«Русский государь должен быть русским в своем сердце, если он хочет жить в сердце русских».
В. А. Жуковский
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович,
Наш сегодняшний кризис напоминает Смутное время. И нужно спасать Россию. Мы сочувственно повторяем слова «Молитвы за Россию»: «Пошли, Господи, делателей добрых на русскую ниву; пошли, Господи, народу чуткость сердца; да разумеет он речи избранника». В Вас, Владимир Владимирович, мы видим Избранника, призванного нашей историей, судьбой нашей многострадальной - и великой - Родины не дать погибнуть русскому народу и другим народам нашей страны, нашему Великому Отечеству.
Россия сейчас на страшном крестном пути. Самое больное в нашей судьбе - депопуляция русского народа: его медленное умирание и умерщвление. Это наша драма и даже трагедия. Причина: «верхушка», утратившая национальное чувство, враждебная исторической России и русскому народу, не дорожащая национальными интересами и ведущая политику на разрушение исторической России. Нарастающее предательство «наверху», - сознательное и неосознанное. Россию катят вниз.
Огненный вопрос сегодня - национальный: спасение исторической России и русского народа от гибели. Спасение - это осевая идея: мы стоим у последней черты, у наших ног - затягивающая пропасть.
Крайне тревожит подорванность и резкое ослабление энергии народного духа; уныние, пессимизм как массовое распространенное явление; нередкая депрессия - 40% людей на приеме у врача сетуют на депрессию.
Дух народности - краеугольный камень и в здании России, и в судьбе каждого человека. Он является опорой нашего государства, его фундаментом. В нем - мощь государства - интеллектуальная и духовно-нравственная. Этот дух означает уважение своей самобытности, недопущение презрения человека к самому себе и своему народу. Народный дух означает: для русского имя имеет «силу неисповедимую».1 Это всё в прошлом.
В этом же ряду - кризис этнической идентичности, порушенная идентичность, утрата идентичности. Распространены настроения национального самоуничижения: «Мы хуже, чем они», «Мы - никто и звать нас никак». Это - мазохизм. А идентичность есть стержень человека. Идентичность - это соответствие личной индивидуальности народному своеобразию и самопознанию. Это родство нынешнего человека с человеком прежних исторических эпох, то есть духовная преемственность. Это видение своеобразия народной души - её величия и слабых сторон. И в истории и в современности. Это вера в свой народ, в страну. Это сохранение родного языка, великой культуры, духовно-нравственных основ бытия. Это, в сущности, ответ на вопросы: «Кто я?» «С кем схож и с кем не схож?» Вот главные ценности идентичности: самопознание, личная совесть, чувство собственного и общенародного достоинства, национальная гордость.
Вспомним, как тревожились наши пращуры и как озабочены были наши великие соплеменники-патриоты. Государственный деятель П. И. Шувалов (1712-1762) предложил Императрице Елизавете Петровне руководствоваться главным принципом управления страной - сбережение народа.2 М. В. Ломоносов оставил мудрейший завет. Он звучит так: «О сохранении и размножении российского народа».3 В наши дни для спасения Отечества А. И. Солженицын предложил как национальную идею - идею сбережения народа. 4 Имелось и имеется в виду не только количественное сохранение и увеличение численности народа, но и его духовно-нравственное здоровье, создаваемое культурным творчеством. А ведь с этим дела у нас обстояли и обстоят неважно.
Серьезные перемены, которые все явственнее обнаруживаются в наше время, вызывают чувство глубокой тревоги. Судьба всего нашего народа, душа и судьба каждого человека находятся в серьезной опасности. Пережитые нами последние десятилетия (и переживаемые нами дни и годы) оказались временем нарастающего духовно-нравственного народного и личного падения. Сегодня национальное и личное самосознание «опущены» небывало низко разрушительным образом жизни весьма многих, внушаемым пренебрежением к великим традициям национального просвещения, воспитания и образования. Народный дух, всеобщий и личный миры наших судеб опасно надломлены. От великих народных и благородных личных добродетелей в нашем времени остается все меньше.
Вот в нескольких поэтических строках переживаемое нами трагическо-драматическое состояние страны и народа:
Туман остался от России,
Да грай вороний от Москвы.
Еще покамест мы живые,
Но мы последние, увы.
Шагнули в бездну мы с порога
И очутились на войне....(Ю. Кузнецов).
А вот А. Дербенев:
Слово «русский» - под запретом.
Не с кем душу отвести.
Русский я. Я буду третьим.
Где двоих еще найти?
И еще один - «третий», Н. Мельников:
Слез Россия не считает,
Все века в слезах живет,
Но уже заметно тает
Несгибаемый народ...
Да, идет новая война. Духовная!
Кто виновен? Где роковая ошибка? Вот поучительные строки неизвестного поэта:
На нездешнюю силу
Не греши, не кивай -
Здесь, у нас, совершилось, -
И отнюдь - невзначай.
Не по воле всесущей,
А по нашей вине:
Хлеб искали насущный
На чужой стороне.
От родного истока -
Торопливой ногой,
Русский Бог - за порогом,
Горемычный изгой...
Бесприютна чужбина
И не исследны пути,
Горек запах полыни
И ни зги впереди.
«Хлеб насущный искали на чужой стороне». Так было прежде. Так и сейчас.
Нужны сиюминутные выходы:
- забота о физическом здоровье народа;
- превышение рождаемости над смертностью: нужно, чтобы русский народ перестал вымирать от трудновыносимых условий жизни;
- проявление государственной заботы о практическом устроении жизни, совершенствовании форм жизни и быта.
Требуются: надёжные органы государственной безопасности, сильные армия и флот, обеспечивающие свободу страны, её суверенность.
Не обойтись без поголовного ломового труда всего народа: все трудятся.
Плодотворный урок
У нас были и есть самобытники-патриоты и западники-космополиты. Между ними - многовековая борьба. Идея самобытников: Россия - православно-русская цивилизация, её надо строить на основе «почвенных» традиций, её нельзя превращать в страну западного типа; у неё другие начала быта и бытия. Она может естественно расти только изнутри, сохраняя независимость государственного организма. А идея западничества: Россия - безнадежно отсталая страна; самое разумное - превратить её в страну западного типа; путь к этому - учиться у Европы; поиски своего собственного пути жизни - пустая затея; а сами пойти вперёд мы не можем.
Водораздел, размежевание, идет борьба быта и бытия - по линиям духовной и материальной, ценностей абсолютных и относительных. С одной стороны: бытовой комфорт, гедонизм, наслажденчество материальными благами, потребление, деньги, прибыль, радующее богатство. С другой стороны: смысл материальных богатств - в их полезности, необходимости для жизни (достаток, пища, одежда, экологически чистая среда обитания, удобное жилище). Это не отрицается. Это положительные ценности, необходимые ради творческой самореализации человека. Они значимы, если соединены с высокими нравственными идеалами.
