itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг»

Н.В.Гоголь об искусстве и художнике в повести «ПОРТРЕТ»

0
3065
Время на чтение 16 минут

И от всякого,

кому дано много,

много и потребуется.

Лк.,12,48.

Чтобы творить красоту,

нужно самому быть

прекрасным.

Н.В.Гоголь

Искусство как особый вид творческой деятельности человека помогает нам увидеть красоту окружающего мира, запечатленную в красках живописи, в мраморе скульптуры, в таинственных звуках музыки, глубинных недрах поэтического слова...

Каждый, владеющий особым Даром свыше, дорожит им, стараясь умножить его подвигом своей жизни. Но почему одни произведения искусств доставляют нам только эстетическое наслаждение, а другие в силах оказывать влияние на наш разум и обращать сердце к вечным проблемам: смыслу бытия, тайне человеческой жизни, бессмертию души?

К чему же призван Богом каждый художник, владеющий бесценным сокровищем - талантом? И каково назначение искусства в этом мире - служить красоте или открывать Истину?

Обратившись к повести Н.В.Гоголя «Портрет», можно найти ответы на все эти вопросы.

1. Назначение искусства и образ художника в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

1.1. Две редакции «Портрета»

1840-й год...Гоголь в очередной раз покидает Отечество, и во время путешествия по Европе он останавливается в Вене. Здесь он испытывает «радость и сладкий трепет» - к нему возвращалось вдохновение после российских хлопот и неприятностей, связанных с тяжелыми финансовыми затруднениями и заботами о родных и близких. И вдруг страшный недуг поражает писателя: никогда еще смерть не подходила к Гоголю так близко и никогда он еще не ощущал такого панического ужаса перед ее тенью. Он бросает все и, полуживой, уезжает в Рим. Оттуда напишет в Россию: «Если бы еще раз воскреснуть мне...». «Мне бы два года теперь... только два года...» - просит он робко у жизни [ 5,286].

И Господь дает ему это время. «Вся жизнь моя отныне - один благодарный гимн Богу!» - восклицает Гоголь позже [5,288]. Как благодарность за отпущенные годы он рассматривает теперь и саму жизнь свою, и свое призвание, и труд свой. Отныне труд этот как бы не принадлежит ему - он весь расплата и счастливая дань тому, кто продлил эти дни, кто указал ему на оставшуюся часть дороги и на сам путь. Мысль эта и становится главной идеей второй, римской редакции повести «Портрет», датируемой 1842 годом.

«Многое списано здесь с Италии, с ее натуры и фактуры, обогащено опытом знакомства с ее живописью и природой. Это и картины Рафаэля, и неутомимые труды по копированию классиков итальянского Возрождения, дающие ему возможность выработать свой цвет и свою линию. Италия дает ему возможность творить, теперь есть «невидимая рука», которая словно ведет его», - пишет об этом периоде И.П. Золотусский в книге «Гоголь»[ 5,287]. «Всякий перелом, посылаемый человеку, чудно-благодетелен, ─ признается Гоголь после Венского кризиса. ─ Это лучшее, что только есть в жизни».

И если в «Портрете» 1835 года автор, увлекаясь апокалиптическими настроениями, пытается проследить, как антихрист воплощается в людях, овладевая их душами, и как зло входит в мир, то во второй редакции это религиозно-мистическая тайна уступает место другой тайне - тайне художника и его страшной ответственности за свой талант, ибо он дар Божий. Приемля этот дар, художник призван поставить его на службу Творцу. Талант - это невидимый союз, завет, заключаемый с Богом. Одна из евангельских притч призывает вернуть данный талант «десятирицею» (Мф.,12, 15-28).

1.2. Проблема взаимоотношения художника и толпы. Традиции А.С.Пушкина в творчестве Н.В.Гоголя.

Таким особым даром свыше обладает Чартков, герой повести «Портрет», о котором Гоголь пишет, что он «был художник с талантом, пророчившим многое: «вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, гибким порывом приблизиться к природе» [3,133].

Но и с талантом человек может стать ремесленником, если не будет приумножать его. В Евангелие от Матфея « приемший талант, отходя, закапывает его в землю и скрывает деньги господина своего. Зарыть талант в землю - значит полученное дарование запутать в земных делах, не желать приобретения духовного, никогда не возвышать сердца от земных помыслов»[15 ,288].

Чартков нетерпелив и выражает недовольство необходимостью трудиться, его тяготит бедность, и он часто жалуется на « отсутствие и нехватку денег», завидуя «заезжим» иностранным живописцам, скапливающим себе «вмиг денежный капитал»; его уже начинает тянуть свет, и его учитель видит на нем то щегольской платок, то шляпу с лоском. Молодой художник мечтает о славе и обладает «гордым внутренним сознанием».

