Депутату Тульской областной Думы,
руководителю региональной общественной приемной
Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В. В. Путина
Копия: Председателю партии «Единая Россия» Путину Владимиру Владимировичу
от Боженовой Светланы Алексеевны
Председателя общественной организации «Родительское собрание Тульской области»,
Представителя НП «Родительский комитет» по Тульской области
Просим Вас не включать в список кандидатов в депутаты Госдумы от Тульской области, который будет формироваться в том числе и по итогам прошедших праймериз, членов регионального отделения общественной организации «Союз женщин России» во главе с Лысенко Т.П.
«Союз женщин России» в Москве возглавляет Лахова Е. Ф. На прошедшем Всероссийском родительском Форуме «СПАСЁМ СЕМЬЮ – СПАСЁМ РОССИЮ!» её деятельность признана антисемейной и антигосударственной и недоверие к ней подтверждено 50 000 подписями. На сегодняшний день происходит сбор подписей в общественном движении «Народ против Лаховой» против присутствия её в Госдуме. Материал из википедии о деятельности Е. Лаховой: 1991г. – закон о принудительной стерилизации женщин – не принят. 1997 г. – «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления» (сексуальное просвещение детей, распространение контрацептивов, в том числе подросткам на бюджетные средства, поощрение абортов на поздних сроках) – не принят. Закон о лекарственных средствах (изготовление лекарств из органов и тканей человека, легализовывалось изготовление лекарств из человеческих эмбрионов, убитых при абортах; контрацептивы приравнивались к лекарственным препаратам) – не принят.
У нас есть основание полагать, что многие из антисемейных законодательных инициатив своей руководительницы Е. Лаховой поддерживались и воплощались Т. Лысенко в Тульском регионе уже давно. Именно Лысенко, возглавляя региональную общественную благотворительную организацию содействия социальной помощи населению «Центр милосердия» распространила по тульским психологическим центрам материалы, на основе которых Тульский областной центр диагностики и консультирования «ПОМОЩЬ» выпустил методические рекомендации для специалистов службы практической психологии системы образования Тульской области «Оказание социально - психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия». В её «работах» практически любое воспитательное ограничение ребёнка со стороны родителей предлагается считать насилием. (Данные материалы прилагаем).
Так, например, понятие психического насилия дано вразрез с определением в действующем законодательстве. Психическим насилием Т. Лысенко предлагает считать «критику ребёнка, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка», а моральной жестокостью – «недостаток заботы о ребенке, обусловленный болезнью, бедностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений». Согласно её материалам всех родителей можно признать морально жестокими по отношению к собственным детям, и в качестве рекомендаций – забрать у них детей. В своих материалах Т. Лысенко причисляет к семьям с социальными проблемами и дисфункциональным многодетные и религиозные семьи.
На сегодняшний день мы располагаем информацией, что представители религиозных и многодетных семей посчитали данное определение оскорблением своей чести и достоинства, готовят обращение в прокуратуру и готовы подать исковое заявление в суд.
Учитывая вышеизложенное, мы выражаем своё недоверие деятельности Лысенко Т.П. и просим вас:
- содействовать отзыву из служб практической психологии системы образования Тульской области указанных методических рекомендаций как имеющих антисемейную направленность, оскорбление чести и достоинства многодетных родителей;
- учесть наше мнение и просьбу не включать в список кандидатов в депутаты Госдумы от Тульской области членов регионального отделения общественной организации «Союз женщин России» во главе с Лысенко Т.П.
С уважением,
Председатель общественной организации «Родительское собрание Тульской области»,
представитель НП «Родительский Комитет» по Тульской области
Боженова С.А.
Приложение. Ювенальные методические рекомендации Центра «ПОМОЩЬ»
ГОУ ТО
«Тульский областной центр диагностики и консультирования «ПОМОЩЬ»»
Методические рекомендации для специалистов службы практической психологии системы образования Тульской области
«Оказание социально – психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия»
Май 2010
Составители:
Уханева И.С. – ЗАМ. ДИРЕКТОРА гоу то тоц ДИК « ПОМОЩЬ»
Сапронова Т.И. – НАЧ. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦЕНТРА «ПОМОЩЬ»Хатьян Л.В. – МЕТОДИСТ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦЕНТРА «ПОМОЩЬ»
1. НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В 1961 г. американский врач С.Г. Кемпле организовал междисциплинарную конференцию по проблеме жестокого обращения с детьми, после которой этот синдром впервые получил название «синдром избитого ребенка».
В настоящее время это определение значительно расширено и известно во всем мире как жестокое и невнимательное обращение с детьми. Общепринятое определение этого синдрома было дано Д. Джилом. Из него следует, что
«под жестоким или пренебрежительным отношением к детям» подразумевается любой акт преступления (или действия) или упущения со стороны индивидов или общества в целом, и любые состояния в результате таких действий или не действий, которые лишают детей их равных прав и свобод или влияют на их оптимальное развитие» (Лебедев, Майоров, Золотухина, «О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ». Доклад).
В этом определении говорится об ответственности за действия, наносящие вред ребенку, не только со стороны родителей и воспитателей, но и любого другого индивида и образовательно-воспитательных учреждений. Кроме того, расширенно понимается смысл «нанесенного ребенку ущерба» - не только физические наказания или избиения, но и эмоциональная депривация, ущемление в правах.
К сожалению, для наших соотечественников насилие не является из ряда вон выходящим событием, оно стало чем-то неприятным, но постоянно рядом с нами существующим, чем-то вроде респираторной вирусной инфекции.
Так, в одном из Петербургских технических вузов попросили поднять руки студентов, которые считали, что они никогда в жизни не подвергались насилию. Ни одной руки, ни в одной студенческой группе поднято не было.
Следовательно, каждый, даже весьма молодой человек, уже имеет опыт унижения, опыт страдания. Значит, и агрессия, и стремление к насилию слишком распространены в нашей литературе.
Но откуда же они появляются? Как следует из работ многих специалистов, склонность к агрессивному поведению начинает развиваться с раннего детства. Представители так называемой социальной этологии склонны давать чисто биологические объяснения социальным явлениям, черпая материал для аргументации своих взглядов, прежде всего, из таких областей науки, как зоология, зоопсихология, генетика, нейрофизиология. Сторонники этого направления считают, что, только изучая поведение животных, мы сможем разобраться в действительных причинах тех или иных общественных действий людей, в том числе, объяснить феномен социального насилия.
Социоэтологи, выдвигая идею о присущей человеку врожденной, инстинктивной агрессивности, основывают свой вывод на механическом переносе в область социальных отношений физиологических принципов инстинктивного поведения.
К. Лоренц, очень популярный у нас писатель, являясь «отцом» социальной этологии, считает любое агрессивное поведение животного совершенно обязательной, естественной его реакцией, которая может лишь усиливаться конфликтной ситуацией, тогда как сама эта ситуация такую не порождает. От животных он непосредственно переходит к человеку, утверждая, что и во взаимоотношениях между людьми главную роль играют непреодолимые естественные устремления человека, которые сознательно не всегда он может преодолеть и направить свою активность в сторону мирного разрешения своих проблем.
К. Лоренц утверждает, что эволюция не выработала в людях способность и потребность в обуздании своих агрессивных инстинктов. В связи с этим он давал самые пессимистические прогнозы относительно возможностей предотвращать войны и другие проявления насилия в общественной жизни.
Р. Арди, американский социолог, также придерживается идеи генетической запрограммированности человека на совершение насильственных действий. По его мнению, человек бессилен против своих инстинктов, которые неотвратимо приводят его к социальным конфликтам. Именно потому, считает Р. Арди, что в природе человека, независимо ни от каких общественных сдвигов и культурных достижений, неизменно сохраняются склонности к агрессивным поступкам, все попытки предупредить их или ограничить оказываются бесполезными.
Действительно, в мире животных имеет место жестокая конкуренция в питании и размножении. Агрессивность животных часто направлена на то, чтобы в некоторой части жизненного пространства не было слишком плотного населения особей одного вида. Поэтому и существуют физиологические механизмы, которые при определенных обстоятельствах вызывают воинственное поведение.
Например, изгнание конкурента со своей территории, борьба за лидерство в стае и т.п. Однако, и это необходимо подчеркнуть, у большинства видов подобные конфликты не приводят к гибели ни одного из конкурентов. Кроме того, нападение хищников на жертву не может толковаться как агрессивность, поскольку речь в данном случае идет лишь о добывании пищи.
К сожалению, социоэтологи не принимают во внимание и другое очень важное обстоятельство: не у всех животных есть агрессивное поведение, направленное на охрану своей территории, и для многих видов оно не является врожденным. Особенно важно подчеркнуть, что врожденной агрессивности нет ни у одного вида, входящего в отряд приматов, к которому принадлежит и человек.
Поэтому на вопрос, является ли агрессивность человека врожденной, неизбежно толкающей его на совершение того или иного рода насильственных действий по отношению к другому человеку, мы можем с достаточным основанием ответить отрицательно. Но это отнюдь не означает, что биологические особенности человека никак не влияют на развитие у него агрессивности.
Она зависит от многих условий как социальных, так и биологических, а также от их сочетания. Именно поэтому мы не имеем до сих пор единой теории насилия.
Биологические факторы влияют самым существенным образом на формирование агрессивного поведения человека.
Но влияние это не прямое, а опосредованное. Биологические тенденции в значительной мере направляют процесс социализации, снижая или, наоборот, повышая вероятность формирования тех или иных личностных свойств человека, в том числе и его агрессивность.
Если мы обратимся к особенностям поведения животных, и в первую очередь, к наиболее родственным человеку видам, то заметим, что агрессивное поведение наблюдается чаще у тех, которые в борьбе за пищу и пригодное место для жилья оказываются в отношениях конкуренции. Если подобных проблем не возникает, животные того же вида уживаются друг с другом вполне мирно. Следовательно, мы можем отметить, что агрессивность, не являясь самостоятельной целью, помогает достичь индивиду необходимых для него условий жизни.