Вот оценка А. С. Пушкиным «европейничания» (1830 г.), намного опередившая свой век и являющаяся для нас маяком: «Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою; история её требует другой мысли, другой формулы». 5
Вот Н. В. Гоголь (1809-1852), великий русский наставник. У него мы встречаем такое утверждение (1844): «Стыдно тебе, будучи умным человеком, не войти до сих пор в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиваться, и захламостить его чужеземным навозом».6
Еще Н. В. Гоголь. В 1847 году он писал: «...Я был убежден всегда, что если при этой похвальной жадности знать чужеземное упустишь из виду свои русские начала, то знания эти не принесут добра, собьют, спутают и разбросают мысли, наместо того, чтобы сосредоточить и собрать их. И прежде, и теперь я был уверен в том, что нужно очень хорошо и очень глубоко узнать свою русскую природу и что только с помощью этого знания можно почувствовать, что именно следует нам брать и заимствовать из Европы, которая сама этого не говорит». 7
Н. В. Гоголь обращался к верхам и образованному обществу с призывом: «...Мыслить и жить своим умом, а не чужеземным».8
Министр народного просвещения С. С. Уваров (1766-1855), автор немеркнущей формулы «Православие. Самодержавие. Народность», многократно повторял, что Россия не должна повторять западный путь.
В 1835 году П. Я. Чаадаев писал: «...Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине. Тогда мы пойдем вперед»9. В письме к парижанину, графу Сиркуру, он утверждал, что освобождение русской культуры наступит только в том случае, если мы сумеем свергнуть иго вашей культуры, его просвещения и авторитета и станем истинно свободны от влияния чужеземных идей. По П. Я. Чаадаеву, «вторжение западных идей - идей, отвергаемых всем нашим историческим прошлым, всеми нашими национальными инстинктами, - вот что парализовало наши силы, извратило все наши прекрасные наклонности, исказило все наши добродетели...».10
П. Я. Чаадаев вопрошал и отвечал: «Чего хочет новая школа? Вновь обрести, восстановить национальное начало... вне которого... невозможен для любого народа подлинный прогресс».11
Позже в таком же духе выскажется В. О. Ключевский (1841-1911):
«Общечеловеческая культура, приносимая иноземным влиянием, воспринималась так, что не просветляла, а потемняла понимание родной действительности; непонимание её сменялось равнодушием к ней, продолжалось пренебрежением и завершалось ненавистью или презрением. Люди считали несчастьем быть русскими и ... утешались только мыслью, что хотя тела их родились в России, но принадлежали короне французской.
Такое направление умов в высшем обществе грозило немалыми опасностями».12
В начале XIX века назревала война с Европой. Александр I стоял на позиции суверенной России. Разгромили Наполеона. Император решил слиться с Европой. Н. М. Карамзин советует ему: «забыть Европу» и «думать единственно о России, чтобы сохранить её внутреннее состояние». Он утверждает: России стыдно быть чьим-то орудием и, наоборот, ей в натуральном своём величии не зазорно «отказаться от Европы», приученной эгоистически пользоваться русской отзывчивостью.
«СТАТЬ САМИМИ СОБОЙ!» - такое задание оставили нам наши пращуры. Этот урок-завет мы или забыли, или не выучили.
ЕЩЕ ЗАДАНИЕ: СПАСАТЬ РОССИЮ СИЛАМИ САМОЙ РОССИИ.
Это плодотворные уроки прошлого, которые даны и нашей современной политической элите, и государственным деятелям, и всему нашему образованному обществу, и мыслителям.
Тут впору вспомнить трагическое утверждение поэта:
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны...
(О. Мандельштам).
Знание себя, опора только на себя - это первоусловие нашего национального существования, выживания и творческого созидательного развития.
Великий урок - не впрок
Сегодня господствует другая идеология. Научно-технический прогресс приветствуется как главный признак развития человечества. Это, как известно, путь Запада. У нас другая традиция: для наших великих национальных учителей главное, как видим, - не материальное благополучие, а духовно-нравственное совершенствование человека, возвышение души.
Наша многовековая традиция - «общинные» отношения, коллективное «землепользование», миросотворение. Вот что рождало объединяющий народ нравственный дух, творящий и экономику, и культуру.
На встрече с творческой интеллигенцией в Санкт-Петербурге Вы, Владимир Владимирович, сказали: «Мы строим русский мир». Но задумываемся над тем, какой это мир? Впечатление такое: В России нет России.
В современных условиях идет «ползучий» переворот, ведущий к сворачиванию страны с народного национального пути, к возрождению капитализма, к созданию буржуазного общества, - вместо возвращения России на дорогу самобытного развития. Исторической России уже нет! На русскую почву пересаживается чуждая ей социальная система западно-европейских государств, осуществляется коренное изменение - скажем больше: калечение государственной, общественной и личной жизни людей. Это расходится с великим духом русского народа.
Что же мы делаем? Уводим Россию с национального пути. Tолько и всего. Энтузиасты Болонского процесса открыто провозглашают: наша задача - формировать гражданина Европы. Но ведь это начальный этап. А следующий этап: подготовка гражданина мира. А что нужно России? Гражданин России.
Советская школа, конечно, не была идеальной. Но все же она защищала Родину. А нынешняя школа? Министерство образования и науки явилось её погубителем. Из системы образования выкорчеваны просветительские начала. Заменены технологическими. ЕГЭ: из процесса экзамена изъята личность ученика, его интеллект. Основательность и глубина знания предмета не проверяется. Нужно быть лишь стандартной «угадайкой». Широта знаний сокращается во имя прагматизма. Это показатели педагогической разрухи, которая более двадцати лет внушалась из зарубежья.
Тем самым уничтожается основа основ: добротное воспитание подрастающих поколений. Из школы выпускаются стандартные невежды, которые не смогут строить процветающую Родину. Идет явная деградация школы. Это - прямая угроза существованию русского народа и других народов России как самобытного государства. Это общегосударственное и общенациональное преступление против русского народа и других народов России.
Почему такая захудалая нынешняя школа? Да потому, что более двадцати лет внушался из зарубежья наихудший вариант! Министерство воплощало его.
Где наше спасение
Как восстановить народные силы? Как собрать их воедино? Ответ поищем в своей и чужой истории.
Вот В. О. Ключевский изображает Смутное время. У него читаем: «Государство, потеряв центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами. Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земли».13 Разве это не о нашем времени? Разве нет сходства того времени с нашим?
Еще исторический факт. XVIII век. Франция. Революция принесла потрясения, раздоры, разруху. Сословные перегородки сметены. Третье сословие пресекает деятельность фракций (партий) и выдвигает лозунг: «Нация превыше всего!» Под этим лозунгом Наполеон умиротворяет страну, собирает французские силы воедино и совершает свои деяния (и злодеяния).
Конец ХVIII века. Французы нанесли немцам сокрушительное поражение. Пруссия, а с ней и вся Германия потеряли политическую независимость. Казалось: гибель немецкой нации неотвратима. Но в начале XIX века, зимой 1807-1808 годов И. Г. Фихте прочитал в Берлинском университете «Речи к немецкой нации».14 Он предложил «новое воспитание», цель которого - национальное воспитание народа. Верхи, образованное общество приняли идею. Более того - начали воплощать её.
