Скверное слово на церковном заборе

Берегите чистоту языка, как святыню!

И. Тургенев

Как-то взял, да и оправдал известный протодиакон и богослов Русской Православной Церкви одно слово, которое простыми людьми (в смысле, не богословами) принято считать матерным. Словно написал крупными буквами на заборе, а внизу подписался: «профессор Московской духовной академии; ассистент-совместитель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве».

Забор в данном случае не простой деревянный, а продвинутый, виртуальный, то есть форум известного миссионера или сайт «svitk.ru». Написал и объяснил, с высоты своих знаний.

«Тут стоит пояснить, что слово б... не есть мат. По Фасмеру, первичное значение этого слова - «приводящий в заблуждение», отсюда «блядивый» - празднословный...

...Церковнославянский перевод Писания до сих пор не чужд слова, которое какой-то модерновый умник занес в число матерно-запретных: «не точию праздны, но и блядивы» (1 Тим 5.13; в рус. переводе - болтливые)».

А потом ещё и по радио, на всю страну, в прямом эфире начал отвечать на вопрос про гастроли певички на букву «м»: «Это много чести, чтобы Русская Православная Церковь как-то относилась к каждой выходке каждой б...ди, тем более пятидесятилетней». «Мадонну», конечно, по другому назвать трудно, но профессор, всё же, перегнул, развив эту тему не на шутку.

Народ на это отреагировал, задав на форуме слегка наивный вопрос: «Допускается ли профессорам богословия ругаться матом в прямом эфире?». И автор, не заставляя себя долго ждать, ответил. Точнее пустился в такие объяснения, что лучше бы и не говорил. И если предположить, что он прав, то настоящий, нерафинированный, родной русский язык - это язык российских самодержцев, патриархов и святителей, язык православного богослужения, обогащенный матом. Богослов убедительно «доказал» это, приводя соответствующие цитаты из средневековых русских документов и богослужебных текстов. Вдогонку ещё привел и выдержку из письма Пушкина Вяземскому: «Я желал бы оставить русскому языку некоторую библейскую похабность. Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утонченности. Грубость и простота ему более пристали».

Надо отдать должное Александру Сергеевичу - последние годы жизни он раскаялся и искренне стыдился того, что написал подобное. А вот отец протодиакон - нет, не постыдился доказывать, что материться - это нормально, и даже не постеснялся в свое оправдание косвенно, цитируя Пушкина, назвать язык Божьего Слова «наглым и бесстыжим..., сквернословным и ругательским». Так обозначает слово «похабный» словарь Даля.

Впрочем, если человек доказал себе, что мат это не мат, а простое русское слово, то чего ему стесняться. Тем более профессия у него такая, слова разные новомиссионерские изрекать. Но вот вопрос, а верны ли доказательства, и не увёл ли отец дьякон доверчивых фанов в очередную заумь, забыв про совесть? Попробуем разобраться. При этом, рискуя прослыть чистоплюем в глазах обновленцев и реформаторов, данное известное слово я, всё же, буду писать в сокращении.

Известное слово «б...дь» по некоторым источникам переводное же от арабского глагола «табалляд» (всплеснуть руками от боли или досады). Но подобная трактовка не выдерживает достойной критики при тщательном анализе. Стоит, всё же, вернуться к древнерусским истокам его происхождения. Действительно, в былые времена некоторые слова, которые мы сегодня считаем матерными, были аж церковного «предназначения», использовались в церковной службе и звучали в церквях! И звучат по сию пору, правда очень редко и исключительно в древнем значении. Несколько примеров: «б...дивый» - пустословный, болтливый, лживый; «б...дословие» - пустословие, языческое баснословие; «б...дство» - пустословие, болтовство («Словарь церковно-славянского и русского языка», 2-е отделение Императорской АН, 1847 г).

Итак: б...дь - обман, заблуждение, пустословие, пустяки, выдумка; «блядословить» - лгать на кого, ругать кого, болтать, злословить, порицать.

Матерное слово в церкви звучать не могло и не может, значит прав известный миссионер, реабилитация похабщины свершилась?... Нет! И вот почему.

