«Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро и зло не постигнет вас.» /Тов.12,7/
Вы любите беседовать? Я тоже. Хорошо беседовать с теми, кого любишь, кто любит тебя, кому дорого твоё лицо, дыхание, твой голос, твоё слово, твоё молчание между словами: ведь даже и молчание может быть беседой, когда понимают без слов. Но бывает так, что ни молчание, ни слова не приближают людей друг к другу, а наоборот: разводят всё дальше и дальше, на самые дальние, противоположные рубежи жизни. И даже ещё дальше. Бывают времена, когда беседы даже с очень близкими людьми, с единомышленниками, становятся смертельно опасным делом, не только уводящим человека за грань земного существования, но могущим погубить и саму душу. Времена несчастные, подлые - но в такие времена открываются миру святые Божии, сохраняющие верность своему небесному Отцу. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» - сказал нам Отец. Помолчим, мучениколюбцы, послушаем возлюбленных сынов Божиих, услышавших Его голос и научимся от них духовной крепости и силе.
* * *
(...) - Следствие располагает данными о вашей контрреволюционной деятельности среди населения, что вы скажете на это?
- Контрреволюционной деятельностью я не занимался.
- Следствие располагает данными, что во время собрания членов церковного совета вы вели контрреволюционную деятельность.
- Я никогда среди этих людей контрреволюционной деятельности не проводил, газет им не читал. - Следствие располагает данными, что вы среди верующих своего прихода и окружающего населения вели контрреволюционную деятельность, говоря о гибели советской власти, о голоде в стране, роспуске колхозов и так далее. Что вы скажете на это?
- Я об этом никому не говорил.
- Следствие располагает данными о вашей контрреволюционной деятельности по вопросу насильственного закрытия церквей и уничтожения религии через большие налоги на Церковь и духовенство.
- Этого я никому никогда не говорил.
Через десять дней после допроса Тройка НКВД приговорила священника и псаломщика к расстрелу. Староста и сторож храма были приговорены к восьми годам, а председатель ревизионной комиссии к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря.
Священник Иаков Тимофеевич Леонович был расстрелян 28 сентября 1937 года в четыре часа дня. (Фотографий нет)
(...) - Скажите, вы признаёте себя виновным в том, что в августе 1937 года среди ряда лиц по вопросу выборов в советы вы высказывали своё враждебное отношение к советской власти, вместе с этим всячески опошляли колхозный строй и распускали провокационные слухи о плохой жизни в колхозах?
- В этом виновным себя не признаю.
- Скажите, вы признаёте себя виновным в том, что в июле сего года вы проводили среди населения антисоветскую агитацию против займа, всячески высмеивая это мероприятие, и одновременно высказывались за свержение советской власти?
- В этом виновным себя не признаю.
- Скажите, вы признаёте себя виновным в том, что в феврале сего года вы высказывались за политику врагов народа, восхваляли их, одновременно в этом обвиняли товарища Сталина?
- В этом виновным себя не признаю.
- Скажите, вы признаёте себя виновным в том, что в период уборочной кампании зерновых культур среди верующих единоличников и колхозников вели агитацию за невыход на работу в воскресные дни и другие религиозные праздники?
- В этом я виновным себя не признаю. Отцу Евгению было тогда всего тридцать восемь лет, оставались сиротами дети, но он более всего полагался на Бога, словно преподавая своей жизнью пример другим. Через несколько дней после последнего допроса, 9 ноября, Тройка НКВД постановила расстрелять священника.
Священник Евгений Александрович Ивашко был расстрелян 11 ноября 1937 года.
(...) - Следствию известно, что вы, гражданин Успенский, совместно с церковным старостой Василием Шикаловым вели контрреволюционную деятельность. Что вы можете сказать по данному вопросу?
- Да, действительно, я, как священник производил в деревнях Бологовского района крещения новорожденных в домах населения, скрывая это от органов советской власти... На крещения детей в домах без разрешения на это местных органов власти я не имел права, так как по положению моя деятельность должна была производиться лишь в церкви. Кроме того, моя деятельность выразилась в том, что совместно с церковным старостой мы распространяли среди населения нательные крестики и иконы с молитвами; эта деятельность с нашей стороны проводилась с целью укрепления веры. Наряду с этим, в целях борьбы за веру среди населения, у людей, приносивших детей для крещения и уже давшим им имена, не значившиеся в православных святцах, я таких детей не крестил и отсылал в сельский совет для перерегистрации, чтобы дали новые имена. Мною во время литургии при чтении заупокойных поминаний было поминовение царей Николая и Александры в присутствии верующих. Это мною делалось без всякого намерения.
- Следствию известно, что вы у себя в доме устраивали сборище церковников и чтение Библии, при этом вели контрреволюционную деятельность. - Библия у меня в доме была, читали её я и моя жена. Библия у меня существовала с 1909 года до момента моего ареста.
