Вот документ "Петербургская школа - 2004. Программа развития системы образования на 2000-2004 гг." (Авторский коллектив во главе с О. Е. Лебедевым).
Первой ведущей идеей программы является "приоритет общечеловеческих ценностей". Как-то неловко объяснять авторам - известным ученым педагогам и деятелям образования, что "общечеловеческие ценности" не существуют как нечто конкретное; что они возникают из совокупности национальных культур, созданных различными нациями и составляющих международный культурный фонд, общечеловеческое культурное достояние, совокупные ценности.
Идеологическая подоплека такой затеи ясна: навязать нам глобализацию - безнациональный "плавильный котел" во главе с "золотым миллиардом" США, которые считают себя образцовой страной. Вместо многополюсного национального творчески яркого мира - безнациональное обесцвечивание всех народов, кроме одного - "образцового".
Второй приоритет в документе "Петербургская школа" - "изучение зарубежного опыта". До революции мы имели образцовую школу С.А. Рачинского. У нас была лучшая в мире советская школа во главе с В.А. Сухомлинским и другими. Она, в частности, давала непревзойденное естественно-математическое образование. В последнее десятилетие рождены славные школы. Все это не ведомо учителям. Им предлагают познавать иноземный педагогический капитал. Овладеть им нужно, но после постижения своего. Так поступали наши классики. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой досконально освоили российский опыт, потом поехали в Европу.
Президент США Буш-старший поручил специалистам разработать стратегический план в сфере образования - систему стандартов. Были выработаны критерии знаний, которыми должны владеть ученики по пяти "коренным" предметам в 4, 8 и 12 классах. Состав предметов таков: математика, естественные науки, история, английский язык.
Обращает на себя внимание отсутствие такой учебной дисциплины, как литература и скудность гуманитарного аспекта образования. Но Буш-младший пытается исправить положение: он обнародовал доклад "Нация в опасности", в котором изложил программу приобщения американцев к чтению.
Америка напористо усиливает свое влияние в сфере образования в ряде стран, в том числе и в России: нам выделяет миллионы долларов на "модернизацию" образования и диктует условия их расходования. Под руководством печально известного бывшего министра образования РФ неозападника Э.Д. Днепрова подготовлен "Стандарт общего образования" - слепок американского стандарта. На что это похоже? Ученые США увидели мрачную перспективу: невозможность ответить на требования времени, если не изменить систему общего школьного образования. Менять же ее надо потому, что крайне слаба математическая и естественная подготовка учеников. Создали Национальную комиссию, которая подготовила доклад о положении в школе и школе новой генерации. Доклад ученых президент положил в основание своей программы. Определили объем финансирования: в первый год 5 миллионов долларов.
В США американский стандарт призван, однако, негодным. У нас он принимается за образец. Это в стране, где А.П. Киселев создал классические учебники "Систематический курс арифметики" (1884), "Элементарная алгебра" (1888) и "Элементарная геометрия" (1892), по которым по сию пору обучают школьников Израиля и других стран.
Выдающиеся ученые России, лично знакомые с европо-#американской системой образования, пришли к выводу: уровень физико-математической подготовки школьников в России является более высоким, чем в США; воплощение в жизнь "стандарта общего образования" приведет к беспрецедентному снижению образования в стране.
Тем не менее осуществляется "ползучая" американизация отечественной школы. Знать иностранные языки полезно и похвально, но изучать их как факультативные. Они же вводятся уже со второго класса как обязательные. Сначала надо выучить и полюбить родную речь, изучив не только грамматику и пунктуацию, но и такой раздел "Русский язык как явление национальной культуры". Ничего этого нет и в помине. И вот результат - свидетельство бывшего председателя Комитета по образованию Санкт-#Петербурга В. И. Криличевского: "Дело доходит до того, что английским владеют лучше, чем родной речью".
В Петербурге рожден курс "Мировая художественная культура". Бесспорно, знать культуру разных народов просто необходимо. Но ведь нелепо требовать от школы приобщения учеников к мировой культуре, если им малоизвестна своя! Славен Шекспир, но почему не изучаем своих И. и К. Аксаковых, И. и П. Киреевских, Ю. Самарина, А. Хомякова, Ап. Григорьева, Н. Страхова, Н. Данилевского, П. Савицкого, Н. Трубецкого, Л. Карсавина, И. Ильина, Н. Лескова, И. Шмелева, Б. Зайцева? Ведь без них зарубежных авторов не почувствовать и не понять!
Главное предназначение школы - воспитание человека своей страны, своего государства, своего народа. Образование - это средство воспитания. Обучение - методы воспитания и образования. Ориентация петербургской школы - подальше от патриотического воспитания. Были опрошены 37 руководителей специализированных школ - математических и других. На вопрос "Чем вы гордитесь? Какими серьезными успехами в жизни проявили себя ваши выпускники?" давался неизменный ответ: "поступают в престижные вузы". Никого не волнует, что специализированные школы уже подготовили заметное количество эмигрантов и продолжают их готовить. Отвечает давний выпускник знаменитой 239-й математической школы. "Сколько ваших соклассников осталось в России?" - "Два человека".
