Предлагаем вниманию читателей беседу с одним из активистов организации «Голос Косово и Метохии». Наш собеседник - простой серб с Косово и Метохии. Живет и работает со своей семьей на территории «к югу от реки Ибар». Территория «к югу от реки Ибар» - это территория предельного риска для сербов. В то время, как сербы севернее Ибра более плотно размещены, с завоеванной, немного большей свободы передвижения, - к югу от Ибра они подвержены всвозможным угрозам албанских террористов. Кроме свободы передвижения, здесь под угрозой и свобода слова. Вместе с несколькими сотрудниками с севера и юга края, наш собеседник, назовем его «господин Костич», с самого начала участвует в работе «Голоса Косово и Метохии».
Господин Костич, письмо Сербов Косова и Метохии (КиМ), переданное в посольство России 13 марта сего года на имя Президента, произвело на всех нас чрезвычайно сильное впечатление. Глубокая правда в предложенном вами соединении сербов и русских в один народ. Без малого 100 лет назад наш Святой Царь, повинуясь христианскому долгу, не оставил в беде своих братьев на далеком конце Балкан и двинул свои армии на выручку. Война, начавшись тогда, не окончена и по сей день. Она приняла особенно трагический поворот в наши дни: неслыханное в истории Сербии дело - правительство предало свой народ! Идет на подлое соглашение с врагом. А в братской России пока нет правителя, подобного Св. Царю Николаю II. И помощи, о которой вы просите, оттуда не будет. В связи с этим возникают вопросы:
1. Что необходимо предпринять сегодня, немедленно, для пробуждения, как вы пишите, голоса совести в народе?
Сербский народ сконфужен, обезглавлен. Против этого народа уже более 20 лет ведется специальная война высокой интенсивности. Война ведется могучим пактом НАТО. Чтобы сербский народ пробудился, ему нужно знать свою программу и цель. Есть ли такая программа?
Да, программа есть. Для сербского народа громадное счастье, что у него к ХХ-му столетию было два духовных исполина, указавших на программу и цели сербской государственной идеологии. Это - святой Николай Жичский и Охридский, и святой Иустин Челийский. Они объяснили, в чем состоит ценность средневекового сербского государства и Косовского Завета. После них появился наш современник - епископ Артемий, который их теоретические замыслы проводил в жизнь.
Св. Николай Жичский и владыка Артемий нередко делали дело государственных деятелей. Не потому, что они занимались политикой, а потому, что государственные деятели пренебрегали своим же делом.
Для нас ныне единственный выход - вернуться к наследию этих духовных учителей. Тогда мы будем четко осознавать, что нам делать. У государственной верхушки в Сербии - марионеточная политика. Одни и те же люди: Александр Вучич, Ивица Дачич, Томислав Николич - до недавнего времени вели политику изоляционизма. Между изоляционизмом и марионетством стоит наше сербское определение - это средний, золотой путь, который означает путь политики сотрудничества с другими государствами, с классификацией: какие государства нам друзья, с какими возможно сотрудничать, и какие государства в отношении к нам являются вражескими. Нужно очертить красную линию. С оккупантами, государствами, признавшим террористическое «Косово», не может быть и речи о каком-либо сотрудничестве. С другой стороны, нужно сотрудничать с политическими движениями тех стран, которые не отстаивают «независимое Косово».
Вот наш путь, а как сделать, чтобы это стало и путём государственной политики Сербии - вопрос нелегкий. Сам народ должен завоевать осуществление тех идей. Очевидно, что Россия тут не сможет помочь, пока сами сербы не поймут.
2. Не представляется ли вам приближающееся столетие начала Великой Войны посланным Богом шансом на спасение?
Вы должны знать, что в Сербии - информационная темнота (буквальный перевод словосочетания «медијски мрак»: полная подконтрольность, закрытость СМИ ко всем идеям, критике, информациям, находящимся вне рамок официальной политики - переводчик Драган Бунарджич). Столетие Первой мировой войны, которая была переломным моментом для Сербии и для России, в СМИ «европейской Сербии» наверное будет представлено так, как хочется нашим врагам. Хозяева многих СМИ в Сербии - немцы. Может, выйдет так, что Гавриило Принципа, убившего оккупантского правителя в Сараево, на сербской народной территории, - будут представлять террористом, разрушителем цивилизационных ценостей. Я думаю, что, если бы Гавриило ныне был жив, то он бы сначала стрелял в «Радио и телевидение Сербии», которое промывает мозги народным массам и навязывает культуру национального мазохизма и капитулянтства.
Возвращаюсь снова к св. Владыке Николаю. Он написал текст, который лучше всего объясняет то, что тогда Россия и св. Царь Николай сделали для Сербии. Об этом он написал, но это надо знать всему народу. У нас нет ни одного влиятельного СМИ, через которое эти идеи были бы представлены широкой публике. У нас есть только добрая воля. В этом году - юбилей Дома Романовых. Празднование этого юбилея было бы хорошим поводом для духовного пробуждения русских и сербов. «Голос Косово и Метохии» пытался что-то организовать по этому поводу. Мы попросили поддержки у российского посольства в Белграде и, к сожалению, не получили этой поддержки. Я думаю, что это было ошибкой чиновников из посольства.
