Первая декада декабря для меня выдалась очень загруженной. Каждый день проходили встречи со школьниками. Такое обилие приглашений связано с тем, что 5 декабря - день воинской славы - начало контрнаступления советских войск под Москвой, а 9 декабря памятная дата - День Героев Отечества. Я всегда готовлюсь к подобным встречам и тщательно подбираю материал для бесед, формирую фото и видеоматериалы для демонстрации их во время беседы.
Встреча проходит примерно так.
Во вступительном слове немного рассказываю о себе, а затем, передвигаясь с микрофоном по школьному конференц-залу, спрашиваю одного - другого школьника, с какой целью он пришел на встречу с Героем России. Можете мне поверить, практически никто не смог ответить. Начинаю задавать наводящие вопросы - бесполезно. Выходит, что детям безразлично, с какой целью организована беседа с гостем школы.
Рассказываю об этих двух датах, о значении каждой из них для нашей страны, о связи поколений, о героических страницах нашего государства. Так как действие происходит в Москве, говорю: «Ребята, вы все москвичи, живете в столице нашего государства. Сегодня мы вспоминаем о контрнаступлении под Москвой. Назовите фамилии тех, кто совершил в те суровые годы подвиг, за который был удостоен звания Героя Советского Союза». Абсолютное молчание. Продолжаю: «Ладно, я буду вам называть фамилии, а вы мне будете говорить, что эти Герои совершили. Итак, Виктор Талалихин, Зоя Космодемьянская, генерал Панфилов». Дальше не продолжаю, потому что мнутся, переглядываются, но отвечают одинаково: «Не знаю». Продолжаю говорить о природе воинского подвига, о том, что один и тот же подвиг в годы войны повторяли десятки и сотни человек. Но в историю войны этот подвиг вошел под именем того, кто совершил его первым. Спрашиваю, что они знают о подвиге Гастелло, подвиге Матросова, подвиге молодогвардейцев, генерала Карбышева Д.М? И опять ребята прячут глаза.
Затем показываю первый блок своего фотоматериала. Он касается воинской службы. Ребята с неприкрытым интересом смотрят на фотографии, показывающие будни нашей армии, полевые занятия, стрельбы. Вижу что это действительно им интересно.
И тут же перехожу к следующему блоку - «Герои в лицах». Показываю Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. Узнают только Шойгу С.К... Не знают в лицо ни одного космонавта, кроме Гагарина Ю.А. и то не все. А я показываю фотографии Кожедуба И.К., Шаманова В.А., Евкурова Ю.Б., Лебедя А.В., Крикалева С.К., Леонова А.А., Маргелова В.Ф., Маргелова А.В., Кирюшина Е.А., офицеров, погибших при освобождении заложников в Беслане, Героев из состава 6-й роты псковских десантников, погибшей, но не пропустившей бандитов на своем рубеже и многих других. Прошу назвать хоть одного российского космонавта - не знают. Спрашиваю, знают ли они Рошаля Л.М., Бакерию Л.А., Лихачева Д.С., Глазунова И.С., Антонову И.А.? Нет, не знают. Если старшеклассники не знают ни в лицо, ни по фамилиям граждан своей страны, чей вклад оценен государством, получил мировое признание, значит, эти направления деятельности их не интересуют. Следовательно, они не хотят быть военными, космонавтами, испытателями, врачами, учеными. Они уже в этом возрасте не романтики, а прагматики. Какое будущее может быть у страны, в которой молодежь не мечтает о подвиге, не мечтает о познании неизведанного, у страны, в которой молодежь состарилась раньше времени.
Продолжая беседу, отхожу от воинского подвига и переключаюсь на подвиг, который совершили люди с ограниченными возможностями, в частности в спорте. Рассказываю им о прошедших в сентябре Паралимпийских играх. Ребята знают, что российские паралимпийцы стали вторыми, уступив первое место только китайским спортсменам. И вот я начинаю показывать фотографии наших чемпионов. Ребята с интересом вглядываются в лица тех, кто принес славу России в Лондоне, смотрят на их физические недостатки, удивляются и восхищаются показанным спортсменами результатам. Но ни одной, ни одной фамилии назвать не могут. На фотографиях не узнают никого. Они не знают ни двукратного паралимпийского чемпиона Алексея Ашапатова, ни трехкратного чемпиона Евгения Швецова, ни пятикратную чемпионку Оксану Савченко. Они не знают НИКОГО!
Тогда я им рассказываю об Алексее Чебышеве, который проходя службу в спецназе ГРУ, в ходе выполнения в 2008 году боевой задачи, получил тяжелое ранение, в результате которого лишился обеих ног. И за четыре года, он сумел преодолеть жесточайший удар судьбы, не упасть на самое дно, а подняться на третью ступень пьедестала почета в Лондоне, выступая за Россию в академической гребле.
Я рассказываю им о молодом парне, Евгении Швецове, который родился с диагнозом: нарушение опорно-двигательного аппарата и врожденная глухота. Но это не помешало ему добиться успехов во всех его устремлениях. Он окончил ВУЗ, сейчас получает второе высшее образование. Он стал победителем в беге на трех легкоатлетических дистанциях - 100, 400 и 800 метров. Причем на двух последних установил мировые рекорды.
После таких встреч испытываешь двойственное чувство. С одной стороны ты видишь неприкрытый интерес ребят к героическому прошлому и настоящему, а с другой стороны полное невежество. Нельзя говорить абстрактно о подвиге, о подвиге вообще. Это можно делать, только называя фамилии Героев. Нельзя рассказывать военную историю страны и не упоминать фамилии тех, кто причастен к этому событию. Современные технические средства позволяют в любой школе показывать лица тех, о ком идет рассказ.
После завершения встречи со школьниками разговор продолжается с учителями, с директорами школ. Все сетуют на учебную программу, не позволяющую более углубленно преподавать целый ряд гуманитарных дисциплин. Многие ребята, определившись с тем, в какой ВУЗ будут поступать, прямо заявляют, что им не нужны те или другие дисциплины и дальше идет чисто натаскивание для сдачи ЕГЭ. Зачем нам специалист с высшим образованием, не знающий ничего о своей стране, об истории своего государства? Должна ли школа закладывать фундамент патриотизма в молодого человека? Если не должна, то скажите, на основе чего, где и в какой момент этот самый патриотизм должен зарождаться? Мы растим иванов, не помнящих родства. А может это так и надо? Ведь по нашей Конституции идеология чужда российскому государству, а патриотизм - это уже идеология.
Вячеслав Алексеевич Бочаров, Герой Российской Федерации
3. Re: Романтики или прагматики наши дети?
2. Re: Романтики или прагматики наши дети?
1. Ответ на вопрос