Доклад на Вторых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях
Живая субстанция культуры - продуктивно-творческие силы и способности человека. Ее социально-исторический и пространственно-временной ареал - бытие человека в мире культуры с момента его рождения и до последнего мига жизни с их ритуально-культовым обрядом. Культура есть детище всеобщего труда и в широком смысле она может быть понята как само социальное содержание жизни, взятое в ее ценностном и смысловом наполнении.
Стремление к совершенному есть абсолютная основа культуры, положительных ценностей и развитого чувства качества - мастерства и художества, нравственности и любви. Вне этого духовно возвышающего и облагораживающего начала ни о каком культурном развитии личности не может быть и речи. Культура воспитывает духовно-ценностную основу самоидентификации личности, ее внутреннего мира, развивает всеобщие по значению творческие способности человека. От того, что человек считает для себя важным, достойным и священным, чему он служит, ради чего живет, зависит его личностное самоопределение и сама судьба.
В реальном социально-историческом развертывании культура представляет собой многосоставную и разноуровневую структуру духовных и материальных воплощений, традиций, идеалов и норм, ценностей. Культура - это направляющая и центрирующая сила, живая душа общества, народа, человека. Не всякая деятельность человека порождает культуру, а только та ее часть, которая носит божественный характер. Газовую камеру или электрический стул вряд ли можно отнести к разряду культуры. Между башенным краном и храмом, как говорится, две большие разницы. В храме воплощена иерархичность бытия, нечто стоящее над человеком, над его мирскими потребностями. Строительный кран - простое техническое сооружение. Смысл и значение феномена культуры связывается, прежде всего, с уровнем образованности и воспитанности человека, его развитости и устремленности на высшее, почитаемое, священное.
Основной пласт культуры, наиболее жизненный, проявляющий себя повседневно, выливается в срединную культуру. Она включает в себя традицию, веру, этикет, обиходное поведение, культуру труда и отдыха, культуру самой жизни народа. Развитая срединная культура, ее укорененность в сознании каждого человека в его повседневной жизни и создает особую атмосферу духовности, прочности и устойчивости. Срединная культура идентифицирует личность во всем социальном и национальном спектрах ее самоопределения, дает особое чувство собственного достоинства, внутренней свободы, духовного комфорта.
Своя повседневная культура есть и у русского народа. Ее слабость неоднократно отмечалась русскими философами (см.: Лосский Н. О. «Русский характер»; Бердяев Н. А. «Русская идея»). Наша непосредственная и повседневная культура не стала еще предметом особой заботы, специального культивирования, сознательной селекции, а ее проявление - в быту, поведении, обустройстве жилища, в приготовлении пищи и ее употреблении - явно недооценивались. Отрицалась ценность всего того, что нес собой опыт сословий (духовенства, купечества, казачества, мещанства и др.) и поколений тысячелетней России. Не имея за собой прочного национально-культурного бытового тыла русский человек часто теряется, происходит его духовный надлом и капитуляция перед чужестранным культурным нашествием.
Обращенность к традиции, верность традиции, восстановление культурной преемственности, приобщение к тем духовным ценностям, которые составляют основу национально-культурной идентификации и духовно-нравственного здоровья народа - задача поистине судьбоносного характера. Именно срединная культура, непосредственная среда обитания и жизнедеятельности человека оформляет повседневную телесно-чувственную и духовно-душевную жизнь человека. Путь в человечество пролегает через родное Отечество. Вспомним бессмертные пушкинские строки:
Два чувства дивно близки нам,
В них сердце обретает пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к родительским гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого -
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Эрозия срединной народной культуры ведет к угасанию чувства Родины, патриотизма, преклонению перед чужеземным.