Разумно, духовно (а не эгоистически!) понятое, национальное чувство - вот успешная опора создания государства, его единства, восстановления и возрождения народной души, политической и геополитической силы. Государства создаются и держатся национальной мудростью и стойкостью.
Национальное чувство - это главное и творческое начало в рождении и созревании страны, государства, в созидании мыслящей личности. Оно питается высшими духовными ценностями. Его некоторые особенности: преемственность поколений, бережное отношение к историческим традициям, охранение общих ценностей и исторических переживаний, мира в себе и вокруг. Ему чуждо кредо: «Где хорошо - там и отечество».
В истории человечества известны гибели цивилизаций. В обобщенном виде признаки умирающих цивилизаций видятся так:
- уничтожение крестьянства, обезлюживание деревни, запустение земель, отрыв от природы и Земли;
- убыль населения;
- упадок национальной экономики, снижение трудовой активности человека и народа;
- отсутствие великого духовного творчества;
- глубокий духовно-нравственный кризис, безверие;
- интеллектуальный упадок;
- криминализация;
- распадный сепаратизм.
У нас на рубеже веков происходит нечто похожее.
Отечество в опасности!
Крупнейшие патриотические творцы искусства - и недавно ушедшие в мир иной, и здравствующие - слышат подземный гул возможной гибели России. Среди них гениальный композитор Г. В. Свиридов, ныне самый посещаемый на планете художник И. С. Глазунов, гениальный певец Б. Т. Штоколов, писатели А. Т. Твардовский, Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, В. И. Белов, В. Н. Крупин, Ю. В. Бондарев. Один классик утверждает: «Россия на последнем докате». Другой: «Россия летит в пропасть». В этом же ряду академики Российской Академии Наук А. М. Панченко и И. Р. Шафаревич.
В конце XV века Русь - Россия вышла на европейскую арену как крепкое централизованное государство. И с тех пор она в нескончаемой осаде. Ее недругам не удается одержать победу. И они озабочены поисками новых путей завоевания нашей Родины. Таким путем им видится создание вместо существующих ныне 80 субъектов федерации 20 агломераций.
Мы призваны повторять как заклинание слова Московского Великого князя XIV века: «Свеча бы не угасла!»
Наши основополагающие задачи:
1. Сохранение русского народа, его национальное восстановление, возвращение ему статуса опорного, государствообразующего этноса, его духовно-нравственное и интеллектуальное совершенствование, возвышающее преображение человеческих душ.
2. Возвращение России на ее глубинно-исторический путь и творческое движение по этому пути.
Чтобы решить эти задачи, руководство страны призвано обратиться к истокам, к историческим традициям, «корням», той «почве», которая является духовной опорой нашего бытия и быта и которой питается наша великая культура.
Нужен фундамент. Он у нас есть!
Россия обладает подавляющей частью мировых природных ресурсов. Их у нас в 10 раз больше, чем в США, и в 28 раз больше, чем в Западной Европе.
У нас есть богатый человеческий капитал.
Вспомним и о том, что только ныне, впервые за всю историю России, у нас появилась возможность опереться на все богатства национальной культуры, на весь ее положительный и отрицательный опыт. У нас есть великая культура, видимая миру и признанная миром.
Но первенствующую роль в нашем национальном сохранении и развитии играет, как об этом мы не устаем твердить, главная ценность русской истории и русской цивилизации - уникальный православно-религиозный русский человек.
Государственные верхи призваны видеть лучших национально-русских людей, «узреть» их и опираться на них.
Есть непреложные авторитеты в духовной жизни, борцы и мученики правды и справедливости, верные спутники обездоленного народа, духовные рыцари, люди бессмертного творчества и открытого протеста как смысла гражданского поведения. (Белов, Бондарев, Ганичев, Глазунов, Крупин, Распутин, Шафаревич, Чернушенко...).
Они и те, кто рядом с ними, - наша национальная элита. Она внутренне не принимает «систему» разрушения, но творит свое вечное и насущное дело, совершенствуя жизнь своим повседневным трудом. Это деятели великой науки, литературы, техники: Ж. Алферов, Е. Чазов...
Есть и культурное звено, преданное исторической России, болеющее за нее и немало делающее для ее выхода из катастрофы. И - в первую очередь - подвижники - прежде всего учителя - творцы национальной русской школы.
Это профессионально-национальная элита, специалисты высокого класса. Вот кто выражает в своем творчестве и являет собой исконную сущность русской души. Это национальные водители нашего народа. Это его просвещенный разум.
Нельзя не сказать с чувством великой благодарности: ведь мы живем среди обыкновенных замечательных людей, воплощающих в себе величие нашей народности, хранящих кровные добродетели русского народа и чуждых всему «прививному», наносному.
Не будем забывать, что быт и бытие русского народа, его мироощущение, жизненный уклад, мировоззрение формировались гораздо больше тысячелетия, коренные духовные основы вырабатывались множеством поколений. И наш народ обладает глубочайшим историческим богатством. В глубинах его памяти сохранены духовные основы народа, внутренние силы его души. За одно столетие их невозможно сменить, уничтожить. Русская душа ломалась «через колени» давно, еще до трагического 1917 года. И несмотря на это, она жива в нашей исторической памяти.
Это - патриотическая оппозиция. Её протест вызван любовью к Отечеству, тревогой за современную и грядущую судьбы. Верхам нужно чутко и напряжённо прислушаться к ней.
С. Н. Сергеев-Ценский на вопрос о том, к какой партии он принадлежит, ответил: «Я принадлежу к партии порядочных людей».
Патриотическая оппозиция - это партия порядочных людей.
А. А. Ахматова в стихотворении «Мужество» в первый год войны сказала об истоках нашей неизбежной Победы. Русское Слово - вот духовная сила России, бессмертие народной судьбы!
1942 год - самый трудный в истории Великой Отечественной войны.
Центральная «Правда» публикует огнепышущее стихотворение «Мужество» опальной А. А. Ахматовой, которую не допускали в печать с 1924-1925-го годов. Стихотворение написано 23 февраля, а опубликовано 8 марта 1942 года.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Перед нами стих-заклинание. Великая поэтесса высшей целью подвига считала защиту слова: оно рождает непобедимое состояние общенародного и человеческого духа, является залогом спасения, выживания. Стихотворение это - и диагноз, и способ лечения от смертельной болезни. Под «Словом» имеется в виду образ жизни народа, культурные традиции, духовное своеобразие страны и народа. Это не просто русский язык. Это источник существования и гарантия выживания России - Матери и нашего народа на планете.
Чем больше с собою берем мы из всеобъемлющего духа нашей истории, из сокровищ вечной России, - тем сильнее и непобедимее становимся. Назовем вековечные святыни русского народа и российской духовной силы.
1. Родное Слово. 2. Православная русская вера. 3. Родина. Отечество, его своеобразный лик. Русское государство, единое с церковью. Успешная история. 4. Семья. Кровное родство. 5. Русская душа, национальное самосознание, придающее крепость и монолитность народной силе и творящее государственное единство; 6. Исторические, историко-религиозные, историко-культурные традиции, связывающие настоящее с прошлым, живущие поколения с давно и недавно отошедшими. 7. Природа. Ее святыни. 8. Фольклор.
