От редакции: Видит Бог, я не хотел публиковать эту статью, но автор настойчиво напоминал о необходимости ее опубликования. Впрочем, признаюсь, я не хотел публиковать и статью Виктора Саулкина, хотя полностью согласен был с ее пафосом. Те издевки и неуместные советы о.Александру и редакции РНЛ, которые позволили себе на форуме некоторые наши читатели (в том числе и о. Алексий Бачурин), нужно было пресечь. Я посчитал, что я это сделал своей репликой на форуме и требованием к модератору ужесточить редактуру под этой статьей. Однако Виктор счел, что этого недостаточно, что надо опубликовать его статью, поскольку он выступил не в свою защиту, а в защиту о.Александра. Единственное, что я мог сделать, - смягчить некоторые выражения.
Теперь вот «достойную» отповедь Саулкину написал священник. При этом, обличая Виктора в несдержанности, страстности, сам о.Алексий свой ответ написал в стилистике мало чем отличающейся от текста Саулкина. Вобщем получился не разговор священника с мирянином, а спор представителей двух партий. Единственное, что я могу сделать в данном случае, опубликовать статью, когда не работает форум, чтобы не распалять страсти. Гл.редактор РНЛ Анатолий Степанов.
* * *
«Не хочется в очередной раз смущать о.Алексея Бачурина, но закончу словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами» /Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж», статья «Благоразумное предательство»/
Смущение - признак двоедушия или одержимости какой-либо страстью. Никакого двоедушия по данному вопросу во мне нет. Никакой страстью по данному поводу я не одержим. Никакого смущения по прочтении этой, примечательной по многим параметрам, статьи я не испытываю. Я испытываю горькое сожаление и недоумение - вот это совершенно точно. Я испытываю недоумение, видя, как православный человек, до сих пор вполне уважаемый мною православный публицист, профессионально работающий со словом и оказывающий влияние на души многих людей, который, казалось бы, должен чувствовать вес и значение каждой буквы, употреблённой им, цитирует в качестве подтверждения истинности своей позиции не Божие Слово, не высказывания Святых Отцов, или наших русских святых: Александра Невского, Фёдора Ушакова, не Александра Суворова, не Царственных Страстотерпцев, или любого из наших новомучеников и исповедников, число которых поистине подобно песку морскому или звёздам небесным - выбирай, что хочешь, что ближе твоей душе! - но изречение самого главного большевика, человека, имя которого накрепко связано, прежде всего, с безжалостным истреблением православной Церкви на одной шестой части земного шара, воздвигшего дьявольское капище на месте, святом для всякого русского человека, увенчавшего башни древнего Кремля сатанинскими пентаграммами! Я не смущаюсь: я расцениваю это, как циничный плевок в лицо мне, священнику, позиция которого по данному вопросу автору очень хорошо известна.
Если бы речь шла только об оскорблении чести и достоинства меня и моих единомышленников здесь, на форуме РНЛ, можно было бы ограничиться пространным комментарием к этой статье. Но дело обстоит значительно серьёзнее: то, что произошло здесь, на Линии и всё, теперь вокруг неё происходящее, это - результат многоходовой провокации, имеющей целью ещё более возгреть страсти вокруг патриотического движения и Церкви, приучить расхристанное общество к возможности судебных процессов над священниками, внушить людям мысль, что и православное сознание тоже может быть экстремистским и опасным для государства, что и его тоже надо поставить в тесные рамки для охраны «закона и порядка». В этом смысле совершенно не имеет значения, чем закончится данный процесс, потому, что прецедент уже создан, обвинение уже предъявлено - а обвинительный приговор может быть вынесен если не по этому делу, так по какому-нибудь другому, вскоре организованному. И так же, как наш исконный враг, неустанно ведя свою разрушительную работу против нашей Родины, всегда делает это русскими же руками за наш же счёт, так и все провокации против нашей Православной Церкви осуществляются чаще всего руками самих же православных патриотов: недалёких, или неумелых, или просто - жёстко ангажированных.
Вообще-то, строго говоря, ничего оригинального или неожиданного в оскорблениях невиновных людей, конечно, нет: все политические единомышленники автора издавна так поступали - и нынче поступают точно так же. Излагая свои измышления о недавнем коммунистическом «рае», или безумные фантазии о грядущей «красно-православной империи», они непременно заканчивают подобным плевком в лицо тому из своих оппонентов, кто вздумает иметь неосторожность прочитать до конца их тягостные опусы. Это упорное во всех случаях обращение к одному и тому же нечистому источнику явно указывает наличие некоей страсти в душах всех этих людей, очевидно испытывающих болезненное влечение к одной из самых мрачных фигур истории. Страсть эта, как всякая страсть, очень хочет непрерывно осуществлять себя - поэтому всё то, что препятствует ей, или обличает её, вызывает её яростное противодействие. Именно поэтому (в духовном смысле) и была, как я понимаю, написана эта статья: статья неспокойная, оскорбительная, нисколько не защитившая ни отца Александра Шумского, ни саму РНЛ, но только начавшая новый виток возгревания нездоровых страстей здесь, на патриотическом сайте.
