itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кризис русской агиографии. Мысли вслух

0
761
Время на чтение 4 минуты

Источник: блог автора

Вчера по ссылке из Бутовского канала в телеграме посмотрела на ютьюбе годичной давности вебинар "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря священномученика митрополита Серафима (Чичагова)" с участием И.В Гарькавого и о.Георгия Павловича, и, признаюсь, впервые от них услышала о том, что "многие моменты в жизнеописании преподобного Серафима Саровского сейчас стали дискуссионными".

Про книгу Валентина Степашкина "Серафим Саровский" в серии "ЖЗЛ" не знала и даже "Летописи" нет у меня дома, есть "Всемирный светильник" м. Вениамина (Федченкова) и "Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского" Леонида Денисова, издание Ступина, 1904, репринт 2005-го года.

Больше всего из-за медведя расстроилась. Что колокольню ещё не достроили, с которой упал купеческий отрок (или младенец? точно неизвестно, в каком возрасте, у него и с датами рождения вышла путаница, сейчас считают 1754) Прохор Мошнин, и что "ровно тысяча дней моления на камне" миф (преподобный же не стахановец или для книги рекордов Гинесса молился, зачем ему эта точная тысяча) - ещё ладно, а про мишку жалко, что выдумала всё Матрёна Плещеева, в чём на смертном одре призналась.

Как подобные сказки рождаются - настолько очевидно, что не буду описывать, важнее изменение контекста за 200 лет бытования. Что медведи могут на пасеку заглядывать и разорять её, точнее, могли, где сейчас медведи и где пасеки, дело ясное, и что преподобный Серафим не из ружья в них пулял, а мог хлеба бросить, тоже, но я доселе за чистую монету принимала, что с рук кормил. В агиографии ведь как: не пойман - не вор.

Помню, каким потрясением лет 20 назад стали для меня исследования Жития святителя Николая: мало того, что на русской почве слились в одно жития двух разных святителей Николаев, Мирликийского и Пинарского, так ещё и мощи в двух местах, Бари и Венеции, кому что досталось подлинное, а что "дополнили", так и не поняла, не бывала.

С мощами преподобного Серафима похожая история: когда их впервые подняли, одни косточки, была, оказывается, большая полемика в прессе в 1903-м году, по бутовской же ссылке из телеграма прочитала статью А.А. Левандовского "У истоков канонизации Серафима Саровского (полемика в периодической печати в связи с обретение мощей)". Суть полемики проста: либеральная пресса нагнетала, что раз нет нетления - дурят народ. "Желчная ненависть, с которой левая пресса высказывалась о состоянии мощей, не интересуясь при этом личностью преподобного Серафима, показывает кризис веры и благочестия".

Вот это важно: не состояние мощей, а реакция на это состояние - показательна.

Святитель Николай и преподобный Серафим, думаю, рядом по популярности в народе и по сказочности их житий. Напишу глупо, но откровенно: оба деда у меня не вернулись с войны, и полное в этом отношении сиротство именно так и было восполнено, и не мной одной.

Человеку нужно как воздух, чтобы хоть раз за жизнь кто-то сказал ему, вот этому конкретному человеку:

- Радость моя, Христос воскресе!

Услышать, что ты для кого-то радость во Христе. Не сто и тысячу, а хотя бы единственный раз в жизни. Большинство этого лишены.

Равно как и уповать в безнадёжных обстоятельствах на чудесную помощь святителя Николая - необходимо и спасительно. Простой пример. Да, первейшая Скорая Помощница - Матерь Божия, но она женщина, в слесарном деле вряд ли разбирается, а вот одна бабуля-староверка рассказывала мне, что святитель Николай помогал ей по слесарной части, когда пришлось стать ко станку, а она ни сном ни духом в чертежах.

Жаль, не помню имя, и вряд ли записала этот рассказ ранее в полевом дневнике, приходиться самой себе верить на слово.

Общение с простодушными верующими стариками ещё до крещения было для меня отправной точкой: вот они со своей верой прожили как истинные христиане свою трудную жизнь, и вот я, крестившаяся между университетом и аспирантурой и наломавшая дров как до крещения, так и после... Вывод очевиден.

Ещё послушала дельный доклад по агиографии на Громыкинских чтениях нынешнего лета ("Воззрения русского народа" М.М. Громыко и А.В. Буганова - огромный труд исследователей Института этнологии и антропологии РАН). "Научные подходы в агиографии: теория и практика", Олега Кириченко.

До этого докторская диссертация о. Дамаскина (Орловского) "Слава и трагедия русской агиографии" в ступор меня повергла, не привыкну никак к "новым научным подходам".

Попробую объяснить.

Массовая канонизация новомучеников и исповедников в МП 23 года назад казалась какой-то важнейшей вехой, а оказалась вроде этих "тысячи дней на камне", неработающим символом. И это всё, что нужно знать про "научный подход" к канонизации.

До революции народное почитание и чудеса на могиле были основанием для канонизации, а если только на протоколы допросов опираться, то таких дров можно наломать - не разгребёшь. Самый научный подход - "Мартиролог Гомельской епархии 1917-1953" А.В. Слесарева, где все перечислены: и канонизированные МП, и неканонизированные оставшиеся, и ушедшие направо-налево, и даже отрекшиеся от сана и всё равно репресированные.

Ровно такой же подход, как в мартирологах "Покаяния" М.Б. Рогачёва, точнее, там все репрессированные независимо от вероисповедания, как и было, как в тех же бутовских рвах лежат.

Канонизировать на основании протоколов, которые даже не все члены Комиссии в руках держали, а только один или некоторые, полностью отстранившись от народного почитания - это субъективизм и\или бюрократия, вот и всё.

А сказки про преподобного Серафима с медведем - это народное творчество, и где тут золотая середина - вопрос, по-моему, сугубо личный, по вере вашей да будет вам, и что сойдёт с рук простецам, не сойдёт книжникам и фарисеям.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Много мыслей осталось не вслух...

Ощущение, что в статье лишь отдельные мысли "прорвались" вслух, а прочие остались у автора - потому статья не воспринимается как связный текст. Часто не очень понятно, о чём вообще автор хочет сказать.
А что касается медведя у преп. Серафима, и стояния преподобного на камне - так уж точно летописи сщмч. Серафима Чичагова я поверю более, чем досужим исследованиям ради докладов на конференциях.
Сергей / 03.08.2023, 07:42

2.

Читайте статью тов. Сталина "Головокружение от успехов".

1.

а вот одна бабуля-староверка рассказывала мне, что святитель Николай помогал ей по слесарной части, когда пришлось стать ко станку, а она ни сном ни духом в чертежах.
Жаль, не помню имя, и вряд ли записала этот рассказ ранее в полевом дневнике, приходиться самой себе верить на слово.

Поверьте на слово - слесаря-инструментальщики и лекальщики возле слесарных верстаков и стул у них есть на рабочем месте.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Гитлер разбудил Оппенгеймера
«О́ппенгеймер»
18.09.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Vladislav
02.03.2024 02:53
Кадровая революция Путина
Новый комментарий от С. Югов
01.03.2024 23:04
Последний Большевик с большой буквы
Новый комментарий от С. Югов
01.03.2024 22:53
«Речь идёт о бессудном похищении человека за его убеждения»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
01.03.2024 22:21
Антивакцинщица
Новый комментарий от Русский Иван
01.03.2024 21:50
Главное – семья, дети!
Новый комментарий от prot
01.03.2024 20:53