Обращение заместителя председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка д.ю.н. И.В. Понкина и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве от 22.08.2010 № 7 к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Сложившаяся ситуация с реализацией Минобрнауки России «эксперимента» по введению в российских школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»[1] в силу существенных искажений Вашей инициативы при ее практическом воплощении реально угрожает России всплеском межрелигиозных проблем, экстремистских настроений, как ответной реакции на грубейшие посягательства на свободу совести, допущенные при реализации «эксперимента».
Указанный комплексный учебный курс изначально был основан на Вашей инициативе от 21.07.2009, поддержанной Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий, и введен во исполнение Вашего поручения от 02.08.2009 № Пр-2009 и Плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах этого учебного курса (распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р). Апробация, также называемая её исполнителями «экспериментом», началась с апреля 2010 года в школах 19-ти российских регионов.
Однако чиновники Минобрнауки России, ряд привлеченных ими экспертов, а также руководство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и руководство издательства «Просвещение» настолько исказили существо Вашего поручения, что в итоге эксперимент по введению в школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» превратился в одну из самых грандиозных афер идеологического характера в сфере образования за последнее десятилетие в современной России, обладающую крайне высоким экстремистским потенциалом.
Один из авторов и идеологов искаженного «эксперимента» А.Я. Данилюк, известный своей ксенофобской брошюрой[2], унижающей человеческое достоинство православных граждан по признаку отношения к религии[3], реализовал в «эксперименте» свою концепцию т.н. «креолизации»[4] - граничащую с расизмом, отрицающую право народа на сохранение и защиту своей национально-культурной идентичности и предусматривающую насильственное размывание ценностей народов России.
Подготовка учителей для реализации указанного эксперимента проводилась Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) и включала к концу марта 2010 года два этапа. На первом этапе (январь - февраль 2010 года) была обучена одна тысяча преподавателей-«тренеров» («тьюторов») из регионов, участвующих в апробации. На втором этапе (февраль - март) «тренеры», прошедшие обучение в Академии, подготовили учителей в регионах. Таким образом, уже к началу IV четверти 2009/2010 уч. года прошли подготовку 15 тысяч учителей, участвующих в апробации[5].
При этом разработанное АПКиППРО и внедренное в процесс подготовки указанных «тренеров» и учителей пособие «Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации»[6] реализует грубую подмену содержания предмета «Основы православной культуры» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, насыщенное сомнительными идеологическими установками, а также элементами других религий, прежде всего - иудаизма. Пособие составлено так, что в нём изучение основ православной культуры неразделимо соединено с глубоким изучением иудаизма, в результате чего будет осуществляться принуждение детей к изучению иудаизма. Авторы Пособия реализуют методически несостоятельную и содержательно явно провокационную исходную установку о том, что только с существенной религиозно-мировоззренческой примесью иудаизма (в первую очередь) и еще ряда других религий можно позволить детям изучать основы православной культуры, но главное - что учителя, допускаемые к преподаванию предмета «Основы православной культуры», обязаны пройти индоктринацию иудаизмом посредством изучения сведений об иудаизме, заложенных в данном Пособии, и через соответствующее содержание курсов повышения квалификации. Эта принудительно навязываемая, грубым образом попирающая свободу совести позиция, научно, педагогически, юридически и фактически необоснованное внедрение в учебное пособие по основам православной культуры сведений об иудаизме не может не вызывать крайнего раздражения православных родителей, избравших для изучения их детьми основ православной культуры, а равно учителей основ православной культуры и может с высокой вероятностью вызвать крайне нежелательные, негативные социальные последствия в виде всплеска неприязненного и враждебного отношения не только к преподающим такую смесь учителям, но и к верующим иудаистам. При этом еще более усугубляет ситуацию то, что Пособие ориентирует учителей на организацию в рамках предмета «Основы православной культуры» переживания детьми религиозного опыта, на «вживание» детей в роли верующих различных религий, включая иудаизм. Например, в Пособии сказано: «Ребенок должен иметь возможность «примерить» на себя как можно большее количество коммуникативных ролей» (с. 7), дети должны будут «играть» в «симулирование» (с. 56), «вживаться» в заданные роли (с. 56), «проживать» связанные с религиозным опытом ситуации (с. 56). Помимо этого, в Пособии указывается на задействование таких механизмов, как: «переживание эмоционального состояния, в котором находится другой; активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения;... принятие роли» (с. 45). Таким образом, Пособие прямо предусматривает, что малолетний ребенок, невзирая на его желание, даже вопреки его воле, и невзирая на мнение родителей и религиозную принадлежность его семьи, будет насильственно вовлекаться учителем в «примерку на себя роли» верующего других религий - иудаиста, буддиста, мусульманина, понуждаться к «симулированию» их, проживанию их эмоциональных состояний, «реконструированию» с помощью воображения их чувств. Фактическое навязывание в соответствии с Пособием учителем ребенку невостребованных им и его семьей знаний и практического опыта «переживания эмоциональных состояний» представителей разных иных (помимо православия) религий будет способствовать обесцениванию, нивелированию у ребенка его собственной культурной идентичности, формированию у многих школьников критически-неуважительного отношения к религиозным культурам и религиям и долговременной глубинной установки на отторжение духовных ценностей православного христианства. Такие действия учителя очевидным образом являются запрещенным законодательством Российской Федерации насильственным погружением ребенка в религию, и не в одну, а в несколько религий!
