В ответ на последние публикации о Сталине на РНЛ
Ах, лучше бы его не трогать, этого Каина...
Едва лишь вспоминать да плакать. Смотреть и содрогаться. Сам Бог велел его не трогать и наложил ему печать проклятья. (Б.4,15)
Но всё ж нашлись такие, которые сказали: «Не так уж он и плох, этот Каин! Да, что там - и хорош! Ведь он убил не тысячи, не сотни, а всего лишь одного, и тот был хлюпик. А то, что брат родной - так люди братья все и все сыны Адама».
Другие подхватили: «Был бы Каин плох, то первым город не построил, не произвёл бы щедрого потомства, в котором проявилось то, что будет гордостью любого государства: поля и земли с шатрами и стадами, народы с дивною игрой на гуслях и свирелях, мастерские с орудьями из меди и железа». (Б.4,17-22)
И третьи тут же подхватили: «Безусловно, он первый государственник по благодати! Нет, Каин не преступник, он... страдалец! Да он ли Авеля убил? Не сам ли тот ударился о камень?»
Четвёртые добавили: «Да если Каин и убил, то верно уж раскаялся, иначе б род его Господь так щедро не продолжил! Необходимостью был связан бедный Каин!»
Как только зародилась мысль о покаянии Каина, так и свидетели тому нашлись: мол, да, молился. Кто-то даже слух пустил, что брату на ушко успел он с чувством прошептать: «Всё, что могу, брат, не взыщи». А значит, Каин своим убийством способствовал спасению Авеля души!
И, наконец, взялись за карандаш и подвели статистику всех каинских успехов. Цифр было много, факты стали вряд и заслонили память Авеля.
Конечно, нашлись противники последовательного каинизма, да им-то быстро позаткнули рот, грозились донести «куда положено», кричали: «Дело Каина живёт и побеждает!»
Как-то и забыли, что каинический «расцвет» был мрачен и недолог, что десница Божия эту память смыла в водах Всемирного потопа.
* * *
Эту небольшую притчу я предлагаю в ответ на последние публикации о Сталине на РНЛ, в частности, несколько статей одного автора, которые отмечены низким публицистическим уровнем, наивностью аргументации, рядом нравственных подмен.
Определим хотя бы некоторые из них.
Первая хорошо известна, она и раскрыта в вышеприведённой притче. Нельзя оправдывать то, что не оправдывается - насилия и убийства, тем более - введенные в систему. Кто так делает, тот ставит себя на место нигилистов (и самого древнего из них, диавола), принцип которых: для достижения цели все средства хороши.
Нельзя возвышать и ставить неким идеалом того, кто сознательно умножал жертвы, выкорчёвывал веру, стал прямым виновником мучений и гибели множества новомучеников и исповедников российских. Это безнравственно. Это чудовищно. Это есть оправдание Каина и презрение Авеля.
Покойный святейший Патриарх Алексий на вопрос о новых тенденциях возвышения и освящения Иоанна Грозного однозначно ответил, что история Церкви ещё не знала такого, чтобы во святые возводили и мучеников, и их мучителей.
Другая подмена - манипуляция евангельскими истинами. Якобы нельзя судить Сталина, ибо «не судите, да не судимы будете».
А как же давать исторические и нравственные оценки? Как осуществлять правосудие? Писать литературную критику? Или сталинисты взяли на себя право решать, кого подвергать оценкам, кого нет, а так же право налагать «табу» на некоторые личности и на себя в том числе?
Осуждение с пристрастием и взвешенная историческая и нравственная оценка - разные вещи, разные планы. Спутывать их ошибочно и опасно.
Личность Сталина достаточно масштабна и парадоксальна, чтобы порождать как её пристрастное уничижение, так и не менее пристрастное её возвышение. И то, и другое - суть одно: это есть рабское, зависимое отношение к принципу диктата и насилия, который проповедовал Сталин.
