15 мая в 18 часов в Москве на Пушкинской площади состоится собрание граждан «В защиту семьи, Родины и веры», организованное Ассоциацией родительских комитетов и сообществ «АРКС». Одновременно такие же мероприятия пройдут в других регионах России. Родительскую общественность встревожили проекты законов, касающиеся вопросов семьи, которые внесены в Государственную Думу.
- Основным является так называемый законопроект о социальном патронате (официальное наименование законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства»)
Это может коснуться каждого
В первую очередь в законопроекте предлагается расширить основания для присвоения семье статуса «находящаяся в социально - опасном положении».
Сегодня перечень оснований для признания семьи, находящейся в социально-опасном положении, и без того неоправданно широк и неконкретен. Теперь же это будут еще и семьи, где родители «создают своими действиями (бездействиями) условия, препятствующие их (детей) нормальному воспитанию и развитию».
В законопроекте не определено, что следует считать «нормальным воспитанием и развитием» или же «отрицательным влиянием на поведение детей». Вопрос о том, кого из родителей следует считать нормально воспитывающими своих детей, а кого - нет, полностью отнесен на усмотрение чиновников.
Это дает возможность органам опеки и попечительства признать практически любую семью социально опасной и установить над ней социальный патронат.
Вторжение в семью
Социальный патронат назначается по итогам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего в семье. То есть, органы опеки и попечительства приобретают право приходить с проверками в любой дом.
Правовой комментарий: Законопроект фактически нивелирует требования статьи 23 Конституции РФ, гарантирующей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, статьи 24 Конституции РФ, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, а также статьи 25 Конституции РФ, устанавливающей принцип неприкосновенности жилища.
Помощь государства
Социальный патронат представляет собой план защиты прав несовершеннолетнего. Этот план предусматривает мероприятия по воспитанию, содержанию и развитию ребёнка. Называется это «социально - педагогической, медико - психологической помощью, помощью в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего». Но на самом деле никакой помощи в законе не предусмотрено. В финасово - экономическом обосновании к законопроекту, где раскрыто, какие средства требуются для его реализации и на что они пойдут, предусмотрены средства лишь на финансирование органов опеки и попечительства, а вовсе не на поддержку семей.
Семье планируется «помогать» предписаниями: что должны делать родители, как им следует воспитывать ребенка, что ему покупать и т.д. Определять это будут чиновники.
Правовой комментарий:
Согласно статье 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Статья 39 Конституции гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поэтому меры, применяемые к родителям за ненадлежащее воспитание и содержание своих детей, могли бы быть оправданы в условиях выполнения государством своих обязательств в отношении поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, гарантированной в Конституции Российской Федерации.
Такой подход соответствует и Конвенции ООН о правах ребенка, в пункте 2 статьи 18 которой говорится, что в целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства - участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
Отбирание детей
Органам опеки и попечительства предоставляется право изъять ребёнка из семьи в любой момент, причём на основании собственных актов. На сегодняшний день немедленное отобрание ребенка осуществляется на основании акта органа власти, а органы опеки и попечительства подают лишь документы для получения разрешения на немедленное отобрание ребёнка из семьи. Законопроект позволяет отбирать детей по собственным актам органов опеки, притом никакого контроля над ними уже не будет и сам их статус поднимается до уровня органа исполнительной власти субъекта РФ. Они получают больше прав, больше полномочий и становятся независимыми органами, которые в каждом случае самостоятельно решают, отбирать ребёнка, или оставить его в семье для проведения социального патроната.
В последнее время в правоприменительной практике имеется множество случаев, когда дети изымаются органами опеки и попечительства из хороших, непьющих семей и помещаются в сиротские организации по самым широким, надуманным основаниям (жилое помещение не отремонтировано, дом в ветхом состоянии, с печным отоплением, в холодильнике недостаточно продуктов, долги за ЖКУ, у родителей нет работы, беспорядок в квартире, заболевания родителей и т.п.).
Законопроект узаконивает эту порочную практику.
Контроль над семьей
В план организации социального патроната включается также порядок мониторинга его исполнения. Это значит, что семье не только будут даны обязательные предписания по соблюдению прав детей, но будет производиться контроль за их исполнением. Чиновники будут регулярно приходить с проверками в дома и наводить «порядок» в семьях.
Причем, в законопроекте прямо указано: «В случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родителей (одного из них) родительских прав во время осуществления социального патроната или по завершении установленного срока его осуществления орган опеки и попечительства ОБЯЗАН предъявить иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их (его) в родительских правах».