Более разумной жизнь может сделать только более совершенный человек. Такой человек просвещается, воспитывается, образовывается, возрастает в своих положительных качествах посредством мудрого национального самосотворения. И лишь на этом пути рождается благоустроенное сильное государство. Без решения задачи воспитания крепкого национального человека достойное государство не может быть построено. Еще раз подчеркнём: сначала творчески, духовно изменяется человек - а потом страна.
Предотвращение заката нации, спасение наше - в народном, глубинном воспитании человека. Наша главная надежда поэтому - на современную народную национальную школу. Это не только основная, но последняя надежда России. Школа - самый испытанный и мощный институт воспитания. В творческом союзе с духовной русской культурой и одухотворенной Русской Православной Церковью она может возродить нашу Родину.
Наше спасение - в народном национальном просвещении, воспитании и образовании. Это условие и сохранение исторического отечества, и его существования, и его творческого движения.
Это должно быть воспитание самобытное и вместе с тем не герметическое. Министр народного просвещения С. С. Уваров (1766-1855) выступил автором немеркнущей формулы «Православие. Самодержавие. Народность». Он вопрошал: «Как учредить у нас народное воспитание, соответствующее нашему порядку вещей и не чуждое Европейского духа? По какому правилу следует действовать и в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их, грозят нам неминуемой гибелью?»15
Вот почему неотложно-повелительная потребность Родины: система нового народного воспитания русского человека, начиная с детства, осуществляемого прежде всего школой. Другого пути просто нет. Национальное воспитание народа, и особенно подрастающего поколения, сотворение в нем высших качеств русского человека, достойной русскости - это главное в нашей современной духовной жизни.
И. А. Гончаров - писатель, не причастный к шовинизму и националистическим вывертам, разумно утверждал: «...Все народы должны прийти к ...общему идеалу человеческого конечного здания через национальность; каждый народ должен положить в его закладку свои умственные и нравственные силы, свой капитал».16 Вот именно!
А мы охотно усваивали западные идеи, превращали их без анализа и критики в догматику, воспринимали их как религиозное откровение без самобытной обработки. Мы были пассивны в поисках самостоятельного исторического бытия.
Вот почему обращаюсь к Вам, Владимир Владимирович. Передо мною Ваша статья «Россия - национальный вопрос». В ней есть глубоко справедливый тезис: русский народ - государствообразующий. Но М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин отняли эту роль. Не продолжается ли и сейчас эта политика? Русский народ по-прежнему не взят в опору, он отвергнут как государствообразующее ядро. Выведите русский народ из униженного состояния. Поставьте во главу каждодневной политики, чтобы русский народ вновь стал опорным.
- Проведите духовную селекцию. Она - необходима. Оставьте во власти людей лишь национально ориентированных, болеющих за судьбу России, а не служащих Западу. Сейчас у нас правящая элита «интернациональна». Её устремления и политика не соответствуют национальным интересам народов России. Вокруг Вас и рядом с Вами - немало русофобов и космополитов, участвующих в заговоре против нашего Отечества, ведущих курс на разрушение Российского государства. Но если Вы станете до конца национально ориентированным лидером, то и Ваши ближайшие помощники будут ориентированы так же. И тогда Россия пойдёт вперед спасительными шагами.
Если это не настанет, случится то, что произошло при Николае I. Вспомним об этом! Николай I после восстания декабристов не доверял русским дворянам, при нем началось непомерное засилие на дипломатических постах людей, не обретших в России патриотического сознания. В середине XIX века зарубежные наблюдатели обратили внимание на то, что вся русская политика и дипломатия осуществляются, за немногими исключениями, руками немцев или русских немцев: на первом месте министр иностранных дел Нессельроде - немецкий еврей. Дело в России обстояло неладно. Думая о причинах, император остановил свое внимание на засилье иностранцев. Летом 1854 года назначает A. M. Горчакова послом в Вену. Против этого назначения резко возразил Нессельроде. Император заявил ему: «Я назначил его потому, что он русский». Несколько ранее из этого же соображения отправил чрезвычайным послом в Константинополь морского министра А. С. Меньшикова, - как «чисто русского».
И все же царствование Николая I закончилось позором.
Поврежден основной корень - наша сельская цивилизация, наш крестьянский образ жизни. 80% населения России составляли русские. Этим кормилась, питалась и жила народная жизнь в течение не одного тысячелетия. Теперь деревня разгромлена. Ее губили несколько десятилетий. Сельская цивилизация заменена технической. При этом технический прогресс не идет рука об руку с духовно-нравственным национальным просвещением, воспитанием и образованием. Так в Западной Европе и в России. Это беда. Это горе. Это драма. Это трагедия.
Страна направляется по гибельному пути и сейчас. За последние 20 лет уничтожено 28 тысяч сёл и деревень.
Гибнут и малые города: в них безработица. И люди переселяются в большие города. Но в этих городах жизнь предельно тяжела и даже опасна: отравленный воздух и загрязненная вода, недоброкачественные продукты. В них скверная экология и социальный полуад, люди обрекаются на ускоренное вымирание.
В деревнях и малых городах всегда жила животворящая часть нашего общества: связанная с природой и любящая трудиться на родной земле, способная к взаимопомощи, хранящая в глубинах души русскую православную веру.
Приложите максимум усилий для реализации мудрейшего завета наших великих соотичей - «О размножении и сохранении российского народа». Один из безошибочных шагов - воспроизведение традиционного уклада сельской жизни в рамках индустриально развитой страны.
Поэтому -
Пресекайте антинационализм, сверхнационализм, внена-циональный и наднациональный интернационализм.
Поддерживайте творческий национализм как любовь к своему народу, ибо он обладает истиной силой. Восстанавливайте святыни русской души, ее своеобразный лик. Это - опорная душа страны. Вне этого нет спасения для России.
Вглядитесь в живую душу России, поймите ее особый путь и особый жребий, помогите ей идти своей дорогой - в этом благо ее и других стран. Не стремитесь в лоно европейской цивилизации. Европейничание - это застарелая болезнь русской жизни и тупик.
Стройте национальное государство. Для этого есть все предпосылки. Согласно критериям, выработанным в ООН, если численность титульной нации превышает в нем 2/3 всего населения, то государство считается мононациональным. Русских в России 80%. Если не будет построено такое государство, - России конец.
Родине нужна новая народная школа. Нынешняя опасная модернизация школы, проводимая Министерством образования и науки, - это путь к дебилизации народа. На куцом образовании не устроишь ни русскую душу, ни русский ум.
Наше бытие и быт покоятся на такой культурно-религиозной почве, как Русское Православие. Эта почва создавала плодоносную специфику русского человека, отличающую его от других.
И в радости, и в горе жизни,
Среди покоя и трудов, -
На всех путях земной отчизны
Всех просвещает свет Христов!
Образовать можно кого угодно: и богоносца, и злодея. Иное дело - просвещение: то, что разгоняет тьму и даёт свет.
Но вот 14 ноября 2007 года принят антиправославный закон о прекращении преподавания «Основ православной культуры». И - печально! Он принят голосами депутатов от «Единой России».