Нашей отечественной культуре всегда были присущи широта и глубина постановки проблем, целостность их видения в единстве всех составляющих ее артефактов, опора на духовно-нравственный фонд как ядро самого бытия культуры. Постижение парадигмы культуры в идеях верховенства и определяющей роли духовно-нравственного начала и качественного возвышения духовного мира человека по-новому ставит вопросы взаимосвязи культуры и цивилизации, цивилизации и духовности, диалектики религиозного и светского, божественного и человеческого в развитии культуры. Особую значимость приобретает проблемы сохранения и актуализации социокультурного потенциала в его исторической преемственности, соотношение традиционного и новаторского, классического и постклассического, консервативного и модернистского направлений в современной культуре.
Современное российское общество переживает в своем развитии сложный этап преобразований, находится в состоянии переходности и трансформации. Всеобъемлющий кризис российского общества во многом поразил и сферу культуры, поставив ее практически в условия самовыживания. Тем не менее, российская культура демонстрирует удивительную жизнестойкость, прежде всего в народной среде, в творческих усилиях ее подлинных подвижников, организаторов и служителей.
Успокоительные ожидания механического самовоспроизводства и спонтанного прорастания культуротворящих процессов в основных сферах жизнедеятельности регионального социума могут только усугубить кризисное состояние культуры, вызвать необратимые потери, привести к истончению репродуктивного творческого слоя культуры и ее носителей. Требуется серьезный научный анализ как положительных, так и деструктивных по своему характеру изменений в самом содержании культуры и процессах культурного строительства, обоснование путей преодоления кризисных явлений в культуре и угрожающей бездуховности, особенно в молодежной среде.
В содержании культуры не просто соседствуют, а глубоко взаимодействуют такие ее составляющие как мировой, отечественный (общероссийский) и местный (провинциальный, региональный) компоненты. Они не только являются рядоположенными элементами, а должны быть осмыслены с позиций диалектики общего, особенного и единичного. Смена вектора культурообразующих процессов (до недавнего времени: от столичных центров - к регионам) свидетельствует о новизне социокультурной ситуации. Обозначилась переориентация на социокультурное пространство местности и непосредственной среды обитания и жизнедеятельности, которые глубоко значимы для человека как духовно-нравственного существа. Фундаментальные и базовые ценности культуры личность осваивает и реализует через непосредственно данные формы существования, ближнюю и близкую социально-культурную среду. Используя поэтическую метафору, можно сказать, что путь в человечество пролегает через отечество: всему начало здесь, в краю моем родном (Н.А.Некрасов).
На местном уровне, как особом и живом срезе бытия социума и человека, культура находит свое конкретное преломление и проявление в многообразии форм и предметности своего функционирования. Здесь задается в основных параметрах и складывается определенный социокультурный тип личности в его самобытности и региональных отличиях. Для сегодняшнего переломного этапа развития России, и это следует подчеркнуть особо, на местном уровне складываются предпосылки и условия выхода из кризисных ситуаций, своеобразного прорыва именно с позиций культуры, на ее спасительной и конструктивно-созидательной основе.
Вопрос о приоритетах российской системы культуры - это вопрос о том, какие духовные ценности она утверждает, какова ценностная доминанта отечественной культуры, какие интересы и стремления она реализует, какое будущее для народа и человека она готовит.
Сегодня российское общество мучительно, но неуклонно выходит из состояния своеобразного комплекса неполноценности, суетливой погони за чуждыми ей западными образцами эрзац-культуры, возвращается к самоутверждению в своей самоидентификации, пониманию особой значимости своих отечественных традиций. Соприкосновение культуры с рыночной стихией на первых порах вызвало «короткое замыкание» и настоящий шок. Однако следует уверенно сказать, что культура выстояла и, прежде всего, в ее корневой основе. Нарастает процесс ее самоочищения, отделения «зерен от плевел», отторжения инородного и чужеродного, сохранения и воспроизводства ее продуктивного, творчески-созидательного и глубинного слоя.
Преодолевается разрыв культурно-исторической преемственности. Расширились возможности приобщения к культурно-историческому наследию, тем духовным ценностям, которые составляют основу российской национально-культурной идентификации и духовного здоровья личности.