В славянских языках было другое, весьма похожее по звучанию, слово «блудити», которое означало «блуждать» (ср. украинское «блукати»). Постепенно словом «блуд» стали определять не только ложь, заблуждение, но и беспорядочную «блуждающую» половую жизнь. Появились слова «блудница», «блудолюбие», «блудилище» (дом разврата). И если у Апостола Тимофея написано: «Не точию же праздны, но и блядивы и оплазивы, глаголющия, яже не подобает» - и не только праздные, но и болтливые, и любопытные и говорящие, что не следует» (1 Тим 5, 13), то в данном случае слово «блядивы», конечно, это не мат. Но сегодня этим словом не назовут болтушку или сплетницу, так назовут распутную женщину, и слово будет уже являться матерным, как обозначающее половое невоздержание. Мат всегда обозначает всё, что связано с низменной половой сферой. Сначала оба слова существовали обособленно, но затем постепенно стали смешиваться. То есть, слово, о котором идёт речь, раньше не было матерным и не было непристойным, так как не имело ничего общего с развратом и блудом... Вот этот аспект профессор Московской духовной академии как то упустил. В результате чего заблудился сам, да и других ввёл в заблуждение.

Само понятие непристойности поддается определению с большим трудом. Особая трудность заключается здесь в том, что это понятие, во-первых, сильно менялось с течением времени, а во-вторых, носит национально-специфический характер. Филолог А.С. Аранго пишет:

«Что такое «непристойное» (у автора - «обсценное», obscene)? Вероятно, это искаженное или измененное латинское слово scene, означающее «вне сцены». Следовательно, обсценное это то, что должно находиться вне сцены, иными словами вне театральных подмостков нашей жизни. «Грязное» или обсценное слово это такое, которое нарушает правила поведения на общественной сцене, такое, которое осмеливается озвучить то, что не следует видеть или слышать. Обсценность - это понятие родовое, порнография - один из его видов» [Arango, 1989, с. 9].

Не существует ничего непристойного для всего человечества. Непристойным может быть только то, что в данной национальной культуре и в данный момент определено, как непристойное. С разбираемым нами словом произошла эмоциональная и смысловая деформация, в результате чего оно стало неприличным, то есть матерным. Случай достаточно редкий, так как в нашем бурно развивающемся обществе происходит обратное. Слова, которые совсем недавно считались неприличными и где попало не вымессионеривались, сегодня становятся нормой с душком вседозволенности. Ряд не столько грубых, сколько «неприличных» слов приобрел полные права гражданства в связи с резкими изменениями в жизни российского общества - засорением СМИ порнографией и насилием, нецензурщиной, широчайшим распространением венерических заболеваний, половым воспитанием в школе и т.п. Это, например, «презерватив», «импотенция», «соитие», «секс» и другие. Кстати, слово «педераст» является отрадным исключением, так как пока ещё имеет негативный характер и считается ругательным только в нашей стране. Но и ему некоторые адепты либеральной системы, хотят придать статус «обычного» обозначения, «обычной» половой ориентации. Совсем недавно соответствующие темы безоговорочно табуировались за пределами кабинета врача. Сегодня все эти слова допускаются практически в любой компании и неприличными считаться уже не могут.

К чести россиян стоит отметить, что похабные выходки протодиакона вызвали волну возмущения в СМИ, включая его же форум. Но вот что заставляет задуматься и настораживает. Мне стали известны случаи, когда взрослые воцерковлённые люди, уважающие миссионера-сквернослова, после его матерных тирад сами стали частенько употреблять то самое словечко, со всеми его производными. Ну, а про молодёжь и говорить не приходится. Представляете картинку: ребёнок стал интересоваться православием, посещать святые места, книги читать, лекции известных миссионеров слушать. И вот, в один прекрасный момент чадо получит достаточное количество знаний для новоначального, что бы, не краснея, сказать родителям: «Вчера был на лекции о.Андрея Кураева, отмиссионерился по полной, клёвый батя, не обычный ботан, б...дь, не то что вы, зашоренные». Учитывая раскрученность и регалии отца протодьякона, заразиться его словоблудием, а потом ещё и оправдать матерщину, теперь могут многие. Это и есть миссия со знаком минус, антимиссия, АНТИМИССИОНЕРСТВО.

Вместо послесловия

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной - значит адской, из преисподней.

В институте проблем управления РАН ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. И так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Мат был осужден на Карфагенском соборе (прав. 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Их не пускали в церковь и не садились за один стол.

В наши дни стало тенденцией оправдывать многие грехи с точки зрения науки, права, истории и даже богословия. И самое страшное в этом то, что бездушные научные выкладки и выводы зачастую заглушают голос совести авторов. В результате, не только теряется смысл исследований, но и вводится в соблазн огромное количество людей, безоговорочно доверяющих титулам, регалиям и санам этих деятелей.