За каждым вышеупомянутом настроением и поступком Чарткова спрятаны страсти, поселившиеся в душе художника, которые и начинают хозяйничать во святая святых человека. И главенствуют среди них гордыня и тщеславие, о последствиях действий которых предупреждают в своих трудах все святые отцы Церкви. «Мы сами разграбляем свое богатство, в горних обителях хранящееся. Вот новое бедствие, новое, необыкновенное зло! Его не истребляет моль, его не расхищает тать, но разграбляет тщеславие», ─ пишет святитель Иоанн Златоуст [11,553].

В душу человека, находящегося в состоянии гордыни, свободно входит враг, искуситель рода человеческого, гордый демон и заключает сделку с целью поставить данный от Бога талант себе на службу, в конечном же счете ─ направить против Бога.

Поэтому сама покупка Чартковым на последние деньги портрета ростовщика, чьи глаза, «словно вырезанные из живого человека», и деньги, выпавшие из рамы, ─ были явным предложением сотрудничества. Соблазн оказался слишком велик ─ и Чартков не устоял...

Обладатель «золотой кучи» теперь стал слышать внутри себя «другой голос», который предлагал ему раннее недоступные, но вожделенные сокровища земные. Следуя его советам, Чартков «оделся с ног до головы», нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепную квартиру на Невском проспекте, окружил себя невиданной роскошью....

Вскоре у него появляются заказчики. Сначала, приступая к работе, Чартков хочет выразить в портрете высокое торжество истины, но вскоре ему приходится делать выбор: или остаться верным своему таланту, своей манере, или поступиться совестью, чтобы угодить вкусам заказчика. И если за первый портрет, на котором приукрашено изображение в ущерб правде, его «грызет совесть», то второй, третий и все остальные его произведения, так высоко оплачиваемые, уже не смущали его душу. Апостол Павел предупреждает нас: «Желающие обогатиться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают человека в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6,9-11).

Герой Гоголя становится модным и, как подчеркивает автор, «самодовольным художником». Это становится началом его падения: идя на поводу у заказчиков, он постоянно «истреблял в себе вдохновение», и оно, «наконец, отвыкло навещать его».

Великий русский философ Иван Александрович Ильин в своей статье «Искусство и вкус толпы», исследуя проблему творчества, приходит к важнейшим выводам: «Художник должен творить свободно ─ без оглядки на толпу, без заботы о ее модах, вкусах, вожделениях и претензиях. Он должен помнить, что созданное совершенство воспитывает вкус толпы и возносит душу человека, но что вкус толпы снижает и опошляет художественное творчество. Художник призван вести; он никого не поведет, если сам побежит за толпой. Где-то в глубине своей души, в самом начале своего творчества, он должен дать трепетную клятву служить Богу, а не человекам; осуществлять художественный закон, а не угодничать перед людьми»[ 6,260].

В решении этой проблемы - взаимоотношения художника и толпы - Гоголь идет вслед за А.С. Пушкиным. В стихотворении «Пророк» Бог посылает своего вестника-поэта не учить народы, а «глаголом жечь сердца людей», потому что научить духовности нельзя, но приобщить народ к жизни Духа, к истине обязано искусство, цель которого поэт выразил в своих знаменитых строчках: «Мы рождены для вдохновенья,/ для звуков сладких и молитв...». Пушкин назвал этот путь «благородным подвигом», потому что поэт отказывается от мирских соблазнов ради своего высокого служения.

1.3. Тайна художника, или трагедия Чарткова.

«Искусство служит не только одному наслаждению, а является особым путем к преображению мира, что выше художника в творце всегда должен стоять человек, что нет и не может быть таких художественных задач, которые человек должен выполнять раньше своих человеческих задач», - пишет протоирей Василий Зеньковский в своей работе «Н.В.Гоголь в его религиозных исканиях» [10,35 -36].

Преступное небрежение художника к своему внутреннему человеку, нравственная неразвитость, неспособность к духовной брани, к покаянию и преображению души завершается трагедией: Господь забирает свой талант у недостойного его человека. Остаются одни страсти, которые и умерщвляют душу.

Чартков, теряя вдохновение и не веря больше в «откровения свыше», постепенно впал в равнодушие не только к искусству, но и ко всему вообще - к жизни в целом. С утратой таланта художник теряет и наслаждение, только ему одному известное, потому что «слава не может дать вдохновение тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением» [14,135].

