itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К вопросу о возрождении педагогической традиции. Уроки трагедии в московской школе

0
1060

Трагедия в московской школе обнажила вопиющую проблему современной российского образования: конфликт многовековой педагогической традиции и навязанного 7-8 лет назад нового формата государственной итоговой аттестации. ЕГЭ сегодня является беспощадным диктатором и законодателем образовательного процесса, в котором духовно-нравственное, интеллектуальное развитие и психическое здоровье детей не являются приоритетными направлениями, хотя и шумно декларируются. Школа, будучи в состоянии заложницы, действительно, обеспокоена только одним – успешными показателями сдачи ЕГЭ. Она находится в полной зависимости от рейтингов и многочисленных мониторингов разного толка.

В таких условиях воспитательный процесс занимает очень скромное положение, что противоречит «Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина Российской Федерации», принятой в 2009 году и являющейся одним из основных документов Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. В очень непростом положении оказался сегодня и учитель. Занятый насущными проблемами освоения информационного образовательного пространства, пресловутыми электронными дневниками, широко распространяющимся дистанционным обучением, педагог (детоводитель) «удаляется» от ребенка: теряется связь времен, нарушается процесс передачи новым поколениям «разумного, доброго, вечного …», на котором всегда стояло, как на камне, здание русской педагогики. Иссякает тот живоносный родник знаний, который питал не столько ум, сколько утолял «духовную жажду» ребенка в старые добрые времена традиционного обучения.

Будем ждать новых трагедий или будут приняты наконец адекватные меры по возрождению нашей родной школы?

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22, методист Учебно-методического центра образования (г. Сергиев Посад)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Андрею Карпову

Андрей,простите,произошла техническая ошибка с текстом вашего комментария. А спросить Вас я хотела вот о чем: разве школа,в которой ребенок находится полжизни не является важнейшим социальным институтом и разве она не создает информационное пространство?Странно,что Вы отделяете школу от общества.

15. Ответ на 6., Андрей Карпов:

Ну вот, стали всплывать подробности.Семья подростка-убийцы была православной. Ребенка приучали к молитвам, он говорил о православии в школе и "высмеивал другие религии" (слова одноклассника). Родители старались, чтобы ребенок хорошо учился, готовили его к поступлению в МГУ. Вероятно, пережали.Перед Новым годом родители отняли у сына игровую приставку Х-box360, которую он ждал полгода, заявив, что отдадут ее летом, а сейчас надо учиться. В минувшую субботу, по словам друга подроста, тот серьезно поругался с отцом и матерью и заявил, что "пересмотрел свои взгляды на жизнь". "Так и сказал: я потерял веру и цель", - передал юноша слова стрелка.__________Какие выводы из этого можно сделать? Подросток попал в когнитивный диссонас. Ценности, которые ему пыталась привить семья, пошли вразрез с теми ценностями, которые приняты в обществе. Ребенка взорвало. Он тяготел к власти. Ему нравилось писать рассказы о том, как распоряжаться жизнью других людей. Это как раз то, чего он нахватался из информационного пространства. Плюс компьютерные игры...Мы сейчас находимся в преддверии вступления в совершеннолетие (и экономическую зрелость) поколения детей тех, кто пришел к вере в постсоветские годы. И этим ребятам тяжелее всего. Поскольку у них вера - не обретенная, а наследованная. Это - поколение когнитивного диссонанса. В тихом случае они просто теряют веру. Таких громких трагедий много не будет. Но когнитивный диссонанс - это общее состояние.Общество может жить двоемыслием, когда говорится одно, а делается другое. А юношеский максимализм к этому не способен. Если мы не изменим общество (не воспитание в школе! А информационную среду, всё публичное пространство), мы потеряем наших детей, а возможно и будущее русского Православия.