Как красиво и метко сказал об этом, много веков назад, истинный отец Церкви, пастырь-проповедник, Богослов, Блаженный Августин Епископ Иппонийский: «Нет, неверно, что легче заучить эти слова в силу их мерзкого содержания; такие слова позволяют спокойнее совершать мерзости. Я осуждаю не слова, эти отборные и драгоценные сосуды, а то вино заблуждения, которое подносят нам в них пьяные учителя...»

Анатолий Артюх, Гатчина

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

113. Какая горячая тема на РНЛ!

Осуждайте не осуждайте Кураева, а он таким образом заигрывает с молодежью и привлекает внимание своей специфической аудитории. Он это будет делать всегда, потому, что это его стиль. Иногда злая бабуля в храме больше беды наделает. Кураева осуждать бесполезно, а сколько дурных слов здесь привели, кому жернов на шею вешать?

н.п. / 20.08.2011

112. Ая думаю, что Кураев наносит Церкви страшный вред.

Я помню, как он оскандалился на весь свет, объявив Клару Цеткин злобной жидовкой, этакой Есфирью, учредившей праздник 8 марта; тот самый день, в который Мордохей истребил Амана и всех врагов Израиля. Кураев был пойман за руку, но с него как с гуся вода, отговорился, отбоярился, отделался легким испугом, позже написав известное сочинение на тему: «Как делают антисемитом», из которого, впрочем, неясно, сделали его антисемитом, или нет. Специальное заявление ИФ МАМИФ Богохульник, матерщинник и хулитель православных людей Кураев должен предстать перед церковным судом. Заявление Исследовательского Фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Ваше Святейшество! Мы вынуждены обратиться к Вам с открытым заявлением с просьбой поставить на место протодиакона Андрея Кураева. Этот человек, давно уже скандально прославившийся тем, что: пытался обелить педерастию (мы имеем в виду известный всем ролик, когда владыка Феофан был вынужден силком затыкать фонтан пропедерастического пропагандистского красноречия Кураева [1]); богохульно подменил смысловые значения слов «миссионерствовать» и «катезизация» (его авторские новоделы «отмиссионерить» и «закатехизить»), наделив их смыслом слово «отсношать» (совершить половой акт): «Отмиссионерьте ее, катехизните ее по самое не могу», то есть выдумал новый совершенно богохульный (вполне в духе сект) способ приведения женщины ко Господу и спасения ее души – через половое сношение с нею, причем в извращенном виде («по самое не могу»)! [2]; в лекции семинаристам формировал негативный ложный образ семей православных священников [2]; крайне подло и цинично высказывался о почившем Патриархе Алексии II, делая всякие грязные намеки; странно выступал в поддержку секты Свидетелей Иеговы [3]; пытался самым подлым образом дискредитировать главу Синодального церковного отдела протоиерея Всеволода Чаплина [7]; откровенно русофобствовал, формировал крайне оскорбительный, лживый образ русского народа как разрушителя (в его понимании, русские мальчики могут только все «ломать») [6]; псевдобогословские фантазии Кураева уже не раз публично и детально обоснованно называли «подлым богоборческим бредом, выдаваемым за богословие» [8]. Сказанное совершенно очевидно показывает, что этого персонажа на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. Его следует срочно убрать со школьного проекта ОРКиСЭ и временно запретить публичные выступления, до принесения им покаяния, до духовного излечения его от своих еретических заблуждений. А его некомпетентный школьный «учебник» псевдоправославной культуры, воспитывающий космополитов, следует отправить на свалку.

111. 107. Олегк :

Олег, я не в обиде. Простите и Вы меня.

Артур / 29.11.2010

110. Олегк

Бог простит! И ты меня прости, ради Христа!

109. Артуру и Анатолию

Артур, хочу попросить у вас и у автора статьи прощения, если где-то перегнул палку. Хотелось бы чтобы спор не переходил на личности, и я вроде бы старался следовать этому правилу. Если я говорю например "хамский" или "клеветнический" то естественно имею ввиду не личность оппонента а собственно высказанную им фразу или мысль. А это вещи все таки разные. Прошу прощения и у Анатолия если досадил.

Олегк / 27.11.2010

108. 103. Олегк

Дражайший Олег, Вы напрасно мне пытаетесь все время доказать, как я плох. Уверяю Вас, об этом мне известно лучше, чем кому бы то ни было. Возвращаю Вам Вашу рекомендацию: коли сей предмет Вы считаете столь важным для Церкви, столь, как говорится, резонансным, напишите на эту тему отдельное исследование, статью… Давайте, по призыву наших гарантов, отделять мух (меня) от котлеты (отца протодиакона). По существу зарисовки я не предполагал с Вами спорить. По существу я уже высказался ранее, и, к сожалению, кроме сколь отважных, стлль и мало аргументированных заявлений о клевете и хамстве, ничего внятного с Вашей стороны не услышал. Ограничусь тем, что отошлю Вас к исследованию понятия «гротеск». Вот, пойдите, и исследуйте… И тогда, возможно, откроется Вам: кто кощунствует, используя церковно-славянский язык в целях шоуменства, выдаваемого за миссию, а также в целях самореклама, а кто борется с кощунством – как может… Что касается плагиата, то Вам придется поверить мне на слово: я не помню, чтобы читал эту работу ув.В.Семенко. Надеюсь, ее автор мне простит…

Артур / 26.11.2010

107. Автору

Этот жанр - МИССИЯ !

Олегк / 25.11.2010

106. Артуру

Артур ! Но вот это "Ага, это вот: «Ублюдки от православия!» - ну, тут типа такой намек, что мол, незаконнорожденные! Во-о-от… Ну, что скажешь?" Вы же это у Семенко Владимира Петровича сплагиатировали ??? "Кватеронское счастье неоконов" ? Забыли что ли ? Классиков надо помнить.

Олегк / 25.11.2010

105. Артуру

Милейший Артур ... водораздел-то этот "пастырь" а этот "щоумэн" совершенно клинический, неадекватный. Ладно бы вы посвятили этой теме многие исследования но ведь заметьте где вы это пишете. В комментариях под статьей в которой оклеветали священнослужителя. И как по вашему это звучит ? Оклеветали его что-ли? Да так ему и надо. Мало еще. А чего ? Все равно ж - шоумен. Насчет вашей зарисовки. Очень показательно как клиническая тема ввела вас в грех кощунства, довела до смехотворства и хулы на церковно-славянский язык. Любовно выписанные пухленькие ручки и вязаный гребешок увы к сожалению не способны уравновесить концовку. Согласитесь, по аналогии с пастырем, чтобы мирянина почитали за человека а уж тем более за православного человека совсем не обязательно писывать учительные статьи :) Так что тяга к шоуменству она не только у него.