Известно, что и человеку присуща система сложных инстинктов, которые независимо ни от каких внешних условий и обстоятельств обеспечивают выполнение им основных жизненных функций.
Основная задача любого живого существа — сохранить свою жизнь и жизнь своего вида. Эта задача решается тем успешнее, чем выше уровень развития психики, позволяющей живому существу наилучшим образом приспосабливаться к изменяющейся среде обитания.
Естественно, человек как живое существо превзошел всех в психическом развитии. И даже, если он растет и развивается вне человеческого общества, а такие случаи науке известны, и не становится человеком в полном смысле этого слова, так как у него не формируется речь и, следовательно, сознание, то все равно он достигает столь высокого уровня развития психики, равного которому в животном мире нет. Чем же обеспечивается достижение такого уровня развития? Врожденными биологическими особенностями нервной системы и психики, среди которых инстинкты занимают ведущее место. Инстинкты человека не только сложнее, чем у животных, но и они намного изменчивее. Эволюция дала человеку инструмент управления ими — это сознание, которое формируется у человека в течение достаточно долгого периода. Поэтому в раннем возрасте его психическая активность в значительной степени сводится к инстинктам, возможности управления которыми крайне ограничены. Одной из ключевых особенностей инстинктов является их, если угодно, непреодолимость. Наличие определенного внутреннего состояния, например, возникновение какой-либо потребности и соответствующей ему внешней ситуации — возможности удовлетворения этой потребности — действует на маленького ребенка принудительно, заставляя его выполнять инстинктивные движения в соответствии с генетически заданной программой, что часто не соответствует культурным представлениям об одобряемом поведении.
Знают ли об этом родители? В подавляющем большинстве — нет. Известна ли им обусловленная природой программа развития их младенца? К сожалению, они нередко не имеют ни малейшего представления о ее существовании. Они уверены, что ребенок должен делать только то, что требуют от него родители.
Таким образом, взрослые часто препятствуют нормальному протеканию инстинктивной деятельности ребенка. А поскольку агрессивность является средством наиболее полного обеспечения инстинктивного действия, то ее появление у ребенка практически неизбежно.
Какие же типы инстинктов особенно тесно связаны с формированием агрессивности у ребенка, в случае, если среда способствует ее развитию?
Остановимся на некоторых из них.
ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ.
В природе этого инстинкта заложена агрессивность, как одна из форм его существования, которая, впрочем, развивается не сразу в силу беспомощного состояния младенца и его полной зависимости от окружающих.
Пока у ребенка не появляется физическая возможность самому обеспечивать сохранение своей жизни, этот инстинкт проявляется в своей пассивно-оборонительной форме — эмоции страха.
И чем в большей степени родители способствуют частоте появления страха, тем в большей степени у ребенка формируется недоверие к окружающему его миру и к родителям в том числе. Недоверие затем трансформируется во враждебность, способную вызывать различные агрессивные побуждения и действия.
Какие действия родителей способны усиливать страх у маленьких детей?
Это, конечно, несвоевременный отклик родителей на детский плач, а тем более, его полное игнорирование.
Ребенок первого года жизни никогда не плачет без причины. Это всегда призыв о помощи: ребенка что-то беспокоит. Если помощь не приходит, ребенка охватывает страх, ему кажется, что он вообще покинут, а значит, его жизнь под угрозой. В дальнейшем формирование сложных комплексов страхов у детей способствуют страшные сказки, запугивание родителями детей в целях достижения их послушания.
Другой инстинкт, напрямую связанный с формированием агрессивности — это ИНСТИНКТ СВОБОДЫ.
Любое ограничение свободы ребенка — тугое пеленание, постоянное нахождение его в кроватке или манеже, слишком тесные комнаты, набитые мебелью, слишком низкие коляски — все это способствует появлению у ребенка непреодолимого желания вырваться на свободу, круша и сметая все на своем пути.
ИНСТИНКТ СОБСТВЕННОСТИ, о котором даже не подозревают родители, заключается в том, что все, что видит ребенок, он считает своим, только ему принадлежащим. Поэтому обвинения родителями ребенка в жадности необоснованно. Многие родители, боясь вырастить ребенка жадным, буквально заставляют его делиться своими игрушками и сластями. Этим они не только не способствуют формированию доброжелательного отношения ребенка к окружающим, а наоборот, препятствуют ему, порождая враждебность и усиливая эгоцентризм. Ребенок считает своей главной собственностью мать, а также всех тех, кто за ним ухаживает. Делиться ими для ребенка особенно непереносимо. В таких ситуациях агрессивность ребенка проявляется особенно ярко.
ИНСТИНКТ ПОЗНАНИЯ, это антагонист инстинкта самосохранения. Когда дети увлекаются изучением чего-либо, они не знают страха, они не способны следовать никаким наставлениям родителей. Наказания за сломанные вещи (а деструктивная форма познания у детей долго, является ведущей) оставляет в душе ребенка незаживающую рану. Он никогда не способен осознать свою вину, т.к. инстинктивная деятельность протекает, минуя сознание. Необоснованное наказание воспринимается ребенком как жестокость по отношению к нему, как нелюбовь, что естественным образом приводит ребенка к мысли, что он тоже может быть жестоким.