Я начал с самого конца этой статьи, а теперь обращусь к самому её началу: к заголовку. «Предательство». Это обвинение брошено в лицо людям, с некоторыми из которых (в том числе со мною) автор лично не знаком, на вопросы которых «по благословению духовника» (кто бы и сомневался в этом!) никогда не отвечает, но которых, тем не менее - вполне уверенно и безо всяких сомнений - он презирает, так как считает возможным публично оскорблять. Употреблён, как мы видим, не вопросительный оборот, не мирное, примиряющее слово, но известный приём низкой журналистики: в заголовок вынесено тяжкое обвинение, а дальше, в тексте, безо всяких доказательств поимённо перечислены все те, которые должны быть грязью этого обвинения измазаны. Положительный, по-видимости, эпитет «благоразумное» ещё более усиливает оскорбление: предательство, стало быть, совершено этими «негодяями» не по неведению (как, например, апостолом Павлом), не по душевной человеческой слабости (как апостолом Петром), но - «благоразумно», то есть, холодно, расчётливо, цинично... Подобно Иуде.
Итак, начато с клеветы, окончено - плевком. Что же между ними? А вот: «Не скрывая злорадства», «Не в силах сдержать злорадства», «Не считает нужным скрывать своего злорадства», «Грубая отповедь», «Самое настоящее предательство», «Удар в спину», «Великая старица форума», «Умеете очень искусно подлить сладкого яду», «Изощрённо хамить и язвить, как это делаете Вы». «Прикрываясь лжесмирением»... Буду справедлив: в мой адрес - ни одного грубого слова, только длинная серия риторических вопросов, не требующих ответа, но которые должны, видимо, показать, что в моей подлости и предательстве, несмотря ни на что, имеются всё же некоторые сомнения. Я уже почти готов был умилиться на такую доброту и терпимость сурового иконописца ко мне, грешному, если бы... Если бы - после любезного заверения всех оплёванных и оклеветанных людей в том, что их, всё-таки, пожалуй, пока можно будет ещё потерпеть в «своём окопе» - не следовало бы циничное цитирование слов Предстоятеля нашей Церкви о «предателях в рясах», создающее вид, будто бы эти слова были им сказаны именно об «антисталинистах» и, таким образом, присваивающее Святейшему Патриарху авторство клеветнического заголовка. Ловко. Но подло. Нет: ни доброта, ни терпимость (ни смирение) здесь даже и не ночевали. Здесь применена известная технология дрессировщиков диких зверей: кнутом и - пряником. Пряником и опять - кнутом. «Благоразумное предательство» и - «дорогой отец». «Уважаемый отец» и - «предатели в рясах». «Не хочется смущать» и - «враг будет разбит, победа будет за нами!» А по мне, коли: «не хочется в очередной раз смущать», так - не смущай! Если, конечно, действительно: «не хочется». А если совсем не «не хочется», но, скорее, очень, «в очередной раз», хочется, то нечего и кокетничать, как старая барышня, набивающая себе цену перед ухажёрами.
Кто же и кого здесь предал? Чем? Когда? Где? Внимательно читаю, ищу... хоть одна настоящая цитата, хоть один призыв к расправе со священником, хоть одно слово одобрения в адрес грядущего приговора? Процитируйте, скажите, шепните нам хоть что-нибудь в доказательство обвинения. Ничего. Ни слова. Это и понятно: никто из перечисленных здесь, испачканных грязью людей, не имел даже в глубине своего сознания никакого злорадства или осуждения, поэтому и на языке ни у кого из них этого не было. Было желание посмотреть на ситуацию несколько зорче, постараться разглядеть её причины и разобраться: что там, в тёмной глубине всех этих опостылевших: «Долой-Да-Здравствует!», всех этих маханий партийными флагами над нашими головами. Почему-то никто из «адвокатов» не хочет понимать, что здесь нет прокуроров, что им не с кем вести здесь прения сторон, что, раздувая здесь, на Линии, этот пожар, они сами, своими руками, предают отца Александра, делают его «мучеником от-либералов», заложником вполне ясных амбиций и политических расчётов. Впрочем - всё-то они прекрасно понимают, ведь и начало этому в своё время положили совсем не «церковные либералы», а те, кто подкинули отцу Александру идею злосчастной статьи и, я уверен, даже подсказали ему броский (а, по сути, гнусный) заголовок. Нынешний автор может усмехнуться на мои слова, но я скажу ему и всем читающим мои строки, как я отношусь к этой, последней его, статье: она тоже - гнусна. Клеветнический заголовок, оскорбительная концовка, а внутри - проскрипционный список. Что ею доказано, кого она убедила, кого с кем примирила? Ничего не доказала, никого ни кем не примирила. Это и не было её целью.
Тогда зачем же этот полновесный кирпич упал сюда, мутя воду? Очень просто. В последнее время в дискуссиях на форуме некоторые внимательные люди своей неотразимой аргументацией и доброжелательной выдержкой явно одерживали перевес над своими оппонентами. Видимо это-то и показалось крайне опасным. Нужно было немедленно замутить воду, бросив в неё что-нибудь потяжелее. Автор прекрасно исполнил это «послушание», чтобы кое-кому иметь возможность в поднявшейся со дна мути наловить как можно больше рыбок в свой судок: ведь мы же, как известно, призваны быть «ловцами душ»? Это ведь заповедано нам Господом через Своих святых Апостолов? Да, заповедано. Да, призваны. Только мы призваны ловить людские души в чистых водах, при свете дня - для Господа и Его Церкви, а не для кровавых идолов - в мутной воде политиканства. Но именно этот ночной промысел - единственный, который процветает у нас. Нас непрерывно пытаются сплотить вокруг какого-нибудь мрачного символа во имя какой-нибудь очень светлой, очень благородной цели. Умелые расчленители роют всё новые и новые кровоточащие «окопы» по живому ещё телу народа. Снова и снова из-за очередного поворота истории вылетает очередной «чапай» с саблей в руке - и нам ничего не остаётся делать, как с великой радостью и замиранием сердца наблюдать из «окопа», в который нас опять насильно посадили, как он рубит в капусту всех своих (и, конечно, наших!) врагов. Кто это там только что маршировал со штыками наперевес? Это уже не имеет никакого значения: пулемёт строчит, «чапай» рубит, враг бежит и падает! Чья победа? Кто кого победил? Во имя чего победил? Кто сценарист нашего фильма? Молчание.
Победа, говорите, за вами? Хорошо смеётся тот, кто смеётся последний. Вы все, непрерывно умиляющиеся тем, что Великая Война началась в день Всех Российских Святых, а закончилась в день Пасхального торжества - вы хорошо ли разглядели: куда были брошены вражеские знамёна в радостный день Парада Победы? Нет, не к древним кремлёвским стенам, не к Храму Господню, даже не к памятнику Минину и Пожарскому (что, при желании «тайного христианина», победителя всех троцкистов, топтавшегося на мавзолее, тогда вполне могло бы быть), а к подножию мерзкого языческого капища, построенного этим вашим кумиром, в недрах которого, как великое сокровище, хранилась (и до сих пор хранится!) зловонная мумия врага русского православного народа и государства. «Безумные и слепые! Что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» (Мф. 23: 19). «И подошёл Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте ему, а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал ему народ ни слова» (3 Цар. 18: 21). И не отвечал народ ни слова... Так - не потому ли все плоды великой народной Победы без малого через сорок лет после неё были расточены, пущены по ветру? Где же ваша Пасха, где ваши Все Российские Святые - вы, называющие себя православными патриотами и одновременно употребляющие в издевательских кавычках святое для нас слово: мучениколюбцы? На ваших глазах непрерывно происходит подмена смыслов, а вы всё время довольствуетесь видимостью. Ничего вы не поняли, будучи ослеплены лживой идеологией, поэтому не в состоянии отличить лжи от Правды, поражения от победы и своих от чужих.
Я вспоминаю, как в самом начале перестройки мы с женой участвовали в митинге жителей одного из районов Москвы, где мы тогда жили, - против приватизации жилья. Митинг этот собрался на площади перед Моссоветом. Не прошло и десяти минут после его начала, как вдруг, из-за угла, с улицы Горького, на площадь вырвалась толпа молодёжи, бешено машущая над головами красными флагами и горланящая что-то очень «патриотическое и народное». Подбежав к трибуне, они окружили её со всех сторон, влезли на неё с флагами и портретами Сталина в руках и смешались с нами, продолжая горланить свои «кричалки». Естественно, всё это снималось на теле- и кино-камеры. После этого нам не оставалось ничего другого, как тихо разойтись по своим домам. С тех пор я точно знаю: предатели - это те, кто машет над твоей головой своими красными тряпками, кто стреляет из-за твоей спины в солдат, охраняющих порядок, кому очень нужно пролить твою кровь для успеха своего дела. Предательство? Кто из нас предал Христа? Или, наверное, здесь говорится о каком-то другом предательстве? Партийном? Государственном? Корпоративном? Но здесь никто не давал присягу Юных Пионеров, здесь нет членов никакой партии или ложи, есть только верующие русские люди, патриоты, которые по разному понимают цель и смысл существования общества и государства. Некоторые из них, которые стали здесь моими соратниками, которые в своё время поддержали меня - да просто честно и открыто высказали свои взгляды! - оклеветаны, вымазаны грязью в этой статье. И вы хотите, чтобы я, видя вашу «партийную» беспринципность, слыша угрозы в свой собственный и в их адрес, оставил этих моих ближних на ваш произвол и «милость», ради того, чтобы избежать клейма «предательства»? Этого не будет. Вы, сталинисты, когда считаете полезным для дела, и «своих» сдаёте, не моргнув глазом, а с «чужими» для вас вы вообще не станете церемониться.
