«Остров» в тумане

Возвращаясь к фильму П.Лунгина

Я должен признаться, что отношение к фильму «Остров» у меня изначально было неоднозначным. Ещё когда о фильме много и положительно говорили, я сделал несколько критических замечаний, которые и легли в основу этой статьи.

Время, даже сравнительно небольшое, - лучшее зеркало для искусства. Так прежде бывало: то, что вначале критиковалось, вдруг становилось со временем культурным достоянием, а безмерно восхваляемое, получившее зелёную некритическую зону, оборачивалось в пустое, уходило в небытие.

Станет ли киноповесть «Остров» классикой жанра? Это становится всё более сомнительным.

Монастырь. кадр из х/ф "Остров"Многим, и это понятно, импонировало то, что появилось кино, целиком посвященное духовной жизни человека, с религиозной проблематикой, с достоинством профессиональной сделанности.

И верно, что этическая сторона фильма представлялась безупречной и полнокровной, впрочем, за исключением одного спорного момента, о котором скажем позднее. В картине выставлено много нашего родного, традиционно-православного, узнаваемого, особенно в образе поведения героя-старца, что и обеспечило «Острову» успех в религиозной среде.

Нравственно правильная позиция пришлась по душе и светскому зрителю, восполняя проявившуюся в последнее время известную жажду по доброму нравоучительному смыслу.

Казалось бы - идиллия совершенна, что ещё нужно для успеха?..

На эстетическую же сторону мало кто обратил внимание, что характерно для сегодняшнего времени не только в кино, но и в литературе, ибо принято стало считать, что духовное содержание и затронутые религиозные темы обеспечивают успех произведению, дают ему безупречную санкцию. И это может стать темой для отдельного разговора.

Эстетика Лунгина предельно проста, вся - в одной плоскости. Он не ищет особых приёмов выражения, а снимает «как есть», напрямую. Тем более, что непаханность православных тем и технические возможности современного кинопроцесса позволяют это делать.

Таким же образом, и даже ещё более показательно, снят «Адмирал», где и режиссёрского подчерка не просматривается, а работает слаженная киномашина. Это - голливудский тип «цехового» кино, создатели которого как бы говорят: дайте нам задание, и мы вам снимем, сработаем любое кино в любом формате. Кинопроизведения теряют индивидуальное эстетическое лицо, снимаются по определённым штампам.

В «Острове» о киноштампах говорить ещё рановато, но одно очевидно: Лунгин не старался отыскать для нового христианского содержания своего фильма соответствующего эстетического языка, напротив, использовал привычный метод прямого постановочного характера голливудского типа.

А ведь есть в сокровищнице русского кинематографа подходящие эстетические разработки и приёмы (Шепитько, Тарковский, Герман и др.), утончённый поэтический киноязык для глубоких образных переживаний!

Но Лунгин не утруждает себя поиском особого кино-слова, как это делают и некоторые современные литераторы, когда переходят на теологические темы, не меняя бульварного стиля, в котором были воспитаны и сформировались как писатели.

Это и создаёт главный в «Острове» конфликт эстетического порядка: между духовным содержанием и формой выражения, лишенной какой-либо утончённости.

Один мой знакомый, глубоко верующий человек, образованный и опытный в искусстве, тонко чувствующий (этакий воплощенный князь Мышкин), ещё когда «Остров» гремел, сказал мне виновато однажды:

- Знаете, я не смог досмотреть фильм до конца. Как только появилась эта бесноватая (талантливая, кстати, актриса), я не выдержал и остановил показ. Со вздохом подумал: Господи, сейчас он и её исцелять будет... Чик - и выключил. И, знаете ли, не жалею!..

В чём же ущербность эстетической стороны «Острова», если вызывает отторжение у наиболее чутких зрителей?

Это - прямая, грубая непосредственность, топорная прямолинейность в изображении событий духовно-нравственного характера. Главный герой совершает свои чудотворения перед нашими глазами самым обескураживающим открытым образом. Фильм почти лишен очень важного элемента истинного искусства - иносказания.

Святые наши чудотворцы и Сам Господь всегда, когда это было возможно, совершали свои чудеса скромно и прикровенно, стараясь отвести от себя славу чудотворения. Преподобный Авфилохий Почаевский никогда не устраивал театральных исцелений, но собирал всех за стол после общей молитвы, и, если была на то Господня воля, больные получали просимое.