3. Возможно ли появление в Сербии вождя, подобного Карагеоргию?
Сербия в 1804 и Сербия в 2013 гг. - это две разные страны, отличающиеся друг от друга, как небо и земля. В 1804-м народ Сербии был, пусть под оккупацией, но высоконравственным, верным Православию, с народной культурой, которою восхищались Гёте, братья Гримм и многие с Запада. Они изучали сербский язык, чтобы читать сербскую народную поэзию, песни, которые сочиняли крестьяне. Ныне сербская народная культура свелась к пошлости и китчу.
У нас есть «люди с размахом», люди достойные, которые могли бы быть в роли Карагеоргия, но как «рекрутировать» народ? Для каждого слова нового «Карагеоргия» его опоненты нашли бы 100 слов, отрицающих то, что он говорит.
Однако, не надо быть полными пессимистами. «Голос Косово и Метохии» старается по-своему помочь достойным людям в сербском народе. Мы оказывали поддержку господину Марко Якшичу, которого считаем человеком с правильной позицией. Мы пытаемся выставить некоторых молодых людей, собранных вокруг организации «Сербы, трубите сбор», которые могли бы стать носителями будущего нашей страны. Мы предоставляем простор членам и других партий, противостоящих предательству. Мы пробуждаем и молодежную активность в гражданском отпоре против оккупации. Тут есть люди, у которых львиное сердце.
Если бы официальные власти в России помогли таким людям, как, например, господин Якшич, принимали их с визитом, услышали их точку зрения, вместо того, что принимают Дачича, Вучича и Николича, - это была бы мощная поддержка обороне Сербии.
4. Найдется ли, по вашей оценке, достаточное количество людей, способных пожертвовать, как велит Евангелие, всем, даже своей жизнью для спасения Родины?
Евангелие положило высокоценный принцип: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн, 15:13).
На днях был случай, о котором хочется поделиться с Вами и с российской общественностью. Один молодой человек, студент из Баня-Луки, приехал в Приштину и развернул сербский флаг перед зданием т.н. «парламента Косово». Это равно тому, как если бы какой-то русский молодой человек во времена коммунизма развил российский имперский флаг перед зданием коммунистической Думы в Москве. Конечно, молодого человека албанские полицейские избили, но потом его выпустили.
Такая новость с видео-роликом воодушевила всех сербов, и устыдила сепаратистов, так как этот молодой человек проявил большую моральную силу в отношении к оккупантам. Я с гордостью могу сказать, что он - наш знакомый, и после того, как опубликовали ролик (он на «Голос Косово и Метохии» послал это видео, чтобы этот случай был распространен через СМИ).
Такие люди есть, но мы должны воевать с апатией, которую сеют государственные учреждения предательской власти в Сербии, сепаратистские власти на Косово и Метохии, и другие организации поддерживаемые НАТО. Тогда, когда преодолеем пораженчество, мы сможем сказать о том, какое число таких людей. Пораженчество из героя делает слабака. Сербы, в общем, народ храбрый. С помощью Бога, православных братьев и правдивых людей в мире стоит бороться, пока есть возможностей для этого.
5. Ваши мысли о сегодняшнем положении, сложившемся на Косово: не оставят ли сербы свои дома, ища убежища в большой Сербии?
Косово и Метохия - это сердце Сербии. Это не какой-нибудь пропагандистский лозунг, а научно доказуемый факт. Нынешняя власть в Сербии, вместе с некоторыми раболепными представителями сербской Церкви делают все, чтобы не дошло до такой развязки, т.е. чтобы сербы были заставлены либо выселяться, либо интегрироваться в тоталитарное государство, в котором господствует специфичный албанский фашизм. Я думаю, что НАТО и власть в Сербии больше хотят того, чтобы эта не выгнанная треть сербов с КиМ интегрировалась в «государство Косово» и стала «косоварами» - частью новой нации, и новой идентичности. В этом помогает им епископ Теодосий, участвовавший недавно, в мае 2013-го, в конференции, которую открыла сепаратистский лидер Атифете Яхьяга. На этой конференции еп. Теодосий сказал, что он хочет создание новой, более «широкой» идентичности, которая охватывала бы сербов с албанцами.
Ситуация, в которой создается новая нация «православных косоваров», с возможной «Косовской православной церковью» через дегенерацию сербов, может привести к исходу тех, кто не соглашается быть бесхарактерными людьми. Это нужно предотвратить, не лечить, потому, что для лечения потом, может, будет поздно.
6. Если бегство неизбежно - что ждет этих несчастных людей? Будет ли помощь от власти в их устройстве?
