В редакцию РНЛ поступило открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину от известного петербургского общественного деятеля Анатолия Артюха, который мы публикуем ниже с незначительными сокращениями.
Уважаемый Владимир Владимирович!
2 декабря 2016 года в Петербурге прошло совместное заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку, которое Вы открыли замечательными словами об укреплении единого культурного пространства страны, о его основах - русском языке и классической отечественной литературе, духовных и нравственных ориентирах.
Далее Вы делаете очень важный акцент на ответственности художников, сказав, что «именно в самой творческой среде должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творческой акцией». И вот с этой точки зрения хотелось бы рассмотреть конфликт, который, к сожалению, разгорается в нашем обществе между частью творческого бомонда и народом.
Некоторые деятели культуры пытаются убедить Вас, что возникли опасения по поводу ограничения свободы их творчества. Показательны в этом отношении программные речи двух известных деятелей культуры - режиссёра Константина Райкина на VII съезде театральных деятелей и режиссера Евгения Миронова на заседании Совета по культуре и искусству, где присутствовали Вы, Владимир Владимирович.
Константин Райкин в своей эмоциональной речи просто взял и обвинил всех - и народ, и власть - в отмене запрета на цензуру, что является ложью, а Евгений Миронов, обращаясь к Вам на заседании в Петербурге, пожаловался, что где-то в провинции запрещали к показу некоторые спектакли, ссылаясь на представителей тех или иных общественных организаций. И Райкин, и Миронов заявили, что тревогу вызывают «по существу безнаказанные действия различных активистов, которые позволяют себе врываться в театры, в том числе во время спектаклей, вызвавших неодобрение, разрушать экспозиции выставок и так далее». При этом Миронов, не смущаясь, сказал, что: «Современное искусство всегда провокационно». То есть, по сути признал, что творческим деятелям невозможно работать без провокаций, а закон об оскорблении чувств верующих им просто мешает провоцировать и оскорблять?
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, также выступивший с докладом 2 декабря на заседании Совета по культуре, ещё в 2013 году, комментируя протесты народа против выставки братьев Чепмен, которую он приютил в Эрмитаже, публично назвал противников выставки «идиотами» и также сказал, что «отбор работ - священное право музея», который только и «может определять, что является искусством, а что нет». Позицию гендиректора музея в то время поддержал и министр культуры РФ Владимир Мединский, который заявил, что в спорной выставке «нет вообще никакого криминала».
Хотя через несколько месяцев после того, как экспозиция успешно завершила работу, часть экспонатов, выставляемых братьями Чепмен, была признана экстремистской по решению суда, в который обратились наши активисты. И это, увы, не единичный случай, когда активность народа выявляет грубые нарушения нравственных принципов существования нашего общества, а порой и нарушение законов Российской Федерации.
По сути, мы наблюдаем, как часть творческого бомонда, финансируемая на средства налогоплательщиков, пытается узурпировать право определять критерии искусства и то, насколько это искусство полезно и приемлемо для нашей страны. Хотя зачастую «произведения искусства», которые навязывают нам, таковыми не являются. Считаем такую позицию творческой элиты не конструктивной и несоответствующей задачам культурной политики страны!
Происходит это, во-первых, потому что некоторые деятели культуры используют провокационные и эпатажные акции именно для привлечения внимания к своему творчеству с целью заработать на скандале. А во-вторых, у всех людей разные нравственные критерии и зачастую режиссёры, художники и актёры не осознают, что оскорбляют своим творчеством кого-то. То, что для них является нравственной нормой, народ, и особенно верующие люди, воспринимают как отклонение, извращение или грех. Я свидетель того, что были случаи откровенных провокаций, организаторами которых являлись сами деятели культуры или их окружение.
Когда речь идёт о недопустимости хулиганских выходок и попыток сорвать спектакль или выставку, необходимо обозначить причину такого поведения некоторых граждан или общественных организаций. Ведь вряд ли народ срывает спектакли и выставки просто из хулиганских побуждений. Да и о каких срывах идёт речь? Для этого необходимо всем нам ответить на вопрос, который Вы задали режиссеру Евгению Миронову: «Кто запрещает спектакли?» Чтобы понять, кто запрещает и кто выступает против провокационного искусства, необходимо рассмотреть случаи тех акций, выставок, спектаклей и фильмов, которые вызвали негодование в широких массах народа, и были запрещены.