Добровольно-принудительно
Согласно законопроекту этот патронат назначается добровольно, только над теми семьями, которые сами написали заявления о его назначении. Но при этом в законопроекте имеются положения, которые позволяют в случае отказа от патроната передать дело в суд с требованием о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах. Если оснований для лишения или ограничения родительских прав не достаточно, то суд устанавливает социальный патронат в принудительном порядке.
Понятно, что большинство родителей готовы будут подписать заявление об установлении социального патроната, лишь бы совсем не потерять ребенка. Тем более, что патронат в любом случае будет назначен судом.
Такое согласие нельзя считать добровольным, т.к. оно будет отобрано на кабальных условиях, в которые законопроект ставит родителей.
Правовой комментарий: Положения законопроекта провоцируют увеличение количества необоснованных исковых заявлений, подаваемых в суды органами опеки и попечительства о лишении или ограничении родительских прав.
Дети смогут приструнить родителей
В законопроекте указано, что социальный патронат может быть назначен и по заявлению ребёнка, достигшего десятилетнего возраста.
То есть, если ребёнку в определенном возрасте вдруг стали мешать родители, он может написать заявление в ораны опеки и попечительства. В таком случае уже без согласия родителей над этой семьей назначается социальный патронат. И родителям даются предписания, как надо вести себя с ребенком, чтобы его права не были нарушены.
В определенном возрасте детям захочется защитить свои либеральные «права» на свободу личной жизни, информации и т.п. И родители не смогут ничего сказать своим детям, боясь лишиться их, если у детей будет возможность вызывать опеку.
Правовой комментарий: В соответствии со статьей 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. До достижения этого возраста защиту прав и интересов детей осуществляют родители. Согласно статье 26 Гражданского кодекса РФ частичная дееспособность гражданина наступает с четырнадцати лет. Указанные возрастные пределы установлены не случайно, т.к. именно с ними законодатель связывает достижение ребенком способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 Гражданского кодекса РФ). Эти нормы позволяют ставить вопрос о неспособности десятилетнего ребенка осознавать характер и последствия подачи им заявления об установлении над его семьей социального патроната.
И снова ювенальная юстиция
Следует также заметить, что социальный патронат является технологией защиты прав ребенка, которая на Западе назначается, как правило, ювенальными судами.
В России же законопроект «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации», предусматривающий возможность создания в нашей стране ювенальных судов, отклонен Государственной Думой во втором чтении 08.10.2010 г.
Тем не менее, данным законопроектом предлагается наделить суды общей юрисдикции функциями ювенальных судов, что фактически означает введение в России ювенальной юстиции в прямом смысле слова, не смотря на массовый протест общественности.
По западному образцу
На Западе существует опыт социального патроната. И он не однозначен. Скажем, исследования, проведенные в США, показали, что в тех семьях, где есть все законные основания для лишения родительских прав, но суд, в порядке исключения дает семье шанс на исправление: не отбирает ребёнка, а предлагает предписания, которые следует исполнить, чтобы сохранить семью, социальный патронат оказался эффективным. В случаях, когда патронат был установлен над широким кругом семей без достаточных правовых оснований, он не имел результата.
У нас в России предлагается ввести эту самую малоэффективную форму, когда социальный патронат назначается над семьями в случаях, если не достаточно оснований для лишения или ограничения родительских прав.
Правовой комментарий:
Законопроект нарушает принцип автономии семьи и невмешательства кого - либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 26.05.2011 N 875-О-О указал, что, данный принцип является конкретизацией положения статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства. Таким образом, нарушение этого принципа вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и с данной конституционной нормой.
Таким образом, произвольное вмешательство государственных органов в дела семьи, установление над семьей государственного контроля, нарушает конституционное право граждан на защиту семьи, материнства и детства.
Коррупция:
Неопределенность критериев социально-опасного положения семей, характера предъявляемых к ним требований, в сочетании с широкими дискреционными полномочиями органов опеки и попечительства, позволяющие отобрать ребенка в любой момент практически у любой семьи по самым широким основаниям, создают беспрецедентные условия для коррупции и злоупотреблений должностным положением.
