Моозунд и Мародёр

Александр Сергеевич Пушкин 
0
224
Время на чтение 9 минут


Я помню, как тридцать с лишним лет назад отмечала 7 ноября. В студенческом театре. Был один участник театра постарше, с собственной квартирой - в деревянном, правда, доме. Витя Вайкум. Он не был студентом и вообще не имел никакого отношения к университету, работал кондитером в ресторане "Вычегда", и у него уже была семья.

Была в театре ещё одна молодая семья, тоже не имеющая отношения к университету и тоже с квартирой в "деревяшке". Сыктывкар до и после войны активно застраивался двухэтажными деревянными домами, с виду одинаковыми, разными внутри. Кое-где были подведены коммуникации и были внутри вода и газ, ванные даже, а кое-где ничего не было, все "удобства" во дворе, а внутри - длинный коридор и на обе стороны двери, барак бараком...

Периодически все участники театра собирались то на одной, то на другой квартире их счастливых обладателей, вдали от родительских глаз - был бы повод... А 7-го ноября повод был железный, тем более, что студенты обязаны были на демонстрацию ходить, а обычно уже в то время холодина была и снегу полно (сейчас климат смягчился, теплее в этот день и снега нет).

Так что намёрзшиеся в "праздничных колоннах" и проголодавшиеся студенты-театралы к вечеру (а на севере в это время часа в четыре пополудни уже темно) собрались у Вити в лесозаводе, так назывался его район. Я только поступила в театр, впервые попала к Вите на вечеринку, и мне всё внове было. Пили умеренно, больше веселились и пели под гитары, в театре было несколько своих бардов, в том числе и сам Витя.

Первый тост был за то, что "наши Зимний взяли", второй "за взятие почты и телеграфа". Или наоборот? Толком не помню, но помню, что дурачились и веселились. В театре, между прочим, шли " Синие кони на красной траве", пьеса Шатрова про Ленина, это ещё до меня было, и зачем понадобилось такую пьесу ставить, я не знаю. Репертуар вообще был широкий, ставили и Шекспира (Макбета), и Пушкина с Гоголем (Маленькие трагедии и Мёртвые души), и советских авторов (А зори здесь тихие).

Когда я пришла в театр, мы за сезон поставили несколько сборных представлений: стихи + барды + фрагменты из старых спектаклей, и весь этот сезон работали над "Тремя сёстрами", репетировали-репетировали, репетировали-репетировали, но до премьеры так и не довели. Наверное, потому, что периодически прерывались на другие проекты "по случаю". Лично меня скорее радовало, что "Три сестры" не довели мы до сцены, роль у меня была большая и трудная, средней сестры, Маши, и хотя мы постепенно все действия проработали, отрепетировали, и был уже возможен общий прогон, но одно дело - прогон, а другое - на зрителях работать.

Я и своих-то боялась, обычно все незанятые в сцене сидели в зале, так что зрителей хватало, мне по роли надо было целоваться с Вершининым, чего я страшно не хотела, и насмешила, помню, всех "зрителей" своими ужимками, тем, что бегала от него по сцене. А уж при полном зале у меня и при простом чтении стихов подгибались коленки.

Актовый зал в университете огромный был, да и прочие залы большие, мы и в зале филармонии выступали, и в музыкальном театре, и на других площадках. В родном университетском актовом зале, в котором репетиции проходили, для меня и второго чтеца, благо, выстроили помост впереди и сбоку сцены, мы на него выходили заранее и в нужный момент нас просто высвечивали, так что не нужно было под взглядами идти на подгибающихся ногах к микрофону. А что голос дрожал - так это ничего, хорошо даже получалось.


Во всяком случае после первого представления я с цветами домой возвращалась. Читали мы с Костей Лаппо-Данилевским поэтов серебряного века: Ахматову, Мандельштама, Пастернака. Я: "Двадцать первое, ночь, понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле..." Он: "Шум затих, я вышел на подмостки, прислонясь к дверному косяку..." Хорошие, словом, стихи.

Как, зачем и почему Шатрова ставили - я в деталях не узнала, но поняла, что "надо было". Театр при университете, а в университете всё как положено, была и партийная организация, и комсомольская, был какой-то юбилей и соответствующий фестиваль, надо было поставить пьесу про революцию, выбрали Шатрова и долго "Ленина"(чтобы, значит, исполнитель был подходящий, не опозорил вождя) в разных инстанциях согласовывали. Сама пьеса, насколько я помню, авангардной тогда считалась, Ленин в ней был большой мечтатель и мыслитель, потому и такое название в духе Петрова-Водкина.

