Уже самый первый государь из династии Романовых - Михаил Федорович, занимает почетное место в истории Киева как крупный благодетель его монастырей и храмов.
Оказывая поддержку единоверному и единокровному народу Малой Руси, подвергавшемуся всяческим притеснениям со стороны властей Речи Посполитой, этот самодержец стремился защищать интересы Православной Церкви за пределами Московского государства. Еще в 1628 году он разрешил свой грамотой инокам Киево-Печерской Лавры посещать Москву с целью сбора средств на нужды их обители. По прошествии некоторого времени Москва принимала у себя делегацию уже из четырех киевских монастырей. Показательно, что представители православного Киева, которые в условиях польско-литовского государства подвергались жесткой дискриминации, принимались на высшем уровне, и были одарены дорогими мехами. Внушительный список царских благодеяний, к которым, наряду с крупными денежными суммами относилась и самая разнообразная церковная утварь, приводится в капитальном труде дореволюционного исследователя Захарченко «Киев теперь и прежде». Характерно, что среди целого ряда пожертвований со стороны государя, особое место занимали богослужебные книги московской печати, которые с того момента стали использоваться в Печерском, Братском, а также других крупных монастырях Киева. Сегодня этот интересный факт может служить лишним подтверждением общности культуры и богослужебных традиций Москвы и Киева того времени.
Кроме того, в период царствования государя Михаила Федоровича, в работах по восстановлению древних киевских храмов, пришедших в запустение по вине униатов, приняли участие мастера, специально присланные из Москвы (1). Необходимо отметить, что многие предметы церковной утвари, пожертвованные первыми государями из династии Романовых для кафедрального Софийского собора, а также Великой церкви Киево-Печерской Лавры, представляли не только материальную ценность, но и являлись выдающимися памятниками церковного искусства, вызывавшими восторг современников.
В одной из лекций знаменитого историка Ключевского подробно рассказывается о том, как второй по счету представитель династии - царь Алексей Михайлович, расценивая отказ от Киева в пользу Речи Посполитой, как деяние, недопустимое для православного монарха, сумел настоять на включении его территории в состав Русского государства(2). Следует добавить, что во второй половине семнадцатого века некоторые представители малороссийской элиты, ссылаясь на опасности, связанные с близостью Киева к польской границе, выступали с инициативой ликвидации киевской митрополии(3). Поэтому сегодня нам необходимо склониться перед памятью первых русских самодержцев из династии Романовых, справившихся с нелегкой задачей сохранения Киева как одного из духовных центров Русского мира. Ведь если бы не они, то тогда значительная часть духовных и культурных ценностей, связанных с киевским периодом истории русского государства, могла быть объявлена достоянием западной цивилизации, а сама киевская кафедра сделалась бы платформой для католической экспассии.
Порою, даже малозначительные на первый взгляд исторические факты способны дать представление о тех высоких задачах, которые православный русский царь ставил перед своими новыми подданными. Так, в одном из исторических исследований приводится трогательный рассказ о вручении Богдану Хмельницкому особого царского подарка - меховой шапки, которая, согласно пожеланию государя, должна была охранять голову гетмана, помогая ему «промышлять об обороне Православия».
Неудивительно, что одно из первых распоряжений царя Алексея Михайловича, стремившегося решить проблему безопасности Киева, касалось создания новой городской крепости. Интересной особенностью этого проекта, весьма обременительного и затратного для Московского царства, было строительство новых оборонительных сооружений в той части Киева, которая носит название Старого города(4).
Как известно, именно в этом районе, опустевшем в результате целого ряда драматических событий и остававшимся практически незаселенным вплоть до начала позапрошлого века, тем не менее, уцелели некоторые церковные объекты, напоминавшие о былом величии Киева(5). Принимая решение о начале масштабных строительных работ на юго-западной окраине своего государства, царь Алексей Михайлович стремился обезопасить эти православные святыни от возможной агрессии со стороны тех сил, для обозначения которых в малороссийских казацких летописях того времени использовался термин «поганые». Таким образом, труд известного специалиста по фортификационному делу полковника и стольника Степана Янова, направленного в Киев уже по повелению сына Алексея Михайловича - государя Феодора Алексеевича, кроме сугубо военного, также имел большое религиозно-нравственное значение.
К числу наиболее важных с духовной точки зрения событий того времени следует отнести и восстановление древней Свято-Георгиевской церкви, осуществленное в 1674 году силами московских ратников, присланных государем для строительства киевской крепости. Главный престол нового церковного здания, возведенного на том месте, где когда-то находился храм, заложенный еще Ярославом Мудрым, также был освящен в память великомученика Георгия, который в русской духовной традиции почитается как один из покровителей военного дела.