Как представитель тех общественных структур, которые занимаются защитой традиционных нравственных ценностей на территории России я в хронологическом порядке представляю не полный, но показательный список тех, так называемых, «культурных акций», которые вызвали широкий общественный резонанс и негодование верующих людей.
2003 год. Москва.
Художественная выставка «Осторожно, религия!» открыта 14 января 2003 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. Организаторы выставки «Осторожно религия» фактически осуществляли идею программной агитации против Православия в виде издевательских манипуляций с символами христианства. 18 января группа православных активистов уничтожила часть экспонатов.
28 марта 2005 года Таганский суд Москвы признал директора Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу центра Людмилу Василовскую - организаторов выставки - виновными в разжигании национальной и религиозной вражды.
2006 год. Москва.
Художественная выставка «Запретное искусство - 2006» проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. На выставке была представлена композиция из трех вертикально стоящих друг на друге букв, образующих нецензурное слово, изображения гомосексуального совокупления генерала с солдатом на фоне стоящего строя солдат, сопровождающееся издевательской надписью «Слава России!» и прочие мерзости, в том числе, и оскорбляющие святыни Православной Церкви.
Выставка подверглась резкой критике со стороны ряда религиозных и общественных организаций, а в отношении её организаторов Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова было возбуждено уголовное дело за разжигание религиозной розни, закончившееся обвинительным приговором суда.
2012 год. Москва. Конфликт между консервативными верующими и так называемыми прогрессивными художниками стал масштабным после плясок феминисток в храме Христа Спасителя, которые многие деятели культуры назвали «молебном».
2013 год. Санкт-Петербург.
Выставка «Конец веселья» братьев Чепмен. Открылась 20 октября в отреставрированных помещениях Восточного крыла Главного штаба в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» и продлилась до 13 января 2013 года. Центральная работа, которая дала название всей экспозиции, представляла собой трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. Витрины расположены в виде свастики, а внутри развернут единый ландшафт ада, в котором нацисты со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга, совокупляются с животными и т.д.
Экспертами наших организаций была сделана независимая оценка творчества братьев Чепмен, на основании которой суд признал ряд экспонатов братьев Чепмен экстремистскими.
2014 год. Новосибирск.
В декабре 2014 года оперный театр Новосибирска показал новую версию оперы Вагнера «Тангейзер». Извращение сюжета Вагнера и конкретные особенности постановки были откровенно богохульными. По мнению критиков, Кулябин оскорбил и эстетическое чувство, и чувства верующих. Превратив христианскую оперу в «клубничку», он оскорбил и Христа, и верующих, и Вагнера.
29 марта 2015 года на главной площади в Новосибирске прошел митинг против скандальной постановки «Тангейзер». Акция началась с молитвенного стояния. В ней приняли участие не менее двух тысяч человек. В этот же день министр культуры России Владимир Мединский уволил директора новосибирского театра Бориса Мездрича. Причина заключалась в том, что последний защищал оперу и не снимал ее с репертуара вопреки критике со стороны Церкви и ее сторонников. Опера больше не появлялась на новосибирской сцене.
2016 год. Санкт-Петербург.
Тур австрийской сатанинской рок-группы «Бельфегор». В апреле 2016 года группа планировала тур по трём городам России. Благодаря экспертизе текстов песен и видеоматериалов группы общественными организациями было выявлено наличие экстремизма в творчестве группы и призывы в текстах песен к физическому устранению христиан. После переговоров представителей общественных организаций с руководством концертных площадок и пикетов против сатанистов организаторами было принято решение об отмене выступления группы во всех городах.
Эти примеры показывают, что никакой цензуры нет, а общественники зачастую делают работу, которую не делает никто. Если были случаи нарушения закона с любой стороны, виновные наказываются. То есть, ситуация несколько иная, чем Вам пытаются представить некоторые деятели культуры!
2016 год. Москва.
Фотовыставка «Джок Стёрджес. Без смущения» в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер. Фотограф известен болезненным пристрастием к съёмкам голых детей и подростков. Выставка закрыта благодаря активистам организации «Офицеры России», которые заблокировали вход в Центр фотографии имени братьев Люмьер.
