«Русская народная линия»: Александр Григорьевич, в последнее время возобновились дискуссии о природе православных СМИ, их редакционной политики, функций и предназначения. На Ваш взгляд, чем должна характеризоваться редакционная политика православных СМИ, каковы их отличия от светских изданий? Где пролегают границы, за которые православные СМИ не должны переходить?
Александр Раков: Вы затрагиваете очень важные вопросы. Это непростая, но действительно актуальная тема. Нам всем не хватает общей любви. Я думаю, что православное СМИ должно соблюдать заповеди Божии, и мы не должны переступать границы этих заповедей. Но зачастую в нашем эмоциональном запале переходим на оскорбления, нередко нас захлестывает праведный гнев, когда мы порой переходим границы не только Божиих заповедей, но и человеческой этики.
Я никогда не забуду про существование господина Митрофанова и его позицию по Власову. В связи с объявление им во всеуслышание «церковной власовщины» хотелось бы сказать, что в ситуации, когда человек оскорбляет живот свой положивших советских солдат, ветеранов, глумится над всем населением нашей России, над русскими людьми, нужно уметь находить суровые слова, которые открывают его истинное лицо. То же касается и выставки в Татьянинском храме в Москве. Я лично знаю отца Максима Козлова и мне совершенно непонятно, как он допустил это кощунство. Странно, что нашлись священники, которые выступили в защиту выставки. Неужели они не понимают недопустимость подобных акций в храме, на нашей православной территории? Почему самодуровы не устроили выставку на нейтральной земле, вне православного храма? Так что иногда происходит нечто, на что следует жестко реагировать, подвергать критике, осуждению в православных СМИ.
Я - весьма эмоциональный и темпераментный человек. Мне всегда хочется достичь победы в борьбе за правду, истину и справедливость, но, к сожалению, не всегда это удается сделать. Например, в борьбе с господином Митрофановым православные люди, несмотря на многочисленные заявления, обращения, телеграммы и тому подобное, не смогли добиться победы. По сути, мы проиграли. Пока. Мы так и не добились официального заявления Церкви о том, что генерал Власов - это предатель, подонок, изменивший своей Родине и получивший по заслугам виселицу.
Второе. Мы считаем себя православными, но не умеем дискутировать, не умеем говорить друг с другом с любовью.
Третье. При дискуссиях, особенно на православных форумах, не должно быть никакой анонимности. Если это условие будет соблюдаться, градус ненависти, лжи и оскорблений резко пойдет вниз. На православных форумах должны быть зарегистрированы только участники с указанием настоящих имен, фамилий, места проживания, места работы и других индивидуальных данных. Анонимность на форумах, тем более, православных, совершенно недопустима. Тогда никто не посмеет говорить гадости, хамить, прикрываясь кличкой на иностранном языке. Когда о человеке всё известно, он поостережется хамить другому человеку. Сейчас уже начинаются даже судебные процессы по поводу высказываний в интернете. Я не сторонник судебных тяжб, но, скажу по душе: тот, кто испытал на себе оскорбления со стороны анонимов, пасущихся на форумах, и ещё не устоялся в Православии, может не выдержать, думая, что в этом и состоит наша вера.
РНЛ: В нашем мире происходит много того, что входит в прямое противоречие с Заповедями, а иногда и с общественной моралью. Как должны православные СМИ реагировать на подобные события? Следует ли осуждать эти события или лучше их игнорировать, «не замечать»?
А.Р: Я давно задаюсь вопросом, почему Церковь замалчивает многие события, от незначительных до весьма актуальных для всех людей - вне зависимости от конфессии, общественного положения и прочее? Почему протоиерей Всеволод Чаплин может спокойно заявлять о газовых проблемах России или приглашать Ксению Собчак, раскрученную жёлтой прессой дамой полусвета, на Всемирный Русский Народный Собор? К счастью, Собчак не приехала на Собор. А если бы эта особа появилась, и ей дали слово на трибуне? Я лично посылал на официальный сайт Русской Православной Церкви фотографии Ксении Анатольевны в непристойных видах и спрашивал у представителей Церкви, если это приглашение было сделано ошибочно, то почему они упорно молчат, а если это приглашение было сделано вполне осознанно, то пусть они обоснуют его необходимость. Но ответом была привычная тишина, а ведь православная общественность была шокирована этим приглашением и до сих пор ждёт ответа.
Информационно Русская Православная Церковь весьма избирательна. Приснопамятный Патриарх Алексий II был примером для журналистов своим мгновенным откликом на любое, имеющее отношение к Церкви, событие. Всегда была его официальная реакция на множество актуальных вопросов бытия, как больших, так и маленьких. Мы могли знать его позицию по большинству из них. Он выполнял функцию, если позволительно так выразиться, главного рупора Русской Православной Церкви. Сейчас этого нет. При нынешнем Патриархе Кирилле, в основном, используется отработанный столетиями прием - замалчивание того, что показывает Церковь не с лучшей стороны. Или якобы показывает. Разумеется, народ недоволен такой информационной политикой Церкви.