- Следствию известно, что вы среди населения распространяли провокационные слухи через Шикалова о гибели советской власти.
- Я сам в церкви говорил проповеди о том, что вера Христова падает, но она будет жить. Что же касается контрреволюционных высказываний Шикалова, то мне о них ничего не известно.
В тот же день следователь допросил старосту храма, Василия Яковлевича.
- Следствию известно, что вы совместно со священником Алексеем Успенским вели контрреволюционную пропаганду. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Я, будучи церковным старостой, распространял среди населения крестики. Всего я распространил до ста пятидесяти крестов, а также на меня было возложено распространение молитв и венчиков; эти молитвы мной было приобретены в городе Ленинграде на рынке у церкви Иоанна Предтечи с рук у неизвестного мне гражданина.
- Следствию известно, что вы собирались и вели контрреволюционную деятельность в доме у священника Алексея Успенского. Что вы можете сказать по этому поводу? - Да, действительно, я у священника был в доме в июле месяце, но зачем я к нему ходил, теперь не помню.
- Следствию известно, что вы во время распространения молитв и крестов вели контрреволюционную агитацию. Что вы можете сказать по данному вопросу? - Во время распространения молитв и крестов я никакой контрреволюционной агитации не вёл. 19 сентября Тройка НКВД приговорила священника и старосту к расстрелу. Протоиерей Алексей Глебович Успенский и староста Василий Яковлевич Шикалов были расстреляны 21 сентября 1937 года. (Фотографий нет)
(...) - Обвиняемый Софронов, вы обвиняетесь по статье пятьдесят восемь пункт десять. Признаёте ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? - В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, потому что против каких бы то ни было мероприятий партии и советской власти подрывной работы не проводил.
- Вы следователю лжёте, следствию известно о том, что вы проводили контрреволюционную деятельность и подрывную работу среди членов колхоза Волосковского сельсовета. Признаёте ли себя виновным в этом?
- Я себя виновным в контрреволюционной деятельности не признаю.
- Следствию известно, что вы собирали селе Волосково единоличников и давали задание по сбору средств от населения, в то же время вели агитацию с ними же, чтобы не вступали в колхоз, так как жизнь колхозная ведёт к обнищанию и гибели. Подтверждаете ли вы это?
- Виновным себя в этом отношении не признаю.
На этом допрос был прерван - по слабому ли состоянию здоровья священника, или потому, что следователь применил к нему пытки, - неизвестно; возобновился допрос в тот же день позже.
- Обвиняемый Софронов, вы следствию давали в предыдущем допросе ложные показания; следствию известно о проведении вами контрреволюционной деятельности, а поэтому требуем от вас показаний.
- То, что было показано в предыдущем допросе, иного сказать своё оправдание ничего не могу. Контрреволюционной деятельности никогда не проводил и виновным себя не признаю.
- Вы следствию даёте ложные показания, следствию известно, что вы в июне 1937 года среди членов колхоза села Волосково проводили контрреволюционную агитацию, напрвленную к развалу колхоза, заявляя: «Зачем вы, православные, работаете в колхозе, всё равно ничего не получите, всё госдарство у вас отберёт, кто не работает в колхозе, тот живёт лучше». Подтверждаете ли вы это?
- Такого случая агитации среди членов колхоза с моей стороны никогда не было. Себя виновным в этом не признаю.
20 сентября Тройка НКВД приговорила о. Иоанна к расстрелу.
Священник Иоанн Васильевич Софронов был расстрелян 23 сентября 1937 года. (Фотографии нет)
(...) - Расскажите, обвиняемый Сибирский, об антисоветских разговорах, имевших место у вас в доме 4 июня сего года.
- 4 июня сего года по новому стилю по случаю именин моей жены, Ольги Павловны Сибирской, были приглашены в гости священник Михаил Иванович Муравьёв, благочинный Митрофан Иванович Орлов и священник Михаил Петрович Соколов.
- Часто ли ходил Муравьёв в село Скирки Максатихинского района и зачем именно он туда ходил?
- Мне известен один факт, когда Муравьёв ходил в село Скирки. Это было примерно в июне месяце сего года, когда Муравьёв, придя из села Скирки, говорил мне, что его приглашают обратно на приход в церковь села Скирки, но он отказался, не сказав причины отказа.
- Расскажите об антисоветском разговоре, имевшем место между вами и Муравьёвым по приходе последнего из села Скирки.
- Таких разговоров со стороны Муравьёва я не припоминаю.
- А вы часто бывали в селе Скирки?
- После революции я не был ни разу.
- Расскажите, обвиняемый Сибирский, давно ли вы знакомы с Нарциссовым? - Со священником Нарциссовым я познакомился в июне 1936 года, когда он приходил ко мне в Козлово, как к благочинному в поисках места священника. Я Нарциссову порекомендовал идти в село Раменье Спировского района, где имелось свободное место священника. В селе Раменье Нарциссова не зарегистрировали, таким образом, он ушёл и ко мне больше не заходил.