Господь наш Иисус Христос отправляет десять прокаженных к священникам, по дороге они исцеляются (Лк.17,12-19). Или, помазав брением очи слепорождённому, Иисус отправляет его умыться в Силоаме, и там он прозревает (Ин.9). А о первом чуде в Кане Галилейской поначалу знают только «почерпшии воду». Тем самым становятся возможными похвальные слова архитриклина - распорядителя пира, слова столь дорогие верующему сердцу: «...а ты хорошее вино сберёг доселе» (Ин.2,1-11).

Безусловно, множество других чудес наш Божественный Учитель совершил самым непосредственным образом. Но никогда Господь не желал ошарашить кого-либо своими чудесами, как однажды предлагал Ему искуситель в пустыни. Камни не сделаются хлебами, но в благословении и преломлении малый хлеб незаметно напитает многих.

Герой же Мамонова просто давит зрителя своими чудесами. Возникает желание скромно удалиться и оставить, например, нашего героя с больным мальчиком наедине, соблюсти таинство чуда сокровенным.

Хочется быть архитриклином на завершающемся брачном пиру, вкусившим терпкость и сладость лучшего вина, до поры не зная, что вино было водой.

Задача искусства, пожалуй, видится в том, чтобы преподнести читателю или зрителю зрелость канского вина, а не поставить во свидетели химической реакции пресуществления вина из воды.

Притчи же Христовы, в плане первейшего образца всех искусств, научат художника искать для выражения духовно-нравственных идей иносказательной, символической формы.

Фильм «Остров» почти лишён художественного, образного стиля, позволяющего мягким, как бы параллельным, воздействием подталкивать творческий разум души к самостоятельным открытиям.

Мы сказали вначале, что фильм о самом главном, о спасении души. Но именно эта тема особенно требует инаковости, притчи, как бы некоего образного многогранного зеркала, в котором призматически отображаются события. Но - нет и нет, именно главная тема фильма лишена образности и предельно реалистична. До грубости. До отторжения.

С реализмом шутки плохи: чуть увлёкся - и дошёл до безвкусицы.

Отец Анатолий и уголь. Кадр из х/фильма "Остров"Мне могут возразить, что в фильме всё же есть символические образы. Баржа с углём. Блаженный старец перетаскивает уголь всю жизнь, как грех свой. Да, но этот образ остаётся на периферии. А одна из сложных тем - чудотворения - выглядит удручающе обнажённой.

Я бы даже сказал так: целомудренная и скромная, по задумке, жизнь старца показана не скромно, не бережно. Режиссёр выбирает форму лобовой атаки, эстетически грубую и отталкивающую.

И ещё один немаловажный момент, касающийся сюжетно-драматической и, одновременно, нравственной концепции «Острова».

Мы знаем, что святыми становились из разбойников, пьяниц и прелюбодеев. Но не припоминаем, чтобы кто-нибудь из святых был прежде предателем. Собирательный образ старца в этой точке особенно уязвим. Ведь наш герой совершил осознанное предательство без особых понуждений. Это не Петрово отречение, характеризующееся нечаянностью и стечением обстоятельств, а безнадёжное и малодушное иудино предательство. Из иудушек святые старцы не выходили, даже через великое покаяние. На прощение иудушка, конечно, может рассчитывать, но не на дар чудотворения.

Мой дорогой знакомый, которого мы нарекли Мышкиным, недавно вновь поделился со мной, что готов променять весь «Остров» на один-единственный сюжет из фильма «Поп». Догадались, какой?

Да, да, - это пасхальный крестный ход с лагерными заключёнными под бдительным прицелом фашистов и бешеный лай овчарок.

Образ получился у Хотиненко сильным и глубоким. Здесь и победоносность Пасхи, несмотря ни на что, ни на какие там политические обстоятельства, и пронзительный символ духовной борьбы человека на земле, ликующее сердце которого стерегут лающие до рвоты псы.

Пожалуй, было бы интересно сопоставить кинопроизведения «Остров» Лунгина и, например, «Восхождение» Шепитько.

Христианские идеи в «Острове» выражаются непосредственно, в «Восхождении» - иносказательно.