Набирает силу коммерциализация образования, его утилитаризм и экономически-бизнесовый" взгляд на него. Не только вузы, но и общеобразовательные школы занялись формированием западного дельца. Создаются бизнес-классы, классы коммерсантов, классы менеджеров. Это зловредный импортный товар. Вред его огромен. Мы формируем начисто бездуховного человека, лишенного подлинной культуры, живущего не по законам совести и чести. На вопрос "Кем ты хочешь стать?" выпускники и выпускницы часто отвечают: "коммерсантом", а то и - "киллером".
Судьба нашей Родины определяется просвещением, сердцевиной которой является школа. Это должно быть национальное и всероссийское просвещение. Однако налицо экспансия американской и американизированной массовой культуры. Масскульт внедряется за счет высокой русской культуры и культуры народов России. Национальные просветители прежних эпох и нашей современности оттеснены на обочину жизни. Россия оказалась под игом чужих и враждебных учителей. Замена русского и шире всероссийского просвещения вредоносно-иноземным идет полным ходом.
Разложение молодежи зашло далеко. Ее духовное оскудение ужасающе.
Крайне низок уровень духовного насыщения отечественного просвещения национальным искусством. Этот минимум может стать нулем. Чужая, чаще всего примитивная, а не классическая зарубежная культура насаждается всей силой государственных структур. Что это: недомыслие? Предательство?
Сейчас Россия на обочине истории. Она должна вернуть себе одно из центральных мест, войти в мировую историю со своим национальным самобытным лицом, - с тем, чтобы улучшить себя, противопоставить массовой западной культуре собственные духовные ценности и в то же время взять из вселенского опыта все великое. Русский народ всегда был открыт мировой сокровищнице. Он и сейчас готов взять из любой культуры то, что в ней душевно возвышающее, духовное, христианское.
В этой кризисной ситуации необходимо русское и всероссийское просвещение возвести в ранг государственной политики. Только такое просвещение может вывести нашу Родину из фундаментального кризиса.
Предлагаю провести Съезд деятелей Всероссийского просвещения, который призван:
1. Подвести итог русского и всероссийского просвещения на рубеже 20 и 21 веков.
2. Определить пути патриотического российского просвещения.
3. Утвердить национально-ориентированные программы, заключающие в себе объективную информацию во всех сферах жизни.
Первый шаг - создание Программного комитета по всем отраслям культуры, просвещения. Он должен состоять из людей, обладающих высокими достижениями в сфере просвещения и безупречным нравственным авторитетом (типа В. Г. Распутина).
Нужен Указ Президента о подготовке и проведении Съезда. Инициатива - обращение к Президенту должна исходить от какой-либо значимой государственной структуры.
И. Ф. Гончаров, директор Центра русского народного образования, просвещения и воспитания РГПУ им. А. И. Герцена
В Центре русского народного образования, просвещения и воспитания РГПУ им. А. И. Герцена можно приобрести программы и пособия по русской школе:
1. Русская национальная современная школа. Концепция.
2. Доктрина русского воспитания.
3. Облик русской народной школы.
4. Как мы знаем Россию, русского человека и его культуру.
5. Надежные опоры и залоги возрождения России.
6. Развитие Русской национальной школы. Программа.
7. Создание современной русской национальной школы.
8. Учебный план Русской школы.
9. Русская современная школа: организация и управление.
10. Русская школа: направление развития.
11. Психология культурного мышления.
12. Русский национальный характер.
13. Русский ум. Характеристика.
14. Как самому научиться мыслить?
15. Русский ум: состояние и совершенствование.
16. Русская цивилизация.
17. Светочи России.
18. Природные святыни России.
19. Лучшие русские дореволюционные учебные заведения:
Царскосельский Лицей.
Татевская школа С. А. Рачинского.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
20. Школа русского духовного развития. Пособие.
21. В 21-й век с обновленной национальной культурой.
22. К. Д. Ушинский - путеводная звезда русских учителей.
23. Россия и мир: творческое взаимообогащение.
24. Самостроение, самовоспитание человека.
25. Золотая библиотека учителя Русской школы на рубеже веков.
26. Русская литературная классика.
27. Культурная антропология русского народа.
28. Семья, родство и свойство в России: традиции и их современные требования.
29. Этика русского делового человека.
30. Макет оформления Русской школы в национальном стиле.
Макет оформления учительской.
31. Наши великие современники - патриоты. Фотогалерея.
32. С. А. Рачинский - идеал русского учителя.
33. Экспериментальный учебный план русской народной современной школы.
Адрес: 191186 Санкт-Петербург, Наб. р. Мойки, 48, корпус 20, кабинет 113.
Тел. 315-55-38 (звонить с понедельника до четверга с 10.00 до 16.00).