Страх Божий подменяется страхом человеческим. Схиархимандрит Иоанн Маслов в « Симфонии по творениям Тихона Задонского» пишет: «... боятся лишиться богатства, славы, чести, но не боятся лишиться вечных благ, славы и утешения райского... Страх плотский занимает и сокрушает сердце» [12,283]. Гоголь с особым, только ему свойственным мастерством, создает великую трагедию гибели души художника, духовную смерть личности.

1.4. Мотив зависти в повести «Портрет».

Лишь одно событие способно потрясти Чарткова. Однажды на выставке в Академии художеств он видит картину своего бывшего товарища, вернувшегося из Италии. Гоголь пишет, что это произведение было «божественно», как талант, как гений, очевидно, потому, что художник служил Творцу. Да, это было « мгновение, но то мгновение, которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление»[ 2,282].

У Гоголя художник, поразивший Чарткова своей верностью Идеалу, начинает приобретать черты великого русского живописца А. Иванова, а «божественный сюжет» его картины - сюжет « Явления Мессии». Иванов, работая много лет над этим произведением, молил Бога о ниспослании ему помощи Божией, лил слезы в тишине, прося у Него сил исполнить Им же внушенную мысль... «Видно было, как все извлеченное из внешнего мира художник заключил сперва к себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его ввысь одной согласной, торжественной песнью», - таково было впечатление Гоголя от этой картины , увиденной им в Риме[ 2,283].

Валерий Лепахин в статье «Кузнец Вакула, художник Чартков и монах Григорий - иконописец» сравнивает картину, присланную из Италии с невестой. «Чартков же, - пишет исследователь,- ставящий свой талант другим целям, изменяет Богу...» [ 7,179]. Он не может вымолвить ни слова перед этой картиной: «душа-блудница» бессильна произнести хулу на невинность, чистоту и верность. Чартков мучительно жалеет о своем загубленном таланте, пытается раздуть оставшиеся в душе малые искорки Божьего дара: он решает написать картину «Отпадший ангел», имея в виду себя, отпавшего от любви Божией...

Вспомним события Евангелия: Бог принимает лишь «раскаявшуюся блудницу» [7,179], у Чарткова же нет и следа покаяния. Он завидует успеху бывшего своего товарища, чисто по-человечески жалеет о своем загубленном таланте только потому, что с завистью видит: его слава в сравнении со славой товарища - ничто. «Им овладела ужасная зависть - зависть до бешенства» - пишет Гоголь. «Отпадший ангел» не осознает всей глубины своего падения. Изобразить задуманное он не может, ибо ему не известно чувство покаяния. «От гордости начинается зависть, от зависти - ненависть, от ненависти - злоба; злоба же к неблагополучнейшему приводит концу», - говорит св. Тихон Задонский [12,383].

Отсутствие живой веры в Бога как источника всякого блага и готовности обратиться ко Творцу в чувстве покаяния приводит Чарткова к краху: художник возненавидел искусство. Он начинает скупать все талантливые произведения и уничтожать их с «бешенством» и с «адским» наслаждением. Этим Чартков полностью подтверждает свой разрыв с Богом. Деньги играют роковую роль в его жизни: в начале они стали причиной гибели его таланта, сейчас он использует их на то, чтобы уничтожать талантливые произведения других художников. Фактически он возвращает деньги тому, от кого их получил. Так Гоголь подчеркивает: сделка с дьяволом ведет к пустоте и опустошению, погружает человека в небытие.

Смерть Чарткова была ужасна: «труп его был страшен». Но даже в предсмертном безумии ему мерещился злополучный портрет и чудились «страшные, живые глаза».

2. Иконописец Григорий и путь искупления греха. Н.В.Гоголь о чистоте души художника и его высокой ответственности за свое творчество.

Во второй части повести Гоголь дает предысторию портрета ростовщика, погубившего Чарткова, и повествует еще об одном художнике - иконописце Григории. Проблемы соотношения живописи и иконописи, светского и церковного искусства нашли здесь свое достойное решение. С.П. Шевырев полагал, что в «Портрете» автор «так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта» (письмо к Гоголю от 23 марта 1843 года) [ 9,655].

Автор злополучного портрета был талантливым художником и имел известность, причем не случайную и не ложную. Гоголь подчеркивает, что это был «художник, славившийся в тогдашнее время своими действительно прекрасными произведениями» [ 3,292].