Ларисе Шепитько удалось каким-то творческим чудом, особыми средствами выражения из военной драмы по известной повести В.Быкова о подвиге и предательстве, создать по духу евангельский фильм.

Павел Лунгин, напротив, имея возможность духовные идеи включить напрямую в сюжет, в средствах выражения беден и грубо прямолинеен.

«Восхождение» - весь притча. Сюжет, взятый из войны, на наших глазах перевоплощается в вечный образ: Христос и Иуда, жертва и предательское самосохранение. Шепитько гениальным творческим озарением иллюстрирует слово Христово: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу ради Меня сбережет её» (Мф.10,39).

«Остров», напротив, лишён второго символического рождения. В нём только то, о чём он говорит, но нет того, о чём истинные шедевры умеют выразительно молчать.

Воздействие «Восхождения» на душу зрителя чрезвычайно сильное ещё и потому, что Лариса Шепитько добивалась от всей творческой группы глубокого сопереживания создаваемых событий. Удивительно, что фильм снимался в той последовательности, как мы его видим, совсем не по-голливудски, и совершенно лишён и намека на бутафорность, чего не скажешь об «Острове».

И, наконец, в «Восхождении» иудино предательство имеет закономерное развитие: неудачная попытка самоубийства, потеря свободы.

В «Острове» же предатель странным образом становится чудотворцем, что вредит этической концепции фильма подобно ложке дёгтя в бочке с мёдом.

 

В заключении я скажу о том, что доказывать бывает трудно, но видится несомненным в свете художественной и духовной интуиции.

«Остров» - фильм тонко конъюнктурный, хотя многие в нём искренне потрудились. И Мамонов, хоть и ёрничал, но искренне читал молитвы, скакал по кочегарке...

Павел Лунгин «схватил» конъюнктуру, попал в точку ожиданий и не более. То, что было снято у него до «Острова» и после - яркое доказательство его нравственной и художественной всеядности.

Можете себе представить настоящего русского писателя, перемежающего в своём творчестве бульварные романы с проникновенными шедеврами?

Кино ли само по себе, ставшее болящей кликушей сего века, или деятели киноискусства виноваты в запредельно широких нравственных и методологических амплитудах творчества, расшатывающих цельность самого художника, оскверняющих чистоту даже лучших его творений?

Как художник Лунгин не вызывает ни доверия, ни уважения; и единственное чадо его, подававшее надежды, ожидавшее, но не дождавшееся нравственного подкрепления, кинофильм «Остров», медленно тает в тумане...

Послесловие

Я не случайно ни слова не сказал о фильме «Царь», т.к. его не смотрел и смотреть не собираюсь - пора бы поберечь чувства. С книгой бывает проще, если ты с ней не согласен, не созвучен - закрой, отложи. Кино вяжет, принуждает. Так что я оценил поступок моего Мышкина, который имел мужество нажать на кнопку «стоп».

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

49. Ответ на 24., Захар:

Интервью Лунгина Познеру говорит, мне кажется, о том, что он не любит и не понимает ни Православие, ни Россию. А может быть даже и ненавидит.

Один мой знакомый,- документалист,пригласил меня на просмотр очередного фильма. У него явно что-то не получалось, он просил совета, как можно исправить. Фильм состоял, как бы из трех частей, в каждой из которых рассказывалось об очень разных судьбах людей. Истории были пронзительные, а целостности фильма не получалось. Я человек православный, и без труда понял, что объединяет судьбы этих людей: Божий Промысел.Мой приятель, еврей, говорит, а нельзя ли как-то без этого, мол, как я все это не люблю. Я говорю, а зачем же ты каждый раз берешься за эти темы? "Вот и я ему говорю, - вторит мне его режиссер, тоже, кстати, еврей, но православный, - а он - жидовская морда (очень смешно за ними наблюдать), меня не слушает!" То ли режиссер настоял, то ли сам он что-то понял, но фильм получился, занял очередной приз на фестивале. Считаю, что каждый имеет право на творческие поиски, на свое видение и мира, на проблемы, историю и т.д. Но никто не имеет права на монополию в освещении всего вышеперечисленного. А у нас, к сожалению, о-о-очень малая часть общества получила неприлично большие преференции во всех сферах нашей жизни. От этого и возникают нынче все наши "недоразумения".