Это я всё чтоб атмосферу передать: с одной стороны, юбилеи и демонстрации были обязаловкой, с другой - по молодости и глупости не очень меня да и других эта обязаловка тяготила. Ну, прошлись по морозцу, съездили на фестиваль - интересно даже... Зато "наши взяли почту, телеграф и Зимний", можно за это выпить, а дальше никто к тебе в душу не лезет, и можно классиков ставить за казённый счёт.

Это празднование больше не повторилось, на другой год, увы, поступил наш режисссёр в ЛГИТМиК, а без него стал разваливаться театр. Дома же у нас как-то не принято было 7 ноября отмечать, хотя отец у меня был партийный. Может, просто не помню - не знаю. За обеденным столом, помню, собирались в этот день, выходной же, но как-то без пафоса, за взятие Зимнего никто тост не провозглашал...

А в этом году 7 ноября я догадывалась, что по тв должны какие-то фильмы про революцию крутить, в Беларуси ж до сих пор это выходной и праздничный день, включила - а там "Григорий Р." идёт. Посмотрела немного, как раз к убийству дело шло, и выключила, само убийство не стала смотреть. Поняла только, что всё как всегда сейчас в нынешнем кино: артисты и антураж красивые, снято красиво... Распутин такой благообразный, рубашки у него - просто чудо. И Анна Вырубова - красавица, такие глазищи выразительные. И Матрёна Распутина красивая. Да и убийца Распутина Юсупов - красивый.

Я как ни стану иногда смотреть "наше новое кино" - у меня впечатление, что всё это один сериал с продолжением, после "Братьев Карамазовых", я, правда, не смотрела ничего, а до них - "Раскол" только, и ещё раньше "Адмирала" и "Империю под ударом" и "Гибель Империи", хочется же по истории России или экранизацию русской классики посмотреть...

И всегда всё так красиво снято, и актёры, и антураж - красивые, прямо не знаешь, что и думать. Про Михалкова уж и не говорю, зареклась его смотреть, у него столько "красоты", что уже ни в какие ворота не лезет... В общем, понимаешь одно, что в деньгах не было у создателей нужды, а за деньги можно найти и пейзажи красивые, и лица, и костюмы с интерьерами. Так что продюссерам точно "пять", а насчёт всего остального - лучше книжки почитать, достовернее будет...

Поэтому выключила я тв и стала в сети "Моозунд" смотреть, colonelcassad, известный своими репортажами с Донбасса и симпатиями к Октябрю, на которого сам Стрелков ссылается, как на достоверный источник, выложил на его взгляд лучшие советские фильмы про революцию, и Моозунд - первым в списке, а я не смотрела.

Знала, что экранизация Пикуля, а Пикуль - это моветон, так мне в университете ещё внушили "старшие товарищи", которым я настолько верила, что совсем его не читала. Как говорил Лев Николаевич Гумилёв: ещё средневековые схоласты ввели правило сначала дать ссылку (на библейский стих), а уж потом врать что вздумается - чтоб желающие могли проверить, насколько интерпретация к оригиналу близка. И в науке это укоренилось, есть в любой отрасли авторитеты вроде библейских патриархов, и принято сначала на них ссылки давать, а уж потом от себя врать что вздумается, если хватит таланта и смелости.

Понятно, что в советское время в начале принято было триаду марксистских классиков цитировать, а уж потом всех остальных, кого сможешь протащить, но Пикуль даже и не пытался это сделать, под прикрытием того, что не научные статьи, а беллетристику пишет - сдирал страницами дореволюционных авторов без ссылок, а потом просто сверху нужным идейным соусом поливал - и, оп-ля, и гонорар, и тиражи, ловкость рук и никакого мошенничества. В среде древников это считалось поведением ниже всякой критики, не обсуждалось даже, в отличие от "Велесовой книги" какой-нибудь, авторы коей всё-таки не голой корыстью, а более высокими мотивами в своей авантюре руководствовались...

Так что "Моозунд" для меня был открытием Пикуля. Фильм 1988-го года, поставил на "Ленфильме" Александр Муратов, снимали в Эстонии, в главной роли - Олег Меньшиков, играет морского офицера, до последнего оборонявшего оный пролив - Моозунд - осенью 1917-го года. Владимир Гостюхин вторую по значимости роль сыграл, матроса, а потом комиссара, которого расстреляли в финале немцы. Меньшиков с Гостюхиным отлично сыграли вечную тему хозяина и слуги, Дон Кихота с Санчо Пансой, Фродо с Сэмом. И даже у Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" эта тема звучит, у главного героя есть верный ординарец.

Меньшиков в Моозунде тоже красивый, молодой, да и роль у него отличная, играет он дворянина-смертника, желающего "умереть за Отечество". Диалоги его с комиссаром - отличные. Герой Меньшикова увлекается старинными портретами и миниатюрами, денщика, который мокрой тряпкой протёр пыль с ценных изданий - отхлестал по щекам, на что ему новоявленный комиссар и пеняет. Мы видим с начала фильма в кадре в каюте героя рукописную табличку у книг "Руками не трогать", вот, оказывается, откуда она взялась.