Позиция Церкви:
22 апреля 2010 года Президиум Межрелигиозного Совета России выступил с заявлением, в котором лидеры всех традиционных для России конфессий единодушно заявили: «Нам видятся опасными любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в ее мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей. Ребенок счастлив только тогда, кода живет вместе со своими отцом и матерью. Нормы внутрисемейных отношений заложены Творцом в природу человека, и разрушение их принесет несчастье человеку и народу. Вмешиваться в тайну внутренней жизни семьи следует лишь в крайнем случае, когда жизни или здоровью человека угрожает опасность. Мы считаем противоречащими свободе и самой природе личности акты, позволяющие отнимать ребенка на основании размытых критериев, трактуемых разными мировоззрениями по-разному».
Общественная дискуссия
Первые попытки введения в России социального патроната, которые состоялись еще в апреле 2010 года, вызвали возмущение институтов гражданского общества.
Около здания Общественной палаты Российской Федерации, предложившей принять указанную систему, состоялся митинг «Общество против общественной палаты», участники которого подписали коллективное обращение к Президенту Российской Федерации с требованием остановить «ювенальный проект» в России и передали его в Администрацию Президента РФ вместе с очередной партией собранных в регионах 30000 подписей граждан под письмами протеста.
Одновременно в Общественную палату РФ были переданы заключение правовой и антикоррупционной экспертизы на данный законопроект, а также предложения по конструктивному изменению законопроекта, направленные на сохранение российских семей http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/06/18/obwestvo_protiv_obwestvennoj_palaty/
Последствия принятия:
Позиционируемый как система профилактики социального сиротства и сохранения семьи, законопроект на самом деле является инструментом разрушения семей, увеличения количества социальных сирот (детей-сирот при живых родителях), отбирания детей, в том числе из-за бедности. Законопроект внедряет в Российской Федерации ювенальную систему западного образца.
- Другой законопроект, который тоже встревожил родительскую общественность - «Об общественном контроле за обеспечением прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Вмешательство в семью
В статье 1 законопроекта указано, что он распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно находящихся или временно пребывающих в организациях для таких детей, а также на лиц из их числа.
Между тем, согласно статье 121 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, - это не только дети, чьи родители умерли или лишены родительских прав, но и дети, проживающие в семьях, чьи родители «уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».
Это - широкий перечень, в который может попасть абсолютно любой ребенок. Признать или нет ребенка «оставшимся без попечения родителей» решают органы опеки и попечительства.
При этом Семейный кодекс позволяет органам опеки и попечительства помещать ребенка, признанного ими оставшимся без попечения родителей, в организации для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на то, что на самом деле у таких детей есть родители, которые не лишены родительских прав и не ограничены в них.
В Законопроекте отмечено, что он направлен, в том числе, и на обеспечение прав детей, временно пребывающих в сиротских организациях, в том числе посещающих эти организации в медицинских, учебных и других целях. К этой категории относятся дети, посещающие указанные организации в течение дня как школу, социальный центр и т.д. или оставленные родителями на время в связи со стечением обстоятельств (больница, командировка и т.д.).
Таким образом, законопроект охватывает не только детей-сирот, но и детей, у которых есть родители, то есть определенным образом допускает вмешательство органов общественного контроля в семью.
Общественный контроль
Законопроект предусматривает создание специальных общественных комиссий, которые займутся сбором жалоб детей и других лиц, выявлением, рассмотрением случаев нарушения детских прав и принятием решений по каждому из них.
При этом в статье 3 законопроекта особо оговаривается, что правовое регулирование в области общественного контроля за обеспечением прав этих лиц, осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Согласно статье 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Ссылка конкретно на данную Конвенцию говорит о том, что законопроект является механизмом реализации в России именно этого международного документа.
Между тем, Конвенция ООН о правах ребенка, особенно в трактовке Комитета ООН, устанавливает права детей в широком либеральном духе, не отвечающем традициям Российского общества.
Права детей превыше всего
В законопроекте устанавливается приоритет прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве основного принципа осуществления общественного контроля.
Следует заметить, что указанный принцип не сформулирован в международном праве. Установление же законодательного приоритета прав детей над правами родителей, учителей и иных лиц приводит к практике, когда любое желание ребенка приобретает преимущественную силу, запрет же трактуется как насилие над личностью ребенка, а воспитательные меры воздействия - как жестокое обращение с ним.
На этом негласном принципе построена вся западная система ювенальной юстиции, когда ювенальные органы отбирают детей из семей по самым ничтожным, и даже абсурдным поводам, признавая их нарушениями прав детей.
Так, финские ювенальные органы отобрали трехлетнюю дочь у Валентины Путкунен только за то, что та не дала ребенку сладкое и заставила вымыть руки перед едой.