В культурологии (хотя имеется и более емкое в смысловом отношении русское слово «культуроведение») и в самой практике культурного строительства намечается смещение акцентов в срединную, ближнюю и местную культуру с локализацией культурных процессов в конкретных социально временных и пространственных параметрах жизнедеятельности человека. В рамках этого эвристического подхода становится более продуктивным выявление, актуализация и освоение каждым человеком непосредственного культурно-исторического потенциала «социума культуры» различного уровня его функционирования, будь-то регион или край, город или сельское поселение.
С именем русского философа и культуролога Н.Я.Данилевского (1822-1885) связано учение о выделении и характеристике самобытных культурно-исторических типов в общественном развитии. По Н.Я.Данилевскому, своеобразный и неповторимый облик каждой культуре придает то или иное основание, лежащее в ее фундаменте. Одни культуры - религиозные (Древний Восток), другие - сориентированы преимущественно на создание художественных ценностей (Греция); третьи - основаны на юридических установлениях (Рим); в основании четвертых культур преобладают материально-хозяйственные интересы (современный Новоевропейский мир).
В восточнославянском культурно-историческом типе, центром которого является Россия, гармонично сочетаются все четыре сущностные основания культуры. Россия способна развить экономику с социальным и человеческим наполнением, духовно-нравственную в своей основе, а в идеале и перспективе - богочеловеческую. Духовно-нравственный путь развития России диалектически являет нам возможность достижения творческого синтеза религиозных, художественных, нравственно-правовых, материальных ценностей и смыслов культурно-исторического типа. Наиболее эффективным и результативным данный процесс становится на первичном уровне жизнедеятельности человека (в конкретном городе, селе).
Культура, согласно воззрениям выдающегося русского философа И.А.Ильина (1883-1954), явление «внутреннее и органическое, оно захватывает самую глубину человеческой души». Этим она и отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне. Культура от человека требует «всей полноты душевного участия». Она есть воплощение духа народа. Когда внешняя сторона жизни (цивилизация) направляется внутренней (культура), все становится на свои места. Тогда техника жизни, технологии, экономика, правовое регулирование, управление - превращаются в средство решения национальных, социально-хозяйственных задач, вытекающих из духа народа, его культурных традиций и святынь.
В современном мире все сильнее проявляется действие двух противоречивых, но взаимосвязанных тенденций. С одной стороны, мир становится в планетарном масштабе все более взаимосвязанным, открытым, взаимопроницаемым, «диффузным». Никакая граница не способна оградить от воздействия извне иных стандартов, образов жизни. Люди перемещаются, меняют место работы и жительства, получают двойное и «тройное» гражданство, растут потоки беженцев и мигрантов из беспокойных регионов. Значительно выросло, к примеру, мусульманское присутствие в Европе. По некоторым оценкам почти каждый третий житель Москвы относится к тюркоязычному этносу. А с учетом повышенной рождаемости далеко не призрачной становится перспектива превращения столицы в «московский халифат».
Всепроникающими сегодня становятся современные массовые коммуникации, телевидение, информатизация и интернетизация. Для многих они стали далеко не равноценной заменой книги, собственных самостоятельных размышлений. Немало людей, разучившихся читать стихи, петь родные песни, писать письма.
Вместе с тем, сохраняется и усиливается рост национального самосознания, осознание своей самобытности и уникальности в культуре, хозяйстве, общественном устройстве. Кто-то считает глобализацию за «подарок» судьбы и пытается «встроиться» в новый мировой порядок, занять свое место, пусть и в последнем вагоне поезда, уходящего в XXI век, но большинство народов и стран противятся глобальной унификации, насильственному навязыванию однополярного мира, так называемой «общечеловеческой» цивилизационной модели. Нельзя согласиться и тем более допустить, чтобы доминировала и считалась «общечеловеческой» одна западная цивилизация, а другие, в том числе российская, принижались. Российский народ не может вдохновить идеал власти денег, комфорта и потребительства. Тем более, что России в планах глобалистов уготовано далеко не почетное место, ее сталкивают на периферию нового экономического порядка в роли поставщика ресурсов и рынка сбыта.