РНЛ: Неужели Вы полностью исключаете случаи, когда Русской Православной Церкви лучше воздержаться от комментария, например, для того, чтобы противникам Церкви не дать повода рассорить Церковь с государством и т.д.?
А.Р: Конечно, к каждому вопросу надо подходить индивидуально и, возможно, «с пожданием». Церковь не обязана реагировать на любое телодвижение государственных деятелей. Ведь главная задача Церкви - спасение души человеческой. Церковь - не информационный орган, здесь я готов противоречить самому себе, но Церковь вовсе не обязана оглашать своё мнение по каждому поводу, поэтому мы, вероятно, иногда слишком многое от неё требуем. Прогресс ещё никогда не приносил человечеству счастья и, уверяю вас, если бы вдруг исчезли из нашей жизни мобильники, мы только на время почувствовали бы себя обездоленными.
Каждое православное СМИ имеет духовника. Апостол Павел допускал разномыслия среди православных, но мы по-прежнему очень нетерпимы к чужому мнению. Я считаю себя церковным человеком, пусть не воцерковленным, но верующим в Господа нашего Иисуса Христа. И мне очень не нравится, когда наша Церковь глубоко входит в государственные дела, когда десятилетия ждёт, чтобы государство отремонтировало обветшавшие здания Лавры. На мой взгляд, сейчас существует уже не симфония государства и Церкви, а настоящий оркестр, который играет по нотам: ни по одному серьезному вопросу Церковь не сказала своего «нет» государству. Между тем принципиальных вопросов, которые противоречат Заповедям Божиим, сколько угодно. Я написал на Православие.ру несколько постов в разделе «Общее дело». Опираясь на собственный драматический опыт, написал о том, что победа над подростковым алкоголизмом в данных условиях невозможна. Я сам прошел этот страшный путь. Один из тысячи выбирается из алкогольного рабства. Я посмотрел статистику за этот год - она удручающая. Молодежь спивается с еще большей скоростью. Возраст начинающего алкоголика опустился с 11 до 8 лет. К этой сложной проблеме нужен очень разумный подход. Когда у молодёжи вокруг столько соблазнов, тратить миллионы рублей на пустопорожние ТВ ролики, перемежающиеся рекламой пива, совершенно бессмысленно. Борьба отца Тихона (Шевкунова) с алкоголизмом - это явный пример того, как «благими намерениями выложена дорога в ад». Результат этой борьбы не просто нулевой, он идёт со знаком минус. Это пример того, как Церковь по своей инициативе и при поддержке государства совершает колоссальную ошибку.
Второй пример связан с псевдонаукой - телегонией. Этот вопрос первой подняла наша газета. Газета ополчилась против брошюры с фамилиями известных священников о.Артемия Владимирова, о.Николая Головкина, о.Владимира Сергиенко и других. Газета назвала телегонию бредом, из-за чего меня обвинили в том, что я выступаю против научных изысканий, против целомудрия. Прошло несколько лет, и статьи о телегонии бездумно перепечатывались другими церковными СМИ. Тогда мы обратились к учёным специалистам СПбГУ. И оказалось, что телегония - никакая не наука, и высосана она из пальца. Что касается целомудрия, то оно никоим образом не может быть достигнуто путем запугивания. Теперь Издательским Советом Русской Православной Церкви эта брошюра включена в список запрещенных к продаже в церковных лавках книг. Нас эта новость очень порадовала. Это пример, когда СМИ может изменить информационную политику Церкви или открыть глаза Церкви на те или иные проблемы. Я убежден, что именно наша работа помогла убрать эту псевдонаучную книгу с церковных прилавков, хотя за нашу позицию мы пострадали отказом иных храмов продавать наши газеты.
РНЛ: Нередко православные СМИ обвиняются во всеядности, в стремлении охватывать все события, освещать любые скандалы. В этом, в частности, обвиняют и «Русскую народную линию». Александр Григорьевич, как Вы считаете, на что православные СМИ следует реагировать, а что они должны игнорировать? Каковы границы информационного вмешательства православной прессы?
А.Р: Что касается уважаемой «Русской народной линии», то я уверен, что до тех пор, пока вы будете существовать, вас будут хватать за ноги, вас будут цеплять по поводу и без повода, справедливо и несправедливо. Хотя есть доля правды в том, что «Русскую народную линию» обвиняют во всеядности, в предоставлении противоречивых точек зрения. А ведь так размывается ваша собственная позиция. Конечно, вы можете одно и то же событие освящать с нескольких сторон, давая читателю возможность разобраться самому, но вы должны давать и свою собственную, окончательную, православно обоснованную, позицию. Иногда непонятно, как собственно относится РНЛ тому или иному вопросу. РНЛ нужно четче и яснее выражать мнение православного люда, исходя из Заповедей Божиих. Я, например, считаю, что не всем присылающим статьи следует давать слово. А если давать, то не выносить на публику грубостей, особенно если они исходят из уст священника (вспомните эпизод с фигуристом Плющенко). Вообще вам нужно строже подходить к отбору авторов. Некоторых авторов - не буду называть их имена - я бы вообще не хотел видеть на страницах вашего агентства: они не пользуются в православной среде авторитетом, но они доступны для журналистов, и это главный критерий их частого появления на ваших страницах. К сожалению, это факт.