У русской актрисы Натальи Захаровой ювенальный суд отобрал ребенка, признав, что чрезмерная материнская любовь нарушает права ее малолетней дочери.
Финский мальчик Роберт Рантал был отобран у русской матери за то, что она его якобы шлепнула.
В итоге родители не смогут ничего запретить своим детям или ограничить их поведение. Иначе детей отберут!
Правовой комментарий:
Включение приоритета прав детей в национальное законодательство нарушает принцип равенства прав и свобод, установленный в статье 19 Конституции РФ. Приоритет прав детей неизбежно создает дискриминацию прав родителей, в частности, их права на воспитание детей, установленное в статье 38 Конституции РФ.
При этом следует иметь в виду, что примат международного права, установленный в части 4 статьи 15 Конституции РФ, распространяется только на федеральные законы, но не на саму Конституцию РФ, имеющую высшую юридическую силу, придаваемую ей всенародным голосованием (часть 1 статьи 15 Конституции РФ).
Право на детдом
В законопроекте перечисляются права детей, которые должны защищать образующиеся общественные наблюдательные комиссии.
Первым среди них является право ребенка на устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нахождения в указанных организациях. Однако такое право не установлено действующим законодательством. В то же время в законопроекте не нашло своего отражения главное право ребенка: жить и воспитываться в семье, установленное в статье 54 Семейного кодекса РФ.
Вместо него предлагается ввести право «на общение с родителями и другими родственниками, законными представителями и иными лицами, за исключением случаев, когда такое общение запрещено законодательством РФ и (или) не отвечает интересам ребенка.
То есть, помимо случаев, предусмотренных в федеральном законе (лишение или ограничение родительских прав), законопроектом предлагается ограничивать возможность общения детей с их родителями в случае, если это не соответствует интересам детей. При этом ни в самом законопроекте, ни в действующих законодательных актах не определено, что является интересами детей. Этот вопрос оставлен на усмотрение чиновников, которые приобретают право запретить детям общаться со своими родителями, не лишенными родительских прав, если сочтут, что такое общение не полезно для ребенка.
Правовой комментарий:
Данное положение не соответствует принципам недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи и обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, установленным в статье 1 Семейного кодекса РФ. Оно также существенно ограничивает право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, установленное в статье 55 Семейного кодекса РФ.
Руками общественных организаций
Согласно Семейному кодексу РФ контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства.
Контроль за обеспечением прав детей-сирот осуществляет также Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.
Получается, что предлагаемые законопроектом общественные комиссии по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут наделены государственными полномочиями и будут дублировать деятельность государственных органов. Члены комиссий даже получают свободный доступ к конфиденциальной информации и персональным данным членов семьи.
Однако при этом их действия нельзя будет обжаловать в судебном или административном порядке или привлечь их членов к должностной ответственности, т.к. они являются общественными организациями. Это сделает родителей совершенно бесправными и беспомощными перед лицом этих организаций.
А судьи кто?
В общественные наблюдательные комиссии смогут войти лишь организации, зарегистрированные в качестве юридических лиц (в нарушение Закона «Об общественных объединениях», наделяющего все общественные объединения равными правами независимо от государственной регистрации), а также способные финансировать выдвинутого ими члена общественной наблюдательной комиссии и деятельность соответствующей общественной наблюдательной комиссии.
Уже одно это требование делает недосягаемым участие в работе общественных наблюдательных комиссий представителей общественных организаций, не обладающих серьезным бюджетом, то есть реальной (не оплачиваемой) общественности. В законопроекте не оговаривается, из каких источников должны финансироваться указанные общественные организации. Это могут быть и иностранные инвестиции, и деньги криминальных структур и других сомнительных спонсоров, заинтересованных в «детском» бизнесе.
Кроме того, решение о назначении члена общественной наблюдательной комиссии принимает Совет Общественной палаты, который вправе отклонять предложенные кандидатуры по собственному усмотрению, без каких-либо оснований и объяснений причин.
Понятно, что при таких условиях обеспечить участие в общественных комиссиях неформальных общественных организаций, представляющих реальную общественность, практически невозможно.
Иные цели
Общественные наблюдательные комиссии информируют Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Государственную Думу, Совет федерации, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в РФ, Общественную палату РФ, аналогичные органы в субъектах Российской Федерации, по вопросу соблюдения прав, свобод и законных интересов детей.
Эти организации приобретают право подготовки предложений в федеральное и региональное законодательство по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов детей.