Уважаемый Владимир Владимирович, всё вышеизложенное мною свидетельствует о том, что назрел некий кризис между так называемой «свободой творчества», которая граничит со вседозволенностью, и отношением к такому творчеству простых людей. Мне кажется, что выход из ситуации есть, и, что характерно он озвучен Вами ещё в 2011 году. Вы тогда, предложив вспомнить этический кодекс Хейса, принятый в 30-х годах в США, предложили создать нравственный кодекс кинематографистов.
В 2013 году правительство поручило обсудить принятие этой Нравственной хартии до 1 октября 2013 года. Проект обещали разработать российские режиссеры Марлен Хуциев и Карен Шахназаров. Но насколько нам известно, этот важнейший документ так и не был создан. Зато Карен Шахназаров в 2016 году доложил Вам в присутствии коллег, что государство должно следить за тем, «чтобы активность граждан не переходила в некие хулиганские выходки и этих людей надо сажать тюрьмы». А ведь если бы был «нравственный кодекс», который было поручено сделать Шахназарову с коллегами и который бы устроил всех - и художников, и народ, и Церковь - я уверен, большинства конфликтов бы просто не было, так как не было бы причины конфликта.
Владимир Владимирович! Народ порой реагирует на Ваши предложения и распоряжения гораздо быстрее и эффективнее, чем чиновники. Поэтому в том же 2013 году в Петербурге на съезде общественных организаций был утверждён в предварительном варианте документ с названием «Нравственный кодекс России», в котором в отдельной графе прописаны положения, касающиеся области культуры - кино, театров, СМИ. В его разработке принимали участие более трёхсот организаций, творческая интеллигенция и представители четырёх традиционных религий России. Мы сделали первые шаги вместо тех, кому это было поручено. Теперь осталось, чтобы нашу инициативу поддержали представители творческой интеллигенции, которая так переживает о том, что может вернуться цензура.
В заключение хотелось бы сказать о том, что мы - ряд общественных организаций России - действительно переживаем за будущее нашей страны и обеспокоены тем, что многие Ваши распоряжения и указы грубо игнорируются чиновниками на всех уровнях власти.
В частности, нам непонятно, почему практически никто и никак из официальных структур не отреагировал на появившийся в свет важнейший документ «Стратегия национальной безопасности РФ»? Это при том, что в «Стратегии» написано, что это не просто декларативный документ, а его выполнение обязательно для всех органов власти.
В Разделе ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ в пункте 43 написано, что в числе основных угроз государственной и общественной безопасности является и разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Считаем, что необходимо именно с этой точки зрения рассматривать деятельность структур, которые по Вашим являются «властителями дум» - телевидения, СМИ, киноиндустрии, театров, музеев и т.д.
Уверен, что если бы деятельность неких «творческих» групп» рассматривалась с точки зрения «Стратегии национальной безопасности РФ», то мы бы не наблюдали, как под молчание правоохранительных органов и Министерства культуры по стране ездит и на многотысячных стадионах открыто матерится Сергей Шнуров со своей группировкой, как в прокат готовится провокационный фильм «Матильда», в котором, судя по трейлеру, грубо искажаются исторические факты и порочится имя святого Царя и его семьи, и как появляются такие спектакли как «Все оттенки голубого» от театра «Сатирикон», пропагандирующие гомосексуализм как норму половых отношений и высмеивающие людей с традиционными взглядами.
В связи с этим, уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас поддержать создание экспертной комиссии для оценки законов на предмет их соответствия нашим историческим, национальным и духовно-нравственным нормам. А также поручить комитетам и ведомствам, отвечающим за данное направление, доработать созданный нами документ «Нравственная хартия» до уровня, соответствующего задачам, прописанным в «Стратегии национальной безопасности РФ». Все материалы по проделанной ранее работе в этом отношении мы готовы предоставить по первому требованию.
С уважением, Артюх Анатолий Артурович, руководитель Движения содействия реализации Стратегии национальной безопасности РФ «СТРАТЕГИЯ»
2. Re: Зреет конфликт между частью творческого бомонда и обществом
1. Re: Зреет конфликт между частью творческого бомонда и обществом