«Ни один христианский народ не имеет в своей истории того, что имеет сербский народ, - не имеет Косова», - написал свт. Николай Сербский. А великий сербский владыка и поэт, правитель Черногории митрополит Петр II Петрович Негош сказал: «Сербское царство и войско погибли на Косовом поле, но слава и доблесть проявились во всем блеске».
Косовский Завет - это Завет сербского народа с Богом, и это является ключевым моментом сербской истории. Как и первые христиане, сербские войска на Косовом поле с готовностью шли на смерть с крестами и иконами. Самые лучшие слова о Видовдане принадлежат сербскому Златоусту свт. Николаю (Велимировичу):
«...И крестоносное войско Лазаря не молило о спасении от смерти. Напротив, все исповедались и причастились - для смерти. Единый вооружённый народ как некий христианский мученик, покорный промыслительной воле Всевидящего, принял горечь смерти, и то не как горечь, но как животворное лекарство. И разве Косово до сегодняшнего дня не служило десяткам поколений животворным лекарством? В истории христианских народов нет известного случая, чтобы целое войско, целый вооружённый народ, будучи вдохновлен желанием смерти, пошёл бы на смерть за веру свою. Не на самоубийство, но на смерть геройскую. Косово - это уникальный случай в двадцати вековой истории христианского мира.
Ошибаются те, кто говорит, что Косово поставило точку в нашей истории. Оно задержало наше развитие, но, если бы не было Косова, мы бы сейчас не были великим народом! Именно Косово сделало нас великим народом.
...Ошибаются те, кто считает Косово поражением. Если кто и потерпел поражение, то это великий господин Вук Бранкович, а не князь Лазарь. Погибший Лазарь приобрел, а оставшийся в живых Вук - потерял.
...И благодаря тому, что вся сербская армия пала на Косовом поле - по доброй воле - за Истину и Правду Божию, она и победила. Она принесла в жертву Богу всё, что имела и могла - поэтому и победила. Потеряла тело, но спасла душу. Но и тело Лазарево не потеряно. Тела изменников, как и их души, пропали после битвы. Святые мощи Лазаря, как будто напоенные небесной силой, еще и сегодня нетленны и исцеляют все недуги человеческие.
...Видовдан - это самый большой праздник «славы» сербского народа. Он есть день, а не ночь, и даже - День.
...Те, кто хмурится, вспоминая о Косове, те, кто умаляет его значение, осуждает или считает несчастьем и гибелью, те смотрят глазами, а не духом, и оценивают технически, а не морально. Они или не истинные сербы или всё ещё находятся под проклятием честного князя из-за того, что предки их не пришли воевать на Косово поле, или пришли, но были в таборе господина Вука под Голеш-горой.
А истинные сербы - что в косовском смысле означает истинные христиане - пусть благодарят Господа Бога за то, что Он дал им Косово, гордость и утешение, и неиссякаемый источник самого возвышенного вдохновения, чистилище совести всех поколений до конца времен...».
Я бы хотел сегодня, в очередную годовщину Видовдана, сказать несколько слов о связи двух наших славянских народов, о необходимости укрепления интеграционного потенциала в первом ряду разорванного Русского мира, а потом и для всех славянских православных народов.
Общее происхождение русских и сербов известно. Страбон (63 до Р.Х. - 20 от Р.Х.) сообщает, что древние сербы жили на территории Западной Азии еще за 400 лет до Рождества Христова. И митрополит Московский Макарий (Булгаков) пишет в своей «Истории Русской Церкви», со ссылкой на Плиния Старшего (23-79 от Р.Х.), что среди остальных народов в области Кавказа живут и сербы. «Сербский народ на территории сегодняшней России, в древней Сарматии, то есть между Кавказом и устьем реки Волги, упоминает и выдающийся александрийский астроном Птоломей Клавдий, автор знаменитой Карты мира», - пишет митрополит Макарий. В районе Закарпатья и сегодня можно встретить много сербских топонимов, как например Косово поле, река Косовка, а исконный язык многих жителей Закарпатья соприкосновен больше всего с сербским языком. Когда первые правители Киевской Руси приняли христианство, одновременно во время правления князя Мутимира и большое число сербов тоже приняли христианство. Наши два народа одновременно упрочили христианство через своих Святителей одинакового имени - Святой Владимир Креститель на Руси и Святой мученик Владимир (во крещении Йоань) князь сербского Приморья и Диоклитии. Не без Божьего промысла сербский принц Растко пришёл именно в русский монастырь на Афоне, где был пострижен в монашество и получил имя Савва. Святогорец Исайя Серб в 1381 году перевел на русский язык труды Дионисия Ареопагита, а Никоновская летопись прямо называет сербом Митрополита Московского свт. Киприана (Цамблака), который в начале 15 века управлял Русской Церковью. Серб Пахомий в 15 веке написал три жития великого Сергия Радонежского. Сербские короли и цари слали дары русскому монастырю на Афоне. Сербский царь Душан Сильный стал ктитором монастыря св. Пантелеимона на Афоне, а король Драгутин слал драгоценные дары церквям и монастырям в России.
После победы на Куликовом (по-сербски Косовом) поле, начал обратный процесс - Россия стала прибежищем и утешением для многих сербов, а многие ограбленные турками церкви и монастыри стали получать частую материальную помощь из России. Сербский Патриарх Гавриил в 17 веке провел 6 лет в России и даже был участником московского церковного собора. В венах первого русского царя текла сербская кровь, - его бабушка Анна Глинская (Якшич), дочь сербского властелина Стефана Якшича из известной сербской семьи.
Но самая сильная духовная связь сербов с русскими связана с последним русским царем Николаем II. Молитвенная память и уважение сербского народа к Святой Царской Семье имеет самое значительное место и благородная чувства верующего сербского народа вековые духовные связи два братских народа сильно укрепились эти связи. Русский Царь Николай Второй и русский народ сохранили Сербию от уничтожения, но самый Царь Николай Второй со своей семьей тогда мученический погиб.
Кстати, свт. Николай Сербский, проводя параллель между императором Николаем II и князем Лазарем, сказал следующие слова о новом Видовдане - о русском Видовдане: «Святой Император Николай ради единоверного ему сербского народа не усомнился взойти на Голгофу сам и повести на нее своё семейство и русский народ. Он сознательно избрал Царство Небесное вместо царствия земного, как некогда это сделал наш благочестивый Царь Лазарь. Трагедия и подвиг Императора Николая неизмерим. Новый Царь Лазарь. Новое Косово».
Всё это понимают верующие люди и в Сербии, и России, но, к сожалению, не понимают определённые силы в наших странах. Кто они? В Сербии это потомки тех, кто был в таборе Вука Бранковича, они теперь стоят за вступление нашей страны в НАТО, стремятся расколоть Сербскую Православную Церковь. В России, наверное, это потомки тех, кто был в таборе Ленина, а теперь стал модернистом и стоит за свержение России с пути Святой Руси.