Приведенный выше перечень инстинктов, неосторожная реакция взрослых, способствующая развитию агрессивности ребенка, конечно, не исчерпывают всех истоков агрессивности. Развитию агрессивности во многом способствуют и социальные условия. Традиции ясельного воспитания, когда малыш, оказавшись включенным в слишком многочисленную группу детей, лишается необходимых ему эмоциональных контактов со взрослыми, во многих случаях приводит не к передаче культуры от старших поколений к младшим, а к ее самозарождению в детской среде, где, как выше уже говорилось, агрессивность присутствует обязательно. Отсюда и почтение детей к более сильным и кричащим громче сверстникам и явное отвержение всего, несоответствующего образовавшимся в группе нормам. Конечно, детские группы рано или поздно распадаются, объединяются, меняют свою структуру, а, соответственно, меняются и роли, выполняемые ее представителями: часть агрессоров может стать жертвами, часть жертв — агрессорами.
Вот уже более 30 лет в большинстве стран мира проблема жестокого обращения с детьми разрабатывается специалистами различного профиля: психологами, педагогами, педиатрами, работниками правоохранительных органов и судебной медицины. Проблема жестокого обращения с детьми комплексная.
К сожалению, в России этой проблеме не уделяется достаточного внимания. Практически отсутствует законодательная база, учет выявленных случаев насилия ведется каждым ведомством раздельно, да и точность его очень относительна, так как само понятие «жестокое обращение с ребенком» трактуется по-разному.
Это понятие, по определению специалистов, включает различные виды насилия над детьми, в том числе физические, сексуальные, психические и запущенность.
К сожалению, все виды насилия в отношении детей имеют место в семьях. Российская статистика не дает четкого ответа на вопрос о положении с насилием в отношении детей. Некоторыми специалистами, например, приводятся такие цифры:
в среднем в год совершается более 790 тысяч «родственных преступлений», связанных с насилием против личности; из них 640 тысяч - случаи, когда жертвами становились девушки и женщины, 130 тысяч - старики, 17 тысяч - дети.
По данным зарубежных специалистов?, из общего числа случаев насилия в отношении детей физическое насилие составляет 24%, сексуальное насилие - 48,7%, запущенность - 25,5%.
О семьях, в которых плохо обращаются с детьми, в настоящее время известно многое. Далеко не всегда подтверждается версия о жестокости только в семьях с низким социальным статусом или в семьях с асоциальным поведением. Родители, совершающие насилие, относятся ко всем слоям общества - богатым и бедным, образованным и необразованным, ко всем возрастам, к мужчинам и женщинам.
Возраст тех, кто наносит физические травмы детям, преимущественно имеет отношение к диапазону между 19 и 40 годами. В сексуальной жестокости с десятикратной частотой преобладают молодые люди мужского пола. Женщины преобладают, когда речь идет о запущенности своих детей. Все это относится к категории: кто совершает насилие, но не дает ответа на вопрос - почему?
Первое, на что обращают внимание большинство исследователей: физическое насилие над ребенком традиционно сохраняется в качестве воспитательной меры, для поддержания дисциплины.
Второе - это отношение государства к физическим наказаниям детей. В российских школах физические наказания, хотя и запрещены, но в домашних условиях воспринимаются обществом и правоохранительными органами достаточно спокойно, если, конечно, их степень не переходит грань уголовных преступлений.
Третий фактор - семейная традиция плохого обращения с детьми. По данным ряда исследователей, около 30% родителей, применяющих по отношению к своим детям физическое насилие, сами были жертвами таких же методов воспитания со стороны своих родителей. Отцы, бьющие своих детей, чаще мальчиков, достаточно часто оправдывают свои действия хорошо известной фразой: «Мой отец воспитывал меня самого ремнем и, как видите, я стал вполне хорошим человеком».
Однако, кроме национальных и семейных традиций, существует множество личностных факторов, способствующих проявлениям жестокости по отношению к своему ребенку. К таким факторам следует отнести те, которые вызывают у взрослого человека раздражение и желание это раздражение реализовать какими-либо внешними действиями:
v факты насилия в данной семье;
v материальные трудности;
v алкоголизм или наркомания в семье;
v жестокое обращение, пережитое родителями в детстве;
v неродные отец или мать;
v возраст матери до 21 года при рождении ребенка;
v ребенок с физическими или психическими проблемами;
v безразличное отношение к ребенку.
Во многих странах, в первую очередь в США и Канаде, существует хорошо отлаженная государственная система работы с жертвами насилия и семьями, в которых насилие происходит. Система в первую очередь основана на принятых законах, в которых подробно расписана вся процедура выявления случаев насилия, их регистрация, расследование и наказание тех, кто совершает насилие над ребенком.
Население многих стран достаточно хорошо проинформировано о насилии в семье. И поэтому каждый, у кого возникает подозрение на плохое обращение с ребенком, может сообщить о своих предположениях в специальную организацию, которая собирает эту информацию. Для большинства граждан такое сообщение не является обязательным.
Однако имеется группа профессий, представители которых обязаны сообщать о каждом подозрительном случае жестокого обращения с ребенком. К ним относятся: медицинские работники, учителя, административные работники образовательных учреждений, психологи, воспитатели, социальные работники, работники правоохранительных органов.
Жестокое обращение с детьми, насилие в отношении детей является серьезной социальной проблемой. До 10% детей - жертв насилия погибают, у большинства развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере. Жестокое обращение с детьми формирует социально - дезадаптированных личностей. Важным социальным последствием насилия по отношению к детям является воспроизводство самой жестокости.
Как узнать, что ребенок подвергается жестокому обращению, как помочь ему?
Определение различных форм жестокого обращения с детьми является первым шагом на пути создания эффективной системы выявления факта насилия, оказания помощи и их защиты. Специалистам, работающим с детьми: педагогам, психологам, педиатрам, воспитателям, работникам социальных служб и правоохранительных органов, а также родителям, важно знать основные индикаторы насилия и жестокого обращения в отношении детей.
(Калягина Г.В., Отюгов А.Л. Ж. «Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы», №2-1996)
2. Нормативные документы о защите детей от насилияСистема нормативного обеспечения защиты прав детей в данном случае включает четыре уровня:
1. международный
2. федеральный
3. региональный
4. локальный (уровень образовательного учреждения).
Эта система представляет собой совокупность документов, определяющих права детей, механизмы их реализации и механизмы защиты.
Международный уровень.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (статья 19) государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Такие меры защиты в случае необходимости включают эффективные процедуры для обработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также для возбуждения судебной процедуры.
Государства-участники защищают ребенка от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка; обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе (статья 40).
Статья 19 Конвенции о правах ребенка говорит о необходимости государства защищать ребенка от любых форм плохого обращения с ним со стороны родителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем, и создавать соответствующие социальные программы предупреждения злоупотреблений и лечения пострадавших.
Международное сообщество осознает всю остроту и важность проблемы насилия в семье и пытается выработать единую систему предотвращения такого насилия и защиты его жертв.
Важными составляющими этой системы представляются правовое обеспечение, а также общественная защита жертв насилия и деятельность социальных служб.
При этом подчеркивается, что эффективная политика против насилия в семье возможна только в случае сотрудничества, взаимодействия различных государственных структур и населения.
Проблема насилия в семье в отношении женщин, детей, других членов семьи не является локальной, характерной исключительно для российского государства. Этой проблеме приоритетное внимание уделяет вся мировая общественность и властные структуры государств.
Федеральный уровень
Россия ратифицировала конвенцию по защите прав детей и женщин.
Так, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
На защиту ребенка от различных форм насилия направлены и нормы нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Им установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким обращением с детьми.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (статья 156).
К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством. Впервые в российском законодательстве установлена уголовная ответственность за торговлю детьми.
Специальная глава УК РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
В Уголовном кодексе Российской Федерации ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан (а значит - и женщин) независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой.
Например, в УКРФ в разделе VII «Преступления против личности»:
Глава 16 «Преступления против жизни и здоровья» (статьи 105-125УК РФ)
Статьей 105 предусмотрена ответственность за убийство. При этом выделено несколько квалифицирующих признаков. В частности, убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. Состояние беспомощности означает, что потерпевший лишен возможности оказать преступнику эффективное сопротивление. Это осознается убийцей, и он, осуществляя преступление, использует такое состояние жертвы. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены: тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее, а также лица, находящиеся в обмороке, бессознательном состоянии, тяжелой степени опьянения, спящем состоянии и пр.
Другой квалифицирующий признак, важный при рассмотрении темы -убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Это преступление представляет повышенную общественную опасность, т.к. жизни лишается не только женщина, но и плод человека - зародыш будущей человеческой жизни.
В статье 106 установлена ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка.
В отличие от УК РСФСР новый УК РФ предусматривает убийство матерью новорожденного ребенка в качестве самостоятельного и привилегированного состава убийства. Раньше рассматриваемое преступление в большинстве случаев относили к так называемому «простому» убийству. Выделение данного преступления в привилегированный состав основывается на том, что беременность (особенно нежелательная) и физиологические роды оказывают неблагоприятное воздействие на психику женщины. В этот период женщина испытывает особо болезненные психические страдания. Патологическое состояние женщины в момент совершения данного преступления и дает основание рассматривать его как убийство при смягчающих обстоятельствах.
Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего, а также длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего (статья 107).
Данное преступление традиционно относится к привилегированным, менее опасным видам данного преступления.
УК РСФСР в статье 113, предусматривающей ответственность за истязание, акцентировал внимание лишь на физическое воздействие на потерпевшего, понимая под преступлением «систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязания». В правоприменительной практике также бытовало мнение, что истязание - это лишь физическое насилие, совершаемое систематически или связанное с длительным причинением физического страдания.
Однако психическое насилие воспринимается потерпевшим иногда болезненнее, чем насилие физическое. Психическая травма порой ощутимее любых побоев. Именно единство физического и психического насилия наиболее полно характеризует сущность истязания, его общественную опасность. На эту позицию и встал УК, понимая под истязанием особый способ причинения потерпевшему не только физических, но и психических страданий.