Понятие и само явление глобализма буквально ворвалось в повседневную жизнь всего мира. Вспомним, как 11 сентября 2001 года на глазах сотен миллионов ошеломленных людей и на голубых экранах, и в ужасающей реальности рушились полукилометровые высотные башни современного Вавилона - небоскребы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Можно сказать, что рушился на глазах символ «нового мирового порядка». Взрыв террористов-камикадзе (они, как ни странно, не выдвинули ни одного условия-требования, как обычно бывает) высветил глубинные истоки, движущие силы и зловещие замыслы их вдохновителей, завуалированную взаимосвязь с формирующимся «новым мировым порядком» - глобализмом. Терроризм становится обратной и уродливой стороной вызова и сопротивления навязываемой всему миру в насильственной, как правило, форме некой единой и универсальной общецивилизационной модели общественного устроения.
Под усыпляющие разговоры об «общечеловеческих ценностях», демократии, свободах и правах человека идет нарастающее наступление транснационального капитала с целью завоевания мирового господства. Оно имеет своей целью не просто завоевание географических пространств, сырьевых ресурсов, рынков товаров и рабочей силы, а завоевание такого господствующего положения в мире, которое позволит контролировать, переопределять, перенацеливать эволюцию всего человечества на основе якобы единственно правильных либерально-демократических и универсальных американских ценностей и понятий.
В основу «нового мирового порядка» для XXI века кладется глобализм. Его идеологическое ядро составляет либерально-демократический стандарт прав и свобод человека, подчеркнем, западного типа и американского образца. Но для того, чтобы унифицировать мир и подогнать его под эту всеобщую модель, необходимо определить главного врага, противящегося планам глобализации, а самому глобализму придать позитивный, «общечеловеческий» смысл, «подать» его в привлекательном виде, как стратегический ответ на смертельный вызов со стороны нового тоталитаризма и терроризма. Архитекторы «нового мирового порядка» оставляют за собой право определять, кого зачислять в разряд тоталитарных режимов, проводить по ведомству демократии и защитников прав и свобод человека, кого объявлять изгоями, террористами и врагами человечества.
Уже первые «победные» шаги глобализма со всей очевидностью показали, что так называемые «общечеловеческие ценности» и «общечеловеческая культура» недостижимы и не нужны, если они будут достигаться за счет национальных интересов тех или иных народов. Библейский завет «по плодам их узнаете их» в полной мере применим к теории и практике глобализма.
Глобализм навязывает, как правило, в насильственной форме универсальную цивилизационную модель. Так, внедрение западной модели рыночной экономики по американским «рецептам» от Мирового валютного фонда и финансовой закулисы означает непоправимый социальный и человеческий надлом, непомерную и все возрастающую плату, точнее расплату.
В обнародованном манифесте «Национализация будущего» В.Ю.Сурковым в постмодернистской форме предлагается «производство смыслов и образов, интерпретирующих всеевропейские ценности» в их преломлении к российским целям, что позволит ментально воссоединить расстроенную нацию, собранную пока (по его оценке) «условно-административно на скорую (пусть и сильную) руку». По существу прописан западнический рецепт замены мировоззренческой матрицы российской цивилизации, ее православного духовного ядра, русскости в культуре и образовании. Такой «прожект» игнорирует объективное положение и роль русского народа в качестве естественно-исторического, стабилизирующего, консолидирующего и гармонизирующего фактора межнационального единения, становления общероссийской гражданской, государственной, социально-этнической, духовно-нравственной и культурно-исторической общности на современном переломном этапе.
В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Часть первая. Начальная школа. Основная школа» прямо сформулированы установки, которые «рассчитаны на долговременные цели... для эволюционной смены менталитета общества через школы». Вот подлинная суть дальнейшего реформирования, трансформации, модернизации нашей школы в либерально-демократическом радикальном концепте!