- Когда вы встречались с Нарциссовым за последнее время?
- С 1936 года я с Нарциссовым больше не встречался. Куда он поступил священником, я не знаю.
- Какие разговоры со стороны Нарциссова были при посещении последним вас в июне 1936 года?
- Нарциссов мне говорил, что он после отбытия срока наказания в данное время без места и желает служить где-либо священником.
- Какие конкретно контрреволюционные разговоры состоялись между Нарциссовым и вами?
- Насколько я помню, контрреволюционных разговоров между нами не было.
- Расскажите, кто у вас был в доме 21 июля по случаю церковного праздника Казанская.
- 21 июля помимо моей семьи у меня гостил регент козловской церкви Иван Васильевич Лебедев. Я Лебедева знаю с малолетства.
- Какие вёл контрреволюционные разговоры Лебедев у вас в гостях?
- Контрреволюционных разговоров со стороны Лебедева не было. Говорил что живёт в Ленинграде хорошо, купил дочери пианино.
- С какого времени вы знакомы со священником Орловым?
- С Орловым я познакомился в 1935 году, то есть тогда, когда он приехал служить в церковь села Ерзовка. Ко мне он тогда явился как к благочинному. Последующие встречи у нас были в 1936 году несколько раз в селе Козлово у меня на квартире. В том же 1936 году Орлов был назначен благочинным по Ново-Карельскому району, но несмотря на это, у нас встречи продолжались: так например, в 1937 году мы встречались в селе Козлово раза три. 30 марта приходил на мои именины, 4 июля - по случаю именин моей жены и 7 июля.
- Расскажите, какие контрреволюционные вопросы ставил перед вами Орлов 30 марта?
- О контрреволюционных разговорах 30 марта со стороны Орлова я не помню. К тому же Орлов приходил ко мне в это время с незнакомым мне псаломщиком из Воздвиженского или Прудово-Михайловского. Фамилии этого псаломщика я не помню. Контрреволюционных разговоров со стороны псаломщика тоже не было.
- 7 июля какие контрреволюционные вопросы ставил Орлов?
- Контрреволюционных разговоров Орлова в этот день я не помню.
- Вы обличаетесь, как участник контрреволюционной фашистско-монархической группировки. Дальнейшее ваше упорство и отрицание бесполезно. Признаёте ли вы себя виновным в участии в контрреволюционной фашистско-монархической организации?
- Участником контрреволюционной фашистско-монархической и в указанной группировке не был. В сборищах контрреволюционной группировки участия не принимал и на них не бывал.
- Ваши показания ложны и направлены к тому, чтобы скрыть от следствия своё участие и контрреволюционную деятельность в контрреволюционной фашистско-монархической организации. Показаниями Муравьёва вы полностью изобличаетесь во лжи. Следствие настаивает на даче вами правдивых показаний.
- Категорически отрицаю свою принадлежность к контрреволюционной фашистско-монархической организации и участие в сборищах.
Несмотря на беспощадные допросы с применением пыток, отец Алексей держался мужественно и отрицал все возводимые на него следователями напраслины. Допросы шли каждый день в течение месяца, время от времени следователи оформляли их в виде протоколов.
11 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила благочинного храмов Козловского благочиния к расстрелу.
Священник Алексей Васильевич Сибирский был расстрелян через день после постановления Тройки, 13 ноября 1937 года.
(Фотографии нет)
Вместе со священником были расстреляны лжесвидетельствовавшие о нём, о себе и других, те, кто не смог вынести тяжести следствия.
(...) - Назовите ваших знакомых по городу Калинину и характер связи с ними. - Близких знакомых у меня в городе Калинине нет. По моей профессии мне приходилось у некоторых лиц, проживающих в городе Калинине, бывать на квартирах из чисто моих служебных треб... Помимо исполнения служебно-религиозных обрядов приглашался на чаепития. Мне хорошо знакомы мои сослуживцы, больше у меня знакомых лиц нет, с которыми я бы общался.
- Вы следствию говорите неправду, предлагаю вам давать правдивые показания. Кто из лиц, хорошо знакомых вам, проживает в городе Калинине?
- Больше у меня хорошо знакомых мне лиц нет.
- Вы обвиняетесь в том, что, являясь одним из участников контрреволюционной фашистско-монархической организации, существующей в городе Калинине, активно проводили свою контрреволюционную деятельность. Признаёте вы это?
- Участником контрреволюционной организации я не был, и о существовании какой-либо контрреволюционной организации мне не известно.
- Вы говорите ложь. Следствие настаивает на даче правдивых показаний о вашем участии в контрреволюционной фашистско-монархической организации.