Не по Сталину должна тосковать русская душа, а по Неемии, по равноапостольному князю Владимиру, по благоверному князю Александру Невскому. По забвенному принципу Соборности, который в русской душе теплился лишь мечтой, идеей, так и не получившей своего воплощения.
Я намеренно не даю здесь исторических оценок личности самого значительного из советских правителей, пусть это делают профессиональные историки (и дай Бог - вдохновлённые). Но мы и не заметили, как сталинский вопрос из исторической плоскости перешёл в нравственную.
Впрочем, это есть особенность русской истории, вытекающая из её сверхзадачи, - наличие духовно-нравственного подтекста, подобного библейскому. Русская история пишет свои библейские сюжеты, но кто беспристрастно запечатлеет их?
Сверхзадача ясна - это осуществление мессианского предназначения русского православного народа быть светочем истинной веры, быть народом-христоносцем, носителем евангельских нравственных ценностей в их кристальной неискаженной чистоте.
Для осуществления этой сверхзадачи народу-христоносцу необходим оплот и защита государства, иначе мессианская задача будет невыполнима.
Но она так же станет невыполнима, если государство войдет в противоречие со сверхзадачей народа Божьего, потеряет внутренний христианский импульс и станет поедать своих лучших сынов.
Сталин и Иоанн Грозный, а эти личности связаны прочными историческими нитями, дали России оплот, ограждение, но на этом их положительная роль заканчивается. Ибо внутри этого оплота творилось единоличное беззаконие и авторитарный произвол.
Нам очень важно понять, наконец, что русский выбор стоит не между тоталитарным правлением и либеральной диктатурой (это есть дихотомия порочная, ибо оба варианта препятствуют осуществлению мессианской сверхзадачи), а между созиданием просвещенной христианской соборной государственности и... провалом мессианского призвания.
И вот вместо того, чтобы все силы направить на созидание православного Отечества, некоторая прослойка патриотических сил пытается найти себе утешение в оправдании и благословении тех исторических периодов и личностей с ними связанных (опричнина, сталинский террор), которые символизировали внешнюю мощь России и в то же время её страшную внутреннюю дисгармонию.
Чтобы завуалировать эту внутреннюю дисгармонию в государстве, прибегают к подтасовкам и искреннему (будем надеяться), но порочному стремлению выдать желаемое за действительное.
Здесь русская мечта о совершенном государственном устройстве, ранее всегда обращённая к настоящему и будущему, извращенная до противоположности в строительстве коммунизма, и, наконец, истощившаяся в своих мечтаниях и ожиданиях, пожалуй, впервые, так явно обращается в прошлое.
Настоящее тревожно, будущее безрадостно (сколько раз мы уже разочаровывались в грядущих государственных перспективах!), а вот прошлое, это такое податливое пластилиновое прошлое - вот что можно менять по своему «образу и подобию»!
Итак, в искусственном возвышении авторитета таких личностей как Иоанн Грозный и Сталин мы видим (кроме элементарного раболепства перед сильной и кровавой рукой) очередное извращение русской мессианской идеи, перенаправленной из онтологического созидания настоящей жизни к деструктивному достраиванию несостоявшихся героев из прошлого.
Подобное уже пережил Богоизбранный еврейский народ, напряжённые мессианские ожидания которого извратились вплоть до того, что на династию Иродов смотрели с мессианским вожделением, но не увидели Спасителя своего.
Не проглядят ли русского Бога некоторые наши патриоты, одержимые квазимессианским зрением, обращенным вспять?
Иерей Александр Зайцев, Валаамский монастырь
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html
1020. о.Николаю Савченко
1019. Ответ на 989., дед пенсионер:
1018. Ответ на 990., Ева:
1017. Ответ на 989., дед пенсионер:
1016. Ответ на 988., Екатерина Домбровская:
1015. 985. свщ Алексий Бачурин
1014. Ответ на 987., Ева:
1013. Ответ на 985., свщ Алексий Бачурин:
1012. Ответ на 984., Георгий:
1011. Ответ на 984., Георгий :