В канун славного юбилея - 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского я вспоминаю слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, произнесенные им в 1998 году на Международных Рождественских образовательных чтениях. Он сказал: «Важнейший вопрос педагогики не только в том, чтобы напитать детей знаниями, но - как и какой водой хотим мы утолять их жажду духовную, и есть ли у нас вода живая?»
Более десяти лет в образовательном пространстве нашего района, освященном светлым образом великого русского святого, уделяется самое серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию и просвещению подрастающего поколения. Изучение основ православной культуры, уроки Духовного краеведения Подмосковья, интеграция духовно-нравственной составляющей в программы дисциплин гуманитарного цикла, творческий потенциал системы внеклассной работы и дополнительного образования создали ту благодатную атмосферу постижения сущности и смысла исторических событий России и приобщения к высочайшим образцам отечественной культуры, которыми богат наш город, наш край.
Уроки нравственности в школах Сергиево-Посадского района стали традиционными, что свидетельствует об искреннем стремлении учителей помочь своим воспитанникам разобраться в сложных вопросах современной жизни, познакомить их с вечными личностными ценностями, которые определяют «самостоянье человека, залог величия его». Это высокая воспитательная миссия всегда была основополагающей в педагогической системе русской школы, базирующейся на лучших традициях отечественного образования, сформированных в недрах святоотеческой мудрости.
Такими уроками нравственности стали для наших детей уроки изучения жития преподобного Сергия на уроках литературы. С одной стороны, юные жители Сергиева Посада должны знать историю жизни великого святого, основателя родного города, с другой - чтение детьми житийной литературы всегда было благочестивой русской традицией, определяющей нравственный вектор развития личности.
Чем же может обогатить юную душу знакомство с личностью преподобного Сергия?
Житие преподобного Сергия - это рассказ о том, как стать Святым; это уроки, помогающие детям не только увидеть и понять красоту совсем иных, часто совсем не известных им свойств души, но открыть смысл и цель человеческой жизни.
Читая житие, дети прослеживают путь, а вернее, восхождение от отрока Варфоломея к преподобному Сергию, знакомятся с такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Мудрость, Подвиг и другими, которые в совокупности являют школу святости.
Первый урок Преподобного - это урок смирения. Как было обидно терпеть незаслуженные упреки и наказания от учителей и непонимание родителей, когда при всем старании Варфоломею не давалась грамота, пока не явился ангел в образе старца и не благословил чадо читать слово Божие. Варфоломей превосходно усвоил урок: если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи свыше, то что говорить о высочайших деяниях и подвигах, поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой к Богу.
Второй урок - урок послушания родителям. Как ни хотел Варфоломей еще при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. И только после 40-дневной молитвы об упокоении их душ Варфоломей уходит на гору Маковец, являя нам великий образец сыновней любви.
Третий урок - урок терпения и верности выбранному пути. Оставшись один после ухода из пустыни старшего брата Стефана в Москву, юный Варфоломей претерпевает все скорбные обстоятельства пустынножительства: зной, стужу, голод, страх от диких зверей и темной силы, но любовь к Богу и желание послужить ему на этом месте преодолевают все испытания - и, укрепившись духовно, Варфоломей в монашеском постриге принимает имя Сергий.
Четвертый урок - урок необыкновенного трудолюбия. Сын ростовского боярина, Варфоломей с детства был научен плотницкому ремеслу. Он вместе с братом Стефана срубил в лесу первую деревянную церквицу во имя Пресвятой Троицы. Будучи игуменом монастыря, он трудился больше всех и служил всем: носил для братии воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пек хлеб, возводил монастырские постройки. Русский живописец Михаил Нестеров посвятил Радонежскому чудотворцу цикл незабываемых картин под названием «Труды преподобного Сергия».
Пятый урок - урок безупречной скромности. Первый по чести, по внешности он не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был всегда терпелив и постоянен. В период нестроений в монастыре Преподобный не оспаривал своего права на игуменство, уступив его старшему брату, и тихо покинул монастырь. Он всячески запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях и воскрешении из мертвых, происшедшим по его молитвам. Вот так действовал в нем дух Христов.
Шестой урок - урок любви к своему Отечеству. История России хранит память о великом благословении Преподобного, данном великому князю Дмитрию Донскому на Куликовскую битву. Сила молитвы аввы Сергия переносила его на поле битвы, ему открывалась картина битвы, имена погибших, об упокоении душ которых он молил Бога. Он стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.
А сколько тропинок исходил он, направляясь к гордым и непокорным русским князьям, непримиримо восстающим друг на друга, неся им слова мира, любви и доброго напутствия. В этом проявилась еще одна добродетель святого Сергия - миротворчество. Поэтому и называют Преподобного собирателем русских земель, игуменом Земли русской.
Все перечисленные выше добродетели увенчали подвижника богатыми духовными плодами; они явились воплощением евангельских заповедей Блаженств, что составляет суть учения Христа Спасителя и свидетельствуют о святости Радонежского подвижника, о его Преподобии, т.е. подобии Богу в высшей степени.
Житие Преподобного Сергия раскрывает детям особенности подвига христианина. Это подвиг не внешних героических поступков, которые может совершить человек в повседневной жизни или во время военных действий, а подвиг внутреннего делания, обычно невидимый невнимательному глазу; он состоит в постоянном памятовании о Боге и построении жизни своей в соответствии с заповедями Божьими, что способствует непрерывной устремленности от всего земного к горнему, к небесному. Речь идет о сугубых усилиях по стяжанию Божьей благодати как цели христианской жизни, по определению преподобного Серафима Саровского. При этом человек может заниматься обычными житейскими делами. Распознать такого христианского подвижника можно по плодам его деятельности и по той духовной атмосфере, которая возникает вокруг него. Именно эта атмосфера и привлекла к Преподобному его учеников, последователей и простых людей, которые стали селиться в окрестностях горы Маковец.
Это особое состояния приобщения к святости испытывает сегодня каждый, томимый «духовной жаждой» человек, приходящий к мощам великого Угодника Божия в основанную им святую обитель.
По мнению историка Василия Ключевского, личность Сергия превратилась «в народную идею, а само дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».
Личность преподобного Сергия сияет огромной путеводной звездой на небосклоне русской святости, освящая путь каждому человеку, чье сердце открывается навстречу добру, правде, любви и милосердию. Встреча детей на страницах жития с преподобным Сергием - это важнейшее событие в жизни каждого ребенка, это возможность приобщения его к источнику «воды живой», сообщающий душе нравственную силу и способность к духовной жизни.
Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы школы № 22, методист Учебно-методического центра образования (г. Сергиев Посад)