Современные развитые страны основаны на знаниях, идеях и их применении, внедрении в производство, в жизнь. Ряд стран выбиваются вперед движением в мировое Общество Знаний. Но мы пока не входим в число развитых постиндустриальных стран. Нам нужно строить развитое индустриальное общество, прорываться в сферу высоких технологий. Для этого также нужна качественная школа, вызывающая у детей потребность в «припадании к знаниям», овладении знаниями и идеями, открывающими пути создания разумных нововведений, их внедрения в производство, в жизнь.
Отечественная школа, основанная на вере и науке, духовно-возвышающей культуре, идущая по пути творческого развития поколения, - это столбовая дорога России к высокому уровню материального достатка, умственному и духовно-нравственному здоровью народа.
Снова вслушаемся в голоса из прошлого России.
За национальное направление русского просвещения и русской школы ратовали:
Государственные деятели: Владимир I Святой, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Иван III, Иван Грозный, П. И. Шувалов, А. С. Шишков, С. С. Уваров, Александр III, П. Н. Игнатьев.
Философы и мыслители: П. Я. Чаадаев, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Н. Н. Страхов, Ап. Григорьев, С. Н. Трубецкой, Л. А. Тихомиров, В. В. Розанов, Н. С. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, А. Ф. Лосев.
Профессиональные ученые в области педагогики: М. В. Ломоносов, В. А. Жуковский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, Д. И. Менделеев, В. Н. Сорока-Росинский.
Писатели: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский.
Крупнейшие учёные: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.
П. Я. Чаадаев, печальник России (1794-1856), в 1833 году внушал Николаю I: «Я полагаю, что на учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, что возможно дать ему национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире. Мне кажется, что нам необходимо обособиться в наших взглядах на науку не менее чем в наших политических воззрениях, и русский народ, великий и мощный, должен, думается же, вовсе не подчиняться воздействию других народов, но с своей стороны воздействовать на них».17
В 1862 году Л. Н. Толстой писал: «...Я твёрдо убеждён, что для того, чтобы русская система народного образования не была хуже других систем (а она по всем условиям времени должна быть лучше), она должна быть своей и непохожая ни на какую другую систему».18
В 1867 году К. Д. Ушинский написал статью с продуманным программным названием: «О необходимости сделать русские школы русскими».19 Важнейшие мысли К. Д. Ушинского:
«1. Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания.
2. У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.
3. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы».20
В 1874 году Л. Н. Толстой снова возвращается к вопросу о самостоятельности нашей школы: «Какое мы имеем историческое право говорить, что наши школы должны быть такие же, как европейские школы? ...Всякое подражание европейской будет шаг не вперёд, но назад для нашего народа, будет изменой нашему призванию».21
В. В. Розанов между 1883-1898 гг. публикует серию статей по вопросам народного образовании. В одной из них - констатация: «Наши уставы, как гимназически, так и университетский, суть компиляции из иностранного, и даже проще - перевод с немецкого».22
В 1904 году Д. И. Менделеев формулирует две важнейшие мысли: Первая: «Чтобы ...уцелеть и продолжать свой независимый рост, нам необходимо не только быть готовыми к отпору всякому на нас посягательству, но и всемерно позаботиться о таковом своем развитии, которое ответило бы нашим особенностям, нашему положению и предстоящим делам, а для этого, конечно, первее всего надобно скорее приняться за установление твердых начал нашей образованности, которая доныне, сказать правду, бралась лишь напрокат с Запада, а не делалась нашею благоприобретенную собственностью».23
Вторая: «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т. е. всю русскую действительность, для того, чтобы мы могли сделать настоящие, самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития нашей страны».24
Н. С. Трубецкой, князь, философ, языковед (1890-1938), в 1921 году, будучи в эмиграции, обращался с призывом к просветителям, воспитателям педагогам: «Мы должны безжалостно свергнуть и растоптать кумиры тех заимствованных с Запада общественных идеалов и предрассудков, которыми направлялось до сих пор мышление нашей интеллигенции. Освободив своё мышление и мироощущение от давящих его западных шор, мы должны внутри себя, в сокровищницах национально-русской духовной стихии черпать элементы для создания нового мировоззрения. В этом духе мы должны воспитывать и подрастающее поколение».25
А другой Трубецкой, Евгений Николаевич, определил главный «канал» воплощения идеи самобытного воспитания: «Болезнь, переживаемая Россией, есть болезнь её возраста: в этом - единственное наше утешение. Против этой болезни есть, к счастью, спасительный рецепт - народная школа; он действует медленно, но зато верно.
В развитии народной школы заключается основная задача времени. Когда она будет поставлена на должную высоту, мы увидим, что самый наш климат - в значительной степени в нашей власти. К этой цели должны быть направлены все наши усилия».26
В таком же ключе мыслил и И. А. Ильин. Сердцем школы является учитель. Об этом «сердце» он так говорил: «...Судьба будущей России - в руках русского учителя».27
Национальное воспитание. Национальная школа. Эта идея - наш светоч.
И - еще несколько необходимых слов в заключение.
А. Н. Майков написал стихотворение «Ф. И. Тютчеву»:
Народы, племена, их гений, их судьба
Стоят перед тобою, своей идеи полны,
Как вдруг застывшие в разбеге бурном волны...
Ты видишь их насквозь, их тайну ты постиг,
И ясен для тебя и настоящий миг,
И тайные грядущего обеты...
Но грустно зрячему бродить между слепых,
«Поймите лишь, - твердит, - и будет вам прозренье!
Поймите лишь, каких носители вы сил,
И путь осветится, и все падут сомненья,
А дастся вам само, что жребий вам судил!
Желающим блага России, ее творческому движению в самобытном развитии нужно понять, именно лишь понять следующее: упадок, переживаемый Россией, вызван болезнью русского национального самосознания, деградацией русского духовного национального характера. Есть лечение против этой болезни - Русская народная (национальная) современная школа. Она без скороспелых плодов, влияет неторопливо, но в нужном направлении: укреплении духа исторической России и воспитании более совершенного человека, чем человек предыдущих культурных ступеней. Создание и развитие такой школы - важнейшая государственная задача «верхов» и педагогической общественности. Созданная на высоком государственном и научно-педагогическом уровне, она вылечит и разовьет нашего человека. К созданию такой школы должны быть приложены все силы народа и государства.
Будет создана народная современная школа - и Россия станет непобедимой. Такая школа - вне дискуссий и полемических обсуждений. Она - Это святое дело народа!
Примите, уважаемый Владимир Владимирович, мои искренние пожелания здоровья, успехов на государственном поприще.
1 Н. М. Карамзин. Записка о древней и новой истории России в её политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 10.
2 П. И. Шувалов. О сбережении народа // Исторический архив. 1862. № 6.
3 М. В. Ломоносов. О сохранении и размножении российского народа // Избранная проза. М., 1990. С. 308-336.
4 А. И. Солженицын. Сбережение народа. М., 2005.
5 А. С. Пушкин. О втором томе «Истории русского народа» Полевого // ПСС: В 16 т. Т. II. М.-Л., 1949. С. 127.
6 Н. В. Гоголь. Авторская исповедь // Духовная проза. М., 1992. С. 281.