14. Ответ на 12., Барашек:

Меня поражают родители. Ведь они СВОИМИ руками покупают детям первые игры. Сами не могут отказаться от телевизора. а потом ищут виноватых. Дорогие родители, те, кто так поступает! Вы безответственные и преступные люди. Вы виноваты перед своими детьми и обществом, а не перед вами кто-то.Ничего плохого в телевизоре, компьютере, пистолете "Кольт", пулемете "Максим" или иной технике нет изначально. Плохое передается по наследству от человека к человека. Извините, но если еще вчера по надуманным обвинениям казнили тысячи священников и десятки епископов, если вчера уничтожили здесь, в нашей стране казачество, крестьянство, дворянство, что мы хотим иметь? На советской "духовности" всеобщее благо не построишь... .

Я что, говорила, что есть нечто плохое в технике? Но неужели Вы храните дома в рабочем состоянии "Максим"? Это смело...
Lucia / 06.02.2014, 21:31

13. Выдумка

А мне кажется, что про православную семью - это заказная выдумка журналистов. Вброс.
Незабудка / 06.02.2014, 19:44

12. Ответ на 7., Метафора :

Меня поражают родители. Ведь они СВОИМИ руками покупают детям первые игры. Сами не могут отказаться от телевизора. а потом ищут виноватых. Дорогие родители, те, кто так поступает! Вы безответственные и преступные люди. Вы виноваты перед своими детьми и обществом, а не перед вами кто-то.

Ничего плохого в телевизоре, компьютере, пистолете "Кольт", пулемете "Максим" или иной технике нет изначально. Плохое передается по наследству от человека к человека. Извините, но если еще вчера по надуманным обвинениям казнили тысячи священников и десятки епископов, если вчера уничтожили здесь, в нашей стране казачество, крестьянство, дворянство, что мы хотим иметь? На советской "духовности" всеобщее благо не построишь... .
Барашек / 06.02.2014, 19:05

11. Re: К вопросу о возрождении педагогической традиции. Уроки трагедии в московской школе

И А Карпову ответ потерялся. А я так старалась. Не найдется, заново писать нужно?
Lucia / 06.02.2014, 18:21

10. не согласен с автором

Проблемы кроются не в экспериментах с ЕГЭ. ЕГЭ - это отдельная история из серии "хотели как лучше, получилось как всегда". Проблемы - в отступлении еще советской школы от многовековой российской традиции, в основе которой было православие, а именно: Закон Божий в школе. Закон Божий был главным предметом. Учителя же в царской российской школе, почти одни мужчины, имели собственную гражданскую позицию. Только гражданин с независимой гражданской позицией, а не патриот а ля советский (патриот не Родины, но режима) может воспитать настоящего гражданина, мужчину. Советская училка женского и мужского пола может не воспитывать, а лишь имитировать воспитание через различные мероприятия. Вторая проблема - всеобщая ложь с так называемыми "нормальными" оценками. Как известно, советский и нынешний учитель не может поставить объективную оценку "1" или "2" в аттестат или по итогам года. Как результат, дети видят постоянную ложь, когда всякие бездельники все одиннадцать лет обучения тянутся за уши, то есть на "троечку". В царской школе можно было выпустить ученика со справкой, то есть с "двойкой" в аттестате. В нынешней школе нельзя. Можно ли воспитывать будущего гражданина на такой вот лжи? Нельзя. Еще одна проблема нынешней школы: воспитание по советскому принципу коллективизма, то есть в воспитании коллективом, когда подавляется личность, и отличники зачастую выглядят белыми воронами на фоне всеобщей серости и "единообразия". При этом самое страшное, что порой учителя заискивают перед "серостью", порой подавляя и ломая души лучших учеников для повышения своего "авторитета" перед серостью. Важной проблемой является приниженное положение учителя в нынешней школе. Как и в советское время, над учителем и его творческой работой по-прежнему довлеет мертвяцкой хваткой удавка чиновничества от образования. В царской школе учитель сам был государственным чиновником, имел соответствующие чины и карьерный рост, при этом многие учителя имели такой чин, что не им, а чиновнику приходилось шапку перед учителем ломать. К сожалению, в советской школе учителям стали присваивать вместо чинов отличия, более подходящие артистам сцены. Учитель - не артист, и не клоун.
Барашек / 06.02.2014, 17:52

9. Ответ на 8., Андрей Карпов:

У меня много детей. Они не таскаются по улицам, лучше многих взрослых разбираются в психологии, политике и причинах, по которым следует беречь глаза и уши. Возможно, этому помогает отсутствие двойных стандартов в семье - дедушки, бабушки, папа и мама ведут себя в соответствии с теми же требованиями. Не смотрят телевизора, не играют в игры и всегда находят время для детей. Понятно, если у детей кроме школы нет других занятий - им остается мерзнуть у витрины. И не говорите мне, что этого дорого. ПОЛНО всего бесплатного, нужно только чуть-чуть потрудиться и это найти. Кстати, пока дети стояли у витрины, что родители делали? Не заметили, что детей дома нет?
Lucia / 06.02.2014, 12:52

8. Ответ на 7., Метафора:

Я бы сделала иные выводы, недели А.Карпов. Вначале родители приучили его к играм, потом отняли. С тем же успехом они могли приучить его к водке или наркотикам, а потом отнять. Вот вам и диссонанс. Меня поражают родители. Ведь они СВОИМИ руками покупают детям первые игры. Сами не могут отказаться от телевизора. а потом ищут виноватых. Дорогие родители, те, кто так поступает! Вы безответственные и преступные люди. Вы виноваты перед своими детьми и обществом, а не перед вами кто-то.

Сколько Вам лет, простите? Есть ли у Вас дети? Ваша реплика тянет лет на 20 - 25 максимум... Кто-то из батюшек приводил такой случай... Его знакомые поймали детей, что они стали позже приходить из школы. Оказывается, они останавивались у магазина, где продаются телевизоры, и смотрели, что там показывают... Потому как дома им смотреть что-либо запрещали. И они мёрзли на улице, вкушая запретный плод... Вопрос на самом деле очень сложный, чтобы его решить простым запретом. Ребенок ведь будет ходить в гости, чтобы играть там. Гланое ведь - не запретить, а сформировать правильное отношение, чтобы дитё само могло правильно ранжировать ценности. Рано или поздно ребенку надо будет дать телефон. Сегодняшнее образование всё больше требует дистанционных вещей, ребенка придется сажать за компьютер... Какой выход? тотальный контроль? А ведь когда-то этот тотальный контроль надо будет снимать... Стрелявший учился уже в 10-м классе! Это - ещё контролируемый возраст или уже человек должен уметь жить, выстраивая свой образ жизни самостоятельно? Нет, запретом ничего не добьёшься. Если ребёнок вожделеет игровую приставку - это уже прокол воспитания. Но иногда её действительно уже нельзя не купить... Хотя дальше будет ой как непросто... Родители, конечно, в данном случае пережали... Но речь - не о них. В каждую родительскую голову не влезешь. Это уже будет ювеналка. Но вот что может общество - так это создать среду, в которой позитивное поддерживается, а не как сейчас - когда любая проповедь правильного поведения опрокидывается реальной системой социальных координат.
Андрей Карпов / 06.02.2014, 12:25

7. Re: К вопросу о возрождении педагогической традиции. Уроки трагедии в московской школе

Я бы сделала иные выводы, недели А.Карпов. Вначале родители приучили его к играм, потом отняли. С тем же успехом они могли приучить его к водке или наркотикам, а потом отнять. Вот вам и диссонанс. Меня поражают родители. Ведь они СВОИМИ руками покупают детям первые игры. Сами не могут отказаться от телевизора. а потом ищут виноватых. Дорогие родители, те, кто так поступает! Вы безответственные и преступные люди. Вы виноваты перед своими детьми и обществом, а не перед вами кто-то.
Lucia / 06.02.2014, 11:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Щелкунова
Уроки преподобного Сергия
Ко дню памяти печальника Земли Русской
17.07.2013
Проблема счастья, или лишний человек в русской литературе
Заметки учителя литературы после прочтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
05.06.2013
Весна души
О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе
26.04.2013
«Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг»
Н.В.Гоголь об искусстве и художнике в повести «ПОРТРЕТ»
03.04.2013
Все статьи Светлана Щелкунова
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30