Уголовным кодексом предусмотрена ответственность:
Ø за заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией;
Ø за незаконное производство аборта;
Ø за оставление в опасности - заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь и был обязан проявить заботу или сам поставил человека в опасное для его жизни и здоровья состояние;
Ø за похищение человека;
Ø за незаконное лишение свободы; за оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Глава 18 УК РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» предусматривает наказания за:
· изнасилование, т.е. половое сношение с применением насилия или угрозой его применения с использованием беспомощного состояния потерпевшей, или за изнасилование, совершенное неоднократно и т.п.;
· насильственные действия сексуального характера-мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей);
· понуждение к действиям сексуального характера - понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости;
· половое сношение и иные действия сексуального характера с несовершеннолетними и др.
Глава 20 УК РФ «Преступления против семьи и несовершеннолетних» предусматривает ответственность за:
· вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, при этом наказание ужесточается в случае, если то же деяние совершается родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего;
· вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий - систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, при этом наказание ужесточается в случае, если то же деяние совершается родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего;
· торговлю несовершеннолетними;
· неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним;
· злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Воспитательная, профилактическая функция права реализуется в уголовном законодательстве посредством установления уголовной ответственности за преступления против личности. Принятие нового уголовного законодательства означает, что важнейшей задачей в области борьбы с преступностью становится правоприменительная практика, в основе которой - неотвратимость ответственности виновных.
Краткий анализ нормативных правовых актов свидетельствует о том, что они в основном направлены на предотвращение неблагоприятных для ребенка, женщины, другого члена семьи последствий в случаях, когда вред им уже нанесен, а также на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил виновные действия.
Некоторое развитие в законодательстве получили и вопросы выявления и социальной профилактики насилия в отношении подвергающихся насилию.
Однако многочисленные правовые нормы, направленные предотвращение жестокого обращения в семье, оказание помощи жертвам домашнего насилия и наказания виновных за противоправные деяния, сегодня оказываются невостребованными.
Причины состоят в правовой не информированности потенциальных, как жертв жестокого обращения и насилия в семье, так и их общественных защитников;
неразвитости системы учреждений социального обслуживания, невыполнении уполномоченными лицами своих обязанностей по защите приемлемыми средствами прав и законных интересов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и т.п.
В Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу в 1996 году, впервые определены основы правовой защиты детей от насилия в семье: ребенок рассматривается в качестве самостоятельного субъекта отношений в семье, а не как зависимый объект «родительской власти».
Семейный кодекс предусматривает защиту прав ребенка от насилия родителей. Если родители жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними; совершили преступления против жизни или здоровья своих детей, они могут быть лишены родительских прав (статьи 69,70).
Семейный кодекс определяет право ребенка на защиту от злоупотребления по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Ребенок вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ст. 56).
Особое внимание обращается на то, что способы воспитания ребенка не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Они должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию.
Родители, наносящие ущерб правам и интересам ребенка, за свои противоправные действия несут ответственность в соответствии с российским законодательством.
Жестокое обращение со своим ребенком, применение к нему физического или психического насилия, покушение на его половую неприкосновенность, также как и совершение родителями преступления против жизни и здоровья ребенка (побои, истязания, неоказание помощи больному ребенку, оставление его в опасности и другое) являются безусловными основаниями для лишения родителей родительских прав.
При этом в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью
ребенка в семье закон допускает досудебное, немедленное отобрание ребенка
у родителей. Такое отобрание осуществляется органами опеки и
попечительства, на которые по российскому законодательству возложены
функции по защите прав и интересов детей.
Семейный кодекс впервые установил, что при нарушении прав ребенка он вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, любое учреждение социального обслуживания семьи и детей, а по достижении 14 лет - также в суд.
Конечно, в жизни дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. Учитывая эту ситуацию, Закон обязывает всех, кто окружает ребенка в повседневной жизни, незамедлительно сообщить о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в орган опеки и попечительства. Получение такого сигнала является основанием для проведения проверки и принятия конкретных мер по защите и восстановлению нарушенных прав ребенка.
Основной целью Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» является создание правовых и социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям-жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи.
В целях защиты прав таких детей предусматривается развитие соответствующих социальных служб, разработка индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации ребенка.
Законом предусматривается включение в процесс защиты ребенка различных общественных объединений. Они вправе оспаривать в суде неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей действия должностных лиц органов государственной власти, а также неправомерные
действия родителей, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепил систему профилактики детской безнадзорности и предусмотрел комплекс мер по борьбе с детской преступностью. В конечном итоге он направлен на оказание помощи детям, страдающим от безразличия взрослых, в том числе родителей, к их судьбе, их внутреннему миру.
В системе образования главным документом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения, является Федеральный закон «Об образовании».
Закон предусматривает защиту прав несовершеннолетних на время пребывания в учебном заведении. Так, статья 33 пункт 3 указывает на то, что «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся... во время образовательного процесса».