Сава / 08.10.2012

48. Ответ на 46., Валентина Дмитриевна:

+ Уважаемый о. Александр, искренне благодарю Вас за внимание к моим комментариям. Но мне все же жаль, что Вы не поняли моих рассуждений. Да, действительно, о войне много талантливых фильмов: Калатозова, Григория Чухрая, Алексея Германа... Но я говорю о другом – ценностью, главным героем что ли, идеей в этом фильме является советская идеология, здесь у героя Плотникова даже психология большевистская: победа любой ценой, ради нее можно хоть тысячи жизней положить, не жалко, ведь это чужие жизни, другие всегда найдутся. У Шепитько не было случайных деталей, случайных кадров, у нее все работало на образ, на идею фильма, как талантливый режиссер она мыслила художественными образами. И "звезда на буденовке" - это тоже художественный образ: преемственность революции, это советский мальчик, внук комиссаров, будущий комиссар, дело революции живет, мы советские люди, можно с радостью за это погибать...Далее: «Но если Вы "Восхождение" и "В огне ..." ставите в один ряд... Они действительно тогда были в одном ряду, хотя бы по уровню таланта режиссеров. Но как только советизм исчерпал себя, режиссеру сказать стало нечего, он схватился за царскую тему – ведь теперь это модно – а в сердце пустота, вот и получилось чудовищное кощунство и клевета на Царственных Мучеников. А У нас лучшие фильмы о войне были сняты в советское время. А там те же звёзды, что Вы так не любите (или точнее разлюбили).. Действительно «разлюбила», не могу простить им октябрятства, когда несмышленых малышей в коммунистов готовили и заставляли носить на груди «звездочку» с кудрявым сатанистом, потом еще комсомол был, в который школьников тоже загоняли, из которого я вышла (Вы знаете, что это значило в советское время?), – когда поняла, что это такое… А Вы что, любите эти масонские пентаграммы? О. Павел этим богохульным деянием, о котором Вы говорите, - пошил себе однажды облачение с пятиконечными звёздами - осквернил свою душу, юродство тоже разное бывает, не в оправдание греха, не к соблазну, а в назидание согрешившего. Большевики-коммунисты обманули наш народ, украли у нас истинную веру и подсунули свою, сатанинскую. Мы до сих пор за это расплачиваемся, катастрофически скатываясь в пропасть. Чем же здесь восхищаться? Вступив с Вами в дискуссию, хотела обсудить тему нашего бытия через отражение искусством. Жаль, не получилось…А по-поводу нетактичного поминания священства… – не припомню, если чем задела, простите.

Валентина Дмитриевна, оставьте вы в покое пятиконечную звезду! Эта звезда - еще и один из символов нашей Победы! И, между прочим, она использовалась в раннем христианстве как обозначение пяти ран Иисуса Христа. Вот перевернутая пентаграмма - это да, безусловно сатанинский знак. Ну так сатанисты и крест переворачивают.

47. Re: «Остров» в тумане

Аноним / 10.06.2011

46. да ещё из-за одной звезды на будёновке...

+ Уважаемый о. Александр, искренне благодарю Вас за внимание к моим комментариям. Но мне все же жаль, что Вы не поняли моих рассуждений. Да, действительно, о войне много талантливых фильмов: Калатозова, Григория Чухрая, Алексея Германа... Но я говорю о другом – ценностью, главным героем что ли, идеей в этом фильме является советская идеология, здесь у героя Плотникова даже психология большевистская: победа любой ценой, ради нее можно хоть тысячи жизней положить, не жалко, ведь это чужие жизни, другие всегда найдутся. У Шепитько не было случайных деталей, случайных кадров, у нее все работало на образ, на идею фильма, как талантливый режиссер она мыслила художественными образами. И "звезда на буденовке" - это тоже художественный образ: преемственность революции, это советский мальчик, внук комиссаров, будущий комиссар, дело революции живет, мы советские люди, можно с радостью за это погибать... Далее: «Но если Вы "Восхождение" и "В огне ..." ставите в один ряд... Они действительно тогда были в одном ряду, хотя бы по уровню таланта режиссеров. Но как только советизм исчерпал себя, режиссеру сказать стало нечего, он схватился за царскую тему – ведь теперь это модно – а в сердце пустота, вот и получилось чудовищное кощунство и клевета на Царственных Мучеников. А У нас лучшие фильмы о войне были сняты в советское время. А там те же звёзды, что Вы так не любите (или точнее разлюбили).. Действительно «разлюбила», не могу простить им октябрятства, когда несмышленых малышей в коммунистов готовили и заставляли носить на груди «звездочку» с кудрявым сатанистом, потом еще комсомол был, в который школьников тоже загоняли, из которого я вышла (Вы знаете, что это значило в советское время?), – когда поняла, что это такое… А Вы что, любите эти масонские пентаграммы? О. Павел этим богохульным деянием, о котором Вы говорите, - пошил себе однажды облачение с пятиконечными звёздами - осквернил свою душу, юродство тоже разное бывает, не в оправдание греха, не к соблазну, а в назидание согрешившего. Большевики-коммунисты обманули наш народ, украли у нас истинную веру и подсунули свою, сатанинскую. Мы до сих пор за это расплачиваемся, катастрофически скатываясь в пропасть. Чем же здесь восхищаться? Вступив с Вами в дискуссию, хотела обсудить тему нашего бытия через отражение искусством. Жаль, не получилось… А по-поводу нетактичного поминания священства… – не припомню, если чем задела, простите.