Осознавая себя преемником великих киевских князей, царь Алексей Михайлович проявил должное внимание к вопросам, связанным с возрождением этого храма, подтверждением чего может служить дошедшее до наших дней описание его внутреннего убранства, подготовленное для государя киевским воеводой Ю. П. Трубецким(1).
Можно сказать, что русские государи считали основным богатством бывшего великокняжеского стольного града, смирившегося со своим провинциальным положением в составе польско-литовского государства, его православные святыни, представляющие ценность для всего русского народа. Так, в 1660 году царь Алексей Михайлович, щедро одарив иноков Спасо-Преображенского Межигорского монастыря, повелел им начать строительство новой обители в память князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые, будучи первыми русскими святыми, канонизированными Православной Церковью, почитаются на всех исторических землях древнерусского государства. Остается жалеть, что эта замечательная идея не была реализована в полной мере. Согласно данным историка Киркевича, на выделенные царем средства межигорские иноки возвели такие объекты как дворец с церковью святых Бориса и Глеба в селе Демянчичи, а также часовню на месте убиения святого князя Бориса(4).
Другой не менее знаменитой обителью, укрепившей свое положение благодаря жалованным грамотам и пожертвованиям царя Алексея Михайловича и его преемников, был Киевский Свято-Михайловский Златоверхий монастырь. Особое отношение русских государей к этому монастырю можно объяснять той исключительной ролью, которую он сыграл в судьбе южной Руси, будучи одним из центров противостояния идеям унии и католицизма.
Именно эту обитель избрал в качестве своей резиденции известный поборник Православия митрополит Иов Борецкий, который еще в 1630 году просил первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича, принять в свое подданство малороссийские земли. Изображение двуглавого орла, установленное Богданом Хмельницким над центральным куполом соборного храма этого монастырского комплекса, более двух с половиной столетий напоминало о том времени, когда заветные чаяния митрополита Иова Борецкого получили свое практическое осуществление(1).
Неудивительно, что в 30-е годы двадцатого века украинские националисты приняли самое непосредственное участие в процессе, связанном с ликвидацией комплекса построек Михайловского монастыря, Свято-Георгиевского храма, а также других исторических памятников Киева, связанных с именами русских государей.
Даже американский историк галицийского происхождения Тит Геврик в одной из своих работ был вынужден признать, что ответственность за эти акции в значительной мере лежит на наркоме просвещения УССР Владимире Затонском(6), который, будучи выходцем из Западной Украины, отличался своими антирусскими взглядами.
В настоящее время, представители антиправославных и антирусских сил, глорифицировавшие своих идейных предшественников начала двадцатого века, скрывают тот факт, что одним из первых с инициативой разрушения Свято-Михайловского монастыря выступил такой видный деятель украинской культуры как профессор В.Г. Кричевский(7). Характерно, что после обретения Украиной независимости, его имя неизменно входит в список лиц, чья общественная деятельность и творческое наследие заслуживает самой высокой оценки. Сегодня, также как и в период «украинизации» и антирелигиозной кампании 30-х годов двадцатого века, любые положительные факты, касающиеся династии Романовых, не вписываются в концепцию гуманитарной политики украинского государства. Однако люди, сохранившие верность выбору гетмана Богдана Хмельницкого, должны помнить об исключительных заслугах первых государей из династии Романовых, которые, ощущая ответственность за судьбу православного Киева, сумели сберечь его величайшие святыни, отстояв древнюю столицу в условиях острых конфликтов с силами Запада.
Широков Андрей, г. Киев.
Использованная литература
1.Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. - К., 1888. (с. 61-62, 228-229, 216-225).
2.Ключевский В. О. Исторические портреты.- М.: Правда, 1990. (с.129).
3.Болховiтiнов Евгенiй, митрополит. Вибранi працi з iсторii Киева. - К.: Либiдь - IСА, 1995. (с.175-176).
4.Киркевич В. Г. Время Романовых. Киев в империи. - К., 2004. (с.13, 18-25).
5.Пляшко Л. А. Лiтописний Киiв: Структура i пейзаж. - К.: Хрещатик, 1994. (с.16-32).
6.Геврик Т. Втраченi архтектурнi памятки Киева. Видання четверте. Нью-Йорк - Киiв, 1991. (с.15).
7.Анисимов А. Л. Скорбное бесчувствие. На добрую память о Киеве, или грустные прогулки по Городу, которого нет. - К., 1992. (с.163).
8.Голованский Евстратий, иеромонах. Киево-Златоверхо-Михайловский первоклассный монастырь и его скит Феофания. - К., 1878.
9.Матвеева Н. П., Голобородько А. Р. Святi i свята Украiни. - К.: Укр. центр духовноi культури, 1995.