Меньшиков возмущается:

- Ну осёл же, испортил мне безценные издания...

А комиссар отвечает:

- А откуда ему было знать, ценные они или безценные? Он же их не читал.

- Не хватало ещё, чтоб читал...

- Вот мы после революции всех читать научим!


Правда, отличный диалог. Насколько соответствует действительности - неизвестно, я только что "Записки русского офицера" читала у Деникина, так там наоборот он пишет, что в армии и уж тем более на флоте все солдаты и матросы грамотные были, всех обучали, кто не знал. Но это уж на совести авторов. Вот у Блока и вовсе сожгли в имении библиотеку крестьяне, а не то что мокрой тряпкой - и он понял их мотивы...

Герой Меньшикова тоже прозревает к концу фильма, получилось-то наоборот: за Отечество не он погиб, а комиссара и других большевиков расстреляли немцы, его же отпустили пока. Последний диалог.

Немец: - А этот тоже большевик?

Комиссар: - Да нет, так просто затесался...

Офицер: - Нет, я с ними, я с ними воевал...

Последние кадры: комиссара с другими большевиками ставят к стенке, офицера уводят, его прощальный отчаянный взгляд...

В общем, получилось красиво, советское кино тем и славилось, что мифологизировало нашу историю и сознание зрителей на ять, на плёнку умели советские операторы замечательно снимать, а артисты играли не жалея себя, с полной отдачей, в целом результат куда лучше получался, чем сейчас, даже по Пикулю.

Но всё-таки, что "Моозунд" - это номер один в списке советских фильмов про революцию, я категорически не согласна, номер один - это, конечно, "Белое солнце пустыни", ода и гимн русскому солдату, несмотря и даже благодаря непафосной подаче. Вроде бы весёлая авантюрная (приключенческая) история, а по смыслу - прославление бессмертного товарища Сухова.

Теперь про "Мародёра". Прочитала после того, как Стрелков не в первый раз уже сослался на него, как на возможный сценарий нашего будущего. Прочитала - громко сказано, просмотрела. Автор татарин, и в тексте мат на мате, им, татарам, всё равно, а мне противно было читать, проглядела впоглаза, чтоб сюжет уловить. Сюжет такой: Россия под внешней оккупацией. Герой поначалу ловко приспосабливается, создаёт свою банду и как-то выживает, но в конце книги погибает. Основное содержание - мат и перестрелки. Вот те на! Я после просмотра этого текста просто в уныние впала, стала думать о том, что если не только кто попало это читает, но и Стрелков ссылается, значит и впрямь плохо наше дело.

Потому что инородцев в России много, и молодой царь Иван Грозный геройски Казань победил и присоединил, но насколько за последующие века прироста Империи успевала за этим территориальным приростом христианская миссия - для меня большой вопрос. Были изумительные святители: Стефан, Иннокентий, Макарий, Николай. Шли они и на север и на восток, дошли до Коми и Алтая, до Аляски и Японии... Но достаточно дневники святителя Николая Японского почитать, мысли его о современном ему состоянии русской миссии, чтоб понять, что не всё безоблачно и радужно было.

А после революции и создания "национальных автономий в составе России" яд языческого национализма долго внедрялся в сознание малых народов и насколько его пропитал - одному Богу ведомо. Не то что татары, коми (по темпераменту "горячие эстонские парни") и те бурчат на русских, что "понаехали", долго жила среди них и не раз слышала. А уж что там среди татар, какое брожение на почве мусульманства происходит - опытно не знаю, но, судя по "Мародёру" - немалое...


И что теперь? Я так расстроилась после Моозунда с Мародёром, что пришлось для душевного равновесия "Генералиссимуса" посмотреть, это про Сталина фильм по книге Владимира Карпова. Дело не в самом фильме, а в интонации, с которой автор книги в кадре говорит. Я лет десять назад слушала его на Рождественских чтениях, позвал отец Варсонофий на вечер "За други своя" в Дом литераторов. Помню, всё старалась отворачиваться, стыдно было на виду у отца Варсонофия реветь, так меня проняло тогда и выступление Карпова, и концерт, и фильм одноимённый вечеру.

Владимир Карпов и тогда уже старенький был, не знаю даже, жив ли сейчас, но как все ветераны - бравый такой, просто товарищ Сухов! И вот когда смотришь на таких стариков, и видишь их в кадрах кинохроники молодыми - как-то светлеет на душе. И не хочется даже проговаривать, выговаривать вслух это чувство - из боязни не то ляпнуть. Просто начинаешь верить в нашу Победу. И всё.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Гитлер разбудил Оппенгеймера
«О́ппенгеймер»
18.09.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28