45. Валентине Дмитриевне

По поводу фильма Панфилова,как я его помню по старой памяти, я с Вами готов согласиться, он невнятен в художественном плане и политизирован соответсвенно времени. Хотя и куда более талантлив, чем то , что Панфилов снял тогда, когда сменил идеологию и получил свободу снимать, что ему вздумается. Снял он про царскую семью, и вроде бы с благими намерениями, но безвкусица получилась ужасная, а образы до кощунства несоответсвенны.Правды никакой. Но если Вы "Восхождение" и "В огне ..." ставите в один ряд, да ещё из-за одной звезды на будёновке... то дискуссию лучше прекратить. У нас лучшие фильмы о войне были сняты в советское время. А там те же звёзды, что Вы так не любите(или точнее разлюбили), те же идеологические штампы проскальзывают... А по-поводу нетактичного поминания священства: одна история. Стоял я как-то в очереди. Один мужичёк испитой мне говорит лукаво, да с намёком:"А ты знаешь, священники-то РАЗНЫЕ бывают..." А я ему: "А ты сам, кто по специальности?" - Я тракторист! - Ну вот,трактористы то же разные бывают! Задумался мужик... Но он то забитый, неверующий, а у нашей неофитской интеллигенции до сих пор каша в голове: с красными и белыми не разберутся. Старец Павел Груздев Тутаевский, юродствуя во Христе, пошил себе однажды облачение с пятиконечными звёздами. Все просто обалдели. А старец сказал: "А знаете, сколько наших ребят под этими звёздами лежат?.."

и.А.З. / 16.03.2011

44. Re: «Остров» в тумане

Фильм не стоит того, что бы его обсуждать.

Аноним / 15.03.2011

43. Ваша оценка Шепитько и "Восхождения" совершенно субъективная.

Хочу добавить к предыдущему письму. Сегодня скорбно-покаянный день: вынужденное отречение Государя Николая Александровича и начало Голгофы Царственных Мучеников. И в поддержку нашему народу в будущих великих скорбях – явление иконы Божией Матери «Державная». М.б., поэтому накануне показали этот фильм Панфилова?..

42. Ваша оценка Шепитько и "Восхождения" совершенно субъективная.