Нынешний куратор Высшей школы экономики, бывший министр экономики Е.Г.Ясин в одной из своих последних работ «Модернизация экономики и система ценностей» в качестве стратегической задачи обосновывает необходимость коренного изменения традиционной системы духовных ценностей русского народа.
Интерактивные опросы, проводимые во многих городах, постоянно демонстрируют неугасающую в сердцах людей любовь к своей малой родине, ее истории и судьбе, ее культуре и неповторимым уголкам, а главное - к людям, оставившим свой неизгладимый след в патриотическом служении и благоустроении жизни земляков.
У каждого российского города - крупного, среднего или малого - есть своя историческая канва, сложившиеся традиции и неповторимые особенности, свой социокультурный облик, свое предназначение и судьба. Немало потрудились наши историки и краеведы, писатели и поэты, художники и музыканты, а главное - мастеровые люди, люди труда и созидания, чтобы сложилось и выкристаллизировалось своеобразное лицо города. Их подвиги и свершения, жертвенные дары не в целях тщеславия, а по глубоким патриотическим побуждениям сохранены в народной памяти по названиям улиц и площадей, уникальных зданий и памятников культуры, а иногда и в имени самих городов. Так, город Шадринск, носит название по имени Шадрина Ефима, предприимчивого тобольчанина, основавшего здесь свою промысловую заимку.
Для ныне живущих в городах, преемниках славных деяний, очень важно сохранить в благодарной памяти тех, кто шел до нас, понять и перенять ту силу, которая двигала первопроходцами. Осознать и перенять силу их духа, дух времени, веление души и голос совести - правды-истины, связующую и непрерывающуюся нить преемственности поколений. Основную массу первых поселенцев Зауралья составляли добровольцы из числа черносошных крестьян и посадских людей русского Севера, Вятского края и других земель.
Сегодня трудно назвать то или иное поселение, особенно города, которые бы не установили года своего основания и не отмечали бы день своего рождения. Самые старые из них, например, Великий Новгород, отметили уже свой 1150-летний юбилей. В 2012 году по готовящемуся указу Президента РФ всенародный российский масштаб должно принять празднование 1150-летия древнерусского государства. Тысячелетний юбилей был торжественно отмечен в 1862 году величественным сооружением в Великом Новгороде Колокола славы.
Каждый город отмечает свой день рождения. Дата рождения Шадринска зафиксирована в наказной памяти, выданной 15 сентября 1662 года Юрию Никифоровичу Малечкину-Соловью Тобольской воеводской канцелярией и ставшей официальным разрешением на постановку острога и строительство слободы (стоит особо заметить, что русское слово слобода происходит от свободы. Слобода означает поселение свободных людей).
Сегодня во многих городах приступили к проектированию, разработке и практической реализации комплексных социально-хозяйственных, социокультурных и социально-бытовых программ, проектов и планов. Главное же - это реальное дело, направленное на улучшение условий и повышение качества и уровня жизни людей, укрепление местного сообщества как важнейшего социального института и повышение его роли в решении этих задач.
Множество концепций, программ, планов и даже стратегий по схеме «20-20», т.е. до 2020 года, чаще всего оседают в столах их разработчиков. Привычные ссылки на нехватку средств, чрезвычайные и кризисные обстоятельства, на пассивность людей и т.п. несостоятельны. Главным блокирующим фактором является дефицит совести, отсутствие ответственного и государственного подхода. Где тот ключ, ключ «зажигания», спасительное средство, надежный инструмент и работающий механизм, чтобы началось дело, ОБЩЕЕ ДЕЛО (Н.Ф.Федоров)? Нет практической включенности горожан в постановку и решение своих (как своих!) городских проблем. Города не стали и даже в научном и правовом поле и не рассматриваются как субъекты саморазвития. В городах не сложилось городское сообщество как таковое, или оно очень слабо и находится лишь в зачаточном состоянии. Очень незначительная часть живущих в городах может быть названа истинными горожанами и гражданами, принимающими реальное участие в управлении на местном уровне. Городское сообщество продолжает оставаться безязыким и безучастным к своему будущему.