Что же касается вопроса о том, какие события могут освещаться православными СМИ, а какие не следует освещать, то я считаю, что должны обсуждаться любые темы без исключения. Главное, чтобы эти дискуссии не нанесли урон Русской Православной Церкви. Это вопрос сложный, чтобы можно было говорить о нем намеками. Если, например, отец Всеволод Чаплин, пригласив Ксению Собчак на Всемирный Русский Народный Собор, что называется, «сморозил глупость», то православные СМИ имеют право потребовать у него ответ, мы вправе попросить отца Всеволода обосновать своё мнение или же извиниться. Но мы так и не услышали заявления о том, что это была ошибка представителя Церкви. Отец Всеволод Чаплин сделал шокирующее заявление. Куда дальше мы пойдем? Сегодня он пригласил на Собор Ксюшу, а завтра пригласит содомита Борю Моисеева? Этого нельзя ни в коем случае допустить. Утверждают, что подобные выверты происходят из-за оттока молодёжи из Церкви.
Церковь пошла по пути протестантов. Кстати, этот путь уже показал свою несостоятельность и ошибочность. Сейчас в церковной среде развивается рок-музыка; дошло дело до того, что полуобнаженные девушки-байкеры верхом на мотоцикле несут святую хоругвь с иконой, а Патриарх благословляет олимпийцев в главном храме страны - Храме Христа Спасителя. Несмотря на предупреждение Оптинского старца о том, что футбол придумал дьявол, у команды «Зенит» появился священник-духовник. Творятся недопустимые вещи. Неужели православные СМИ должны молчать? Но если же мы будем молчать, то какой смысл в нашем существовании? Получив благословение, мы должны возражать, причем делать это следует решительно.
Сегодня есть только несколько источников, где можно найти ответы на животрепещущие вопросы - это «Русская народная линия», «Православный Санкт-Петербург», журнал «Русский дом», газета «Русский вестник»...
«Русская народная линия» имеет заслуженный авторитет в православной среде, её слово значит много. И наша газета тоже имеет влияние на людей. Признаюсь, я не даже не предполагал, что мы можем настолько влиять на людей. Практически нет СМИ, где простой человек мог бы задать любой вопрос и получить на него конкретный ответ.
Сейчас идет полемика о воссоединении православных с католиками. И что об этом пишут официальные СМИ Церкви? Ничего. И, напротив, РНЛ публикует актуальные материалы на эти темы, и священноначалие не должно игнорировать мнение народа. Но мы только и услышали: «Времена изменились, люди тоже». А как священноначалие может узнать мнение народа? Только через СМИ, в том числе и через РНЛ.
РНЛ: Александр Григорьевич, хотелось бы задать последний вопрос. Каково, на Ваш взгляд, влияние православных СМИ в России?
А.Р.: К сожалению, влияние православных СМИ в России ничтожно. Рассмотрим ситуацию в масштабах Санкт-Петербурга. Где мы можем узнать о православной жизни в стране и в нашем городе? На двух-трех интернет-сайтах, на «Русской народной линии», в газете «Православный Санкт-Петербург» - и всё. Остальное - информационная пустота. Православное информационное поле напоминает голую невозделанную степь, хотя за 20 лет проблему православных СМИ можно было плодотворно решить. Но: Священноначалие совершенно не заинтересовано в том, чтобы это поле было засеяно, поэтому православные СМИ совершенно не развиваются. Это мой вывод за многие годы редакторства. Как шутят церковные журналисты, можно делать епархиальную газету в трёх экземплярах: одну - на стол правящего архиерея, вторую - в библиотеку, третью - отправлять в Москву для отчёта...
Православные мирские СМИ ведут неустанную борьбу за существование. Никто, кроме частных лиц, не помогает православным изданиям. Поэтому никакого информационного развития независимых церковных СМИ нет. Священноначалие не хочет иметь независимых СМИ, оно привыкло к существующему положению вещей, к «келейности». А это страшно. Самое горькое, что если мы с вами, наши информационные ресурсы исчезнут, то раздастся много радостных возгласов недругов, потому что мы многим мешаем. И зарастет всё травой, и никто не вспомнит о нашем титаническом труде. Хотя польза для народа несомненна. Я лучшую часть жизни отдал газете. Все мои мысли отданы газете, она становится лучше, а тиражи падают, потому что мы ограничены в средствах. Но существует Божия воля: если мы существуем, значит идем правильным путем, значит Господь нас держит. Можно говорить о помощи спонсоров, благотворителей, но главное - то, что нам помогает Господь. К сожалению, мы часто об этом забываем.
P.S. Только что позвонил отец Иоанн Миронов и, узнав, чем я занимаюсь, сказал: «Саша, напиши: «Хлеб-соль ешь и правду режь»...
Беседовал заместитель гл.редактора РНЛ Александр Тимофеев