Евразийская структура: евразийские черты в традиции русской революционной и консервативной мысли

Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.)

1. Концепт кризиса однополярности в полной мере описывает не только меняющееся распределение материальных ресурсов, военной силы и экономической мощи в мире, не только специфически геополитическую ситуацию, но и вызревающие изменения философского, мировоззренческого, метаполитического характера. Речь идет о кризисе всей чувственной (П. Сорокин) социокультурной системы Запада[1]. Кризис Запада, пытавшегося с начала эпохи Великих географических открытий навязать свою судьбу всему остальному миру, ставит вопрос об альтернативе. Многополярный мир как альтернатива однополярному становится не только геополитическим, но и философским, мировоззренческим проектом.

2. Такая постановка вопроса требует переоценки радикальных революционных и консервативных альтернатив буржуазному миропорядку, возникших в цивилизациях с устойчивой традицией оппонирования Западу. Для нас важен в первую очередь опыт России.

3. Евразийская идея начинается с постулирования принципов альтернативного миропорядка, как глобальный, контргегемонисткий проект[2], обобщая поиски русской идейной альтернативы Западу:

1. Плюральность культур

2. Антирасизм и антиколониализм

3. Антизападничество

4. Консерватизм

5. Империя

6. Революционность

Евразийство является выражением данных ценностей в чистом виде, основывает именно на них свое мировоззрение, осмысление социальных и исторических процессов. В том, что касается первых двух пунктов (плюральность культур, антирасизм и антиколониализм), евразийство даже оказывает влияние на развитие европейской философии второй половины XX века (ценностная база структурализма, связь Клода Леви-Стросса с Романом Якобсоном[3]).

Главный тезис: Являясь «структурализмом до структурализма» (П. Серрио[4]), евразийство не только конструирует и эффективно применяет структуралистский метод в лингвистике (Н. С. Трубецкой), политической географии и геополитике (П. Н. Савицкий), интердисциплинарных исследованиях в сферах языка и географии (Р. Якобсон), но и само в своей политической философии репрезентирует структуру русской радикальной антизападной мысли как левой, так и правой, набор базовых констант, им свойственных. Ценность евразийства в том, что оно проговаривает, отчетливо высвечивает странные, и существенные с нашей точки зрения «сближения» левых или правых. Евразийцы делают эти «совпадения» основой своей идеологии, но приходят к ним не вследствие ретроспективного изучения идеологий, а в результате структурного анализа русского «месторазвития» (сочетания социополитической и географической среды, культурно-исторического и естественноисторического контекстов развития русской цивилизации), чем подтверждают органичность и достоверность целого спектра идеологий почвенничества, в противовес западной мысли.

Рассмотрев евразийские черты в предшествующих идеолого-политических концепциях, мы сможем не только исследовать корни евразийства 20-х годов и позднейшего неоевразийства, но и описать «евразийство до евразийства» в консервативных и, особенно радикальных, революционных учениях. Этим мы существенно расширим смысловое поле евразийской теории и понимание самого ее феномена и сможем предложить широкие концептуальные рамки для идеологии будущего Евразийского Союза, внутри которых возможно ведение самых свободных дискуссий по широкому кругу вопросов.

Основные пункты такого исследования:

1. Бакунин: мировоззренческая парадигма - «вольное восточное государство», «земский царь», панславизм. Преодоление Запада и уничтожение отчужденной элиты. Царь – как народная фигура. Союз между царем и крестьянством. Идеи «Исповеди»[5] и «Народного дела»[6] и концепция «народной монархии» И. Л. Солоневича[7]. Идеи тяглового государства Н. Алексеева[8]. Становление русской самодержавной монархии: исторический анализ Г. В. Вернадского[9] и концепции Л. А. Тихомирова[10] и И.Л. Солоневича.

2. Бакунин: геополитическая парадигма – Россия как оплот мирового антизападного восстания. Россия – освободительница. Революционная федерация. Границы проекта Бакунина и СССР. Реализация большевиками бакунинского проекта, отделения национальных окраин и последующей их реинтеграции, а также - создание крупнейшей в Евразии «вольной» державы, включающей в себя не только Россию, но и пол-Европы.

3. Проекты Бакунина и Данилевского: структурная близость. Геополитическая альтернатива как альтернатива ценностная. Признание фактора ценностей как определяющего.

4. Мессианский социализм Ф.М. Достоевского. Русский социализм как всенародная и вселенская церковь[11]. Социализм и Православие. «Православный большевизм» евразийцев. Достоевский, Бакунин, Леонтьев как антизападные мыслители. Сближения А. Янова[12]. Социологический смысл сделанного анализа. «The Third Rome» М. Агурского[13]. Опыт русского интеллектуального восстания в построении философии многополярного мира.

5. Российское народничество и народническое движение в странах Восточной Европы. Идейная экспансия. Восточноевропейское народничество – параллельная эволюция революционному социал-консерватизму. Крестьянский социализм. Влияние России и параллельное развитие схожих идей. Народническая традиция и традиция американского популизма и коммунитаризма[14]: на стороне континента, структурная и идейная близость. Выход за рамки лево-правого дуализма[15]. Евразийство и его аналоги в других культурах.

Бовдунов Александр Леонидович, аспирант кафедры социологии международных отношений Социологического факультета МГУ им М.В.Ломоносова, федеральный комиссар Евразийского Союза Молодежи, главный редактор портала «Rossia3.ru», Москва

Примечания:

[1] Добреньков В.И. Кризис нашего времени в контексте теории социокультурной динамики Питирима Сорокина // Русское Время. Журнал консервативной мысли. 2010. Январь-март. №1 (2) С. 4-11.

[2] Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995.

[3] Глебов С. Евразийство между империей и модерном. М.: 2010.

[4] Серрио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе. 1920-30-е гг. М.,2001.

[5] Бакунин М. А. Исповедь. М., 2010.

[6] Бакунин М. А. Народное дело: Романов, Пугачев или Пестель?

[7] Cолоневич И. Л. Народная монархия. М., 2005.

[8] Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003.

[9] Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб, 2000.

[10] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

[11] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 2010.

[12] Янов А. Л.. Три утопии: (М. Бакунин, Ф. Достоевский и К. Леонтьев)//Искусствj кино.- 1992. - № 9. - С. 3-10.

[13] Agursky M. The third Rome: national Bolshevism in the USSR. Boulder, Colorado. Westview Press, 1987.

[14] Kazin M. The Populist Persuasion: An American History. Ithaca, Cornell University Press, 1995.

[15] Lash C. The True and Only Heaven: Progress and Its Critics. N.Y.: Norton, 1991.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Бовдунов:
Все статьи автора
"Идеология Евразийского Союза"
«Без России и Казахстана не будет евразийства»
О выступлении казахстанского лидера против расширения полномочий Евразийской экономической комиссии и о проблемах Евразийского экономического союза
27.05.2020
Газ не развалит ЕАЭС
Владимир Путин предложил исключить пункт по газу из проекта Стратегии развития евразийской экономической интеграции
19.05.2020
О «левом повороте»
Отклик на статью Анатолия Степанова «Левый поворот, православный социализм и евразийство»
18.05.2020
ЕАЭС начинает действовать…
Члены Евразийского экономического союза оправляются от первого шока, спровоцированного коронавирусом и падением цен на нефть
15.04.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Признание ошибок - свидетельство силы
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-02 20:10
Манипулирование и управление
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-02 20:01
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-02 19:54
Судный день Христианской Америки
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-02 19:45
Святой князь Дмитрий Донской и защитники Воронежа
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-02 19:32
О существенных свойствах печати антихриста
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-02 19:29
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-02 19:27