Уважаемый и.А.З. Вы пишете: Ваша оценка Шепитько и "Восхождения" совершенно субъективная. Восприятие искусства, наверное, всегда субъективно. Имеет значение, кто субъект, кто оценивает. Ведь верующий и неверующий, профессионал или дилетант, талантливый или бездарный «субьект», согласитесь, совершенно по-разному оценивают то или иное явление. В то время я была далека от церкви, но фильмы Шепитько, наверное, интуитивно, воспринимала всегда тяжело, хотя режиссер она безусловно талантливый. Звезда - это не дань времени, как Вы говорите, это идеология времени, идеология автора. При другой идеологии можно было бы найти другой символ будущего России. Странно, что Вы как священник этого не видите. О ее вере я рассуждать не буду, я была с ней хорошо знакома и знаю другое, например, что она посещала Вангу, которая, к стати сказать, предсказала ее трагическую судьбу. Не буду ее за это осуждать, она уже пред Богом, говорю просто как факт ее мiровоззрения. Тогда многие кинематографисты побывали у Ванги, я тоже тогда относилась к Ванге с большим интересом, Бог миловал, я не была. Сейчас многое воспринимается по-другому, произошла переоценка ценностей, потому что произошло, если так можно выразиться, воцерковление восприятия, и не только искусства, но и нашей истории. Недавно по ТВ показали фильм Глеба Панфилова "В огне брода нет" с Инной Чуриковой. В то время я его смотрела с интересом, оценивая положительно и игру актеров, и режиссуру фильма. А теперь не смогла досмотреть, не оставляла мысль, что это они, герои Чуриковой, Кононова, Глузского, Солоницына (хотя как акеры и люди – замечательные!) и иже с ними, уничтожали православную Россию, убивали лучших ее сынов, хам пришел на смену Святой Руси. А после эпизода, когда Глузский радостно сообщает, что "царя шлепнули" и достает по этому случаю пузырек со спиртом, выключила телевизор, ком к горлу подступил… Но странное дело, вроде бы поняли, какая произошла катастрофа, кто такие большевики и что они натворили, а до сих пор восхищаемся фильмами о них. Да и не только фильмы, а вся их идеология до сих пор живет и побеждает, начиная от Кремля и до самых до окраин…

41. для Валентины Дмитриевны

Случайно заметил Ваш поздний комментарий. Ваша оценка Шепитько и "Восхождения" совершенно субъективная. Звезда на будёновке у мальчишки - атрибут времени, не более. Но в этом ребёнке - вся надежда. А Лариса была верующим человеком, Вы просто не знаете. В фильме как раз и нет ничего "советского"-помпезного, поэтому его чуть не ухлопали в Госкино. Ветераны фильм спасли и оценили,а их,кто действительно знает,что такое война,не обманешь. Да, фильм тяжёлый. Но разве сама тема лёгкая? Тяжёлый,но не беспросветный,как порой бывает. Обратите внимание,как снята последняя сцена казни: герой передаёт мальчику завещание взглядом, а сам не виснет на виселице,нет, - возносится, и свет подхватывает его. Эстетические возможности кино здесь использованы сполна и талантливо. Герой не гибнет,ибо побеждает страх, который,как известно, совершенно изгоняется только любовью.

и.А.З. / 12.03.2011

40. ...интересно сопоставить кинопроизведения «Остров» Лунгина и, например, «Восхождение» Шепитько