Обоснованные претензии имеются и к пособию АПКиППРО «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации»[7], так же принуждающему детей вопреки их воле и воле их родителей глубоко погружаться одновременно в несколько религий, навязывающему малолетним детям изучение еще и зороастризма, индуизма и древнекитайских религий. Это пособие (как впрочем, и весь пакет пособий АПКиППРО в рамках «эксперимента), основываясь на принципах культурного и религиозного релятивизма, направлено на формирование критического отношения детей к духовно-нравственным, религиозным ценностям традиционных конфессий России, и, тем самым, способствует девальвации, абляции (принудительному «вытаиванию», вымыванию) и разрушению нравственно-духовных и культурных ценностей и традиций, традиционной национально-культурной идентичности народов России. Значительные негативные последствия использования указанного пособия в образовательном процессе (при подготовке и повышении квалификации учителей) обусловлены тем, что оно фактически направлено на насильственную идеологическую индоктринацию подрастающего поколения в России в духе космополитизма, культурного и религиозного релятивизма, на формирование поколений детей, оторванных от корней своих национальных традиций и культур, но при этом воспитанных на чуждой российским ценностям идеологии, что приведет к дальнейшему углублению духовно-нравственного кризиса в России, к размыванию ее цивилизационной, национально-культурной идентичности, разрушению национально-культурной идентичности народов России и станет серьезной угрозой безопасности страны.
Однако наиболее яркие и убедительные подтверждения вывода о высоком религиозно-конфликтогенном потенциале искаженного «эксперимента» обнаруживаются в пособии издательства «Просвещение» «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справочные материалы для общеобразовательных учреждений»[8], так же являющемся, согласно документам Минобрнауки России, материалом учебно-методического обеспечения указанного комплексного учебного курса. Использование данного пособия является грубым нарушением требований законодательства Российской Федерации о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и о гарантиях прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся и их родителей. Так, указанное пособие направлено на формирование у учителей и, как следствие, у обучающихся негативного, искаженного отношения к православному христианству. Для этого использованы известные ложные стереотипы и штампы из арсенала «воинствующего атеизма». «Книга для учителя» внушает воинствующе атеистические установки о противостоянии «церковных обскурантов» и «свободомыслия» (с. 17), о выступлениях церковных иерархов против «наследия... реформационных, антиклерикальных движений» (с. 22), о «конфликтах между церковью и писателями, поэтами, композиторами, протестовавшими против духовной цензуры» (с. 22), о том, что «все Евразийские и восточные деспотии имели во многом религиозную основу» (с. 24-25), об «освобождении науки от диктата церкви» (с. 17). Неслучайно учителя адресуют к широкому кругу «атеистической литературы, включающей сочинения отечественных авторов» (с. 16).
Имеются в «Книге для учителя» и откровенно оскорбительные, направленные на унижение человеческого достоинства верующих высказывания. Так, с совершенно неубедительной ссылкой на неадекватное мнение «убежденного христианина» (известный манипулятивный прием, направленный на снятие с себя ответственности за сказанное) вероучение Русской Православной Церкви оскорбительно названо «проявлением идолопоклонства» (с. 22). Русской Православной Церкви ложно приписан некий «православно-языческий синкретизм» (с. 14-15). Заявлено, что «современная церковь стремится придать своим обрядам большую помпезность» (с. 23). Богослужебное пение в Римско-католической церкви оскорбительно оценено как характеризующееся «приторно-слащавым стилем итальянской школы» (с. 23). Формируется ложное мнение о причастности Римской католической церкви к преступлениям гитлеровского нацизма: «занимавший в годы Второй мировой войны папский престол Пий XII, как минимум, тщательно закрывал глаза на зверства нацистов против евреев» (с. 156). Захваты униатами на Украине православных храмов повествовательно соединены с деятельностью протестантов, что формирует ложное мнение и о какой-то их причастности к этому (с. 14). Заявлено, что протестантская этика «оказалась ненужной» (с. 16). Пособие необъективно оценивает существующие в России направления иудаизма, всячески пропагандируя хасидов и формируя негативное отношение к «реформистскому иудаизму», про который особенно подчеркивается, что в нем признаются «однополые браки» (с. 148), что не может не повлиять на отношение к нему среди населения России, в большинстве негативно относящегося к идее однополых браков. Пособие формирует мнение, что религиозность среди мусульман смыкается с фанатизмом, экстремизмом и терроризмом (с. 15, 24 и др.). И это лишь некоторая часть выявленных такого рода фрагментов. Складывается впечатление, что авторы «Книги для учителя» сочли необходимым дискредитировать все крупнейшие конфессии России. Подобного рода лексика и показанное смысловое наполнение, направленность «Книги для учителя» рано или поздно могут «взорвать» российское общество, повлекут серьезные конфликты верующих родителей и учителей (которые будут отказываться преподавать весь этот бред) с администрацией школ, а также с представителями иудаизма, который, как было сказано выше, насильно навязывается всем детям в рамках практически всех предметов, входящих в обсуждаемый комплексный учебный курс.