Олегк / 25.11.2010

104. Re: Скверное слово на церковном заборе

РЕДАКТУРА Однажды вечером отец протодиакон, сидя в своем кабинете, переводил сначала на церковно-славянский и затем вновь на русский те выражения, что он услышал в свой адрес в метро от какого-то мужичка, которому отец протодиакон невзначай, но очень больно наступил на любимую мозоль. Ветер за окном качал обледеневшие ветки деревьев, похожие на антирусские антинародные загогулины, выл дурным голосом в водосточных трубах, и швырял в лицо редким миссионерам-мормонам сырую и липкую снежную крупу. В камине весело потрескивали дрова и скрученные из соломы фигурки одного молдавского протоиерея, и пламя играло отблесками на боках пузатенькой рюмки, в которой мягко золотился старый коньяк. Отец протодиакон испытывал умиротворение и любовь к человечеству… Фрол Кириллов ворвался, как всегда, незвано, шумно и не вовремя. -- Вот, отче!.. – крикнул он от порога, стаскивая с головы «петушок» с надписью «Dig me deep» и торопливо крестясь на висящий в углу портрет философа Мальера. – Принес! Ты уж взгляни! -- Что там? – несколько недовольно вопросил отец протодиакон, предусмотрительно убирая коньяк в секретер. -- Так баннеры же! К акции! Пикет у входа! Перед разными миссиофобскими изданиями! Ты ж сам велел! -- А.. Ну да, ну да… Изволь, взгляну… Кириллов принялся вынимать из тубуса плакаты. -- Вот! Ну, картинки ты видел, а вот текстовки! Сам писал! «Сволочи миссиофобские!» - здорово, правда? Уж припечатал, так припечатал! Или вот: «Что, падлы, затаились?! – это как бы с подвохом, поддел я их, понял?... А вот, смотри: «Стефанов – сукин кот!» - это ж вообще улет!.. Так, ну тут еще «Аннигилируйте, гниды криптораскольнические!» - только немножко не влезло, потом бумагу подлиннее возьмем … Ага, это вот: «Ублюдки от православия!» - ну, тут типа такой намек, что мол, незаконнорожденные! Во-о-от… Ну, что скажешь? Фролов глядел на отца протодиакона, и радостная мина медленно сползала с его лица, исчезая в остроконечной иудейской бородке. Отец протодиакон стоял с каменным лицом, с запотевшими от возмущения очками, стиснув пухленькие кулаки до степени полного побеления костяшек. -- Это что за язык? – тихо, с силой цедя слова, произнес, наконец, он. – Ты где набрался этой пакости?... -- Так ведь… Отче… Я… -- залепетал Фрол, испуганный этой вспышкой ярости сенсея. -- Ты зачем из своих кабаков сюда тащишь всякую мерзость?!!! – страшно взревел отец протодиакон и топнул ногой. – Ты о людях говоришь! О людях, ты понял!... Как так можно?!.. Да, они заблуждаются! Да, мы с ними не согласны! Так давайте так и скажем – вы заблуждаетесь!.. -- Но ведь, как же… -- Молчи, несчастный!.. Да знаешь ли ты, что сам оскверняешься сквернословием своим!... Истинно, истинно говорю тебе: фильтруй базар! Тебе мало всего богатства великого могучего церковно-славянского нашего языка?!... Ты любишь в лингвистических помойках копаться?.. О, Господи, доколе буду я с этими людьми?!... Дай сюда маркер! Кириллов трясущимися руками извлек из кармана маркер и опасливо положил на край стола. --- Пшел на диван! Кириллов поспешно повиновался Отец протодиакон резким волевым жестом развернул полотна бумаги на столе и принялся что-то решительно чиркать черным фломастером прямо поверх красочных букв… Примерно через пять минут, он свернул полотна баннеров в рулон и швырнул Кириллову. -- Вот! Сколько еще учить вас надо? Всегда всё самому делать! Недостойные! Не вечно я буду с вами!.. Не можешь писать, рисуй картинки, пусть другие пишут! Фрол осторожно заглянул внутрь рулонов, и рот его приоткрылся от изумления. Он потряс головой, и развернул бумаги полностью… Остолбенело он вчитывался в такие знакомые, но исполненные новых смыслов слова, беззвучно артикулируя привычные «ё», «х», «б», и чувство собственно ничтожности и восхищения учителем подкатывало к горлу приятной тошнотой. Не в силах совладать с собою, он рухнул на колени и припал к руке учителя. -- Ступай, -- мягко молвил тот. Ступай.. И больше не пиши…

Артур / 25.11.2010
Анатолий Артюх:
Поступок Алексея Бородина должен стать примером
Руководитель движения «Стратегия» Анатолий Артюх вручил грамоту директору сети кинотеатров «Центр-фильм», отказавшемуся от демонстрации «Матильды»
17.08.2017
Дискредитация
На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды»
08.08.2017
Зреет конфликт между частью творческого бомонда и обществом
Анатолий Артюх просит Президента России поддержать создание экспертной комиссии для оценки законов на предмет их соответствия нашим историческим, национальным и духовно-нравственным нормам
07.12.2016
Все статьи автора
"Какой должна быть миссия"
Как помочь бездомным, алкоголезависимым и мамам, попавшим в трудную ситуацию
В рамках конференции по церковному социальному служению в Южно-Сахалинске прошёл ряд интересных мероприятий
23.10.2020
Какова роль Православия в Китае?
В отличие от католиков, имеющих клеймо колонизаторов в Азии, у Русской Православной Церкви есть шанс, несмотря на объективные препятствия, заниматься миссионерством в Поднебесной
23.10.2020
От сердца к сердцу
Из былого
20.10.2020
«С чего начинать учиться любви?»
Первый шаг на пути любви - быть снисходительными к близким
19.10.2020
Милосердие на Дальнем Востоке
В Южно-Сахалинске пройдёт межрегиональная конференция по церковному социальному служению
16.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Коммунизм, социализм и Церковь
Новый комментарий от Валерий
2020-10-24 18:45
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Порфирий
2020-10-24 18:44
День скорбной памяти
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:31
Сталин против «бухгалтеров». Как нужно играть
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:25
Таруса: на пути возвращения Руси
Новый комментарий от Константин В.
2020-10-24 17:21
Советский человек – пассионарий XX века
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:19