Если такая катастрофа случиться, то новые беженцы будут в ситуации худшей, чем остальные сербы, живущие вне Косово и Метохии. Я должен сказать, что остальные сербы тоже нехорошо живут. В Сербии сегодня два класса людей: первый класс - привилегированные члены государственной олигархии с членами их партий, которые в меньшинстве, и другой класс - бесправный сербский народ, который составляет большинство.
Если случиться исход с Косово и Метохии, меня не удивило бы, если бы определенное число несчастных попросило убежища в России.
7. Существует ли у косовских сербов какая-либо самоорганизация, помимо официальной? Какие идеи у неформальных лидеров косовских сербов?
Этот Ваш вопрос мне дает возможность что-то рассказать о нашей неформальной организации «Голос Косово и Метохии».
Мы появились в результате необходимости сербов с Косово и Метохии самоорганизоваться, чтобы множество одиноких голосов сербов с КиМ приобрели силу и единство. Организация неформальная потому, что мы оценили, что с регистрацией нам пришлось бы ограничить свою деятельность. Надо иметь в виду, что некоторые из наших членов и людей, с которыми мы контактировали, были арестованы, что сепаратистские власти Косово причиняли им неприятности без всяких причин. Наш отпор - гражданский, мы поощряем защиту лишенных прав так, как позволяют законы нашего государства Сербии и международные акты.
Наши сторонники есть во всех анклавах. Такое не было бы возможным, если бы мы были зарегистрированы. И так, как мы являемся только одним обществом единомышленников, у сепаратистов и белградских капитулянтов (власти в Сербии) немного способов склонить нас на свою сторону или запугать нас.
В хороших взаимоотношениях мы сотрудничаем с некоторыми формально зарегистрированными организациями, делающими на свой лад то же, что и мы. Тут, прежде всего, надо упомянуть «Сербы, трубите сбор», «Народное движение Отечество» и им подобные.
Позиция этих организаций, что на Косово и Метохии - оккупация, и что государственная политика этот факт должна иметь в виду.
Второй, или, может быть, первый важный факт то, что в Сербской Православной Церкви на КиМ должен восстановиться канонический порядок с возвращением епископа Артемия. Таким образом, епархия Рашско-Призренская и Косово-Метохийская стала бы огромной опорой сербам и Сербии на этом пространстве. Оккупанты, толкуя тендециозно правовые акты, ставят под знак вопроса легальность институтов Сербии на КиМ, но у них нет никаких оснований отрицать легальность епархии Рашско-Призренской и Косово-Метохийской. Если бы эту епархию возглавляла такая величина и, если судить по его позиции, - единственный преемник святого Иустина Челийского, родственник и автор жития святого Николая Жичского, - тогда у сербов и Сербии был бы оплот, который невозможно разрушить.
Третья мысль - опираться в первую очередь на Россию, ее могучий голос в мировой политике. Мы не видим, кто в мире мог бы быть более искренним союзником Сербии, вдобавок со статусом сверхдержавы.
В-четвертых, в чем согласились бы все неформальные вожди сербов КиМ, - я думаю, что активность сербов на Косово и Метохии возрастает через гражданский отпор оккупации. Поэтому сербам нужно, чтобы они что-нибудь организовали без всякого влияния белградских властей, пакта НАТО или сепаратистов с КиМ. По моему мнению, нужны в первую очередь культурные мероприятия. Тут желательна помощь России, ее патриотических организаций, отдельных личностей.
Подумайте, если бы были устроены сербско-русские школы в сербских анклавах для талантливых учеников; если бы было больше фольклорных мероприятий с участием сербов из Республики Сербской, Черногории, Вардарской Македонии; если бы немного постарались университеты, культурные организации из России, непосредственно помогая сербам Косово и Метохии, не озираясь на представителей предательской власти в Белграде, представителей Церкви, которые не идут путём св. Саввы и других сербских святителей; если бы установили какой-то памятник, например, - св. Царю Николаю в Штрпце или в Грачанице?
Все перечисленное действовало бы на нас, сербов с КиМ, как громадный моральный толчок, содействовало бы поражению всеобщей апатичности, господствующей среди сербов из-за предательской роли правительства в Белграде.
В самом конце мы имеем то, что у нас недавно случилось, то, что очень важно поддержать - Скупщину Автономного края Косово и Метохии. С восстановлением той Скупщины сербы сделали последнюю попытку приостановить распад Сербии. Существованию, учреждениям Автономного края КиМ крепко противостоят НАТО, сепаратисты из Приштины и предательская власть в Белграде. Эта Скупщина всяческими способами атакуется со стороны врагов Сербии. Депутаты Скупщины непременно будут мишенью разных откровенных и прикрытих давлений - чтобы они поколебались, приняли интеграцию в албанское лжегосударство, чтобы Скупщину сделали нефункциональной.
Скупщину поддерживают все сербы, за исключением тех, кто принял измену и капитуляцию. «Голос Косово и Метохии», так же, как представители других движений, о которых мы упоминали, единодушны в этой поддержке, считая, что успешное функционирование Скупщины - последний шанс для защиты целостности нынешней Сербии.
Перевод - Драган Бунарджич