно ускользает от них самих.
Та, кинематографическая ЗОНА считалась словно «посланием человечеству»: брошенные ржавые простреленные автомобили, покосившиеся телеграфные столбы, полуразложившиеся танки на полях, обломки самолетов, а возле них - окоченелые полуобгоревшие человеческие останки... Мистическим образом увиденное в кинофильме «Сталкер» совпадает с современной газетной хроникой о сбитом 17 июля 2014 года над Донбасской ЗОНОЙ «боинге» с двумя стами международных пассажиров на борту... На этот день приходится памятная дата о православной Святой - самой красивой женщине Европы, - родившейся в Дармштадте в 19 веке и тайно живьём сброшенной деструктивными силами в шахту на Урале 96 лет назад. Сброшенной в шахту, а, затем, закиданной гранатами, взрывавшимися над и под ней... Но не изувечившими её Святые мощи.
«ЗОНА требует к себе уважения, иначе она карает,» - с мольбой в голосе обращается к героям кинематографический Сталкер, выливая из отнятой у Писателя бутылки спиртное содержимое. Для храбрости Писатель, не без страха избрав «прямой» путь в комнату исполнения желаний, решил «подкрепить» себя крепким напитком. ЗОНА не допустила, ибо требует к себе уважения, иначе - карает. ЗОНА пропускает лишь тех, у кого надежд не остаётся... «Пусть поверят в себя, как дети,» - шепчет свою молитву Сталкер, который сам не пожелал «попользоваться» комнатой желаний, даже не смотря на то, что у него дочка - без ног. Счет жертвам реальной Донбасской ЗОНЫ идет на тысячи... Калек и пострадавших уже миллионы. Кто в состоянии остановить то, что в разрастающейся ЗОНЕ происходит? Неужели общее сокровенное желание на самом деле не о мире?..
- Тут нельзя с оружием! Вы же так погибнете и нас погубите. Вспомните танки! Бросьте пистолет, я Вас очень прошу! - предостерегает Сталкер Писателя в самом ужасающем месте ЗОНЫ - тоннеле под названием «мясорубка», где погибло множество людей. Именно там Дикобраз (бывший сталкер-»Учитель») брата своего погубил... Довольно символична эта параллель с ЗОНОЙ АТО. Почему же в итоге Дикобраз повесился, разбогатев? Почему еще раз в комнату желаний не пошел, как раскаялся? Потому, что Дикобразу - Дикобразово! У подобных ему орган, которым верят - атрофировался за ненадобностью. Такие живут только раз. Разве такие могут во что-то верить? Не говоря о вере в бессмертие души - главную христианскую ценность. « Вы что же, умирать сюда пришли?» - изумляется Сталкер в ответ на профессорскую губительную пилюлю «на всякий случай»...
Неуловимость и изменчивость ЗОНЫ в Писателе вызывает уверенность в том, что факты вообще не существуют. Лишь эксперименты. И догадку о том, что «все это» - сама ЗОНА - кем-то выдумано: «Неужели вы не чувствуете?» В реальную Донбасскую ЗОНУ долго было трудно поверить. Особенно не верилось в знойное летнее время, когда многие отмахивались и, даже, уезжали на отдых «на юга»... Покуда в зимнее время этих многих не усадили за экраны телевизоров, втянув в информационную бойню: «Всё это чья-то выдумка. Вам, конечно, до зарезу нужно знать чья!» (это из «Сталкера»). Что толку от этих знаний? Чья совесть от них заболит? У Писателя нет совести - есть только нервы. Обругают - рана. Похвалят - другая рана. Душу, сердце выложишь - сожрут сердце и душу. Мерзость вынешь из души - жрут мерзость. Писатель думал переделать других, а переделали его самого по их образу и подобию. Как переделывают миллионы проживающих в нашей маленькой стране вне ЗОНЫ, или, уже насильственно из неё эвакуированных. Теперь будущее слилось с настоящим. Разве они готовы к этому? «Они ничего не желают знать: они только жрут!..» - слова кинематографического Писателя обращены к нам, зрителю из будущего, которое в настоящий момент слилось с прошлым.
- Я всю жизнь чего-то боялся, а сейчас я в двух шагах от того самого места - говорит Профессор из ЗОНЫ по телефону своему противнику, совершавшему всю жизнь подлость по отношению к нему. Декларируемая цель Профессора - уничтожить ЗОНУ и не прибором для исследования человеческих душ, а самой настоящей бомбой в 20 килотонн, которую собрал их НИИ: -»Вы представляете, что будет, когда в эту самую комнату поверят все? И все они кинутся сюда. Великие инквизиторы, несостоявшиеся императоры, фюреры - этакие благодетели рода человеческого! И не за деньгами. Не за вдохновением. А мир переделывать!» Пока эта язва открыта: здесь для всякой сволочи - ни сна, ни покоя. Количество немотивированных преступлений растет. А военные перевороты. А мафия в правительствах. Сверхбактерии. Вся эта гнусная мерзость, до поры до времени спрятанная в сейфах? Власть над миром, справедливое общество, Царство Божие на земле - это ведь не желания, а идеология, концепции. За этакое Нобелевскую премию дают... Мечтаем об одном, а получаем другое.
А ведь входя в ту самую дивную комнату в ЗОНЕ даже говорить ничего не нужно, потому что сбывается самое искреннее, самое выстраданное... Когда человек думает о Прошлом, он становится добрее. Главное - верить. «Лучше горькое счастье, чем серая, унылая жизнь,» - отправляет в будущее своё женское послание супруга, дождавшаяся Сталкера. Дождавшаяся его, «гнуса», у которого отняли всё, там - за пределами ЗОНЫ. Его, который дарит надежду тем, кому не на что больше надеяться и никто уже им не может помочь, а он, «гнида», может... Ведь ничего не остаётся у людей больше, если надеяться не на что. Главное - не уничтожить веру и не ходить в ЗОНУ с корыстной целью.
Впервые опубликовано в журнале «Берега»
2. Re: Зона АТО: ускользающее послание
1. Re: Зона АТО: ускользающее послание