itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О некоторых безотлагательных мерах по совершенствованию законодательства о защите нравственности детей и семейных ценностей

Доклад на заседании круглого стола в ГД РФ на тему: «О защите духовно-нравственных традиций русского народа и их законодательном обеспечении»

Ювенальная юстиция  Семья 
0
243
Время на чтение 16 минут

В своем выступлении я остановлюсь на двух вопросах из длинного ряда проблем в рамках обсуждаемой сегодня тематики.

Прежде всего, о детской игрушке[1].

В настоящее время в Российской Федерации государство самоустранилось от реализации функции создания необходимых условий для формирования, развития и защиты детского игрового пространства. И это пространство сегодня замещается продукцией компаний-производителей, возглавляемых крайне аморальными лицами и даже лицами с явно перверсивным сознанием. Что в результате приводит к появлению на рынке игрушек в России образцов, крайне разрушительных для психики и духовно-нравственного здоровья детей.

Сказанное определяет необходимость принятия Федерального закона «О детской игрушке»[2], основная идея которого - законодательное закрепление требований и гарантий обеспечения безопасности, в том числе духовно-нравственной, детских игрушек.

К сожалению, предложенная в 2008 году вполне готовая и обоснованная инициатива[3] была похоронена, поскольку не отвечала политическим интересам некоторых депутатов (не удавалось отпиариться на нем) и коммерческим интересам представителей индустрии производства игрушек. Но актуальность его никуда не ушла.

Главной целью законопроекта предполагается установление законодательных требований к детским игрушкам в целях недопущения производства и оборота детских игрушек, которые могут нанести вред жизни, физическому, психологическому и духовно-нравственному здоровью и развитию ребенка.

Задачи законопроекта:

- закрепление системы запретов и ограничений, в том числе возрастных ограничений, производства и оборота детских игрушек, которые могут нанести вред жизни, физическому, психологическому и духовно-нравственному здоровью и развитию ребенка;

- закрепление правовых условий для создания и развития детского игрового пространства позитивной и нравственно-воспитательной направленности;

- закрепление правовых оснований и механизмов проведения экспертизы детских игрушек.

Прежде всего, в законопроекте необходимо закрепление определения понятия детской игрушки: «Детская игрушка - продукция или ее часть, задуманная или очевидно предназначенная к использованию для игр несовершеннолетними, не достигшими четырнадцати лет».

Но главное, требуется законодательное установление запрета производства, импорта и распространения детских игрушек, вредных для жизни, физического, психологического и духовно-нравственного здоровья и развития детей, а для этого - законодательное установление критериев оценки детских игрушек как вредных для физического, психологического и духовно-нравственного здоровья и развития детей.

Следует отнести к игрушкам, опасным для жизни и физического здоровья детей:

1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и совершение антисоциальных действий:

- оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;

- связанные с нанесением татуировок, пирсингом, иными опасными воздействиями на организм ребенка;

- содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и иных одурманивающих веществ, а также алкогольных напитков, пива и напитков на его основе, а также табачных изделий;

- не отвечающие требованиям санитарно-гигиенической, электро- или пожарной безопасности.

2. Игрушки, создающие вследствие своих конструктивных особенностей непосредственную угрозу жизни или физическому здоровью малолетних пользователей или третьих лиц, когда они используются в соответствии с их назначением или когда они предвидимо употребляются, учитывая обычное поведение детей:

- игрушки, очевидно предназначенные для детей в возрасте менее 36 месяцев, имеющие компоненты или отделяющиеся элементы недостаточно большого размера, чтобы исключить их проглатывание или вдыхание ребенком;

- игрушки (а равно их упаковки), представляющие опасность удушья;

- игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам;

- игрушки, статическое или динамическое состояние конструктивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключает причинения ребенку опасных ран;

- игрушки, механическое сопротивление которых к ударам и иным повреждениям не обеспечивает исключения таких их деформаций или разрушений, которые способны причинить ребенку опасные раны;

- игрушки, конструктивные элементы (любой площади) и конструктивные особенности которых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов;

- электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током.

3. Игрушки, обуславливающие иные угрозы жизни и здоровью детей, когда эти игрушки используются в соответствии с их назначением или когда они предвидимо употребляются, учитывая обычное поведение детей.

Следует отнести к игрушкам, вредным для психологического здоровья детей:

1. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является манипулирование ребенком[4].

2. Игрушки, целенаправленно негативно воздействующие на подсознание ребенка.

3. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого[5].

4. Игрушки устрашающего характера - способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов или паники, либо внушающие сильный ужас:

- изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов, чрезмерно мистифицирующие его сознание;

- детально и натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия ненасильственной смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме, либо травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф, либо детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства[6];

- детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;

- изображающие или моделирующие сильный ужас, непереносимую боль, отчаяние или предсмертную агонию живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса, отчаяния и агонии.

5. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие жестокость и агрессию, стимулирующие садистские наклонности детей:

- связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;

- побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных; провоцирующие у ребенка психологическую агрессию, вызывающие у него проявления особой жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

- изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, истязания, мучения, глумление, применение изощренных способов нанесения увечий и лишения жизни, а также иных деяний, причиняющих особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному[7].

6. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.

7. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, или результаты таких процессов.

8. Игрушки, оказывающие психотравмирующее воздействие на ребенка в силу иных особенностей их конструктивного исполнения или концептуально-содержательного замысла.

Следует отнести к игрушкам, вредным для духовно-нравственного здоровья и развития детей:

1. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие к непослушанию и конфликтам с родителями.

2. Игрушки, сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений или каким-либо образом связанные с ней:

- провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, действия сексуального характера, физиологию и/или технику сексуальных отношений, либо сексуальные облик, мимику или пантомимику (включая позы, походку, жестикуляцию и телодвижения, в том числе поцелуи и объятия сексуального характера), в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных, либо существ, имеющих явное сходство с человеком, либо несущие в себе иную информацию, способную вызвать не соответствующий возрастной норме интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастных потребностей ребенка;

- побуждающие малолетних детей к ранним сексуальным контактам, формирующие представления о допустимости и нормальности ранних подростковых сексуальных контактов, внебрачных половых связей, супружеских измен, иных форм половой распущенности;

- формирующие представления о гомосексуализме (мужском или женском), педофилии, детской проституции, в целом проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения и сексуальных отношений, либо как о продвинутом, модном образе жизни; формирующие представления о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;

- изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении ребенка;

- изображающие или моделирующие гермафродитов - людей или мифических существ, имеющих явное сходство с человеком.

3. Игрушки, связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании.

4. Игрушки, посягающие на человеческое достоинство ребенка или третьих лиц:

- являющиеся непристойными, посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;

- связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;

- способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности.

5. Игрушки, явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.

6. Игрушки, направленные на нравственное развращение несовершеннолетних в силу иных особенностей их конструктивного исполнения или концептуально-содержательного замысла.

В своем выступлении я также кратко остановлюсь на мерах, необходимых для решения комплекса проблем, обусловленных в сегодняшней России несовершенством законодательных гарантий защиты прав семьи и детей (права ребенка безотрывно от прав семьи) и произволом отдельных чиновников.

В целях повышения защищенности семей и прав ребенка и исключения юридически и фактически необоснованного лишения родительских прав или/и отобрания несовершеннолетних детей у их родителей, а также для исключение злоупотреблений правами и должностными полномочиями соответствующими должностными лицами считаю необходимым разработку и реализацию следующих мер[8]:

1) разработка и принятие ряда регламентов действий органов опеки и попечительства, органов прокуратуры, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления и муниципального управления в целях существенного сокращения их дискреционных полномочий:

- разработка и принятие Административного регламента исполнения государственных функций по участию в судебном рассмотрении дела о лишении родительских прав, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 70 «Порядок лишения родительских прав» Семейного кодекса Российской Федерации, и по участию в судебном рассмотрении дела об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (об ограничении родительских прав), в соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации[9];

- разработка и принятие Административного регламента исполнения государственной функции по изданию акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о немедленном отобрании ребенка у его родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью и осуществлению органом опеки и попечительства на основании указанного акта немедленного отобрания ребенка, в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации[10];

- разработка и принятие Административного регламента вынесения органами опеки и попечительства решения по обращению родителей ребенка, родительские права которых ограничены судом, с просьбой о разрешении контактов с ребенком, в соответствии со статьей 75 Семейного кодекса Российской Федерации;

- разработка и принятие Административного регламента участия органов опеки и попечительства в судебных спорах, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Семейного кодекса Российской Федерации[11];

- разработка и принятие Инструкции по проведению обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Семейного кодекса Российской Федерации[12] (лучше если такая Инструкция и указанные выше Регламенты были бы утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации);

2) установление мер ответственности за незаконное и (или) необоснованное вторжение чиновников в семьи и изъятие детей:

- внести в Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с послед. изменениями) следующие изменения - внести в статью 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» УК РФ изменения, уточняющие предусмотренный этой статьей состав преступления в целях исключения произвольного толкования этой нормы в целях неправомерного вторжения в семьи;

- внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения - дополнить статью 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ новой частью 4 следующего содержания: «4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли необоснованное ребенка у его родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. «;

- внести в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с последующими изменениями) следующие изменения - в статье 1 уточнить формулировку определения понятия «семья, находящаяся в социально опасном положении»[13];

- внести в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) следующие изменения - в статье 1 уточнить и детализировать формулировки определений понятий «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и «дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи»;

- внести в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следующие изменения - в статье 1 закрепить детализированное и существенно уточненное определение понятия «дети, проживающие в малоимущих семьях»;

3) уполномочить на рассмотрение дел об ограничении и о лишении родительских прав исключительно только суды субъектов Российской Федерации и органы опеки и попечительства уровня субъектов Российской Федерации:

- внести в Семейный кодекс Российской Федерации следующие изменения - дополнить пункт 4 статьи 73 словами «субъекта Российской Федерации» после слов «органа опеки и попечительства»[14], а также дополнить пункт 2 статьи 70 словами «субъекта Российской Федерации» после слов «органа опеки и попечительства»[15];

- внести соответствующие изменения в законодательство о судебной системе Российской Федерации и о судопроизводстве

4) существенно совершенствование законодательства об уполномоченных (федеральном и региональных) по правам ребенка.

Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права



[1] Раздел - совместно с д.пс.н., проф. В.В. Абраменковой.

[2] Концепция была предложена автором данного выступления, а также д.ю.н. В.В.Абраменковой и еще рядом специалистов. См.: О необходимости совершенствования законодательства о детской игрушке и о компьютерных и иных электронных играх. К разработке проектов концепций федеральных законов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Сост. д.ю.н. И.В. Понкин / Общественный совет Центрального федерального округа; Консультативный совет «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы; Комиссия по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве. - М., 2008. - 58 с.

[3] Понкин И.В., Юрьев Е.Л., Абраменкова В.В., Елизаров В.Г, Соловьев А.Ю. и др. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (Проект, 02.06.2008) / Комитет по вопросам семьи женщин и детей, Комитет по культуре и Комитет по делам молодежи Государственной Думы ФС РФ; Комиссия Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике; Общественный совет ЦФО. - М., 2008. - 413 с.

[4] Пример антиигрушки: кукла с электронной начинкой, постоянно отвлекающая, дергающая ребенка («Поиграй со мной!», «Покорми меня» и т.п.) во время, когда он занят другими играми или занятиями, инвертирующая игровую ситуацию, навязывающая ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку.

[5] Например, сочетание сладкого и того, что несет смерть или связано со смертью (леденцы в упаковке, оформленной в виде скелета, черепа, и т.п..

[6] Пример антиигрушки: «Криогенная лаборатория Ледяного Человека», в которую входят стол для оттаивания замороженного «человека», шприцы, инструменты для аутопсии. На коробочке надпись: «Руби, разделывай, оттаивай, потроши, добирайся до самой сути!» (Кучерова М. Купила мама коника и... мачо-Дикаря // Советская Белоруссия. - 26.08.2003. - № 157).

[7] Примеры антиигрушек (Кучерова М. Купила мама коника и... мачо-Дикаря // Советская Белоруссия. - 26.08.2003. - № 157):

  • «игрушка» супергерой Райан Хатчет (Райан Топор), производства компании «McFarlane Toys», представляющая собой окровавленный распотрошенный труп старшеклассника; продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человеческим лицом, которое можно повесить ему на ремень;
  • кукла «Мучитель», на упаковке которой сопроводительная надпись: «Жестокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль и ужас другим»;
  • рестлинг-борец «Мачо-мужик Рэнди Дикарь», который, если его стукнуть или начать выкручивать ему руки-ноги, начинает кричать: «Это все, на что ты способен?» или «Эй, ну ты меня достал!».

[8] Этот комплекс мер был предложен автором еще в 2010 году, но «воз и ныне там».

[9] П. 1, 3 и 4 ст. 73: «1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав)... 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором. 4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.»

[10] Ст. 77: «1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.»

[11] П. 1 ст. 78: «При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.»

[12] П. 2 ст. 78: «Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.»

[13] В действующей редакции: «семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

[14] То есть изложить в следующей редакции: «4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.»

Тем самым, мы решение этого важного вопроса поднимаем на уровень регионов, исключая муниципальные и местные государственные (где и если есть, не помню) органы опеки и попечительства из процесса решения этого важного вопроса.

Надо еще обсуждать этот момент, возможно, понадобится включить слова «органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области...»

[15] То есть изложить в следующей редакции: «2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.»

Тем самым, мы решение этого важного вопроса поднимаем на уровень регионов, исключая муниципальные и местные государственные (где и если есть, не помню) органы опеки и попечительства из процесса решения этого важного вопроса.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игорь Понкин
Хагги Вагги
Комплексное заключение по объекту (изделию), позиционируемому производителями и продавцами как «детская игрушка»
02.10.2022
Книга наносит вред нравственным ценностям российского общества
Комплексное заключение по книге Е. Малисовой и К. Сильвановой «О чём молчит Ласточка»
04.09.2022
«Книга направлена на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок…»
Комплексное заключение по книге К. Сильвановой и Е. Малисовой «Лето в пионерском галстуке»
22.07.2022
Все статьи Игорь Понкин
Ювенальная юстиция
Все статьи темы
Семья
Формируется новое глобальное разделение мира
В ООН обсуждают идею приравнивания нетерпимости к ЛГБТ – к преступлениям против человечества
29.11.2022
«ЭКО и суррогатное материнство – это одно целое»
Пора отменить все огромные государственные дотации на античеловеческие репродуктивные технологии и аборты
28.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Наблюдатель
29.11.2022 01:56
На философском фронте без перемен?
Новый комментарий от Vladislav
28.11.2022 23:25
Российские политики стесняются Божьей помощи?
Новый комментарий от Тюменец
28.11.2022 19:19
Необходимо «Радио Z» или «Z-музыка»
Новый комментарий от Тюменец
28.11.2022 16:31