Статья 9 Закона специально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация не должна препятствовать этому. Обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении с участием своих представителей дисциплинарного расследования деятельности работников этих учреждений, нарушающих или ущемляющих права ребенка.
С целью информирования ребенка о его правах в конкретном образовательном учреждении, а также об организациях, куда он может обратиться в случае несоблюдения его прав и законных интересов, пункт 4 статьи 9 обязывает образовательные учреждения вывешивать «в местах доступных для детей и родителей» тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения данных школ, которые осуществляют контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок представить решение об исключении обучающегося в Комиссию по делам несовершеннолетних органа местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями (законными представителями) исключенного в пятнадцатидневный срок рассматривает и принимает меры по обеспечению продолжения его обучения или трудоустройства (пункт 7, статья 19).
Закон «Об образовании» (статья 56) устанавливает, что применение педагогом, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, является основанием для увольнения этого работника по инициативе администрации образовательного учреждения.
В уставе образовательного учреждения целесообразно определять порядок обращения учащихся (их родителей, законных представителей) к администрации учреждений по поводу факта физического (психического) насилия над личностью ребенка.
В комментариях к Закону Российской Федерации «Об образовании» (отв.. Ред. В.И. Щкатулла. - М.: Юрист, 1998)
определены следующие формы психического насилия:
1. угрозы в адрес обучающегося;
2. преднамеренную изоляцию обучающегося;
3. предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, несоответствующих возрасту;
4. оскорбление и унижение достоинства;
5. систематическую необоснованную критику ребенка, выводящего его из душевного равновесия;
6. постоянную негативную характеристику обучающегося;
7. демонстративное негативнее отношение к обучающемуся.
(По материалам Тульской региональной общественной благотворительной организации содействия социальной помощи населению «Центр милосердия»)
3. формы жестокого обращения и пренебрежения детьми
Специалисты различают 4 основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:
v физическое насилие;
v сексуальное насилие или развращение;
v психическое (эмоциональное) насилие;
v моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами детей).
I. Физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию их в развитии.
Особенности внешнего вида ребенка и характер травм, позволяющие заподозрить физическое насилие:
· множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня и т.д.);
· задержки физического развития (пониженное питание, отставание в росте, обезвоживание для маленьких детей);
· признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Основные типы травм при физическом насилии:
· на теле - синяки, ссадины, ожоги, раны, специфические следы ремня;
· на голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах;
· повреждения внутренних органов травматического характера.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.
1. Возраст до 3 лет:
· боязнь физического контакта со взрослыми;
· боязнь родителей;
· постоянная беспричинная настороженность;
· плаксивость, подавленность, печаль;
· испуг или подавленность при попытке взрослых взять ребенка на руки;
· испуг при плаче других детей.
2. Возраст 3 года - 6 лет:
· принятие случившегося, отсутствие сопротивления;
· пассивное реагирование на боль;
· болезненное отношение к замечаниям, критике;
· чрезмерная уступчивость;
· псевдовзрослое поведение;
· негативизм, агрессивность;
· лживость, воровство, жестокость по отношению к животным;
· склонность к поджогам.
3. Младший школьный возраст:
· стремление скрыть причину повреждений и травм;
· одиночество, отсутствие друзей;
· боязнь идти домой после школы.
4. Подростки:
· побеги из дома;
· суицидальные попытки;
· криминальное антиобщественное поведение;
· употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющих заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
· противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения;
· позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
· перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;
· неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений, в сторону их преувеличения или преуменьшения;
· отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
· невнимание к ребенку, неоказание ему эмоциональной поддержки, лишение ласки;
· поведенческие признаки психических расстройств;
· выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к проблемам ребенка;
· повествование о том, как их называли в детстве.
II. Сексуальное насилие или развращение - вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Таким образом, сексуальным насилием или развращением является не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий, включая:
· мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
· введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;
· сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей, вовлечение в проституцию.
К сексуальному насилию относятся случаи сексуальных действий между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
а) не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом
положении от взрослого;
б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя
последствия сексуальных действий.
Особенности внешнего вида ребенка, характер травм
и другие последствия, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
· повреждение генитальной, анальной или оральной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждение кожи груди или бедер;
· следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
· заболевания, передающиеся половым путем;
· беременность;
· резкие изменения веса (потеря или прибавка);
· вагинальные кровотечения;
· психосоматические расстройства.
Особенности поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
1. Дети дошкольного возраста:
· ночные кошмары,
· страхи,
· регрессивное поведение (появление форм поведения, характерных для более младшего возраста),
· несвойственные возрасту сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками,
· несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении,
· беспричинные нервно-психические расстройства.
2. Дети младшего школьного возраста:
· низкая школьная успеваемость,
· замкнутость, стремление избегать контактов,
· изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей),
· ухудшение взаимоотношений со сверстникам,
· несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение,
· стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
3. Дети старшего школьного возраста, подростки:
· депрессия,
· побеги из дома или институциональных учреждений,
· низкая самооценка (скромность?),
· суицидальные попытки или высказывания,
· сексуализированное поведение,
· употребление наркотиков или алкоголя,
· проституция или беспорядочные половые связи.
III. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушение развития его личности.
Психическое насилие (согласно УК РФ) – это «угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»
К этой форме насилия относятся:
· открытое неприятие и критика ребенка,
· оскорбление и унижение его достоинства,
· угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия (слишком широкое определение, сюда можно отнести все виды оградительного воспитания),
· преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка (слишком широкое определение, сюда можно отнести все виды родительского оградительного воспитания от плохого окружения ребёнка),
· предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям,
· ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых,
· нарушение доверия ребенка.
Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.
Особенности внешнего вида, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие (недопустимые критерии, приравнивающие все виды медицинских заболеваний)
· задержка физического и умственного развития;
· наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы веса, язва желудка, кожные заболевания);
· нервные тики;
· энурез;
· печальный внешний вид.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
· беспокойство или тревожность;
· нарушение сна;
· длительно сохраняющееся подавленное состояние;
· агрессивность;
· склонность к уединению;
· чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;
· эксцентричность поведения;
· суицидальные угрозы или попытки;
· неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых;
· плохая успеваемость в школе;
· низкая самооценка;
· нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:
Ø оскорбление, публичное унижение ребенка;
Ø отказ в утешении, когда он действительно испуган или подавлен;
Ø постоянное сверхкритическое отношение к ребенку;
Ø негативная характеристика ребенка;
Ø отождествление ребенка с нелюбимым родственником;
Ø перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
Ø открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
IV. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или развитие, недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: (недопустимое определение при отсутствии гарантированной социальной программы государства. Европейская Хартия по социальным обязательствам со стороны РФ не подписана).
v отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
v отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждений, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений. Недостаток заботы о ребенке может быть не продуманным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Особенности внешнего вида и клинические симптомы, позволяющие заподозрить пренебрежение интересами ребенка:
· низкий рост или отставание в физическом развитии;
· санитарно-гигиеническая запущенность, (педикулез не может быть отнесён, т.к. он может быть вызван контактом с больными данным заболеванием);
· утомленный сонный вид, опухшие веки;
· низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном, достаточном питании;
· задержка речевого и моторного развития, которая ликвидируется при изменении ситуации и при заботе о ребенке;
· выраженная сыпь;
· частая заболеваемость вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежение к нему:
· постоянный голод;
· кража пищи;
· стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
· требование ласки и внимания;
· подавленное настроение, апатичность;
· пассивность;
· агрессивность и импульсивность;
· антиобщественное поведение;
· плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить;
· неразборчивое дружелюбие;
· регрессивное поведение;
· трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний;
· низкая самооценка;
· самостимулирующее поведение.
V. Факторы риска жестокого обращения с детьми в семьях.
Риск различных форм насилия по отношению к детям может быть обусловлен семейными проблемами, связанными с социальным неблагополучием семьи, наличием в ней эмоциональных или связанных со здоровьем проблем, а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.
Семьи с социальными проблемами:
Ø дисфункциональная, неполная или многодетная семья;
Ø семьи с приемными детьми;
Ø наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
Ø социальная изоляция, культурные или религиозные факторы;
Ø юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
Ø стрессовые факторы, включая безработицу, финансовые проблемы, чрезмерную занятость взрослых;
Ø низкий уровень образования и профессиональной квалификации родителей;
Ø использование физического и эмоционального насилия в качестве дисциплинарных мер и наказания;
Ø статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
Семьи с проблемами физического и психического здоровья родителей и других членов:
· психические заболевания;
· социальная незрелость одного или обоих родителей;
· умственная отсталость;
· недостаточный самконтроль или импульсивность родителей;
· наличие в этих семьях случаев жестокого обращения с детьми;
· родители в детстве сами подвергались жестокому обращению,
сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
Особенности детей - жертв насилия.
Они включают любые условия, характеристики или ситуации, которые приводят к тому, что ребенок осознается или воспринимается как отличный от других:
· ребенок от нежеланной беременности;
· физические или умственные недостатки ребенка;
· врожденные уродства;
· нелюбимый ребенок в семье;
· нарушения поведения, включая гиперактивность, «трудный» ребенок;
· высоко одаренный или талантливый ребенок;
· дети первых лет жизни.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия по отношению к детям) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие личности.
Многие признаки, характеризующие поведение детей, их эмоциональную и психическую сферы, не являются специфическими только для жестокого обращения, они встречаются и при других состояниях или психических расстройствах у детей, и наоборот, частой причиной различных отклонений в состоянии здоровья, по поводу которых их родители или сами они, будучи уже взрослыми, обращаются к специалистам, явилось насилие, переживаемое или пережитое в детстве.
Особенно это относится к сексуальному или эмоциональному насилию, выявляемость которых чрезвычайно низка, поэтому при оценке каждого конкретного случая следует учитывать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.
(По материалам Тульской региональной общественной благотворительной организации содействия социальной помощи населению «Центр милосердия»)
1. Недоверие тульской мадам Лысенко