«Иконописец, каких мало, одно из тех чуд, которое извергает из непочатого лона своего только одна Русь» [3,129], он сознательно делает выбор между светской и религиозной живописью, пишет только для церкви, потому что картина, приносящая славу и деньги, не способна дать человеку главное - молитву, моление о спасении своей души и спасении ближних. «Не в гостиную понесу я мои картины, их поставят в церкви. Кто поймет меня - поблагодарит, не поймет - все-таки помолится Богу»[3,100]. «И внутреннее чувство, и собственное убеждение обратили кисть его к христианским предметам, высшей и последней ступеней высокого» [3,98].

Согласно второй редакции иконописец мечтает о натурщике, с кого он хочет изобразить на картине «духа тьмы». И именно после таких мыслей и появляется сам ростовщик. Перед началом работы в голову иконописца закрадываются сомнения:

«Если я хоть вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!...» [3,133].

Страшно сказано, но верно: «Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвой своего перерождения: превращается в средство служения этому духу», - пишет М.М. Дунаев в книге «Православие и русская литература» [4,422].

Искусство способно нести зло и беды в мир. Святитель Василий Великий пишет: « Искусства сами по себе не добродетели, но по произволению пользующихся ими склоняются на ту или иную из противоположных сторон» [13, 276].

Но все же с « тягостным, тревожным чувством» иконописец заканчивает портрет, находясь во власти жадного «демонического» вдохновения. Позже он видит, что он написал, но поздно: портрет начинает жить своей собственной жизнью, независимой от художника. Самое мучительное воздействие портрета состояло в том, что он поднимал со дна души человека все, что оставалось там греховного, все, что человек выгоняет из себя и истребляет в себе «благородными подвигами». Теперь все это силилось выйти наружу и «развиться во всем своем порочном совершенстве» [3,97].

Гоголь вводит во вторую часть «Портрета» параллельный мотив зависти. Иконописец начинает завидовать славе одного из своих любимых учеников и добивается, чтобы у того отняли заказ на картину для новой церкви и объявили открытый конкурс. На конкурс же представил свое произведение, желая победить ученика. Так «зависть благополучие ближнего своего считает своим неблагополучием», - говорит св. Тихон Задонский [12,656]. Однако вслед за замечанием одного духовного лица он с ужасом убедился, что в изображенных им лицах не было святости, а в глазах было нечто демоническое, что он «почти всем фигурам придал глаза ростовщика». Художник хочет уничтожить этот злополучный портрет, но не может. После сожжения портрет оказался в красном углу, где всегда находились только иконы. «Портрет является антииконой: он не воюет против иконы, но хочет закрыть ее, предлагает себя вместо иконы, «выдает себя за нее», - отмечает В. Лепахин [7,188]. Художник не может уничтожить созданное им, и портрет остается на гибель и страдание людям.

Чтобы исправить свою ужасную ошибку, художник встает на путь искупления, путь расплаты за свой грех - и он платит за него гибелью своей жены и сына. Меняется и собственная жизнь иконописца: он удаляется в пустынную северную обитель, где годами покаяния и отречения от всего мирского приближается внутренне к новой истине, к истине познания красоты добра, заключенной в божественном образе. «Настоятель монастыря, узнавши об искусстве его кисти, требовал от него написать главный образ в церковь. Но смиренный брат отказывается наотрез, говоря, что он недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен очистить свою душу, чтоб удостоиться приступить к такому делу» [2,105].

Согласно святоотеческой традиции изображать на иконе лики Господа, Его Пречистой Матери или святых может только человек, имеющий личный опыт духовной жизни во Христе. Иконописец удаляется в пустынь, становится отшельником, принимает на себя новые подвиги, примеры которых, пишет Гоголь, «можно найти разве в одних житиях святых». « В строгом посте и молитве, в глубоком размышлении и уединении приготовлялся он к своему подвигу» [ 2,189], к писанию иконы Рождества Христова, которая бы искупила его грех. И божественное вдохновение посетило его: « Я чувствовал, что высшая сила осенила меня, и ангел возносил мою грешную руку» [2,301].

В сознании Гоголя художественное творчество и монашество были тесно взаимосвязаны. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» писатель говорит о художниках, которые «отдавались своему делу, как монах монастырю». В статье «Искусство есть примиренье с жизнью», рассуждая о святости искусства, автор утверждает, что уже в начале своего поприща он чувствовал в себе стремление не связывать себя семейными и другими узами. Сохранилось много свидетельств современников писателя, что, начиная с 1840-х годов, Гоголь не раз собирался уйти в монастырь.

После написания иконы Рождества Христова «страшный образ ростовщика перестал навещать его». Вдохновение свыше помогло иконописцу создать произведение, которое становится искуплением его греха против искусства, против Бога, такое произведение, которое вытесняет портрет в небытие.