7 Н. В. Гоголь. Близорукому приятелю // Духовная проза. М., 1992. С. 192.
8 Н. В. Гоголь. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем её особенность // Духовная проза. М., 1992. С. 267.
9 П. Я. Чаадаев. Письмо А. И. Тургеневу // ПСС и избранные письма. Т. 2. М., 1991. С. 98.
10 П. Я. Чаадаев. Письмо А. де Сиркуру. Там же. С. 177.
11 П. Я. Чаадаев. Отрывки и разные мысли // ПСС и избр. письма: В 2 т. Т. I. С. 405.
12 В. О. Ключевский. Статьи по русской культуре / Соч.: В 9 т. Т. 9. М., 1990. С. 37.
13 В. О. Ключевский. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1988. С. 56.
14 И. Г. Фихте. Речи к немецкой нации. Санкт-Петербург, 2009.
15 С. С. Уваров. Всеподданнейший доклад 19 ноября 1833 года // Река Времен. Книга истории и культуры. Кн. I. М., 1995. С. 70. Публикация М. М. Шевченко.
16 И. А. Гончаров. Письмо С. А. Толстой // Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986. С. 411.
17 П. Я. Чаадаев. Письмо Николаю I // ПСС и избранные письма. Т. 2. М., 1991. С. 83-84.
18 Л. Н. Толстой. Проект общего плана устройства народных училищ / Пед. соч. М., 1953. С. 124.
19 К. Д. Ушинский. О необходимости сделать русские школы русскими / Избр. пед. соч. М., 1968.
20 К. Д. Ушинский.О народности в общественном воспитании // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. М., 1990. С. 43-44.
21 Л. Н. Толстой. О народном образовании // Пед. соч. М., 1953. С. 78-79.
22 В. В. Розанов. Беспочвенность русской школы // Сумерки просвещения. М., 1990. С. 236.
23 Д. И. Менделеев. О подготовке учителей и профессоров // Заветные мысли. М., 1995. С. 232-233.
24 Д. И. Менделеев. Там же. С. 273.
25 Н. С. Трубецкой. Русская проблема // История, Культура. Язык. М., 1995. С. 305.
26 Е. Н. Трубецкой. Буран // Смысл жизни. М., 1994. С. 323.
27 И. А. Ильин. Творческая идея будущей России. Новосибирск, 1991. С. 12.
Иван Федорович Гончаров, доктор педагогических наук, почетный профессор РГПУ им. А.И.Герцена
_________________________________________________________________________________________***
В редакцию «Русской народной линии» поступили отклики от известных ученых и деятелей культуры на Обращение И.Ф.Гончарова В.В.Путину, которые мы публикуем ниже.
***
Обратите скрупулезное внимание на Обращение профессора Ивана Федоровича. Это крик души человека, больного Россией. Вместе с тем, это и спокойное размышление о том, как выйти из катастрофы. Это и манифест о самом главном: национальном воспитании.
Автор Обращения – ученый большой эрудиции и аналитического ума. Нельзя не обратить внимания на его капитальный труд. Однако не верю в то, что Вы, Владимир Владимирович, как-то отреагируете. Вспоминаются обращения к Вам деятелей науки, культуры, искусства, литературы. Письменные обращения. Вы отвечали молчанием. Впечатление такое, что Вы слушаете только своих приближенных, подобранных по принципу преданности. Если сказать совсем просто: по принципу кумовства. Отсюда потрясающий непрофессионализм большинства министров.
Наша больная Родина нуждается в новых идеях, новых словах, новых действиях – так же, как в людях с русским сердцем, русской душой русским разумом и русским умом. Может, Вы подберете таких в новое правительство.
И.Ф.Гончаров, обративший внимание на светлые и продуктивные идеи наших предков, на душевно-интеллектуальные и душевно-духовные недра родного народа, выговорил то, чего повелительно требует государство: как нам быть суверенными, какими путями развивать нашу русско-православную цивилизации. Это творческие идеи.
Хочется, чтобы так было. Многое зависит от Вас, Владимир Владимирович.
Идея И.Ф.Гончарова о необходимости новой народной, национально-русской школы – это царский подарок руководству страны.
Безрукова Валентина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор.
***
Быть наследниками и продолжателями Великой русской культуры или русский мир и судьбы Отечества в XXI веке
Владимир Владимирович!
Обращаюсь к Вам с чувством глубокого уважения.
Послание Ивана Федоровича Гончарова – это рука помощи от науки, дружелюбно протянутая Вам.
Это научный документ. Он не только для Вас, но и всех тех, кто стоит у кормила государства, кто хочет ему блага.
Уверен: Вы осознали, что нельзя идти в том направлении, в котором шли до настоящего времени. Это подсказ уроков, извлеченных из выборов в Государственную Думу. Да и Ваших тоже.
Вы и Ваше окружение любовно смотрите на Запад. До этого верхи столетиями делали то же самое. Но неужели не ясно, что «европейничание» – это тупик? Нужен другой подход. И я хотел бы изложить его.
Наша Родина существует в очень сложном современном мире. Многие давления и напряжения извне влияют на нашу жизнь, нашу экономику, нашу культуру. На нашу судьбу, наши души. Порою просто агрессивно.
Но – нельзя забывать, что истинный мир культуры – народен! Он сотворен всем народным прошлым, а это прошлое было продолжением вечного!
Переходя в новый XXI век, мы обязаны искать глубинную опору своего бытия в этих вечных источниках духа.
Мы видели (и видим!), что как только эти животворные опоры оказывались отвергнутыми или связь с ними опасно ослабленной (а то и прерванной) – так российская культура переживала «момент опасности»!
В том числе и судьба каждого человека, его душевная судьба, ибо в самых трудных обстоятельствах бытия мы в ней, в душе нашей, находим опору, ибо она также сотворена вечными, глубинными истинами народной жизни.
…Но – как не заметить – что уже многие годы (и – в наше время) мы переживаем жестокий напор чуждых разрушительных и мнимых «ценностей», безжалостно внушаемых нам всеми средствами.
Этому нужно противостоять!
Вспомним, как в трагически напряженные годы войны Анна Ахматова сказала главное и спасительное:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем.
Навеки!
Стихотворение написано в дни главного столкновения ХХ века, в самую тяжелую годину Великой Отечественной войны. Оно не о языке, не о речи. «Слово» данном контексте – это образ национальной жизни, духовный уклад души, живое чувство народа. Стихотворение было призвано влить в народ бодрость, укрепить его самочувствие, дать новые опоры волевому дыханию.
А ведь, если всмотреться, вслушаться, влияние иной «речи» становится в наши годы все более напористым, даже агрессивным. Это не просто увлечение чуждой лексикой, а далеко идущая агрессия духовных захватчиков! Ей нужно противостоять!
Нет, не «отгораживаться», не закрывать «окно в Европу», окно в Мир.
Но – воспринимать этот мир по-своему. Осмотрительно вбирать его духовные ценности. И – делаться своими. Вступать с ним в общение на равных – ибо общность судеб мировых нам ясна!
