"Фанфик" - жаргонизм, которым чаще всего обозначают "продолжение" некой популярной истории, написанное не автором, а любителем творчества того или иного автора. В данном случае речь идёт о "продолжении" истории, изложенной братьями Стругацкими в романе "Обитаемый остров". (Примечание РНЛ)
Когда выдался спокойный вечер, решила я, наконец, протестировать радиостанции на "Просто радио" в разделе "Разговорное", не все, там их больше семи десятков, а хотя бы с привлекательными/говорящими названиями. Не всё же радио Вивальди слушать, оно, конечно, прекрасно тем, что никогда не надоедает, хотя крутят там по кругу одно и то же, за полгода прислушалась уже.
Дошла до "Книги вслух" и на ней остановилась, все остальные выбранные каналы пролистала без запинки, не за что было зацепиться. А тут услышала что-то знакомое и довольно быстро поняла, что это фанфик с Максимом Камеррером: имена-названия знакомые, а сюжет нет.
Хотя первое впечатление даже не от знакомых реалий, а от голоса сыграло роль, когда самую распрекрасную книгу противный голос озвучивает - не станешь слушать, а тут приятный басистый баритон Сергея Чонишвили, известного мастера, который абы что читать не будет.
Так и провозилась вечер, пока не дослушала, а как дослушала, нашла текст "Операции "Вирус" и прочитала.
Это, оказывается, не такой уж новый, довольно известный текст Ярослава Верова (Глеба Гусакова) и Игоря Минакова. Наброски сюжета оставили сами братья Стругацкие, а эти соавторы просто развили их в полноценную повесть, действие которой происходит между "Жуком в муравейнике" и "Волнами...".
Век живи - век учись. Когда знаешь про себя, что чайник и продвинутей уже не станешь, даже проще что-то новое воспринимать. Не то что фанфики, я и Стругацких-то не читала до той поры, пока реальная жизнь не стала фантасмагорией.
То есть читала когда-то давно, до крещения ещё, в позднем СССР, частично в самиздате, а после крещения не стало до них дела, поскольку авторы они точно не христианские.
Однако время шло-шло и пришло к настоящему, а в настоящем реалии их фантасмагорий притягивают поневоле. Так что перечитала и про Максима Камеррера трилогию, и кое-что другое.
Стругацкие любили подпустить густого детективного тумана, умели сопрягать разные жанры и интриговать читателей недосказанностью и открытыми финалами, и "Операция "Вирус" мне очень понравилась тем, что все недосказанности по полочкам разложила.
По сюжету там Максим предотвратил убийство "подкидыша" Льва Абалкина своим шефом Сикорски и сумел проникнуть в загадочную Островную Империю планеты Саракш, чтобы разобраться в поведении прогрессора Абалкина (в "Жуке" тот проштрафился, не спас своего врача и несанкционированно вернулся на Землю).
Всякий раз, приступая к Стругацким, задаюсь вопросом: когда/почему они так скисли/прозрели, начинали же как ярые певцы светлого будущего, а пришли к явным антиутопиям. И понимаю, что если серьёзно разбираться, в двух словах не ответишь, нужно текст за текстом анализировать или чужой анализ почитать, а мне лень, поскольку ответ прост и лежит на поверхности: нехристианская утопия превращается в антиутопию естественным образом по мере старения и приближения смерти авторов.
Когда дай Бог у себя в голове поддерживать порядок - не до того, чтобы в чужих головах копаться, так что я до сих пор не разобралась, безвредные или вредные авторы братья Стругацкие. Бывают же безвредные атеисты, которых просто жалко, и всё.
А про Глеба Гусакова прочитала, что он технарь по образованию и реставратор икон по призванию, из Донецка, интересное сочетание, даже не стала про соавтора гуглить, всё равно не разберёшься, кто что конкретно написал, важен результат, а результат у них получился, по-моему, отличный.
Если Бондарчук-младший с продюссером Роднянским в экранизации "Обитаемого острова" намутили ещё больше, чем Стругацкие, то тут соавторы прояснили всю муть.
Ужасная Островная империя оказалась ужасной только во внешнем круге, где аморальные убийцы становились вояками по её периметру, в среднем круге жили "простые обыватели", а в центральном, "Солнечном круге" - продвинутые элитарии. Детей при рождении/во младенчестве в ней тестировали/распределяли по кругам соответственно результатам обследования, почти как у Хаксли, и когда землянин Максим возмутился такой сортировкой, дескать, а воспитание-то на что, у нас вот на Земле всех перевоспитали, островитянин-имперец-элитарий ему ответил в духе "каждому своё, мы к вам не лезем, вот и вы к нам не лезьте".
Выяснил Максим, насколько возможно, неоднозначное поведение подкидыша Странников Абалкина, оный Абалкин покончил с собой, тем миссия Максима на Саракше и завершилась (а попутно он узнал, что его тамошней любовницы Рады уже нет в живых, а вот сын жив-здоров и как раз в Островной Империи). С чем и вернулся на Землю.
Прогрессорство/воспитание - по-моему, центральная тема Стругацких, и вопросы они ставят такие, ответы на которые нужны не то что каждому педагогу, а каждому родителю, тем они и интересны.
Семья, традиции, уклад. Насколько они важны в воспитании и что делать, когда от них мало что осталось? Перед каждым неофитом встали эти вопросы, и ответили на них, казалось бы, одинаково верующие во Христа-Спасителя по-разному, в зависимости от своего семейного прошлого-уклада-воспитания. Мировоззрения, одним словом, которое у христианина может быть и фундаменталистским, и либеральным.
Кризис православных приютов ведь не случаен. Бить или не бить - вот в чём вопрос. Ладно бы ещё своих, а то ведь чужих детей били и наказывали, что закончилось противостоянием с действующим законодательством и попаданием за решётку известных "воспитателей" в рясах и без.
Тяжёлая тема. Когда взрослых в монастырях физически наказывают, ещё можно понять, взрослый сам виноват, если попал как кур в ощип. А детей жалко и никому не нужных, и вот такими методами воспитуемых, при том, что опытно знаешь: иногда нет другого выхода.
И вот эта безвыходность граничит со Стругацкими, их темами и вопросами. В сущности, я вслед за ними считаю, что коммунизм, то есть светлое будущее для всех страждущих и угнетённых, оказался "педагогической поэмой", в смысле - утопией, потому что без насилия/государства, увы, не обойтись.
Другое дело, что сочетание насилия/государства и семьи/любви разным может быть, христианский ответ в том, что земные перегородки до неба не доходят и границы Церкви незримы на земле.
А атеистам Стругацким остаётся только напускать побольше тумана, маскируя пропасть своего отчаяния, и "Операция "Вирус", разгоняя этот туман, отлично заменила подробную рецензию, которую у меня, кажется, никогда не получится написать, кроме как вот такую.
Спасибо авторам фанфика и "Книге вслух": Мир Полудня Стругацких - это мир отчаяния без Спасителя-Христа, если только как следует разогнать их туман.
1.