Кризис русской агиографии. Мысли вслух

0
778
Время на чтение 4 минуты

Источник: блог автора

Вчера по ссылке из Бутовского канала в телеграме посмотрела на ютьюбе годичной давности вебинар "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря священномученика митрополита Серафима (Чичагова)" с участием И.В Гарькавого и о.Георгия Павловича, и, признаюсь, впервые от них услышала о том, что "многие моменты в жизнеописании преподобного Серафима Саровского сейчас стали дискуссионными".

Про книгу Валентина Степашкина "Серафим Саровский" в серии "ЖЗЛ" не знала и даже "Летописи" нет у меня дома, есть "Всемирный светильник" м. Вениамина (Федченкова) и "Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского" Леонида Денисова, издание Ступина, 1904, репринт 2005-го года.

Больше всего из-за медведя расстроилась. Что колокольню ещё не достроили, с которой упал купеческий отрок (или младенец? точно неизвестно, в каком возрасте, у него и с датами рождения вышла путаница, сейчас считают 1754) Прохор Мошнин, и что "ровно тысяча дней моления на камне" миф (преподобный же не стахановец или для книги рекордов Гинесса молился, зачем ему эта точная тысяча) - ещё ладно, а про мишку жалко, что выдумала всё Матрёна Плещеева, в чём на смертном одре призналась.

Как подобные сказки рождаются - настолько очевидно, что не буду описывать, важнее изменение контекста за 200 лет бытования. Что медведи могут на пасеку заглядывать и разорять её, точнее, могли, где сейчас медведи и где пасеки, дело ясное, и что преподобный Серафим не из ружья в них пулял, а мог хлеба бросить, тоже, но я доселе за чистую монету принимала, что с рук кормил. В агиографии ведь как: не пойман - не вор.

Помню, каким потрясением лет 20 назад стали для меня исследования Жития святителя Николая: мало того, что на русской почве слились в одно жития двух разных святителей Николаев, Мирликийского и Пинарского, так ещё и мощи в двух местах, Бари и Венеции, кому что досталось подлинное, а что "дополнили", так и не поняла, не бывала.

С мощами преподобного Серафима похожая история: когда их впервые подняли, одни косточки, была, оказывается, большая полемика в прессе в 1903-м году, по бутовской же ссылке из телеграма прочитала статью А.А. Левандовского "У истоков канонизации Серафима Саровского (полемика в периодической печати в связи с обретение мощей)". Суть полемики проста: либеральная пресса нагнетала, что раз нет нетления - дурят народ. "Желчная ненависть, с которой левая пресса высказывалась о состоянии мощей, не интересуясь при этом личностью преподобного Серафима, показывает кризис веры и благочестия".

Вот это важно: не состояние мощей, а реакция на это состояние - показательна.

Святитель Николай и преподобный Серафим, думаю, рядом по популярности в народе и по сказочности их житий. Напишу глупо, но откровенно: оба деда у меня не вернулись с войны, и полное в этом отношении сиротство именно так и было восполнено, и не мной одной.

Человеку нужно как воздух, чтобы хоть раз за жизнь кто-то сказал ему, вот этому конкретному человеку:

- Радость моя, Христос воскресе!

Услышать, что ты для кого-то радость во Христе. Не сто и тысячу, а хотя бы единственный раз в жизни. Большинство этого лишены.

Равно как и уповать в безнадёжных обстоятельствах на чудесную помощь святителя Николая - необходимо и спасительно. Простой пример. Да, первейшая Скорая Помощница - Матерь Божия, но она женщина, в слесарном деле вряд ли разбирается, а вот одна бабуля-староверка рассказывала мне, что святитель Николай помогал ей по слесарной части, когда пришлось стать ко станку, а она ни сном ни духом в чертежах.

Жаль, не помню имя, и вряд ли записала этот рассказ ранее в полевом дневнике, приходиться самой себе верить на слово.

Общение с простодушными верующими стариками ещё до крещения было для меня отправной точкой: вот они со своей верой прожили как истинные христиане свою трудную жизнь, и вот я, крестившаяся между университетом и аспирантурой и наломавшая дров как до крещения, так и после... Вывод очевиден.

Ещё послушала дельный доклад по агиографии на Громыкинских чтениях нынешнего лета ("Воззрения русского народа" М.М. Громыко и А.В. Буганова - огромный труд исследователей Института этнологии и антропологии РАН). "Научные подходы в агиографии: теория и практика", Олега Кириченко.

До этого докторская диссертация о. Дамаскина (Орловского) "Слава и трагедия русской агиографии" в ступор меня повергла, не привыкну никак к "новым научным подходам".

Попробую объяснить.

Массовая канонизация новомучеников и исповедников в МП 23 года назад казалась какой-то важнейшей вехой, а оказалась вроде этих "тысячи дней на камне", неработающим символом. И это всё, что нужно знать про "научный подход" к канонизации.

До революции народное почитание и чудеса на могиле были основанием для канонизации, а если только на протоколы допросов опираться, то таких дров можно наломать - не разгребёшь. Самый научный подход - "Мартиролог Гомельской епархии 1917-1953" А.В. Слесарева, где все перечислены: и канонизированные МП, и неканонизированные оставшиеся, и ушедшие направо-налево, и даже отрекшиеся от сана и всё равно репресированные.

Ровно такой же подход, как в мартирологах "Покаяния" М.Б. Рогачёва, точнее, там все репрессированные независимо от вероисповедания, как и было, как в тех же бутовских рвах лежат.

Канонизировать на основании протоколов, которые даже не все члены Комиссии в руках держали, а только один или некоторые, полностью отстранившись от народного почитания - это субъективизм и\или бюрократия, вот и всё.

А сказки про преподобного Серафима с медведем - это народное творчество, и где тут золотая середина - вопрос, по-моему, сугубо личный, по вере вашей да будет вам, и что сойдёт с рук простецам, не сойдёт книжникам и фарисеям.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Много мыслей осталось не вслух...

Ощущение, что в статье лишь отдельные мысли "прорвались" вслух, а прочие остались у автора - потому статья не воспринимается как связный текст. Часто не очень понятно, о чём вообще автор хочет сказать.
А что касается медведя у преп. Серафима, и стояния преподобного на камне - так уж точно летописи сщмч. Серафима Чичагова я поверю более, чем досужим исследованиям ради докладов на конференциях.
Сергей из НН / 03.08.2023, 07:42

2.

Читайте статью тов. Сталина "Головокружение от успехов".

1.

а вот одна бабуля-староверка рассказывала мне, что святитель Николай помогал ей по слесарной части, когда пришлось стать ко станку, а она ни сном ни духом в чертежах.
Жаль, не помню имя, и вряд ли записала этот рассказ ранее в полевом дневнике, приходиться самой себе верить на слово.

Поверьте на слово - слесаря-инструментальщики и лекальщики возле слесарных верстаков и стул у них есть на рабочем месте.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 12:08
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.11.2024 10:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
22.11.2024 08:07
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 07:47
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Александр Волков
22.11.2024 07:40
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
Новый комментарий от Александр Волков
22.11.2024 07:31