Многие города, особенно малые и средние, и даже крупные, оказались сегодня на опасной развилке упадка, угасания, стремительной депопуляции. С болью приходится констатировать, что тысячи людей покидают свой родной город и только умирать возвращаются на свою малую родину. Потеря населения оказывает самое тяжелое духовное и социально-психологическое воздействие на людей. И чтобы родной город не становился городом-призраком, не уходил градом Китежем в небесные воды Светлояра, общими усилиями необходимо преломить эту опасную ситуацию. Без высокой, воодушевляющей и оптимистической идеи, русской идеи, патриотического горения сыновней любовью к своей малой родине, нам не подняться с колен. Вот почему городская администрация инициировала разработку и реализацию социально значимого проекта под таким девизным названием: «Шадринск - мой город»!
Три с половиной века назад Шадринск начал свое историческое существование и поступь в будущее с небольшого острожка, а затем и слободы в живописной излучине Исети [1, c. 6-8]. Шадринск сегодня - это не только территориальное пространство, и не абстрактный демографический фактор, и даже не просто составляющее его население. Зауральские сюжеты и мотивы отлились и бережно сохраняются в исторических ансамблях старых зданий, храмов и улиц. Сохранение, реконструкция и обновление культурно-исторического и архитектурного облика Шадринска позволяет жителям и гостям города как бы увидеть его в прошлом глазами архимандрита Антонина (Капустина), И.М.Первушина и К.Д.Носилова, Ф.А.Бронникова и И.Д.Шадра, Т.С.Мальцева и Г.М.Ефремова.
За 350-летнюю историю трудом двенадцати поколений, созидательными и творческими усилиями людей служивого, военного, промышленно-коммерческого, мещанского, чиновного и духовного звания, различной национальной и религиозной принадлежности сформировался уникальный и самобытный хозяйственный и социокультурный организм. Шадринск - это город рабочих и студентов. Почти каждый пятый житель Шадринска - студент. Шадринск - это город с сельским лицом, но в хорошем и лучшем смысле этого социокультурного феномена. Это город культуры - со старейшим драматическим театром, развитой сетью культурно-просветительских учреждений. Скажем словами И.А.Ильина. Родная земля - это не только дым отечества, но и непреложность истории. Это колыбель человека - место его рождения, его творческая мастерская. Это и его смертное лоно, место упокоения. Это - око к Богу.
Мы не можем удовлетвориться усредненной, в высокой степени обобщающей и агрегированной картиной социально-философского анализа, а должны дополнить ее выразительными социокультурными штрихами, своеобразным социальным портретом родного города, особенностями функционирования и жизнедеятельности местного сообщества в сравнении и сопоставлении с другими.
У каждого российского города есть своя историческая канва, свой неповторимый социокультурный облик, традиции и местные особенности, свое Предназначение и, можно сказать, своя судьба. Историко-географическая энциклопедия «Города России» содержит почти 1200 статей обо всех современных городах и населенных пунктах Российской Федерации, бывших в прошлом городами, но в силу определенных причин утративших этот статус.
Общественный поворот в сторону регионализации и местных сообществ в целом имеет положительное значение. Он имеет своей целью восстановление и продолжение исконной российской традиции развития самоуправленческих начал, относительно самостоятельного, но взаимоувязанного процесса развития местных сообществ и государства. С.Ю.Витте справедливо считал, что государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане. Поэтому следует не налагать руку на самостоятельность, а развивать ее и всячески помогать ей.
Современная финансово-экономическая острая кризисная ситуация актуализирует поиск действенных механизмов, способов и форм сохранения, воспроизводства, трансляции и освоения духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей и традиций как самого содержания социальной жизни города. В плоскость практического решения встает ряд задач:
1. Стратегическим направлением в деятельности всей многообразной сети культурно-просветительских учреждений является сбережение, развитие и актуализация социально-исторического потенциала г.Шадринска в формировании и воспитании личности, становлении человека в качестве субъекта культуры. И эта сверхзадача находит свое воплощение в разработке и реализации комплексной целевой программы развития городской культуры;
2. Самостоятельным и приоритетным направлением становится забота о восстановлении и реконструкции культурно-исторического центра г.Шадринска, памятников старины, сохранении и развитии архитектурно-градостроительного облика г.Шадринска. Особых усилий требует облагораживание ландшафтной и художественно-природной среды города;
3. Практически решается задача обеспечения органической взаимосвязи культуры с системой образования. Зауралье и г.Шадринск включены в пилотную программу девятнадцати регионов России по введению «Основ православной культуры и светской этики» в качестве перспективного духовно-нравственного и социально-педагогического проекта. В идеале и перспективе каждая общеобразовательная школа и профессионально-образовательное учреждение призваны стать культурно-художественным и спортивно-оздоровительными центрами эстетического и физического развития детей и подростков;
4. Несмотря, а вернее вопреки, всем острокризисным реалиям удалось сохранить городскую библиотечную сеть, ее книжный фонд, не потерять читателя, обрести опыт сочетания разновозрастных интересов, удовлетворения культурно-досуговых потребностей шадринцев. В связи с приближающимся юбилеем Шадринска в библиотеках города развернута постоянно действующая выставка: «Шадринская летопись: к 350-летию города».
5. В целях оптимизации деятельности учреждений культуры ведется поисковая работа по созданию экспериментальных и базовых городских центров в основных типах и формах сети (Дворец культуры, Библиотека, Центр детского и юношеского творчества, Художественная школа, Спортивная школа, Культурный комплекс по месту жительства, на предприятии, в учебном заведении, Творческое любительское объединение, Клубы по интересам и т.д.). Необходимо практически реализовать идею превращения учреждений и очагов культуры в подлинные центры общения горожан, не только потребления культурных ценностей, но и активного формирования и возвышения духовных потребностей шадринцев;
6. Предметом постоянной заботы является повышение уровня и качества культурно-досуговой деятельности людей по месту их непосредственной жизни, особенно организации работы детских и подростковых клубов. Переосмысливается место и роль праздников в укреплении духовных уз и социокультурного единства городского сообщества. Восстанавливается утерянная взаимосвязь праздника с трудом как основополагающей сферой жизнеутверждения человека. Управление культуры и Шадринское благочиние активно взаимодействуют в формировании народной православной праздничной культуры горожан;
7. Важным представляется развитие творческой активности и самодеятельности горожан, внедрение самоуправленческих начал в культурно-просветительскую деятельность, активное привлечение к ней творческих союзов, деятелей культуры и искусства Зауралья.
Социально-исторический потенциал города понимается нами не только как хранилище уникальных художественных ценностей, заботливо оберегаемых раритетов, занесенных в книгу памяти. Это живой, динамично развивающийся социокультурный феномен, уходящий своими истоками в народную среду. Он воссоздается и воплощается в профессиональной культуре и искусстве, находит свое выражение в актуализации всех жизнеспособных сил городского сообщества в развитии материальной и духовной культуры. Культуры, понятой как мир человека и мера его развития, воспитания человека не просто образованного, но именно человека культуры, творящего в социуме культуры. В аксиологическом поле культуры происходит воспроизводство человека и становление его как личности.
Ветошкин Анатолий Петрович, директор Духовно-просветительского центра И.А.Ильина, профессор, доктор философских наук (г.Екатеринбург)
Кокорин Алексей Геннадьевич, глава Администрации г. Шадринска, кандидат экономических наук
Литература:
1. Кокорин А.Г. Слово - мэру города / Миненко Н.А., Федоров С.В. Город на Исети: страницы шадринской летописи. - Шадринск, 1997. - 284 с.