«Человек сотворен по образу и подобию Божию» (Быт. 1,26). Вернуть это утраченное в грехопадении подобие Божие, «расчистить» в себе образ, затемненный грехом, - цель монашеской жизни. По этому пути и пошел автор портрета, монах Григорий. Когда сын после долгой разлуки приехал к нему за благословением перед отъездом в Италию - «лучшую мечту двадцатилетнего художника», то перед ним предстал «прекрасный, почти божественный старец». «Светлый лик» его сиял «светлостью небесного веселия. Белая, как снег, борода и тонкие, почти воздушные волосы рассыпались по складкам его черной рясы...». Сын приезжает к отцу как наследник его дела, чтобы, выслушав рассказ о страшном опыте страдания, выйти на свою светлую дорогу. «Спасай чистоту души своей, - скажет ему отец.- Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится» [2,108]. Старец вторит словам Спасителя: «И от всякого, кому дано многое, многое и потребуется» (Лк.,12,48).

В финале повести, пока сын иконописца рассказывает историю рокового произведения искусства, портрет исчезает, но не навсегда. Он затаивается, чтобы, выждав удобный случай и подходящего человека, опять проявить свою демоническую силу. Писатель еще раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает хранить прежде всего чистоту сердца, «бодрствовать» над душой, как делал это в монастыре Григорий - иконописец («Григорий» обозначает «бодрствующий»). Главным в повести «становится забота о сохранении чистоты души художника» [9,654].

Гоголь говорил: «Чтобы творить красоту, нужно самому быть прекрасным; художник должен быть цельной и нравственной личностью; его жизнь должна быть столь же совершенна, как и его искусство. Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг. Чтобы исполнить долг перед человечеством, возложенный на него, писатель должен просветить и очистить свою душу [ 8,90].

Встав однажды на путь нравственного совершенствования, писатель остался верен этой идее до конца своей жизни, проявив незаурядное мужество настоящего христианина в достижении «чистоты душевной», «небесной красоты нравов».

Этому способствовала строгость его жизни, граничащая с аскетизмом, жертвенное служение своему делу, высокое стремление освятить искусство, назначение которого, по мнению Гоголя, служить «незримой ступенью к христианству», «подножием» храма, ибо современный человек «не в силах встретиться прямо со Христом» [1,185].

В оправдание истинного искусства, освещающего путь человека к Богу, сказаны в «Портрете» удивительные слова: «Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всею страстью... Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу». Так в повести «Портрет» определена программа жизни и творчества художника, раскрыта тайна самого Гоголя.

Прослеживая духовный путь Гоголя, Константин Мочульский писал: « Увидев в призвании художника путь ко спасению души, Гоголь покорно до могилы донес страшную тяжесть своей ответственности. Эта тяжесть и стала главной причиной столь ранней смерти великого русского писателя» [8,185].

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22 (г.Сергиев Посад)

Литература

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

2. Воропаев В.И. Нет другой двери... Евангельский текст в русской литературе 18-20-х веков. Петрозаводск. 2001.

3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7-ми томах. Том 3. М. 1999.

4. Гоголь Н.В. Петербургские повести. Ленинград. 1978.

5. Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2. М. 1997.

6. Золотусский И.П. Гоголь. М.1979.

7. Ильин И.А. Искусство и вкус толпы. В сб.: Одинокий художник. М. 1993.

8. Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе 11- 20 вв. М. 2005.

9. Мочульский Константин. Духовная биография Гоголя. В сб.: Гоголь и Православие. М. 2004.

10. Православная энциклопедия. Том 11. М. 2006.

11. Протоиерей Василий Зеньковский. Н.В. Гоголь в его религиозных исканиях. М. 2004.

12. Свт. Иоанн Златоуст. Алфавит духовный. М. 2005.

13. Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Том 1,3. М. 2003.

14. Свт. Василий Великий. Примите слово мое... М. 2005.

15. Уроки литературы. Сущность искусства в понимании Н.В. Гоголя. М. 2004.

16. Свт.Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения. М., «Паломник»,1999

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг»

Согласно святоотеческой традиции изображать на иконе лики Господа, Его Пречистой Матери или святых может только человек, имеющий личный опыт духовной жизни во Христе.

А иначе это богохульство. Спасибо. Хорошее повествование о великом Н.В.Гоголе.
Адриан Роум / 04.04.2013, 21:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Щелкунова
Уроки преподобного Сергия
Ко дню памяти печальника Земли Русской
17.07.2013
Проблема счастья, или лишний человек в русской литературе
Заметки учителя литературы после прочтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
05.06.2013
Весна души
О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе
26.04.2013
Все статьи Светлана Щелкунова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04