+Уважаемый о. Александр, Вы пишете (для краткости Вашу оценку «Острова» я опускаю): Пожалуй, было бы интересно сопоставить кинопроизведения «Остров» Лунгина и, например, «Восхождение» Шепитько… Христианские идеи в «Острове» выражаются непосредственно, в «Восхождении» - иносказательно…Ларисе Шепитько удалось каким-то творческим чудом, особыми средствами выражения из военной драмы по известной повести В.Быкова о подвиге и предательстве, создать по духу евангельский фильм…«Восхождение» - весь притча. Сюжет, взятый из войны, на наших глазах перевоплощается в вечный образ: Христос и Иуда, жертва и предательское самосохранение. Шепитько гениальным творческим озарением иллюстрирует слово Христово: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу ради Меня сбережет её» (Мф.10,39). .. Воздействие «Восхождения» на душу зрителя чрезвычайно сильное ещё и потому, что Лариса Шепитько добивалась от всей творческой группы глубокого сопереживания создаваемых событий. С Вашей оценкой «Восхождения» я категорически не согласна, хотя творческие достижения режиссера отнюдь не оспариваю. Расхождение у меня с Вами здесь принципиальное. Лариса Ефимовна Шепитько была действительно талантливым режиссером, создавшим свой киноязык, открывшим своих героев, и в то время фильм произвел сильное впечатление на зрителей. Но мне от него было очень тяжело на душе, как будто надо мной совершили жестокое насилие. И вот тогда я сделала для себя маленькое открытие, что талант бывает не только от Бога… а ведь мы за талант привыкли все прощать, даже если он вводит в соблазн и калечит душу. Да, то о чем Вы говорите, присутствует: это притча, но только не о Христе. Скорее это Великий Инквизитор. Христос, христианство – это прежде всего любовь и жертвенность, самопожертвование, мученики САМИ шли на Голгофу, следуя Христу, и никого не тащили за собой. А здесь герой никого не жалеет, для него главное – это служить идее, любыми средствами добиваться цели, да, он готов погибнуть, но и все тоже пусть погибают – за идею, за светлое будущее. И в конце фильма, перед казнью, что утешило его сердце? он видит мальчика, на шапке которого остался след от красной звезды. Вот что согрело сердце героя, что является для него главным: победа коммунизма. И для раскрытия этой идеи Шепитько вкладывает ее в канву притчи о Христе и Иуде. В этом фильме нет любви, не жалости, нет сострадания, победа любой ценой! Разве это христианство? Она была человеком умным, талантливым, образованным, но неверующим. И фильм отразил ее внутренний мiр. Она действительно добивалась от всей творческой группы глубокого сопереживания создаваемых событий, создавая атмосферу, предельно приближенную к происходящим событиям, и во время съемок замерз человек. Она не щадила людей, которые с ней работали, об этом говорит и ее трагическая гибель, а с ней еще было семь гробов. Вот этот дух коммунистической психологии, безжалостного советского фанатизма, во всех ее фильмах, вспомните, например, «Крылья». К сожалению, она была абсолютным созданием советского времени, хотя, повторю еще раз, художником очень талантливым. Об «Острове» говорить не буду, о недостатках его эстетики много сказано правильного, я бы могла прибавить еще именно в содержательно-православном плане, хотя некоторые Ваши оценки «отрицательного» считаю предвзятыми. Но самый главный идейный прокол – это финал. Верующий художник, создавая положительный образ героя, не мог бы снять такой финал, когда у монаха, уходящего в мiр иной, даже не заронилась мысль о покаянии, соборовании, причастии (хотя необязательно это было бы показывать в кадре). Многие годы о. Анатолий нес на себе этот страшный груз убийства человека и не мог от этого смертельного греха освободиться, боялся, как боялся и тогда, когда выстрелил. И вот теперь. Когда уже ничто земное не может быть преградой для освобождения, и ему уже ничего не страшно, потому что он уходит в мiр иной, что ему мешает?... Наверное, ради этого и стоило снимать фильм – преодоление своего страха, себя, спасения СВОЕЙ души, и стоило снимать фильм. Но этого не произошло, потому и не происходит катарсиса. Но если сравнивать с «Восхождением», против которого «Остров» по художественным достоинствам конечно гораздо ниже, то в образе о. Анатолия все же больше сердечного тепла и любви к этим несуразным людям, даже к о. Иову. Это фильм о живых, обычных, заурядных людях, которым нужен мудрый, добрый наставник, Божий человек, поэтому он глубоко тронул зрителей, которые так нуждаются в наше жестокое время в любви своих пастырей, что многое и не заметили, многое и простили режиссеру. (А Иоанна Грозного не надо было ему трогать, пасквиль получился - и в самой идее, и во всех персонажах. А ведь за каждое слово ответим, тем более за Помазанника Божия!) И вечная память оператору фильма за потрясающий образ РУССКОГО МОНАШЕСКОГО СЕВЕРА!

Александр Зайцев:
Преподобный Иоанн Лествичник: на злобу дня
Слово о послушании и рассуждении. Память 30 марта/12 апреля
11.04.2019
Духовная встреча со святителем Григорием
8/23 марта - Неделя 2-я Великого поста, свт.Григория Паламы
07.03.2015
Оправдание Каина
В ответ на последние публикации о Сталине на РНЛ
05.10.2012
Все статьи автора
"Остров"
Как Лунгин научит нас Родину «любить»!
Профессор Валентин Семёнов об антирусском сериале известного режиссера
03.04.2015
«Остров» в тумане
Возвращаясь к фильму П.Лунгина
10.12.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
Не вернувшийся в Церковь…
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 20:56
Перед Кипрской Церковью стоит поистине судьбоносный выбор
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 20:48
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Алина
2020-11-23 20:40
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Константин В.
2020-11-23 20:36
Искусство жить среди людей с пёсьими головами
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 20:15
Скончался Патриарх Сербский Ириней
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 19:03
В России нет места героизации финских фашистов
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 18:24