Важно также отметить, что «Книга для учителя» формирует комплиментарное отношение к асоциальным религиозным сектам. Так, на с. 53 авторы пособия с сожалением сообщают, что «в последние годы население страны стало более негативно относиться к нетрадиционным для России религиозным направлениям», в частности - к кришнаитам, свидетелям Иеговы (напомним, ряд изданий этой секты признан в судебном порядке экстремистскими материалами), мунитам, мормонам. На с. 211-212 «Книга для учителя» откровенно пропагандирует, навязывает учителям экстремистски относящееся к христианству вероучение теософии как «религиозно-философское учение о «скрытых» способностях человека и об их развитии, открывающем путь достижения абсолютных знаний, вплоть до бессмертия,... синтез новейших научных достижений (главным образом в сфере психологии и космоса) и сакрального мистического опыта всех религий и философских систем». Учителям пропагандируются спиритизм, пантеизм и «гилозоизм» (с. 17).
Учитывая сказанное, более подробно обоснованное в целом ряде существующих заключений, речь идет не об отдельных малозначительных недостатках «эксперимента», а о существенном извращении Вашей инициативы, о полной подмене целей преподавания комплексного учебного курса «Основ религиозных культур и светской этики» и, в частности, предмета «Основы православной культуры» на инструмент насильственной ценностно-идеологической индоктринации малолетних обучающихся и насильственного изменения их национально-культурной идентичности, о том, что «эксперимент» объективно характеризуется крайне высоким потенциалом провоцирования межрелигиозной розни и вражды. Используемые в рамках «эксперимента» пособия грубейшим образом посягают на конституционную свободу совести значительной части населения России, некоторые из таких пособий содержат унижающие человеческое достоинство верующих и порочащие традиционные конфессии России положения.
Прошу Вас вмешаться в описанную критическую ситуацию. Необходима безотлагательная и кардинальная ревизия состояния дел с возвращением проведения эксперимента в русло Вашего первоначального замысла.
С большим уважением,
Понкин Игорь Владиславович,
доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве
[1] Включающего четыре учебных предмета по изучению основ конкретных религиозных культур и, в качестве альтернатив, «полирелигиоведческого» предмета по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны и предмета «основ светской этики».
[2] Данилюк А.Я. Концепция образовательной программы «Духовно-нравственная культура» (1–11 класс общеобразовательной школы). – М., 2007. – 20 с.
[3] В частности: «Политическая элита стоит перед дилеммой: допустить Церковь в сферу государственно-общественного воспитания, что приведет к снижению в общественном сознании ценностей образования, науки, к национально-религиозной дестабилизации страны и навсегда закроет перед Россией перспективу вернуть статус великой державы…» (с. 6); «Воспитание новых поколений россиян в православном духе преуменьшит в их сознании ценности образования и науки» (с. 5); «Преподавание… таких предметов, как “Основы православной культуры”, … формирует разные религиозно-культурные идентичности, вступающие к тому же в конфликт с научным мировоззрением школьников, учителей и родителей» (с. 9); «Исторический опыт свидетельствует, что обучение православию в школе само по себе не обеспечивает духовно-нравственное воспитание граждан. В начале прошлого века развязали гражданскую войну, а потом взрывали храмы, убивали невинных те, кто прилежно изучал Закон Божий в дореволюционной школе» (с. 6).
[4] Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. – С. 429.
[5] С. 13 Методических материалов для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации (приложение к Письму начальника Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко от 30.04.2010 № 03-831 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования).
[6] Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 60 с.
[7] Иоффе А.Н., Мишина Е.А., Мацияка Е.В., Пьянкова Н.И., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 52 с.
[8] Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / Б.X. Бгажноков, О.В. Воскресенский, М.Ф. Муртазин, Н.Л. Мусхелишвили, В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.
Далее – «Книга для учителя».