16-18 ноября в Москве проходил IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, который стал одним из важнейших событий церковной жизни. На съезде выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который определил основные направления миссионерской деятельности. РНЛ также опубликовала доклад главы Миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерея Евгения Соколова и другие материалы. Сегодня своими впечатлениями о съезде епархиальных миссионеров делится глава Миссионерского отдела Калужской епархии игумен Игнатий (Душеин).
Миссионерский съезд показал два вполне очевидных момента: 1. Священноначалие ясно осознает необходимость активных действий в плане миссии и катехизации. 2. Ни Священноначалие, ни основная масса священства Русской Православной Церкви, ни даже миссионерская ее среда, состоящая в основном из того же активного священства, не готова к радикальным шагам, могущим переломить существующее положение.
О недостатках и проблемах говорил и Святейший Патриарх Кирилл, и руководитель Синодального Миссионерского отдела архиепископ Белгородский Иоанн, и многие другие. Но решение проблем на съезде сводилось - и это отображено в итоговом документе - в основном к попыткам улучшить существующие схемы миссионерской и катехизаторской работы, не меняя тех принципиальных моментов, которые десятилетиями препятствуют нормальному развитию церковного организма и будут препятствовать и далее.
Ни для кого не секрет, что основной упор миссионерской работы направлен ныне на огромную армию уже крещеных людей. Эту армию породили мы сами, игнорируя повеление Самого Господа: «Научите все народы, крестя их...» (Мф. 28: 19). Мы крестили, не научая, и теперь пожинаем плоды.
Неужели нам до сих пор не понятно, что прежде чем идти с проповедью в это море ненаученых крещеных «христиан», нужно сначала решительно перекрыть реку, это море питающую - Крещение без катехизации?
Что нужно сделать в первую очередь?
- Первое и главное: должна быть полностью и повсеместно общецерковным решением прекращена практика Крещения без катехизической подготовки. Эта практика на самом деле и создала современное катастрофическое положение: миллионы крещеных, не знающих своей веры и, по сути, вообще не верующих.
- Второе: необходимо увязать запрещение Крещения неподготовленных людей с персональной дисциплинарной ответственностью священника.
- Третье: необходимо запретить порочную, антимиссионерскую и неканоническую практику установления фиксированных цен на совершение Таинств, особенно Таинства Крещения. Наверное, настало время определиться: что нам важнее - доходы или люди. Мы говорим о миссионерстве, при этом буквально отгоняя людей от Церкви самим фактом фиксированных цен на Таинства. Это ни в коем разе не означает, что Таинства должны совершаться бесплатно - это было бы вредно для самих людей, их принимающих. Нужно просто не фиксировать цены (в том числе и «рекомендательно»). Таинства должны совершаться на пожертвования.
- Четвертое: необходимо определиться с Крещением младенцев. А именно: вернуться к изначальной практике Церкви крещения младенцев только в церковных семьях. Поскольку институт крестных родителей по факту деградировал - в подавляющем большинстве крестные не занимаются воспитанием своих крестников, то вся ответственность за правильное воспитание ложится на родителей ребенка. В этой связи необходимо разработать, с учетом принципа церковной икономии, критерии православной семьи. Необходимо запретить крещение детей в тех семьях, о которых заведомо известно, что семя Крещения не будет заботливо взращиваться.
- Пятое. Церковная община. Мы не должны забывать, что миссионерство - это приглашение не на богослужение в храм, а усилие по приобщению человека к благодатной жизни Церкви. Такое приобщение может произойти только в общине - в приходе. Пока у нас не поставлена в центр наших забот и внимания жизнь общины - все миссионерство заранее обречено на провал.
На приходах должны быть обязательно занятия с детьми и взрослыми, внебогослужебная деятельность, иные формы общения прихожан и настоятеля. Все это - на новаторство, а забытые составляющие исконной, вековой жизни Церкви. Надо вернуться к этому положительному опыту.
Задача миссии - не привлечь всеми силами (и зачастую сомнительными способами) людей в храм, а пробудить в душе человека интерес к духовной жизни, поиск Бога. Этого можно достичь, только наведя порядок в церковной ограде. А то выходит, мы зовем людей к нам, не заботясь о том, что они у нас увидят.
То положение с катехизацией и Крещением, с фиксированными ценами и состоянием общин, которое у нас теперь - несомненно, губительно для Церкви.
Радует что проблемы, о которых мы говорили уже много лет, теперь стали предметом обсуждения на самом высоком уровне. Жаль, что так поздно.
На съезде было решено ходатайствовать перед Священноначалием об учреждении «дня православного миссионера». Это очень трогательная идея. Но, на мой взгляд, было бы продуктивнее и полезнее устранить всем известные реальные «тормоза» нашей церковной жизни.
Хочется верить, что пути решения этих проблем будут найдены, и мы от риторики перейдем к действиям. Мы ждем решений Священноначалия.
Игумен Игнатий (Душеин), делегат IV съезда епархиальных миссионеров, специально для «Русской народной линии»