Удивительно, что разговор о практике, которая была нормой церковной жизни многие века, встречает сопротивление и непонимание в наши дни. И вдвойне удивительно, что непонимание это высказывают те, кто считают себя церковными консерваторами.
Парадокс! Либералы-обновленцы активно внедряют катехизацию и смотрятся сторонниками практики оглашения перед Крещением, а «консерваторы» всячески защищают «немедленное Крещение», и считают СОГЛАСИЕ родителей на Крещение детей уже достаточным проявлением веры.
Это было бы смешно, если бы мы не стояли перед реальным фактом состоявшегося отпадения от Церкви миллионов фиктивных «православных».
Надо понимать, что предлагаемые меры по обеспечению катехизической подготовки к Таинству Крещения взрослых и по изменению практики крещения младенцев не являются «неудобономимым бременем», которое от скуки кому-то захотелось возложить на людей. Это - не препятствие на пути людей в Церковь, напротив, это - попытка создать благоприятную почву для полного благодатного раскрытия дара Крещения в тех, кто его принимает.
То усиленное обращение к теме миссионерства в полностью крещеной стране, которое мы слышим последнее время, только доказывает факт осознания священноначалием масштаба и тяжести проблемы.
На этом фоне я в очередной раз пытаюсь донести до ушей тех, кто способен услышать и понять (а главное повлиять на решение) неизбежную истину: начинать миссионерство нужно с катехизации, с научения тех, кто хочет принять Крещения и более того - с пересмотра практики Крещения младенцев. Оно должно предполагать обязательное воцерковление их родителей и крестных.
Многие еще наивно полагают, что чем большее количество детей мы покрестим, тем лучше. Возможно, это рецидив неизжитого комсомольского прошлого, возможно, просто недомыслие.
На самом деле весь упор должен быть перенесен на качество Крещения младенцев, которому тождественно правильное выращивания у детей Семени Новой Жизни, всеваемой в их душу Крещением.
Было бы удивительно встретить огородника, который бы утверждал, кто успех урожая картофеля зависит от количества посеянных семян, полностью игнорируя прополку, окучивание, удобрение и т.д. Как ни странно, в церковной ограде таких «огородников» предостаточно.
Проблема практики Крещения не только назрела у нас, она давно перезрела, и, возможно, сегодня уже поздно. Ей нужно заниматься не завтра и не сегодня и даже не вчера, а лет двадцать назад. Возможно, что тогда бы и не нужно было так бороться за миссионерство.
Я не знаю, почему катехизацией занимались только отдельные священники-энтузиасты, которые, теряя время и упуская в карман нерадивых собратий доходы ради Евангельского слова, сначала все же старались научить, а потом только крестить. Думаю что мзда таких достойных пастырей многа у Господа. Катехизация - следование канонам Церкви - из нормы церковной жизни почему-то стала подвигом.
Я не знаю, почему древняя, каноническая и никогда не ставившаяся под сомнение никем из святых Отцов практика оглашения крещаемых и крещения детей в христианских семьях не была поставлена священноначалием в обязанность священству с 90-х годов.
Увы. Миллионы людей приняли Крещение без научения.
Крещение младенцев
Для того чтобы решить, можно ли крестить младенца в семье, которая не даст ему возможность реализовать полученный Дар, нужно ответить на главный вопрос: Крещение спасает само по себе или при дальнейшем развитии?
Можно даже поставить вопрос жестче: спасаемся ли мы без сознательного участия в собственном спасении? Возможно ли спасение вне нашей воли?
Согласно православному учению, спасение наше совершается исключительно при сотрудничестве двух воль - Божественной и человеческой. Но говорить о каком-то разумно-волевом содействии со стороны бессознательного младенца не приходится.
Сам факт принятия человеком Крещения не рассматривался св. Отцами как какая-то индульгенция - автоматическое «спасение». Благодать Крещения - это дар и, как всякий дар, она должна быть свободно усвоена. В случае крещения младенцев благодать подается в священнодействии потенциально, в состоянии возможности[1] («в начатке», как внешняя «печать»[2]), и актуализируется она только по силе роста в нем веры и произволения человека, по мере его свободного и сознательного движения к Богу. В противном случае, «вода остается водою»[3], «ибо не рождает Дух воли не хотящей»[4]. То есть в зависимости от свободных человеческих усилий крещенская благодать либо раскрывается в человеке, «воссиявает» в нем, либо утрачивается им и гаснет[5].
Что бывает с умершим некрещеным младенцем?
Один из главных аргументов сторонников обязательного крещения младенцев - утверждение о том, что «некрещеные младенцы попадают в ад». На самом деле Святоотеческая мысль такого мнения не знает вообще, за исключением единственного западного Отца - блаженного Августина. Вслед за ним эту мысль надолго усвоило все западное латинское богословие. В свою очередь с Запада эта идея перекочевала к нам.
Блаженный Августин, опираясь на формулировку Символа Веры («крещение во оставление грехов»[6]), обосновывал свое мнение о наследственной передаче Адамова греха. Дети, считал он, нуждаются в крещении не потому, что они согрешили лично, но потому, что они «согрешили в Адаме»[7].
Восточные святые Отцы так никогда не считали. Святитель Григорий Богослов пишет о загробной участи некрещеных младенцев: «... не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы»[8]. Т.е. состояние прославленности (как и осуждения) можно достичь только при волевом усилии. Но прославленность не тождественна спасению.
Брат святителя Василия Великого святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. Вот как он говорит: «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни»[9].
Замечательно писал о некрещеных детях святитель Феофан Затворник: «А дети - все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!»[10].
Сколько лет практике Крещения младенцев?
На православном Востоке существовала следующая практика Крещения:
«Состав христиан при Афанасии В. был не особенно велик, так как многие принимали крещение в зрелом возрасте, а некоторые откладывали до престарелых дней. Дети еще только готовились быть христианами, молодые люди находились в состоянии оглашения, и лишь лица зрелого возраста крестились, делались христианами совершенными, которые и присутствовали при литургии верных» [11].
«В IV в. Христианская Церковь состояла из лиц, принявших крещение в зрелом возрасте, и потому хорошо понимавших свое желание и свои мотивы при переходе в христианство»[12].
Вот что пишет православный историк о крещении Императора Константина: «...Константин откладывал свое крещение до конца дней и в то же время принимал в церковных соборах живейшее участие. Это обстоятельство могло показаться странным только писателям IX века, когда уже вошло в повсеместный обычай совершать крещение в младенческом возрасте. Вообще Евсевий нисколько не подчеркивает факт крещения Константина Великого, да едва ли он и мог отнестись к нему тенденциозно: для него как человека IV века, крещение Константина не имело того важного и особенного значения, какое придали ему западные историки. Евсевий хорошо знал, что многие знатные люди его времени принимали крещение перед смертью, что Константин и до крещения был хорошим христианином, если даровал свободу вероисповедания, участвовал на соборах и проч.»[13].
«Григорий Богослов... рекомендует скоро крестить младенцев лишь в случаях опасности для жизни в состоянии их; а иначе ожидать три года.... Епископский сын Григорий Нисский и сын благочестивых родителей Василий Великий крестились только по окончании светского образования; Амвросий Медиоланский, как и Нектарий Константинопольский восприяли крещение после избрания их на епископские кафедры. Св. Иоанн Златоуст, как и Иероним, хотя происходили из христианских семейств, крестились уже взрослыми, как и брат Амвросия Сатир и сестра св. Григория Назианзинского, Горгония, несмотря на то, что были уже известны своим благочестием. Когда мальчик Августин заболел с опасностью для жизни, благочестивая, заботливая мать Моника позволила ему принять только посвящение в катехуменат»[14].
Как крестили детей?
«Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано. Они подходили ко Крещению постепенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, «становились христианами», как говорят источники, еще перед Крещением. Они получали право входить в храм и слушать чтения. Становились оглашенными - «иже ко просвещению» - на 4-й седмице Великого поста, вероятно, несколько лет спустя. Затем отрекались от диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров. И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока в храме читались паремии Великой субботы.
Согласно памятникам XIV века воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в сороковой день. Во всех Требниках этого времени оно предшествует Таинству Крещения.
После наречения имени и воцерковления младенца готовили ко Крещению через наставление в христианской вере, именуемое оглашением»[15].
«... Кандидаты к Крещению были дети не очень большие, которых нужно было приводить в церковь, но уже достаточно развитые, так что они могли получить какое-то обучение, и, чтобы, как учит св. Григорий Богослов, они могли бы активно участвовать в чинах собственного Крещения. Такая же практика, т. е. не крестить детей очень маленьких, соблюдалась на Руси в XI в., по правилам киевского митрополита Иоанна I-го»[16].
«Этот патриархальный общественный чин отречения-сочетания имел в себе больше педагогической силы чем соответствующий сокращенный (иерейский) чин. Перед глазами молодых оглашенных происходило действие, в котором они сами участвовали, и, которое, конечно, им должно было живо представлять важность собственного выбора стороны Христа в борьбе против диавола»[17].
Так готовились к Крещению и крестили раньше... Что мы теперь почти повсеместно видим в наших храмах? Совершенно невоцерковленные родители приходят раз в жизни в храм, приносят детей, приводят таких же нецерковных «крестных», оплачивают на «ящике» Крещение... Часто можно наблюдать, как эти будущие «духовные наставники» начинают судорожно одевать на «ящике» только что приобретенные нательные крестики, которые до этого никогда не носили. И в итоге совершается «нечто», что дает родителям успокоение совести (или - более того - сознание совершенного магического ритуала) и повод бурно отметить «мероприятие». И все это совершается с попустительства и при участии священнослужителей Церкви. Этот позор старательно фиксируется на фото и видео технику.
Каноны Церкви о Крещении[18]:
Возникает вопрос: а какие канонические правила касательно Крещения существуют в Церкви?
2 правило I Вселенского Собора гласит: «...и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание». Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: «...ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать».
О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит 45 правило Лаодикийского Собора: «По двух седмицах четыредесятницы не должно принимати к крещению». В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: «Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течение двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере».
7 правило II Вселенского Собора указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения: «В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
А 46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: «Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам». В толковании на сие правило Зонара отмечает очень важную для практической пастырской деятельности вещь. Тщательная подготовка к Крещению - это эффективное средство профилактики попадания людей в секты: «А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками».
Правила указывают на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. 47 правило Лаодикийского Собора: «В болезни приявшим крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися». Аристин так толкует это правило: «Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру..., ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру и познавать, что сподобился божественной благодати».
Важно, что мотивы, по которым человек ищет принятия Таинства, должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения при невызревшем состоянии души делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокессарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни: «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды: разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры и ради скудости в людях достойных». Аристин поясняет так: «Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поелику оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа.... А крещеный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства - скудость в достойных людях и его подвиги после крещения».
Все эти правила касаются взрослых людей просто потому, что детей в те времена крестили очень редко. А крестить детей в нецерковной семье никому бы и в голову не пришло. Нецерковной же семьей была любая семья, члены которой месяц не участвовали в Евхаристии....
Самые острые вопросы (на форуме РНЛ), связанные с предложением прекратить крещение младенцев в нехристианских семьях и ответы на них:
Означает ли это, что все ДЕТДОМОВЦЫ останутся некрещенными? (Ученица)
Можно ли детдомовских детей крестить, не позаботившись об их христианском воспитании? Я полагаю - что если крестить - то нужно и воспитывать. Если так, то тот, кто их крестит - должен об этом и позаботиться. А то видится мне в этом большое лукавство: покрестись мы покрестим, а там - в кусты... А если мы готовы к такому труду - смело крестим и сами до совершеннолетия воспитываем. А ежели Вам, простите, не по силам воспитывать - то и не крестите.
Владыка Арсений Жадановский благословил свою дух. Дочь (тайную монахиню), врача акушера, крестить всех детей сразу после рождения. (Ученица).
Если это - Крещение страха ради смертного - то оно и у взрослых совершается без катехизации согласно канонам, которые приведены выше. Если же нет, то необходимо руководствоваться Святоотеческой практикой Крещения и подготовки к нему, чтобы не скатиться в примитивный языческий магизм. Крестить всех подряд детей в роддоме - сверхмодернизм. Таких советов нет у Святых Отцов.
Вот что об этом пишет архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний: «В практике Святой Церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором. По существу-то каждый священник обязан быть катехизатором, что и имеет место на каждом приходе. Немыслимо, если люди священнику малознакомы, не выяснить, как они веруют, ходят ли в храм, элементарно объяснить им, в чем суть веры, если это необходимо, но Святое Таинство - совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события. Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, «из них же ни един не свободен от греха», глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто». (Сельскiй бригадиръ).
В Церкви непререкаемым авторитетом пользуется не частное мнение какого-либо иерарха, а согласие Отцов. По вопросу Крещения оно существует и выражено в соборных определениях Церкви, которые я привел выше. Эти каноны не были никем отменены, нужно делать выводы.
Я от себя могу сказать, что само по себе желание креститься или, тем более, крестить детей, зачастую не является проявлением веры - если мы говорим о христианской вере, а не о языческом магическом прагматизме.
Что касается «измерения глубины веры», то меня удивляет такая постановка вопроса. Священник на исповеди, допуская человека к Таинству Причастия, каждый раз определяет «православность» человека и может (и обязан) не допустить к Причастию того, кому это, в силу различных обстоятельств (грехов, например) послужит не на пользу, а во вред. Такая практика почему-то никого не удивляет. Так почему же у приходящих к Крещению мы не можем выяснить глубину их веры?
Ваше утверждение об ограничении крещения младенцев все же достаточно спорное. Может просто надо больше спрашивать с крестных? Попытаться восстановить институт крестных родителей, так сказать, через повышение требований к ним со стороны священника - совершителя Таинства. Наверняка тогда вместо липового христианина в родне или среди знакомых родителей младенца будут находится более достойные. А если еще проводить хотя бы легкую катехизацию крестных? И младенцы не будут страдать, и совесть батюшек будет чище, мне представляется. Это первое, что пришло на ум, простите (Алексий).
Конечно, возрождение института крестных родителей было бы лучшим вариантом решения проблемы. Но, увы - реалии таковы, что это невозможно. При современном укладе жизни все равно детей воспитывают родители. Если они нецерковные, то усилия крестных пропадают впустую, даже если нецерковные родители вдруг обретут себе церковных крестных родителей своим детям. Чаще всего каковы родители, таков и их круг общения.
Что касается катехизации крестных - то она конечно нужна, и я знаю, что в некоторых приходах она проводится (как и катехизация родителей). Это очень хорошо на фоне общей плачевной ситуации, но есть свои проблемы: гарантирует ли оглашение даже родителей их воцерковление? Ведь прослушать курс огласительных бесед и стать православным человеком - не одно и то же.
Как быть воцерковленным бабушкам и дедушкам, когда священник откажет крестить их внуков (поскольку папа с мамой - люди нецерковные) пусть, выходит, дети живут вне Церкви, без таинств, пока родители не одумаются? Не приведут ли меры, предложенные отцом Игнатием, к тому, что иные сердобольные либо сребролюбивые батюшки начнут крестить детей на дому, как в советские времена? Есть и опасность того, что ужесточением условий для крещения могут воспользоваться различные псевдоправославные приходы, которые будут крестить всех подряд (Валерий).
Думаю, что если дедушки и бабушки в состоянии деятельно влиять на воспитание внуков, то их можно рассматривать как семью, и доверить им воспитание крещеных внуков.
Над сребролюбивыми или сердобольными священниками есть епископ - по определению «надзиратель» за соблюдением канонов и правил.
Что же касается возможного ухода людей в «псевдоправославные» приходы, или даже в откровенные секты, то лучшее лекарство от их влияния - правильное православное просвещение.
Как писал Святитель Игнатий Брянчанинов: «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!».
Игумен Игнатий (Душеин), Председатель Комиссии по миссионерской работе Калужской епархии РПЦ МП
[1] Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартис», 1994. С. 42 (вопрос 6).
[2] Там же.
[3] Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40.
[4] Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартис», 1994. С. 42 (вопрос 6).
[5] См., например: Преп. Марк Подвижник. Ответ недоумевающим о святом Крещении. В кн.: Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995. С. 77.
[6] Многие современные толкователи этого члена Символа Веры почему-то не учитывают, что в то время, когда он составлялся, крещение детей было, по крайней мере, на христианском Востоке явлением весьма редким.
[7] См.: Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. М., 2001. С. 255.
[8] Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 558.
[9] Твор. Св. Григория Нисского. Ч.4. М., 1862. С. 345.
[10] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуск I и II. Письмо 139. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и издательство «Паломник», 1994. С. 155.
[11] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М. 1994. С. 24.
[12] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М., 1994. С. 96.
[13] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1. М. 1994. С. 26.
[14] Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Ч. 2, гл. 5, Таинство Крещения. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1964 (репринт: Киев, 1991). С. 496-497.
[15] Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1995. С. 32.
[16] Арранц Михаил. Избранные сочинения по литургике. Т. 1. Таинства Византийского Евхология. М., 2003. С. 289.
[17] Арранц Михаил. Избранные сочинения по литургике. Т. 1. Таинства Византийского Евхология. М., 2003. С. 316.
[18] Иерей Георгий Казанцев «Мертыве души». http://www.wco.ru/biblio/books/kazancev1/Main.htm