Но участвовать в этих судьбах нужно своим духовным вкладом, своим словом, а не быть у него – иного мира – «на побегушках».
Нужен (и спасителен!) глубокий анализ положения отечественной культуры в современном мире. И этот взгляд приведет нас к необходимости найти и углубить свой образ жизни в мировой гармонии.
У великого народа и его великой культуры – это спасительный путь! Это утверждали наши великие предки. […]
Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду.
Найти себя в себе самом.
И – не терять из виду, –
Вот мудрые слова завещания в одном из последних стихотворений Александра Твардовского!
И, разумеется, в первую очередь, этот путь открывает (должна открывать!) современная русская школа. Это – ее долг в воспитании каждого нового поколения народа в нашем великом Отечестве!
По сути – об этом в Обращении И.Ф.Гончарова. Он обращается к нашему прошлому, к заветам наших национальных водителей, – в обновленном современном варианте.
Идея русскости в наших душах и делах, идея придания нашей деятельности национального характера, идея возрождения и охранения нашей самобытности, идея необходимости государственно-патриотического служения есть идея государственно-историческая. Грех ею пренебрегать. От нее придет Возрождение. В ней скрыто несколько важнейших, но частных проблем.
Недопустимо двоиться: говорить одно, а делать другое, наоборот.
Верю: Обращение И.Ф.Гончарова будет творчески продумано, поддержано и исполнено на новом витке Вашей верховной власти.
Акимов Владимир Михайлович, доктор филологических наук, профессор Академии Штиглица, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член Союза писателей Санкт-Петербурга.
***
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Обращение профессора Ивана Федоровича Гончарова, адресованное Вам, – это мужество, это подвиг честного ученого-патриота, больного нашей Родиной. Научный анализ – диагноз состояния нашего – и государственного, и человеческого – это первая буква в алфавите успешного исцеления. Он требует вчитывания. Вы много ездите по стране, но видите не все. Вам непременно показывают и «потемкинские деревни». Это печальная наша традиция.
Смысл Обращения – нацелить Ваше государственное внимание на большую заботу о благе народа, находящегося в тяжелейшем положении.
Престиж Вашей власти крепко упал: многие Ваши решения и распоряжения осуждаются, Вас нередко в открытую бранят, против ваших выборных «успехов» широко протестуют. Негодование значительной части нашего общества вызывает Ваша боязнь напомнить всем, что русский народ – государствообразующий. И не просто напомнить, а проводить политику. Возбуждает негодование простого народа Ваше «европейничание».
И.Ф.Гончаров напоминает Вам, Владимир Владимирович, позицию наших великих национальных учителей в вопросе сохранения нашей самобытности. Без сохранения самих себя погибнет все.
И.Ф.Гончаров – самый крупный специалист в России по народной, национально-русской школе. Он весьма успешно продолжает дело педагогического гения – Константина Дмитриевича Ушинского. И Вам рекомендует поставить крест на нынешней национально-неопределенной школе, школе захудалой, – и по-деловому включиться в создание государственной системы национального воспитания народа и особенно подрастающего поколения.
В Обращении – множество животворящих идей. Услышите ли Вы их? У нас многовековая дурная привычка правителей – не слушать верных сынов. Хочется думать, что Вы свободны от этой беды.
[…] В 2004 году министр образования Филиппов, руководствуясь Вашим распоряжением, подписал документ о вхождении России в Болонский процесс. Наша система высшего образования была признана одной из лучших. Теперь она стандартизируется по образцам Западной Европы: введено двухступенчатое образование, создаются общие учебные планы, проводится единая аттестация. Зачем? Чтобы интегрироваться с Европой, войти в мировой рынок услуг. Иначе: думать и жить по чужим стандартам. Но у нас же была умная педагогическая политика: готовить специалистов с фундаментальной подготовкой! Зачем же разрушается лучшее во имя худшего? А нужно другое: совершенствование русской школы.
Вы и нашу социальную жизнь переиначиваете на западноевропейский манер, переделываете Россию по западному образцу с его космополитическим обличием. Но ведь яснее ясного: наша русская и шире российская жизнь должна быть построена в соответствии с тканью русской души, русской истории, с нашими добрыми традициями, нашей исторической памятью, нашим веками слагавшимся образом жизни, с нашим русским православным мировоззрением.
Вы постоянно провозглашаете привлекательные идеи, мысли, но практическая работа идет в противоположном направлении. Лишь один пример: русский народ – народ лидер. Это Ваша публичная позиция. А дело? А Ваша каждодневная реальная политика? Почему Вы не осуществляете такую политику, чтобы русский народ, по сути, являлся опорным? Нам прокламации не нужны.
И.Ф.Гончаров в своем продуманном Обращении призывает Вас стать реальным национальным лидером. Чего стоят слова В.А.Жуковского, взятые в качестве эпиграфа: «Русский Государь должен быть русским в своем сердце, если он хочет жить в сердце русских».
Истинно русским, чисто русским был […] Александр III. Это – образец. Во всех отношениях. В том числе и в сфере культуры. Император заботился о национальной культуре – и ее создании, и ее пропаганде. А что ныне? Зеленая улица дается не отечественным шедеврам и шедеврам искусства Западной Европы, а отбросам так называемой массовой культуры и фильмам ужасов.
Если Вы, Владимир Владимирович, внемлите совету И.Ф.Гончарова создавать народную школу, тогда духовно возвышающей культуре будет отведено достойное место.
Алексей Васильевич Воронцов, первый вице-президент Петровской Академии наук и искусств, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии РГПУ им. А.И.Герцена, Заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
***
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Страна агонизирует. Вы это видите и знаете. И Ваше положение не из лучших. Важно не допустить опрометчивых шагов. Нельзя успешно управлять народом и страной, если нет надежных опор. Вы, к сожалению, опираетесь на «своих». Отсюда – вопиющий непрофессионализм министров образования, здравоохранения, вооружения. Можно продолжить. Автор обращения профессор Иван Федорович Гончаров называет тех, кто действительно может помочь Вам в архисложной деятельности.
Вы, Владимир Владимирович, явно склоняетесь к западничеству. Но ведь столетия показали: это тупик. Иван Федорович называет отечественных гениев-самобытников и формулирует два их спасительных завета: стать самими собой и спасать Россию силами самой России. Более того: в Обращении подсказаны пути воплощения этих заветов.
Одна из глубоких мыслей И.Ф.Гончарова: «Предотвращение заката нации, спасение наше – в народном, глубинном воспитании человека». В истории нашей страны не было правителей, которые бы понимали эту идею и руководствовались ею. Вам, Владимир Владимирович, предложена честь стать первым руководителем страны, который приложит максимум усилий для создания национальной системы воспитания под патронажем государства.
Мне думается, Вы должны пригласить Ивана Федоровича Гончарова для динамичной беседы. Его идеи имеют и общегосударственное значение, и педагогическое. Если Вы их примете в сердце, – Ваш престиж будет стоять высоко.
С пожеланием здоровья и созидательных дел на благо нашего великого, но поруганного Отечества.
Тюриков Игорь Петрович, кандидат педагогических наук, доцент Карельской педагогической академии (Петрозаводск).