- Ни в каких контрреволюционных организациях я не участвовал.
- Вы в контрреволюционных целях организовали литературный богословско-философский кружок, на котором проводили контрреволюционную деятельность. Признаёте вы это?
- Никаким литературным богословско-философским кружком я не руководил и о существовании такового я ничего не знаю.
- Вы являетесь активным участником контрреволюционной церковно-монархической группы, существовавшей в городе Калинине, и проводили контрреволюционную деятельность. Признаёте вы это?
- Не признаю.
- Вами, Громогласовым, велась вербовка лиц в контрреволюционную церковно-монархическую группу. Признаёте вы это?
- Решительно отрицаю.
- В июле месяце 1937 года вы среди своих близких знакомых высказывали свои симпатии германо-итальянскому фашизму и выражали надежду на него о якобы избавлении им русской церкви от большевиков в СССР. Признаёте вы это?
- Это я тоже решительно отрицаю.
- Вы, Громогласов, среди населения города Калинина вели контрреволюционную агитацию за объединение реакционных сил духовенства - тихоновцев, для активной борьбы с советской властью повстанческого характера. Признаёте вы себя виновным в этом?
- Этого не было, и я решительно это отрицаю.
- Что вы можете добавить к своим показаниям?
- Добавить ничего не могу.
2 декабря Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Через день, 4 декабря 1937 года, протоиерей Илья Михайлович Громогласов был расстрелян.
(...) Когда вы прибыли в Есеновский район?
- В Есеновский район я прибыл в 1930 году.
- С какого времени вы служите священником?
- Священником я служу с 1923 года по день моего ареста.
- Следствие располагает материалами, что вы вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя. - Контрреволюционную агитацию против существующего строя я не вёл и виновным себя не признаю.
- Следствие располагает материалами, что в 1937 году вы пытались устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать откровенные показания. - Антисоветской демонстрации я не пытался устроить и виновным себя в этом не признаю.
- Следствие располагает материалами и свидетельскими показаниями о вашей попытке устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать правдивые показания.
- Я вторично утверждаю, что попытки устроить антисоветскую демонстрацию не было.
- Следствие располагает материалами, что вы распускали провокационные слухи о скорой войне и гибели советской власти.
- Провокационных слухов о войне и гибели советской власти я не распускал и виновным себя в этом не признаю. - Следствие располагает данными, что вы без разрешения сельсовета ходите по домам и совершаете обряды. Признаётесь в этом?
- Я считаю, что для совершения обрядов в домах верующих разрешения местного совета не требуется.
27 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Священник Виктор Иванович Воронов был расстрелян 29 ноября 1937 года. (Фотографии нет)
(...) - Будучи классово чуждым и судимым, вы вели и ведёте контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду. Подтверждаете вы это?
- Нет, не подтверждаю.
- Перечисляю вам ещё факты вашей контрреволюционной агитации среди населения и требую правильных ответов на задаваемые вам вопросы.
- Из всего перечисленного мне ничего не подтверждаю. Церковь я люблю, в Бога верю. Никогда от веры в Бога и от священного сана не отрекусь.
- Вам ещё раз приводятся факты вашей антисоветской деятельности. Признаёте ли вы себя в них виновным?
- Виновным я себя перед советской властью не признаю. Я всю свою жизнь посвятил служению Богу и Ему служил и буду служить, буду ли на свободе или в заключении. Как служитель Бога, я обязан заботиться о душах человеческих, о их спасении и подготовке ко второму пришествию. Я был обязан вести и вёл соответствующую религиозную проповедь. По своим убеждениям я не мог признать существующую власть советов, но ей обязан был подчиниться, поскольку она попущена Богом... Власть существующая проводит безбожие, она вместе с партией коммунистов ликвидирует и убивает веру в Бога. Значит, это власть тёмных сил, сатаны. С такой властью я обязан был бороться за свою паству всеми силами, что и делал по мере сил. От этого я отказаться не могу ни при каких условиях. Представители власти на земле сейчас - слуги «тёмных сил». Вот почему признать себя виновным перед такой властью я не могу.
27 декабря Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Протоиерей Александр Николаевич Колоколов был расстрелян через день после приговора, 29 декабря 1937 года. (Фотографии нет)
Святые новомученики и исповедники российские, молите Бога о нас!
Post Scriptum: Для написания данной статьи использованы материалы книги Иеромонаха Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия».
88. 57. свщ Алексий Бачурин
87. Ответ на 82., Денис К.:
86. Ответ на 81., Иванович Михаил:
85. 76. дед пенсионер
84. Ответ на 80., Артур :
83. Ответ на 80., Артур: Позвольте напомнить...
82. Ответ на 77., свщ Алексий Бачурин:
81. Ответ на 71., Денис К.:
80. Ответ на 75., Лебедевъ:
79. Ответ на 73., Артур: