«Что же, в сущности, произошло? Мы все шалили. Мы шалили под солнцем и на земле, не думая, что солнце видит и земля слушает. Серьёзен никто не был, и, в сущности, цари были серьёзнее всех, так даже Павел, при всех его способностях, ещё «трудился» и был рыцарь. И, как это нередко случается, - «жертвою пал невинный». Вечная история, и всё сводится к Израилю и его тайнам. Но оставим Израиля, сегодня дело до Руси» / В.Розанов «Апокалипсис нашего времени»./
«О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеянствуют смеяльно, о, засмейтесь усмеяльно!...» / Велимир Хлебников «Заклятие смехом»./
Итак, предположим: вы - враг. Вы - «чужой среди своих». Вы должны обеспечить поражение своей команды. Ваши действия? Ну, во-первых, вы можете сказаться больным, или вечером, накануне соревнований, напиться вусмерть, чтобы на утро у Вас тряслись руки и ноги. Но это - несерьёзно и неэффективно: тренер заменит Вас, и, ещё не приступив к выполнению задания, Вы уже потеряете возможность влиять на ситуацию. Под это никто не даст ни копейки. Значительно перспективнее другой вариант: Вы всегда в прекрасной форме, Вы энергичнее и инициативнее всех, Вы на самом переднем краю нападения. Вы всегда точно выбираете самую выгодную позицию, настойчиво требуете мяч, получаете его, после чего, красиво обойдя двух защитников и вратаря, в эффектном падении изумительным, мастерским ударом попадаете точно... в штангу вражеских ворот. Или: в серии пенальти после ничейной игры со страшной силой бьёте прямо в руки вратаря соперников, после чего, бросившись на колени, грозите небу обеими кулаками... Это - хитро, умно, это - мудро. Вы всегда будете у начальства на хорошем счету, всегда в главном составе. В лучшем варианте Вас самого могут сделать капитаном команды - в конце концов, даже тренером! - тогда Ваши возможности станут просто неограниченными. Тогда, (если у Вас, к тому же, обнаружатся кое-какие режиссёрские способности) Вы сможете, подобрав коллектив единомышленников, многие годы творить настоящие «чудеса». Всякий чемпионат с участием Вашей команды будет насыщен драматическими ситуациями. Каждый раз это будет просто спектакль - публика будет реветь и плакать от ужаса и восторга! Станет Ваша команда чемпионом, или нет - это будет зависеть, конечно, уже не от Вас - но для Вас лично это не будет иметь никакого значения: Вы и Ваши верные соратники будете обеспечены на всю жизнь, и, кроме того, Вы обязательно войдёте в мировую историю. А то, что Вы изначально продались, что куплены врагом, что Вы давно сами себе худший враг... это, простите, сентименты - кроме того, об этом никто никогда не узнает. Но даже если кто-то и догадается - не осудит мудрого человека, подарившего людям столько приятных и захватывающих спортивных мгновений. Команда. А что: «команда»? Не Вы её родили, не Вам за неё и переживать. Вчера это, предположим, - ЭСЭР, сегодня она уже - ЭРЭФ, завтра - какая-нибудь ЕВРА, или ещё что-нибудь в этом роде... Когда наступит время, её всё равно продадут или расформируют, но это сделают уже другие, которые придут после Вас - с Вашей помощью. По лёгким приметам, по именам, которые будут сказаны Вам на ухо, Вы узнаете их, «своих среди чужих», которым и уступите место у штурвала.
Впрочем, что нам с Вами горевать об этом? Ведь спорт изначально вообще - обман. Тот, кто привык существовать в его зелёном поле, отдаёт своё время и силы души в пустоту, поэтому не так уж важно, в какой именно форме этот обман происходит, если ты всё равно захвачен стихией, равнодушной делу спасения. Но есть вещи куда более серьёзные, которые находятся в центре общественных и государственных интересов, вещи непосредственно связанные с общественной и национальной безопасностью. Эти области человеческой деятельности - не место для шуток, для спортивных, интеллектуальных или эстетических игр: это дело суровое и кровавое, здесь решаются вопросы не только твоего личного благополучия, или отдельных, хоть, может быть, и многих, людей, но - судьбы целых племён и народов! Это дело - религиозное.
Когда некоторое время назад уважаемый Анатолий Дмитриевич Степанов предложил мне сделать доклад на конференции, посвящённой вопросам так называемого «евразийства» я, приняв это любезное приглашение, принялся обдумывать тему своего выступления и даже начал что-то писать по этому поводу. И вдруг, в самом разгаре рытья этого тяжёлого грунта, я понял, что явление, о котором я решил сообщить миру своё мнение, уже давно существует, уже выполняет свою задачу, работает, и я - при всей моей к нему нелюбви - уже работаю на него! «Стоп - стоп - стоп! - скажет здесь сообразительный читатель - чужой среди своих... хорошо заплачено... - мы Вас хорошо поняли, батюшка, можете дальше не продолжать! Совершенно незачем Вам оправдывать Вашу интеллектуальную несостоятельность грязной клеветой на честных людей и на серьёзные научные сообщества!» На это должен сказать: Вы можете понимать меня так, как вам угодно - но я совершенно не оспариваю чьей-либо личной порядочности. Хотя, действительно: когда приходится сталкиваться с действиями, необъяснимыми с точки зрения здравого смысла, я, уважая свободный выбор людей, их совершающих, всегда склонен скорее предполагать наличие каких-то вполне разумных, но, по неизвестной пока причине, неафишируемых интересов, чем считать их за... ну... как бы это сказать?.. за тех счастливых (по-своему) людей, которые не понимают ни где они находятся, ни что говорят, ни что делают - и, поэтому, ни за что, с момента своего рождения, в этом мире не отвечают. Мне кажется, как раз вот это действительно было бы с моей стороны неприлично и оскорбительно. Знаю, что после этих слов меня можно обвинить в оправдании аморализма, потому считаю себя обязанным по ходу дела объясниться на этот счёт.
Для этого позволю себе небольшое отступление на заранее подготовленную позицию. Помню, в своё время, меня поразила где-то мною услышанная история из жизни известного пианиста Владимира Горовца. Рассказывают, что его первый учитель музыки, заметив, что кисти рук у ученика маловаты для настоящего пианиста, велел ему нажимать на клавиши не слегка согнутыми пальцами - как этого требует обычная техника игры - а прямо, плашмя, не обращая внимания на общее для всех правило. И - никому дотоле не известный еврейский мальчик, при всех остальных своих прекрасных данных, стал не просто «настоящим» пианистом, каких тысячи, но - пианистом гениальным. А мог бы и не стать никаким! Я сам когда-то учился игре на фортепиано, поэтому надолго запомнил этот сюжет. Вот пример того, как мудрые «тренеры» способны незаметно, но эффективно формировать жизнь в нужном направлении, пропуская нужных им людей (партию, класс, народ) в обход ими же выдуманных «общих правил», строго обязательных для всего остального человечества. Когда система хорошо налажена, она работает безотказно. Кто заподозрит и в чём-либо осудит человека, не давшего в нужный момент единственного правильного совета, не нажавшего в нужный момент тревожную кнопку, из выгоднейшей позиции не попавшего в ворота соперника? Такие учителя, капитаны, центрфорварды - часто люди вовсе не бессовестные и далеко не неверующие. Просто они верят в своего бога и служат интересам своего народа: по-своему они совершенно честны и порядочны: язык не поворачивается осуждать их за это. Что - спорт? Что - музыка? Разве в них дело? Это - война за жизнь. Дело в нас самих: в том, чьим интересам служим мы, может быть, совершенно этого не понимая. Чью жизнь мы питаем, играя в свои любимые игрушки? Думаю, вместо обид друг на друга лучше нам постараться определить своё место в той мешанине честного идиотизма - если честный идиотизм вообще существует в политике! - ангажированности и партийности, в которой увязают ноги (а - сплошь и рядом - слетают головы) тех, не желает работать на своего врага.
Все мы знаем, как традиционно оправдывается каждая наша очередная неудача или катастрофа в политике, в технике, в промышленности и армии. Перечислять сами эти неудачи и катастрофы здесь не имеет смысла: думаю, что каждый русский человек, видящий, что в последние сто лет происходит на его Родине, лучше меня составит скорбный список. И всё это, как нам постоянно внушают, происходит или по недоразумению, или по глупости, или «по амбиции», а то и просто по пьянке... («Тряслись руки и ноги») Сплошной «человеческий фактор». То и дело слышишь: «Надо же: что делает! Вот дурак-то! Вот дураки-то!» А мы согласно киваем головой и говорим: «Да, да, да, мы такие: мы глупые, мы пьяные, мы всё время хотим как лучше, а получается...» И цитируем гнусную остроту одного из главных разрушителей страны. «Всё хорошо было - говорит в этом же духе кое-кто - всё было правильно, вот только, что церкви тогда разрушали: это, конечно, была ошибка!» Ошибка... Некоторые чувствительные люди всякую критику называют клеветой на свой народ: какая же клевета хуже вот этой, нами самими то и дело повторяемой? Когда я слышу всё это, а главное - вижу полное нежелание понять причину народных бед, мне начинает казаться, что я действительно сошёл с ума. Так, может быть и другие тоже, по этой же причине, начинают делать вещи, необъяснимые никакой логикой и здравым смыслом? Может, именно поэтому то же самое вот уже десятки лет происходит и в нашем патриотическом «мамонтнике», который, казалось бы, должен был бы день ото дня, из года в год, набирать силы, множиться и крепнуть. Должен был бы. А на деле - с самого начала нашего «ледникового периода» никакими мамонтами там и не пахнет: гнилая вода и болото. Только жучки-плавунцы морщат воду, да в тёмной глубине шустрые головастики теряют хвосты и отращивают лапки. Всякая инициатива - блокирована на корню, каждое робкое движение к объединению патологическим образом вызывает всё новые расколы, или как теперь изящно трактуют: «клонирования». Как же, как же: страсти, амбиции, непонимание, и прочая, и прочая... панимаем! А мне, всё-таки думается, что настоящая причина, хоть и не лежит на поверхности, но совсем проста - и везде одна и та же.
Можно было бы, конечно, сказать, что «евразийство», как и другие игры политиканов, интеллектуалов и эстетов, не имеет абсолютно никакого отношения к реальным проблемам и нуждам народной и государственной жизни. Но, если бы дело обстояло только так, если бы все эти мечтания просто не имели бы отношения к делу спасения души и защиты Родины, это было бы полбеды. Однако в наше время, (как и во всякое другое - с момента вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа) всякое мгновение, потерянное для дела спасения - уступлено врагу, всякая мысль, всякое движение души, отданное занимательной и высокооплачиваемой игре - отданы смерти. Любая идея, не взывающая к христианской душе русского народа, не мобилизующая её на духовную брань, разоружает его и объективно воюет против народа и Христа. Все эти и подобные им - уже сто лет обрыдлые - «кремлёвские мечтания», для того только и создаются, к тому только и призваны, чтобы постоянно атомизировать общество и сеять хаос в умах людей. Если бы я был не священником, а человеком государственным, (впрочем, священник всегда - в высшей степени! - государственный человек) я бы сказал, что сейчас, когда на наших глазах разрушена тысячелетняя Российская государственность, когда русские в своём большинстве совершенно очевидно морально подавлены и потеряны, не видят смысла в жизни и просто - не хотят жить! - эта возня прямо находится на грани национального предательства. Моральная ущербность и двойственность начала двадцатого века породила религиозную смуту, идеологическую путаницу, бесконечную гражданскую войну и по-сегодняшнее растерянное блуждание между «русским» и «советским». Баловство с «евразиотской» государственностью завтра неизбежно приведёт уже к полной умственной и государственной неразберихе и деградации. После этого навсегда зыбким и спорным станет всё: исторические границы, пространство расселения, историческая преемственность прав и обязанностей, гражданство, национальность... А что ожидает нас потом? Известно, что: героическая оборона, точные пасы, прыжки через голову, виртуозные удары, восторженный рёв трибун!!.. штанга... штанга... штанга... «Как всегда!» - по вещему слову Черномырдина.
Недавно здесь, на Линии, уважаемый Владимир Николаевич Крупин задал очень хороший, мудрый вопрос, на который сам так же хорошо и ответил: зачем нам, русским, где-то ещё, в каких-то там союзах и партиях собираться и объединяться? - мы должны быть объединены вокруг Церкви, собираться в своих храмах, хранить веру Православную. Это - главное, а всё остальное приложится! И всякий трезвый, здравомыслящий православный человек не может не задать себе этого вопроса, а задав, не сможет не ответить на него точно так же: вне Церкви у народа нет и быть не может ни силы, ни мудрости, ни единства. Когда мы поймём эту простую истину и постараемся сделать единственно правильный, спасительный шаг: в Храм Христов, та причина наших несчастий, о которой я здесь говорю, отпадёт сама собою. Теперь же я прибавлю к прекрасным словам Владимира Николаевича свой вопрос: какую ещё философию и идеологию тщимся мы себе сегодня выдумать? Ведь она, эта философия и идеология, у нас уже очень давно есть: это - Евангелие. В чём же причина, что на всех уровнях нашего общества очень неглупые, очень ответственные люди без конца елозят из стороны в сторону на своих седалищах - а того простого, единственного, спасительного шага никак не делают? Неужели, всё-таки, «паса» требуют?
Вы хотите играть в свои взрослые игры и при этом делать вид, что строите какую-то там «империю»? Я вам не верю. Да вы и сами себе не верите - поэтому и вам никто не поверит и не пойдёт за вами, сколько бы денег и эфирного времени под этот проект ни отпустили. Шаля и играючи, не проливая своей крови ради Христа, нельзя ничего ни построить, ни сохранить - и Василий Розанов (наговоривший за свою жизнь много страшных и даже богохульных вещей) лучше всех нас, таких из себя православных, таких патриотов, почувствовал и назвал наш общий застарелый грех: теплохладность. Равнодушие. Равнодушного легко купить, обмануть, испугать. Он сам себе худший враг - враг дела своего спасения. Из-за неё, из-за теплохладности, мы и расточили всё собранное отцами и дедами. Сначала нас купили, потом - испугали, потом - обманули. Но, «поматросив», совсем даже не бросили, а продолжают плотно «вести» дальше. С тех пор и наша политика, и экономика, а часто и наша религиозность - все похожи на позорную игру нашей сборной по футболу, какой я помню её в далёкие шестидесятые годы, когда мне было ещё неотвратительно глядеть на голубой экран и зелёное поле: было противное впечатление, что эти здоровые натренированные парни, попавшие в заветную заграницу и уже накупившие там фирменных шмоток для себя и своих баб, чётко знают, что уже получили всё, что могли на сегодня получить. А теперь они тянут время, лениво бегая по полю в широких трусах, и только изображают настоящую жизнь и настоящую борьбу. Если же ты не живёшь, а только играешь в жизнь, сложив в своём гостиничном номере чемоданы заветного барахла, то, конечно, найдутся для этой игры умные, специально подготовленные сценаристы и постановщики. Они тебя всему научат, всё тебе покажут и расскажут, разжуют и в рот положут: соси, утешайся, играй в бирюльки! Фи-ло-соф-ст-вуй! Но жить в этом мире ты уже не будешь, и дети твои не будут жить: будут жить те, другие. Они и будут «смеяться усмеяльно»: это - их религия.
Это прекрасно понимали наши предки. Они не «шалили под солнцем и на земле». Они умели и не боялись жить, поэтому и создали, безо всяких программ и проектов, с одной Божьей помощью, самую великую Империю в истории человечества. Они оторвали бы голову всякому, кто бы осмелился устраивать позорища в Святом Храме, они выстрелили бы в немецкую сторону пеплом самозванца, который, после зажжения ханукальных свеч, попробовал бы напялить на свою голову царский венец. А мы ничегошеньки не замечаем. Мы всех любим. Мы всех покрываем. Мы всему верим. (Прямо по-евангельски!) Всякое безобразие в богоспасаемой стране нашей случается само собой и всегда безо всякой вины с нашей стороны - и эту, дорогую нам, «истину» мы будем отстаивать до последней капли нашей крови: «Не бойтесь, мой Баксик не кусается! - Вы сами виноваты: он Вас укусил потому, что Вы махали руками! - А если ты ещё раз замахнёшься палкой на мою собаку, я тебе всю морду разобью!» Чтобы сын не мешал нашим молодым утехам, отдаём его во власть подлому, хамскому, гнусному телевизору, а потом, в старости, совершенно по-младенчески недоумеваем: «Откуда у него это подлость и хамство? Я его этому не учил!» Сажаем на трон неизвестно кого, а потом, как честные идиоты, жалуемся, что в стране происходит «непонятно что». Шутки, шуточки, шалости... Равнодушие противоположно Любви. Бог-Любовь наказал созданному Им человеку всегда во всём трудиться: воспитывать душу, тренировать ум, хранить семью, учить детей. Поэтому для человека верующего всё в его жизни (даже дрессировка собак) религиозное дело. Так - это для верующего! А нам это зачем? Мы люди деловые: сценарий для нас уже написан. «Цели ясны, задачи определены!» Всё будет хорошо - нам это обещали капитаны и тренеры. Да. Совершенно верно. Они знают. Они в курсе. Нет сомнений: они не только нас, а и весь мир - и воспитают, и натренируют, и выдрессируют. Но за них мы не будем отвечать перед Богом, а вот за себя ответим непременно, потому, что жизнь вообще - дело сугубо религиозное. Потому что, дорогие братья и сёстры, Христос - воистину воскрес!
20. Благодарю.
19. О передергивании .
18. Венцеславу
17. Ответ на 15., Олегк :
16. Полякову Виктору
15. Крыжу
14. 1612
13. 1612
12. Отец Алексий !
11. 1. Орлов :