Не прикрывайтесь заботами о судебном процессе: именно вы «сдаёте» «своих», потому что, конечно, по наущению кого-то из вас отец Александр написал свою злополучную статью, дав ей совершенно невозможный, совершенно скандальный заголовок. Кто-то из вас цинично поставил священника под удар, прекрасно отдавая себе отчёт: чем это может обернуться для него, для Церкви, для всего патриотического движения. Это вы, сталинисты, вместо признания своей неправоты, вместо извинения за допущенную ошибку, за «перегиб», по-прежнему стоите на своём, целенаправленно раздуваете вспыхнувшую после того искру, разламывая общество и церковный народ ещё по одной трещине. Вы вполне могли бы не заходить сейчас сюда с лицемерными «нравоучениями» и не устраивать «бузы» на форуме, а ваш «Адвокат» - на то время, пока занимается таким важным и ответственным судебным процессом - вполне мог укротить свою интернет-страстишку и не грозить здесь компроматом в адрес священников Христовой Церкви. Это было бы благоразумно и благочестиво, было бы - политически и организационно - грамотно. Но - нет! - это не ошибка и не «перегиб» - вы, сделав всё с точностью до «наоборот», как раз, я так понимаю, и поступили вполне политически грамотно, потому, что всем вам, как настоящим сталинистам, именно и нужна, в согласии с теорией вашего кумира, всё усиливающаяся классовая борьба, нужна не братская любовь, а социальная ненависть. Вам нужны жертвы, сплачивающие ваши боевые порядки.
С чего Вы взяли, Виктор, будто я считаю, что в Вашем Красном углу висит портрет Сталина? Во-первых, скажу Вам прямо, откровенно и по совести: что и в каком месте у вас, у сталинистов, «висит» (или «не висит»), мне совершенно не интересно, это - Ваши проблемы и дело Ваших политических пристрастий, которые - Вы правы! - я не собираюсь разделять с Вами. Во-вторых, наверное, не стоит Вам представлять Ваших оппонентов совершенными дурачками - это умаляет цену Вашей грядущей победы в благородной борьбе с ними. Вы же, я знаю, грамотный человек, Вы человек интеллигентный, Вы же читали - и других, наверное, учили: «Богу - Богово, а кесарю - кесарево!» Ну, конечно же, портрет вашего партийного «кесаря» не висит среди Ваших икон, всегда стоит прямо перед Вами, на Вашем рабочем столе, чтобы Вам удобно было не отрываться от его мудрого взгляда, когда Вы сочиняете Ваши программные речи. И, вдохновляемые этим мудрым взглядом, Вы (сознательно или несознательно) делаете согласно этим программам всё, чтобы священники занимались не делом спасения душ Христова стада, а вознёй в политиканской грязи, сочинением статеек и патриотических «кричалок», чтобы опять, как в страшном январе 1905 года, над головами православных людей, поверх икон и хоругвей, затрепыхались красные тряпки, а из-за их спин раздались «контрольные выстрелы» чтобы сердца и жизни были отданы не Спасителю, не Родине, а опять какому-нибудь самозванцу в краденых погонах. Хотите, чтобы все мы, опять, как наши отцы в 1945-ом, промаршировали перед престолом сатаны, вручая плоды своих побед мертвецу? Этого больше не будет, Бог не попустит.
Священник Алексий Бачурин, настоятель Покровского Храма города Яхромы
19 ноября, память священномученика Варлаама (Никольского), настоятеля Храма в 1938 году
556. Ответ на 546., Иванович Михаил:
555. Ответ на 550., дед пенсионер:
554. 549. Токарев : Ответ на 547., дед пенсионер:
553. Ответ на 547., дед пенсионер:
552. Ответ на 546., Иванович Михаил:
551. 545. Токарев : Ответ на 543., дед пенсионер:
550. Ответ на 545., Токарев:
549. Ответ на 543., дед пенсионер:
548. Ответ на 541., Правдич:
547. 540. Токарев :