***
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Санкт-Петербургский профессор Иван Федорович Гончаров протягивает Вам щедрую руку помощи. Помощь Вам крайне нужна. В стране – тяжелейшая обстановка.
[…]
Вы избраны Президентом страны. Не обольщайтесь. Престиж Вашей власти не высок. Вам нужно многое пересмотреть, изменить, улучшить. Народ ждет этого от Вас. За 12 лет Вашего правления его жизнь не улучшилась.
И.Ф.Гончаров дает в Ваши руки научный анализ состояния государства и народа. Это – честный диагноз ученого. Обратите на него пристальное внимание. Не верьте тому, в чем уверяют Вас Ваши приближенные. Они озабочены сохранением своего высокого положения.
В Обращении И.Ф.Гончарова обращает на себя внимание раздел «Плодотворный урок». Давайте уважать наших предтечей! Ведь они оставили нам блестящие задания: «Статья самими собой!» и «Спасать Россию силами самой России».
Ваша мысль «Мы строим русский мир» – риторика. Скорее строится антирусский мир. Задумайтесь над этим.
Добивается школа. Это значит: добивается государство, уничтожается народ. У нас решительно бездарное Министерство образования и науки. И не только бездарное, но и зловредное.
Как четко и мудро И.Ф.Гончаров определил наши основополагающие национальные задачи: сохранение народа и возвращение нашей несчастной Родины на ее глубинно-исторический путь.
Автор Обращения подсказывает Вам, Владимир Владимирович, на кого Вы можете опереться в своей многотрудной деятельности. Разумна мысль о патриотической оппозиции.
6 февраля 2012 года на встрече с политологами Вы сказали: «Я сам коренной русский». В этом можно усомниться. Почему в Вашем окружении такое обилие русофобов и космополитов?
Вам дается чрезвычайно полезный совет: «Проведите духовную селекцию».
Прямые советы Вам […] хочется читать и перечитывать. Ни одного глупого или пустого слова. Хочется думать: Вы ими воспользуетесь. Этим Вы принесете неизмеримое благо всем нашим соотчам.
Последние строки Обращения посвящены национальному воспитанию, национальной школе. Автор, безусловно, прав: «Эта идея – наш светоч».
Наш великий философ Иван Александрович Ильин мудро заметил: «… Судьба будущей России – в руках русского учителя».
Но почему Вы держите учителя в нищете?
[…]
Матвеева Надежда Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.
***
Уважаемый Иван Федорович!
Вот некоторые соображения по Вашему тексту.
По сути, Ваше обращение к В.В.Путину есть «гамлетовский вопрос»: быть или не быть России? И подтекст этого вопроса: где окажется нынешняя власть, с народом и в народе, или отдельно от него?
Полагаю, что В.В.Путин вполне осознает ситуацию и, судя по предвыборным его статьям, в принципе, солидарен с Вашей позицией. Близкое время окажет, выльются ли слова Владимира Владимировича в конкретные действия. Беда, конечно, что со времен Горбачева тенденция «изведения» собственного народа неуклонно действует.
Экономика, промышленность, социальная сфера – безусловно, важно. Но, как ни странно, не первично. Сохранение родного языка, национальных традиций, скрепленных с Православием, национальной культуры, включающей в себя науку, образование, искусство – вот стержень, обеспечивающий сплочение, единение нации, возвращение народу чувства соборности и былую духовную мощь. Отсюда и начнется избавление страны от всех болезней, ибо власть возьмет на себя реальную заботу и ответственность за здоровье своего народа.
Вспоминаю, как в далекие теперь уже годы на одном из совещаний в Смольном очередной докладчик произнес слова, парадоксальный смысл которых я осознал позже. Он сказал: «Наш многонациональный русский народ». Никто из присутствующих в зале не отреагировал на это хоть каким-то движением. Для всех такое понятие отождествлялось со смыслом формулы «советский народ». А в ней, в этой формуле, понятие состава крови аннулировалось понятием сопричастности к русским культурным традициям, при обязательном приоритете национальных особенностей не только народов союзных республик, но и малых народностей. И ведь правда: лишь человеческое братство, сложившееся в непостижимо трудных условиях жизни громадной многонациональной страны, позволило нам не просто устоять в огненном шквале Великой Отечественной, но и утвердить Советский Союз в мировом сообществе как Великую державу, определявшую во многом баланс всей планетарной политики.
Память народная – не музейный экспонат, а источник питания всей корневой системы национальных традиций, в том числе и ратоборческих, восстановительный генетический код сохранения самого рода русского и жизнеспособности его. Вся русская история переполнена до краев борьбой за сбережение Руси от посягательств с Востока, Юга и Запада на ее земли, на ее непокорный свободолюбивый народ. И, наоборот, сколько народов не оказались бы под русским крылом, никто из них не был унижен или утеснен основным населением страны. Так и поныне. Обратная же тенденция, когда русские в своей земле всем другим обязаны, сегодня имеет место быть. Есть, конечно, положение ООН о государственной форме страны, где 2/3 населения составляет основной народный контингент, но к России он почему-то не прикладывается. В России сегодня любой: татарин, таджик, чеченец, азербайджанец, еврей, чукча (кроме Абрамовича) может гордиться своей принадлежностью к указанному народу, а русский тут же объявляется националистом, шовинистом и даже фашистом. Кто же в этой земле хозяин? И есть ли он нынче здесь вообще? И где он, этот государствообразующий народ, позволяющий превращать себя в манкуртов?
И все же… Может, это предчувствие, может, проникающий сквозь дым веков зов предков, может, стон нервных корешков исторической памяти, но живет в душе неистребимая вера в необъяснимый, в непостижимый русский дух народа, перенесшего невиданные иным народом испытания, проявившего невероятную выдержку, терпение, жертвенность и сохранившего в тайниках своего сознания то, о чем древний повествователь мог сказать: «Благочестив и многомыслен, и доброумен, и разсуден, и многою мудростию от Бога одарен к ратному делу, стройством и храбростию, и красотою, приветом и милостию ко всем сияя…».
Народ, избрав ныне В.В.Путина своим вождем, вручил ему верительную грамоту на служение Отечеству. Сегодня это понятно, как никогда ранее. Уверен, что громадная мера ответственности, которая ныне легла на его плечи, много тяжелее бремени предыдущих лет. Он взял на себя обет быть с нами. Но и мы в этот час должны быть с ним. И тогда тютчевское «умом Россию не понять» останется уделом иностранцев, а для нас будет действенен завет отцов – «в Россию можно только верить». И тогда вновь зазвучит над мятущейся планетой глас могучего православного хора: «С нами Бог! Разумейте языки!» Да будет так!
Владислав Чернушенко, Народный артист СССР, художественный руководитель Академической певческой капеллы им. М.И.Глинки, профессор.
7. 6. Адриан Роум: "Надо наконец, переходить к активной самодеятельности, всё брать в свои руки."
6. Re: Русский государь должен быть русским в своем сердце
5. Русский государь
4. Ответ на вопрос
3. Re: Русский государь должен быть русским в своем сердце
2. Re: Русский государь должен быть русским в своем сердце
1. Re: Русский государь должен быть русским в своем сердце