Таким образом, с помощью создаваемых комиссий указанные вопросы поднимаются на самый высокий государственный уровень, с которого впоследствии делаются выводы о массовом нарушении прав детей, необходимости принятия мер жесткого реагирования и принимаются соответствующие законодательные и управленческие решения.
Таким образом, создаваемые общественные наблюдательные комиссии являются инструментом введения в России ювенальной системы западного образца.
Общественное обсуждение
22 апреля 2010 года Межрелигиозный совет России в своем заявлении отметил: «Россия нуждается в развитии законодательства о семье, в том числе защищающего интересы ребенка и законные права его отца и матери. В то же время меры государственного или общественного контроля над жизнью ребенка в семье, а также соответствующие рекомендации по правоприменительной практике должны вырабатываться исключительно в процессе открытой дискуссии с участием законодательной, исполнительной и судебной власти, медицинских и правоохранительных учреждений, родительских комитетов, педагогической общественности».
Однако, не смотря на рекомендации всех духовных лидеров страны, отражающих взгляды большинства населения России, а также на установление об обязательном общественном обсуждении социально значимых законопроектов, ни один из указанных законопроектов не был вынесен на общественное обсуждение.
- Еще одним документом, встревожившим родительскую общественность, является проект «Концепции формирования национального плана (стратегии) действий в интересах детей РФ», который предусматривает полномасштабное введение в России ювенальной юстиции и ювенальных технологий во всех сферах нашей жизни еще более широко, чем это предусмотрено в законопроектах.
Обижают родители - пиши в ООН!
Родителей также взволновало, что недавно Комитетом ООН по правам ребенка был принят факультативный протокол, который позволяет детям жаловаться на нарушение своих прав сразу в ООН, минуя все внутрироссийские способы защиты прав детей. В ответ ООН будет навязывать российским семьям СВОИ методы воспитания.
Чего хотят родители?
Родители не приемлют еще множество законопроектов, которые находятся сегодня в Государственной Думе: это и законопроект о так называемом «гендерном равенстве» - плод агрессивного феминизма, направленный в итоге на защиту прав извращенцев, и законопроект о культуре, отменяющий общественную нравственность и ставящий тысячелетнюю Русскую духовную культуру в один ряд с однодневными субкультурами, будь то тоталитарные секты, ЛГБТ - движение или арт-группы типа «Pussi riot».
Возмущают родителей возникающие одно за одним соглашения о международном усыновлении. Позор государству, торгующему собственными детьми! Еще более нелогичной в условиях демографического кризиса кажется политика, поощряющая массовое убийство детей в утробе матери (соответствующие поправки упорно не принимаются Государственной Думой). При этом готовится целый ряд амнистий иностранных граждан, нелегально находящихся на территории нашей страны с присвоением всем им гражданства Российской Федерации. Такое «восполнение демографических провалов» составляет угрозу коренному населению страны. Пропаганда в СМИ насилия, жестокости, распущенности, потребительского образа жизни, растлевает общество, и в особенности, детей и подростков. Готовящаяся реформа системы образования способна уничтожить остатки нашей традиционной школы, когда-то лучшей в мире. Волнуют родителей и вопросы вступления России в ВТО, которое может привести к утрате ее экономической независимости, и слабость реального сектора экономики, и как следствие, массовая безработица и отсутствие зарплаты.
Ювенальная система - это очень серьезная угроза, направленная на уничтожение и семьи, и всего государства. Но это только часть наболевших вопросов, волнующих сегодня большую часть общества. Ведь практически все мы являемся родителями. А родители хотят, чтобы их дети жили в благополучной стране со справедливыми законами и сильной государственной властью, чтобы они чувствовали себя хозяевами, а не рабами, на своей земле. Чтобы они жили достойно.
Период осмысления, кто мы и куда идем, миновал. Мы уже давно поняли, что Россия должна пойти своим путем, отвечающим ее национальным интересам и духовным традициям. Пришло время действовать.
Но чтобы что-то изменить, нужно не только протестовать. Криками «долой» ситуацию не исправишь. Нужно сформулировать свои требования, чего мы хотим, внести предложения и добиваться их выполнения.
15 мая на Пушкинской площади предстоит серьезный разговор людей, готовых заявить о себе как о настоящем гражданском обществе, о той силе, которая может и физически, и духовно, и интеллектуально объединиться ради того, чтобы спасти своих детей, свою веру и свою страну.
Ольга Леткова, Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ «АРКС»
1. Общественность встревожили проекты законов